Напоминание

"Коррекция звукопроизношения в условиях дистанционного обучения детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования"


Автор: Болдинова Светлана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция звукопроизношения в условиях дистанционного обучения детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Коррекция звукопроизношения в условиях

дистанционного обучения детей дошкольного возраста

в учреждениях дополнительного образования»

Звукопроизношение

процесс

образования

речевых

звуков,

осуществляемый

дыхательным,

голосообразовательным

и

звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого

процесса центральной нервной системой. Оптимальным периодом для

преодоления нарушений речи, для их коррекции считается дошкольный

возраст. Этому способствуют психофизиологические особенности возраста:

значительная

пластичность

мозга,

подражательность,

эмоциональная

отзывчивость.

В учреждениях дополнительного образования учебный год начинается

10 сентября, далее идут две недели логопедической экспресс-диагностики

всех

поступивших

детей,

зачисление

их

на

логопукт,

составление

расписания. Занятия продолжаются до 10 мая, затем выпуск детей и итоговая

диагностика до 25 мая. В июне я беру детей, которые по итогам диагностики

переведены на второй год обучения. Всего за учебный год проводится 60

занятий.

Я

представляю

систематизированные

индивидуальные

задания,

направленные на коррекцию звукопроизношения, они так же могут быть

использованы

как

основная

часть

конспектов

занятий.

Я

это

все

систематизировала во время проведения дистанционного обучения, поэтому

первые 4 занятия составлены таким образом, чтобы взрослый не имеющий

специального образования занимающийся с ребенком смог донести до него

данные знания в простой форме и провести диагностику речи в домашних

условиях.

Первые 4 задания для всех групп одинаковые. Тема № 1 «Речь в нашей

жизни» ознакомительное: познакомить детей с понятием «речь», функциями

речи, чем мы будем заниматься на занятиях. Следующие две темы

направлены на углубленную диагностику речи и заполнение речевых карт. И

четвертая тема это «Ознакомление с органами речи».

Далее идут 4 темы из комплекса упражнений, вырабатывающие

артикуляционный уклад, дыхательная гимнастика и выработка правильной

воздушной струи индивидуальный для каждой группы звуков. Для родителей

обязательно помечаю: выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут

перед зеркалом. Уже на этих занятиях мы пытаемся вызвать звук и

переходим к следующему этапу – этапу постановки звука. Мы знаем, что

этот этап не одинаков и индивидуален для каждого ребенка, и он может

продолжаться и 2, и 5, и даже 10 занятий. Я могу привести пример из своей

практики: был ребенок с диагнозом «Дислалия», «Фонетический дефект», не

было только звука «Р», два учебных года мы с ним бились, два года у нас

был этап постановки… За неделю до выпуска ребенок «зарычал». И второй

случай: при диагностике выявлен ребенок с нарушением произношения 8

звуков (С, Ш, Л, Р, Й, Ч, Ц, Щ), мы с ним прозанимались три месяца и он был

выпущен с чистой речью. На занятии я ему показывала как произносится

звук, объясняла артикуляцию, он тут же повторял, приходя на следующее

занятие я слышала, что звук уже в речи и не имеет смысла тратить на него

время. Стоит отметить, что пока не появился изолированный звук, к этапу

автоматизации я не приступаю.

Далее идут темы на автоматизацию звука в слогах и словах. И здесь я

систематизировала по такому принципу: одно занятие на автоматизацию

звука в слоге, второе-третье занятие на автоматизацию в словах в позиции

этого слога под ударением, без ударения. Например: 1) Автоматизация [л] в

прямых слогах, 2) Автоматизация [л] в словах с прямыми слогами под

ударением, 3) Автоматизация [л] в словах с прямыми слогами без ударения.

В тематическом планировании это отображено. И это логично: сначала

отработать звук в сильной позиции, затем в слабой. Еще хочу обратить

внимание, представленные слова на автоматизацию я систематизировала

таким образом:

слова с одним слогом ([Л]ак)

слова с двумя слогами и автоматизируемый звук стоит в первом

слоге ([Л]апа)

слова

усложняются

по

количеству

слогов,

но

автоматизированный звук стоит в первом слоге ([С]ахар, [Л]акомка,

[Р]аковина)

слова, где автоматизированный звук стоит во втором слоге

(де[Л]а, па[Л]ата) и слова усложняются по количеству слогов

слова, где автоматизированный звук стоит в третьем слоге

(водо[Л]аз, выпи[С]ывать) и слова усложняются по количеству слогов

и т.д.

Еще одна систематизация к которой я привела данное пособие: сначала

слова идут в сочетании с гласной «А», затем с «О», с «У» и с «Ы»:

Повтори за взрослым слова, четко выделяя звук С:

сад, сам, сало, Саня…

сок, сом, сон, совы…

суд, суп, сук, сухо…

сын, сыр, сытый…

Я могу сказать, что данная систематизация от простого к сложному

приводит к быстрым результатам. Хочу добавить, что при автоматизации

звука в словах я работаю с ребенком на слух, я говорю – он повторяет, это

положительно

сказывается

на

формировании

и

профилактике

фонематического звука, так же отрабатывается интонация, сила голоса, когда

звук под ударением. Но и как любой логопед я включаю в занятия игровые

моменты, физминутки, динамические паузы, пальчиковые игры, работу с Су-

джоком

и

задания

на

самостоятельное

произношение

ребенком

автоматизированного звука.

Заканчиваю

автоматизацию

звука

в

словах

с

двумя

звуками

([С]трау[С], ква[Р]ти[Р]а, ба[Л]а[Л]айка).

Переходим к автоматизации звука в словосочетаниях. Сначала идут

словосочетания, где идет одно слово с автоматизируемым звуком, потом в

двух словах этот звук (мо[Л]очная каша, свет[Л]ая [Л]уна).

Автоматизация в чистоговорках представлена:

в прямых слогах: Со-со-со – у Сони колесо;

в обратных слогах: ил-ил-ил – я котёнка напоил;

со стечением согласных: арка-арка-арка – у меня марка.

Переходим к автоматизации в предложениях. По моим наблюдениям к

этому времени, как правило, у ребенка звук уже есть в самостоятельной речи.

Систематизировала предложения так:

с двумя словами: Скамейка стоит.

с тремя: Лада ела клубнику.

четырьмя: Жора рубит дрова топором.

пятью: У Миши шишка на макушке.

и есть предложения с 11 словами в одном предложении: У Сони

разлился квас на синий носок и на мой поясок.

Продолжаем работу со звуком, закрепляя его в скороговорках и

пословицах:

Около кола колокола.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

И последнее задание это автоматизация звука в связной речи.

Далее представлены задания на постановку и отработку мягкой их

пары, систематизация аналогична.

Затем предлагаю задания на дифференциацию звуков:

Для Р, РЬ: дифференциация [Р] и [РЬ]

Для Л, ЛЬ: дифференциация [Л] и [ЛЬ], дифференциация [Л] и [Р]

Для С, Ш: дифференциация [С] и [Ш]

В заданиях с цветными картинками «Лабиринт» есть дополнительные

упражнения, они стоят там, где предложен меньший объём речевого

материала на слух.

Список используемой литературы:

1.

Автоматизация

звука

Р

в

игровых

упражнениях.

Альбом

дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.

2.

Логопедическая

тетрадь.

Дифференциация

звуков

в

речи

дошкольника. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 64 с.: ил.

3.

Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего

ребёнка его возрасту / Е.М. Косинова.-М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007. – 64 с.: ил.

4.

Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с

детьми 5-6 лет / Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

5.

Самоучитель

по

логопедии.

Универсальное

руководство.

Издание переработанное и дополненное / М.А. Полякова.-М.: Т. Дмитриева,

2017. – 160 с.

6.

Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и

дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – 2-е изд., испр. и доп.

– М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 96 с.



В раздел образования