Автор: Болдинова Светлана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция звукопроизношения в условиях дистанционного обучения детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
«Коррекция звукопроизношения в условиях
дистанционного обучения детей дошкольного возраста
в учреждениях дополнительного образования»
Звукопроизношение
–
процесс
образования
речевых
звуков,
осуществляемый
дыхательным,
голосообразовательным
и
звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого
процесса центральной нервной системой. Оптимальным периодом для
преодоления нарушений речи, для их коррекции считается дошкольный
возраст. Этому способствуют психофизиологические особенности возраста:
значительная
пластичность
мозга,
подражательность,
эмоциональная
отзывчивость.
В учреждениях дополнительного образования учебный год начинается
10 сентября, далее идут две недели логопедической экспресс-диагностики
всех
поступивших
детей,
зачисление
их
на
логопукт,
составление
расписания. Занятия продолжаются до 10 мая, затем выпуск детей и итоговая
диагностика до 25 мая. В июне я беру детей, которые по итогам диагностики
переведены на второй год обучения. Всего за учебный год проводится 60
занятий.
Я
представляю
систематизированные
индивидуальные
задания,
направленные на коррекцию звукопроизношения, они так же могут быть
использованы
как
основная
часть
конспектов
занятий.
Я
это
все
систематизировала во время проведения дистанционного обучения, поэтому
первые 4 занятия составлены таким образом, чтобы взрослый не имеющий
специального образования занимающийся с ребенком смог донести до него
данные знания в простой форме и провести диагностику речи в домашних
условиях.
Первые 4 задания для всех групп одинаковые. Тема № 1 «Речь в нашей
жизни» ознакомительное: познакомить детей с понятием «речь», функциями
речи, чем мы будем заниматься на занятиях. Следующие две темы
направлены на углубленную диагностику речи и заполнение речевых карт. И
четвертая тема это «Ознакомление с органами речи».
Далее идут 4 темы из комплекса упражнений, вырабатывающие
артикуляционный уклад, дыхательная гимнастика и выработка правильной
воздушной струи индивидуальный для каждой группы звуков. Для родителей
обязательно помечаю: выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут
перед зеркалом. Уже на этих занятиях мы пытаемся вызвать звук и
переходим к следующему этапу – этапу постановки звука. Мы знаем, что
этот этап не одинаков и индивидуален для каждого ребенка, и он может
продолжаться и 2, и 5, и даже 10 занятий. Я могу привести пример из своей
практики: был ребенок с диагнозом «Дислалия», «Фонетический дефект», не
было только звука «Р», два учебных года мы с ним бились, два года у нас
был этап постановки… За неделю до выпуска ребенок «зарычал». И второй
случай: при диагностике выявлен ребенок с нарушением произношения 8
звуков (С, Ш, Л, Р, Й, Ч, Ц, Щ), мы с ним прозанимались три месяца и он был
выпущен с чистой речью. На занятии я ему показывала как произносится
звук, объясняла артикуляцию, он тут же повторял, приходя на следующее
занятие я слышала, что звук уже в речи и не имеет смысла тратить на него
время. Стоит отметить, что пока не появился изолированный звук, к этапу
автоматизации я не приступаю.
Далее идут темы на автоматизацию звука в слогах и словах. И здесь я
систематизировала по такому принципу: одно занятие на автоматизацию
звука в слоге, второе-третье занятие на автоматизацию в словах в позиции
этого слога под ударением, без ударения. Например: 1) Автоматизация [л] в
прямых слогах, 2) Автоматизация [л] в словах с прямыми слогами под
ударением, 3) Автоматизация [л] в словах с прямыми слогами без ударения.
В тематическом планировании это отображено. И это логично: сначала
отработать звук в сильной позиции, затем в слабой. Еще хочу обратить
внимание, представленные слова на автоматизацию я систематизировала
таким образом:
слова с одним слогом ([Л]ак)
слова с двумя слогами и автоматизируемый звук стоит в первом
слоге ([Л]апа)
слова
усложняются
по
количеству
слогов,
но
автоматизированный звук стоит в первом слоге ([С]ахар, [Л]акомка,
[Р]аковина)
слова, где автоматизированный звук стоит во втором слоге
(де[Л]а, па[Л]ата) и слова усложняются по количеству слогов
слова, где автоматизированный звук стоит в третьем слоге
(водо[Л]аз, выпи[С]ывать) и слова усложняются по количеству слогов
и т.д.
Еще одна систематизация к которой я привела данное пособие: сначала
слова идут в сочетании с гласной «А», затем с «О», с «У» и с «Ы»:
Повтори за взрослым слова, четко выделяя звук С:
сад, сам, сало, Саня…
сок, сом, сон, совы…
суд, суп, сук, сухо…
сын, сыр, сытый…
Я могу сказать, что данная систематизация от простого к сложному
приводит к быстрым результатам. Хочу добавить, что при автоматизации
звука в словах я работаю с ребенком на слух, я говорю – он повторяет, это
положительно
сказывается
на
формировании
и
профилактике
фонематического звука, так же отрабатывается интонация, сила голоса, когда
звук под ударением. Но и как любой логопед я включаю в занятия игровые
моменты, физминутки, динамические паузы, пальчиковые игры, работу с Су-
джоком
и
задания
на
самостоятельное
произношение
ребенком
автоматизированного звука.
Заканчиваю
автоматизацию
звука
в
словах
с
двумя
звуками
([С]трау[С], ква[Р]ти[Р]а, ба[Л]а[Л]айка).
Переходим к автоматизации звука в словосочетаниях. Сначала идут
словосочетания, где идет одно слово с автоматизируемым звуком, потом в
двух словах этот звук (мо[Л]очная каша, свет[Л]ая [Л]уна).
Автоматизация в чистоговорках представлена:
в прямых слогах: Со-со-со – у Сони колесо;
в обратных слогах: ил-ил-ил – я котёнка напоил;
со стечением согласных: арка-арка-арка – у меня марка.
Переходим к автоматизации в предложениях. По моим наблюдениям к
этому времени, как правило, у ребенка звук уже есть в самостоятельной речи.
Систематизировала предложения так:
с двумя словами: Скамейка стоит.
с тремя: Лада ела клубнику.
четырьмя: Жора рубит дрова топором.
пятью: У Миши шишка на макушке.
и есть предложения с 11 словами в одном предложении: У Сони
разлился квас на синий носок и на мой поясок.
Продолжаем работу со звуком, закрепляя его в скороговорках и
пословицах:
Около кола колокола.
В тетради Кондрат начертил квадрат.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
И последнее задание это автоматизация звука в связной речи.
Далее представлены задания на постановку и отработку мягкой их
пары, систематизация аналогична.
Затем предлагаю задания на дифференциацию звуков:
Для Р, РЬ: дифференциация [Р] и [РЬ]
Для Л, ЛЬ: дифференциация [Л] и [ЛЬ], дифференциация [Л] и [Р]
Для С, Ш: дифференциация [С] и [Ш]
В заданиях с цветными картинками «Лабиринт» есть дополнительные
упражнения, они стоят там, где предложен меньший объём речевого
материала на слух.
Список используемой литературы:
1.
Автоматизация
звука
Р
в
игровых
упражнениях.
Альбом
дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
2.
Логопедическая
тетрадь.
Дифференциация
звуков
в
речи
дошкольника. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 64 с.: ил.
3.
Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего
ребёнка его возрасту / Е.М. Косинова.-М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007. – 64 с.: ил.
4.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с
детьми 5-6 лет / Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
5.
Самоучитель
по
логопедии.
Универсальное
руководство.
Издание переработанное и дополненное / М.А. Полякова.-М.: Т. Дмитриева,
2017. – 160 с.
6.
Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – 2-е изд., испр. и доп.
– М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 96 с.