Автор: Робова Лариса Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18 п.Теплоозёрск"
Населённый пункт: ЕАО, Облученский район, п.Теплоозёрск
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:
«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
Цель урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия
«орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в
применении aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях имен существительных 1
склонения).
Планируемые результаты:
Уметь определять падежные окончания имен существительных 1 склонения
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве
с
учителем,
одноклассниками; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа
решения; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
Познавательные: уметь составлять памятку.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца
«хорошего ученика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи.
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Организационный
момент.
Запишем дату, классная работа.
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).
Пропишите пословицу. С какой целью мы проводим минутку чистописания? на
что обратить внимание? (на правильность, красоту, наклон, высоту букв.)
Выделите знакомые орфограммы. Объясните.
Актуализация
знаний учащихся.
Предлагаю провести интеллектуальную игру вопрос-ответ: (Выбор вопроса, все
ставят галочку после ответа)
Отвечать четко и кратко. (12 вопросов)
1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяются имена существительные?
3. Сколько падежей в русском языке?
4. Назови признаки родительного падежа.
5. Назови признаки творительного падежа.
6. Назови признаки дательного падежа.
7. Назови признаки предложного падежа.
8. Сколько склонений имеют имена существительные?
9. Какие существительные относятся к 1 склонению?
10. Что значит, поставить существительное в начальную форму?
11. Каким членом предложения может быть существительное в именительном
падеже?
12.Что такое одинаковый принцип написания слов?
Подготовленные учащиеся знакомят с дополнительными сведениями. Рубрика:
«Это интересно»:
1 ученик
:
школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия
14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа;
2
ученик:
звание
чемпиона
по
количеству
падежей
могут
оспаривать
только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть
свыше 50 падежей;
3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются
и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами
передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
Итог интеллектуальной разминки.
Постановка
учебной цели,
определение темы
урока.
На доске предложение:
Снег лежал на на земл_, на дорог_, на крыш_ дома, на старой берёз_.
(записываем, определить падеж, поставить ударение)
Вставить пропущенные окончания.
Что общего у всех существительных с пропущенными окончаниями?
В каком слове окончание не вызвало сомнений? (на земле – там оно
ударное).
Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
Какая будет тема урока?
- Действительно, Тема нашего урока «Падежные окончания имён
существительных 1 склонения». Что вы об этом знаете? Отметьте на
линеечке.
Поставьте цели:
Узнать: как правильно писать безударные окончания имён
существительных 1 склонения.
Научиться: писать слова с новой орфограммой.
Вывешивается таблица для окончаний
Технология
Исследовательско
й деятельности
Проведем исследование. Вернёмся к нашему предложению. Можно ли применить
принцип одинакового написания морфем? (Дети разбираются, что есть слово в
том же падеже, того же склонения с ударным окончанием земля! – значит, по
принципу единообразного написания морфем такие же окончания будут и у
других существительных.) Какое окончание нашли?
Как найти другие окончания? Правильно! – просклонять существительное с
ударным окончанием и существительное с безударным окончанием!
Работаем 2 ученика у доски).
Ваша задача просклонять имена существительные (луна, капля).
Поставить ударение, выделить окончания.
Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в
одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)
Заполняем таблицу до конца.
Таблица: Все падежи с окончаниями.
Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания
(ударные и безударные). Слово-помощник «земля». Почему это слово –
помощник?
Итог
исследования,
работа по
составлению
памятки,
первичное
закрепление
- Как проверить безударное окончание имени существительного?
Ваши предложения…
Составим памятку в парах
Если у существительного безударное окончание, то:
1 способ: запомнить по таблице.
1.Определять склонение существительного и его падеж,
2. Вспоминать окончание по таблице.
2 способ: по слову-помощнику
1) Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.
2) Выбираю слово-помощник: (1 скл. – земля, 2 скл. - _________________ , 3 скл.
- _________________ ).
3) Подставляю слово-помощник вместо проверяемого слова.
4) Пишу окончание такое, как в слове – помощнике.
Физкультминутка
Упражнения на развитие межполушарных связей. Ладонь, кулак, ребро, лезгинка,
рисование. На внимание. Руку поднимем, услышав слово склонение (падеж,
существительное, прилагательное, сказуемое, числительное, спряжение,
склонение).
Отработка умения
в определении
безударных
окончаний имен
существительных.
- Итак, у нас есть все способы проверки, теперь приступаем к закреплению
учебных действий.
№1
Выполняем коллективно
Списать, дописать окончания существительных
Пирог из черемух.., вокруг деревн.., приехал к бабушк.., возьми на полк.., гуляли
в рощ…, стучал по крыш.., собрали много вишн.., песня о Родин…
№2
Дифференцированная работа:
1 уровень.
С помощью:
Вставить буквы в окончания существительных
На ветк_ сидела маленькая птичка. К птичк__ подкрался кот. Но вот из
избушк__ выбежала девочка в красной куртк__. Она прогнала кота, а для
птичк__ не пожалела семечек.
Помощь: На ветк_ (на земле), к птичк_ (к земле), из избушк_ (из земли), в
куртк_ (в земле), для пичк_ (для земли).
2 уровень.
Самостоятельно
Взаимопроверка. Проверка у доски с мультимедийной презентацией.
№3
До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. .около
речк… и скрылись в предрассветном тумане.)
Задание:
Списать,
дописать
пропущенные
окончания
существительных.
Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
Взаимопроверка. Проверка у доски с мультимедийной презентацией.
Вывод.
- Как проверить безударное окончание имён существительных?
(Определить склонение, заменить словом-помощником).
Самооценка
Итог урока.
Рефлексия урока.
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
- Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем?
Что мы с вами уже вспомнили?
С какими трудностями столкнулись?
Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён
существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать
безударные
падежные окончания имён существительных?
Где вы будете применять полученные знания? Как помогут, полученные знания,
в жизни? (ответы)
ДЗ карточка на окончания.
Автор методической разработки Робова Лариса Валентиновна.