Напоминание

"Учитель"


Автор: Иванова Евдокия Прокопьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки (институт) Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: эссе
Тема: "Учитель"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Учитель Труду отдающий себя безвозмездно, С сознанием о жизни, что прожил полезно. Что, может быть, вспомнят сердечно когда-то Сегодня шальные, смешные ребята, Когда, повзрослевшие, сильные, смелые, В делах увлеченные, очень умелые, Они, научившись оценивать труд, Величие нашего дела поймут. Забыв, может каждого нас поименно, Оценят невидимый труд титанический, Труд, именуемый просто: «Учительский». А.И. Дулов. Учитель – одна из древнейших профессий. Отношение к ней, содержание профессиограммы меняются с развитием общества, с изменением статуса учителя в социальных преобразованиях страны. В современном мире педагог – очень сложная профессия, требующая глубоких и серьезных знаний, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества. До двадцатых годов XX века человек Севера жил почти непреодолимым гнетом суровых климатических условий. Его энергия, изворотливость, ум, знания, опыт почти без остатка давались борьбе за физическое выживание. С двадцатых годов в нашей республике начала утверждаться иная жизнь. Одной из ее главных примет стал рост образовательного, культурного и интеллектуального уровня населения. С каждым днем мы становимся все более информированными, образованными, открытыми для мира и смело открывающими для себя этот мир. Образование – непрерывный процесс борьбы за умы и дущи людей. А именно педагог стремится через тесное межличностное общение не только передать определенный набор необходимых знаний, но и воспитать достойного человека. Но «Человек – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». И этот факел, по воле судьбы, должен попасть в руки настоящего учителя – Учителя с большой буквы. Учитель с большой буквы… Кто он? Каким он должен быть? На Востоке издавна верят: «Учитель является живым воплощением мудрости». По определению А. Дистервега, учитель должен быть «олицетворением зрелого, воспитанного, если не совершенного, то стремящегося к совершенству человека. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». А великий Л.Н. Толстой написал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет
хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам, он – совершенный учитель». Хороший учитель – это прежде всего хороший человек, способный к сопереживанию, честный, умеющий уважать детей и способный бережно к ним относиться. Люди, только искренне преданные детям, педагогической профессии, становятся настоящими учителями. К моему величайшему счастью, в течение моей, не столь короткой и не столь длинной, жизни, меня окружали или со мной были, работали и по сей день есть настоящие учителя, Учителя с большой буквы. Это, во-первых, мои самые любимые и близкие люди – родители: отец – Прокопьев Прокопий Степанович, мать – Оконосова Анна Алексеевна. Во- вторых, мои уважаемые учителя, которым я очень благодарна за их доброту, человечность. В-третьих, мои преподаватели, у которых училась азам педагогического мастерства в родном училище им. Н.Г. Чернышевского, ЯГУ им. М.К. Аммосова, кузницы педагогических кадров. И, наконец, это мои коллеги по работе, по школе, помощь которых неоценима для меня. Это мои родные брат и сестры, посвятившие свою жизнь учительской профессии. Это и великие педагоги, психологи, учителя-новаторы, книги которых мы читаем, которые делятся своими сокровенными знаниями и накопленным опытом. Для меня все они – пример самоотверженного труда, полной самоотдачи, пример для подражания и восхищения. Когда я была маленькой, очень сильно мечтала быть похожей во всем на свою маму, мечтала стать такой же красивой, как она, стать хорошей учительницей, как она. А была я, по-своему мнению, дурнушкой, самой некрасивой, невезучей из десяти детей нашей большой семьи. Не знаю почему, но в детстве у меня был такой комплекс неполноценности, хотя училась на «отлично» и была активной ученицей. Мама для меня была недосягаемой звездой… Мечту свою я пронесла через годы и не изменила ей. Мечте моей суждено было сбыться: я стала учительницей. И только тогда я поняла, насколько трудно стать учителем, как нелегко преодолеть в себе страх, неуверенность в первые годы учительской работы, оттого, что многого не знаешь, многого не умеешь. Оказывается, когда учишься в школе и наблюдаешь за учителями, за их работой, то думаешь про себя: «Какая у учителей легкая профессия…», не вникая в подробности учительской профессии. Даже я, дочь двух учителей, не знала, какая нагрузка, какая ответственность лежит на плечах моих родителей. И как они во всем успевали!? Оказывается наши старшие братья и сестры видели родителей, работающих с раннего утра до глубокой ночи, а мы -нет. И
потому не имели полного представления об учительской профессии, так как наши родители не умели хныкать о своих трудностях, никогда не жаловались на работу, на нехватку времени, а все время честно трудились. Наши родители были верны своей профессии. Благодаря им, я стараюсь быть и стать хорошей учительницей, любящей искренне своих учеников, свою профессию, работающей с полной самоотдачей, думающей о будущем своих учеников. «Все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, если только они видят и наблюдают, - мы все служим наглядным пособием в их воспитании и, быть может, единственным пособием и во всяком случае самым главным пособием. В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость, или горе… Каждое наше слово и каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером подражания. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается на наших детях… Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны чувствовать их в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова». Я глубоко благодарна моим родителям за то, что они «заразили» меня своей добротой, работоспособностью, творческим отношением к своей любимой работе, неустанной заботой о людях, своей любовью к Природе, к детям, к жизни, уважением ко всем людям, встречающимся на жизненном пути. Что еще помогает мне преодолеть трудности нашей нелегкой работы – работы учителя? По-моему, помимо других черт характера, это – чувство юмора. Наш отец, Прокопий Степанович, был очень веселым и общительным человеком, с развитым чувством юмора. Об этом много рассказывают его коллеги, друзья, ученики. Старшеклассников одной из школ попросили назвать черты характера, которые они больше всего ценят в преподавателях. На третье место после глубокого знания своего предмета и уважения к личности ученика вышло такая черта характера как чувство юмора. С вопросом: «Чего не хватает нашим родителям и учителям?» одна журналистка обратилась к 20 взрослым людям, имеющим детей и даже внуков. Ответы были разные. Чаще всего перечисляли: не хватает времени, компетентности, терпения, интеллигентности, осторожности, любви к детям и чувства юмора.
Тонкий и уместный юмор – катализатор активности воспитательного процесса. А.С. Макаренко учил педагогов создавать мажорное, радостное настроение в коллективе детей, подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», то есть верить в лучшее в ученике и опираться на него в воспитании. Если бы в каждом печатном издании был специальный уголок юмора, если б в эфире чаще звучали выступления юмористов, если бы вечером можно было посмотреть по телевизору смешную передачу длительностью не менее 30 минут, тогда люди стали бы красивее, добрее: ведь смех- это здоровье, а здоровье – спутник красоты. В результате все родители и учащиеся, все люди смогли бы стать более общительными, коммуникабельными и красивыми людьми. Ведь чувство юмора дано не каждому. Но его можно развить, если сам захочешь. Благодаря этому чувству можно избавиться от комплексов. Так, наверное, и случилось со мной. Постепенно окружающие меня люди вселили в меня уверенность в себе, веру в себя. И год за годом, преодолевая некоторый страх перед неизвестностью, я становлюсь другой, совсем не похожей на ту … из далекого моего детства. В настоящее время особенно меня радует то, что мои знакомые, подруги и близкие мне люди находят меня доброй, обаятельной, интересной и самое главное чуточку похожей на мою маму. Это самая высшая оценка, самая лучшая похвала для меня – быть похожей на маму. И внешне, и внутренне, и как учительница. Это означает, что сбылась моя мечта. Но я еще не прожила целую жизнь, как мои родители, еще не посвятила всю себя учительской профессии, мне еще многое предстоит сделать, прежде чем достичь тех высот, на котором находятся все мои Учителя, которых я знала, знаю, уважаю и люблю. Как точно высказался В.Г. Белинский, русский литературный критик, один из воспитателей нового поколения учителей-демократов: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека». В этом и трудность, и большая ответственность учителя перед человечеством. И чтобы достичь совершенства в педагогическом поприще, ни на минуту не стоит забывать о детской душе, о которой грузинский педагог и психолог Ш. А. Амонашвили пишет: «Она в действительности живая душа, страсть преобразующая и созидательная сила. Её нужно не строить, а обогащать, развивать, вселять в неё идеалы, убеждения, прививать ей любовь к людям, природе, жизни». Говорят нельзя допускать ошибку людям двух профессий – врача и учителя. Если сделает ошибку врач, его пациент умрёт. А если допустит ошибку учитель, искалечит целую жизнь человека.
Не должно быть средних учителей. Учитель с давних времён был самым уважаемым, почитаемым в народе человеком. От учителя зависит будущее наших детей, будущее человечества, будущее планеты Земля. Так пусть у каждого ученика будет всегда свой любимый, желанный и уважаемый Учитель с большой буквы. А каждый ученик станет настоящим Человеком. Посвящается моим родителям, посвятившим всю свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения…. Евдокия Прокопьевна Иванова, учитель начальных классов, воспитатель.


В раздел образования