Напоминание

Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеучебное время»


Автор: Предеина Ирина Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП № 1
Населённый пункт: город Советск, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеучебное время»
Раздел: начальное образование





Назад




Предеина Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ С УИОП № 1

г. Советск Кировской области

Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни

младших школьников на уроках и во внеучебное время»

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае, поддерживать

у него высокий уровень

здоровья вполне возможно.

Н.М.Амосов

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую

задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного

качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и

сохранение здоровья участников образовательного сообщества.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа

жизни очень актуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен

быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности,

доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто

противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.

Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием

«здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному

определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это

физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено,

что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы

здравоохранения (4) , на 15 % - от наследственных факторов(3) , на 25 % от

экологии(2) , на 50 % - от самого человека(1).

Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый

выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый

образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной

активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют

одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого

населения, но и детей. Школьники по 5- 6 часов проводят за партой, затем

занимаются дома. По результатам исследований российских психологов, в

среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за

письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. Родители, в последние годы,

всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё

чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину

перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется

компьютер, за которым ребёнок проводит более двух- трёх часов в сутки,

примерно столько же он просиживает у телевизора. В последнее время радио и

телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что

двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт

и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы,

добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в

окружающем его мире. Однако, в результате порождённых социальной

ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью

человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные

медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в

санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия

физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных

специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда,

актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления

здоровья с раннего возраста.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать

“школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная,

спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др. )

будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и

способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к

здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных

решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю

сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только

здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в

жизни. Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным

мероприятиям ставлю следующие цели:

▪ формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и

физической культуре;

▪ использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные

формы и методы, способствующие становлению физически, психически и

эмоционально здоровой личности;

▪ формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной

безопасности;

▪ систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся

о ценности здорового образа жизни;

Проблема здорового образа жизни не нова и имеет древние философские

корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к

бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, стремление к

самосохранению, понимания счастья.

Аристотель утверждал, что «состояние души» напрямую зависит от

состояния «материи», т.е. тела человека. Демокрит, согласно ряду источников,

был долгожителем и прожил более ста лет. Он с уважением относился к

физическому труду. Великий математик и философ Пифагор, философы Сократ

и Платон в своих произведениях касались в определённой степени проблемы

здорового образа жизни, гармонии духовного и телесного в человеке. Именно

древним грекам принадлежит высказывание о том, что в здоровом теле –

здоровый дух. Это утверждение показывает возможность взаимоотношения

тела и духа, возможность их гармонии. Пожалуй, не найдётся ни одного

философа, который в той или иной степени не касался фактора здоровья в

бытии человека. Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том,

что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и

умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих

народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и

высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы.

В настоящее время широкое признание получило определение «здоровья»,

предложенное Всемирной организацией здравоохранения. Согласно этому

определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием

болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта – физического,

психического и социального. Обобщая всё вышеизложенное, можно отметить,

что существенной характеристикой отношения человека к своему здоровью

является такая важная составляющая, как здоровый образ жизни.

Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время

встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно

раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается,

дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами,

привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно

овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу

жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только

обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для

себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было

предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших

школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность

обучения. Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы,

способствующие укреплению здоровья детей в школе:

- оптимальная учебная нагрузка;

- сбалансированное питание;

- рациональный режим обучения;

- рациональный двигательный режим;

- если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие

здоровью;

- если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;

- если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

- своевременные медицинские услуги;

- и охрана психического здоровья.

Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания

здоровьесберегающей среды на уроке. На уроках и внеклассных мероприятиях

я веду систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению

здоровья учащихся. Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с

утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих

упражнений для утренней гимнастики, такие как «Проснись!», «Силачи», «Мы

- спортсмены», упражнения без предметов и с различными предметами. Данные

упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая

наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать

внимание. Чтобы у детей в начале урока установился положительный

эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные

психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей

эмоционально и физически.

Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых

учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление

опорно-двигательной системы и мышц глаз.

При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

▪ физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,

выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого

результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

▪ предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;

▪ они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

Виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев

перед письмом).

- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);

- гимнастика для слуха;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения на релаксацию

При подготовке к урокам я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от

особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма

школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребёнка,

поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в

состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому я провожу:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Например: упражнение «Капуста».

Мы рубим капусту.

Мы капусту трём.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмём. (Имитация действий).

Массаж пальцев перед письмом.

«Скалка»- покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и

указательным пальцем.

«Игра на клавишах» - по очереди постукивание определёнными пальцами

обеих рук о парту.

«Мороз» - потирание ладошек.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во

время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-

пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз. Дыхательные упражнения помогают повысить

возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке,

для этого использую дыхательную гимнастику. Значение физкультминуток в

том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить

умственную работоспособность.

На уроках математики использую точечный массаж лица, надавливая на

активные точки на лбу между бровями, парные точки по краям крыльев носа,

точку на подбородке, в височных ямках и т. д.

Урок я начинаю с успокаивающего дыхания (вдох, выдох, пауза), во время

контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание

(вдох, пауза, выдох).

В моём классе у детей наиболее распространены простудные заболевания.

Для профилактики простудных заболеваний ежегодно в1 и начале 2 четверти я

использую «чесночницы» (коробочки из-под «киндер - сюрпризов», внутри

которых находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на

тарелках лежит разрезанный лук, выделяющий фитонциды, или блюдце с

пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы. Провожу

витаминизацию детей, родители покупают витамины «Алфавит», «Ревит»,

«Аскорбиновая кислота». Также рекомендую родителям упорядочить режим

дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров,

больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять

внимание занятиям спортом.

Мои дети в классе очень подвижные. Двигательный режим имеет важное

место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и

становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме

дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры - хороший отдых между

уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему,

улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети

сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако

ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению

конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры.

Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой

интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также

быстро выявлять победителей. Я не рекомендую детям использовать игры,

носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой азарт

(«Борьба за мяч», «Перестрелка», «Футбол»), после которых у детей

наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на

дальнейшей учебной деятельности. Во время уроков я иногда использую

музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной

системе человека происходит переключение установок с оценочно-

депрессивных на мажорно- перспективные.

С первого года обучения в моём классе работает актив класса, который

каждую четверть меняется, сформированный на основе взаимной симпатии.

Дети выполняют определённое поручение:

- дежурные по классу (следят за санитарным состоянием комнаты,

проветривают её);

- ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят

ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие

различных частей тела);

- санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены,

следят за внешним видом);

- цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в

классе). Каждую пятницу на классном часе подводим итоги работы за

прошедшую неделю, анализируем её недостатки, намечаем дальнейший план

работы.

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные

часы, беседы, конкурсы, викторины по проблеме сохранения и укрепления

здоровья. Приведу примеры викторин:

Викторина №1

1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и

для лечения от простуды?

2) Кто такие «моржи»?

3) Почему нельзя грызть ногти?

4) Назовите зимние виды спорта?

5) Назовите летние виды спорта?

6) Можно ли давать свою расческу другим людям и почему?

7) Кто такие йоги?

8) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении?

9) Почему нельзя пить воду из реки или лужи?

10) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак?

11) Правда ли, что ребенку достаточно спать 8 часов?

12) Сколько сигналов имеет пешеходный светофор и какого цвета?

13) Всегда ли пассажирам в автомобиле нужно пристегиваться ремнями

безопасности?

14) С какого возраста детям разрешено ездить на переднем сиденье

автомобиля?

15)Чтоб с болезнями справляться

Надо смело – (…………………).

Викторина №2

1) Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.

2) Два колеса подряд,

Их ногами вертят.

3) Михаил играл в футбол

И забил в ворота … .

4) Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел,

Мы играем в … .

5) Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было.

Что это такое?

6) Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу прыгала,

Всю грязь повымыла.

7) Зубаст, а не кусается.

Как он называется?

8) Я несу в себе водицу.

Нам водица пригодится.

Можно мыться без хлопот,

Если есть … .

9) Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовёмся просто-... .

10) Врач тем редко нужен,

Кто со мною дружен.

Кожа потемнеет,

Сам похорошеет.

11) Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

Собирается она

Вымыть спину докрасна.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях

человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и

укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый

образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше

здоровы и развиты не только духовно, но и физически. В своей работе я не

строю грандиозных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не

могут быть выполнены. Я решаю самые простые, но очень важные ежедневные

проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной

цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного

будущего ресурса нации.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Список литературы

1.Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе

вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном

(коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 – 59.

2.Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у

учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.

Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.



В раздел образования