Автор: Чуднова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Ейский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г. Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Экология - наше будущее
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЕЙСКИЙ
СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
ПРОЕКТ
«Экология – наше будущее»
Воспитатель: Чуднова Валентина
Александровна
ГКУ СО КК «Ейский СРЦН»
Участники проекта воспитанники (10-17 лет)
ГКУ СО КК «Ейский СРЦН»
Срок реализации: 3 месяца
г. Ейск
2025 г.
Коллективный долгосрочный проект
«Экология – наше будущее»
Участники проекта: воспитанники (10-17 лет)
Пояснительная записка
Тема экологии является одной из важнейших в наше время. В
современном мире с каждым годом растет количество бытовых отходов. Чем
лучше мы живем, тем больше мусора оставляем! Увеличение мусора сегодня
ощущает каждый человек. В связи с этим необходимо формировать у нового
поколения экологическое сознание, целесообразное, бережное отношение к
природным ресурсам.
Подростковый возраст - ценный этап в развитии экологической
культуры личности.
Ребёнок начинает выделять себя окружающей среды развивается
эмоционально- ценностно отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация
сегодняшнего
дня
выдвигает
перед
специалистами
задачу
поиска
универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект с
элементами
плоггинга,
Плоггинг
─
международное,
новое,
модное
экологическое движение, где бег сочетается со сбором мусора. Плоггинг-
забеги проводятся под девизом «Беги со смыслом!»,
который из немногих
технологий, выводит педагога и несовершеннолетнего в окружающий мир и
социальную действительность.
Актуальность проекта
Современный человек – в первую очередь, физически здоровый человек,
а здоровье невозможно без чистого воздуха, воды, экологически безопасных
продуктов питания. Создавшаяся экологическая проблема заключается в том,
что одной из главных угроз экологии, является загрязнение водоемов как
природными, так и бытовыми отходами, которые оказывают очень пагубное
влияние на экосистему. Эти отходы попадают в моря и океаны различными
способами. Куски пластика, ветки, листья, пух, полиэтиленовые пакеты,
бутылки часто выносятся течением или штормом на берег, а также мусор,
который
оставляют
отдыхающие.
Эти
отходы
становятся
основным
источником мусора на пляже и приводят к сложной экологической ситуации.
Цели
проекта:
создать
условия
для
повышения
экологической
культуры
несовершеннолетних,
воспитание
бережного
отношения
к
окружающей
среде,
формирование
активной
гуманной
позиции
по
отношению
к
природе.
Популяризация
идей,
ценностей
и
практики
экологического добровольчества через реализацию спортивной, социально-
полезной акции
Задачи проекта:
Образовательные: формировать представления детей об источниках
возникновения мусора, об их опасности для окружающей среды;
познакомить с принципами сбора и утилизации бытовых отходов и
возможности вторичного его использования.
Развивающие: развивать познавательный интерес к проблемам загрязнения
окружающей среды и умения эффективно вторично использовать бытовые
отходы, работать с различными материалами, познакомить с их свойствами и
создавать разнообразные поделки из бросового материала
Воспитательные: воспитывать социальную активность, экологическую
грамотность, соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения
в окружающем мире
Гипотеза проекта.
Процесс
формирования
экологического
воспитания
будет
эффективным, если экология будет востребована в обществе, если не
прервётся связь поколений, если реализация программы экологической
направленности будет осуществляться на постоянной основе.
Необходимые ресурсы:
Кадровые – воспитатель;
Информационные: интернет - сайты, методическая литература,
различные
энциклопедии
для
воспитанников,
пособия,
дидактические пособия;
Технические: компьютер, экран, принтер, учебная аудитория;
Финансовые: приобретение бумаги А4 формат;
Мусорные мешки, перчатки
Временной: часы занятий в рамках внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
Для воспитанников:
бережное отношение несовершеннолетних к растительному и животному
миру;
внимательное и чуткое отношение детей к природе родного края и планеты в
целом;
воспитание доброты, чуткости, сострадания к окружающим, воспитание
самостоятельности;
способность видеть и выявлять экологические проблемы;
способность решать экологические проблемы по мере собственных сил.
написание экологических исследовательских проектов.
Для педагогов:
- создание условий для повышения профессиональной компетентности в
вопросах экологического воспитания;
- совершенствование мастерства, применение в работе интерактивных
технологий с целью повышения профессионального роста и обеспечения
возможности участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
- формировать гуманное отношение к природе, чтобы каждый ребенок
осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе
есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит
вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается
общий для всех нас Дом, безнравственны;
- создание банка авторских разработок и презентационных материалов,
сформированных в ходе реализации проекта.
Ожидаемые эффекты проекта заключаются в том, что созданная модель
взаимодействия приведет к положительным изменениям в системе
экологического воспитания. Будущее наших детей сегодня зависит от
социальной позиции каждого.
По своей структуре проект включал в себя 3 этапа:
1. «Подготовительный»;
2. «Основной»;
3. «Заключительный».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
• изучение методической и художественной литературы по теме проекта;
• формирование проблемных вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• создание условий для реализации проекта.
2 этап. Основной.
Беседы
«Мусор – это хорошо или плохо»
«Помогите природе»
«Как правильно утилизировать мусор?»
«Что произойдет, если не убирать мусор?»
«Что такое плоггинг?»
Просмотр презентации «Эти правила помогут уменьшить количество мусора
в городе»,
Просмотр презентации «Отходы – это полезное сырьё»,
Просмотр презентации «Как можно использовать бросовый материал с
пользой».
Просмотр презентации «Беги со смыслом!»
Познавательная деятельность
«Ознакомление со свойствами пластмассы»
«Ознакомление со свойствами резины»
«Ознакомление со свойствами стекла»
Повторение свойств бумаги.
Просмотр презентации «Берегите природу от мусора!»
Просмотр видеоролика «Сохраним природу детям!»
Экспериментирование
• «Свойства пластика» ( пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не
прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает
теплопроводностью – в холоде охлаждается, в тепле – нагревается,
плавится).
• «Свойства стекла»
(водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
• «Как ветер разносит мусор»
Художественное творчество
Коллективная работа «Счастливая планета»
Труд
следим за чистотой на участке группы и территории .
уборка территории пляжа
Практическая деятельность
Анкетирование
Составление буклета «Мусор Земле не к лицу?».
3 этап. Заключительный
• создание плаката «Счастливая планета»;
• развлечение ” Сортируем мусор”.
Заключение
В результате произошло осознание детьми значимости охраны природы,
что нельзя мусорить бездумно. У детей сформировались знания о значимости
охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей
среде,
не
засорять
ее,
появилось
желание
общаться
с
природой ,самостоятельно с экологическим движением «Плоггинг» убирать
территории пляжа. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам,
беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные поделки.
Результатом данного проекта является повышение уровня знаний у детей об
экологии родного края, охране природы.
Список использованной литературы.
1.
Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных
ресурсов. – М.: «Прогресс»- 1974.
2.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург
«Детство-Пресс», 2003.
3.
Гомарович Э.С. «Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.
4.
Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей,
2004.
5.
Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.
6.
Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.
7.
Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.
8.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду – М.:
Мозаика-Синтез, 2010 г.
Приложение 1
Анкета.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за
неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна
своего
двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с родителями о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Убираешь литы территорию возле своего дома?
10. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
11. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем
городе?
Приложение 2