Автор: Сысоев Виктор Васильевич
Должность: Тренер преподаватель
Учебное заведение: ММАУ ДО "СШ" ДВОРЕЦ СПОРТА"
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: Методическая разработка. Обучение и совершенствование тактической схемы 4-0 в футзале.
Тема: Система 4-0.
Раздел: дополнительное образование
СИСТЕМА 4-0
Футзал - это вид спорта, который постоянно развивается, будь то изменения в правилах
игры или необходимость преодолевать все более сложные и трудные оборонительные
системы. Хотя система 4-0 считается современной, она была создана и использована в
1981 году бразильцем Антонио Жозе Азеведо, известным как «Зего». Он был тренером
команды "Água Branca" из Сан-Паулу, Бразилия, а затем был приглашен тренировать
команду "Toledo F.S." из Испании, что привело к разработке системы игры 4-0, которая
была усовершенствована испанцами, начавшими активно использовать эту систему.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ
Система нападения 4-0, также известная как система "4 в линию", - это название, данное
схеме нападения, при которой 4 игрока команды располагаются на площадке в формате,
напоминающем линию. Обычно эта форма представляет собой дугу или полукруг, где два
игрока располагаются в центре, а два игрока, находящиеся чуть дальше, занимают фланги.
Этот формат является наиболее распространенным, хотя можно встретить и
конфигурацию четырех игроков в линию.
Без сомнения, именно эта система наиболее часто используется сегодня командами
высокого уровня, в основном европейскими, хотя видно, что в игре существует несколько
вариаций, заставляющих эту систему чередоваться и сочетаться с другими системами,
особенно 3-1.
Обратите внимание, что нет столбов. Игроки выбираются с большей мобильностью, так
как глубина в атакующих действиях уменьшается, чтобы побудить защиту подняться и
расположиться в линию. Таким образом, защита теряет страховку и создает пространство
за спиной, которое будет использовано атакой, что и является вашей целью.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Система 4-0 - это система, которая требует от игроков больших технических, тактических,
когнитивных и физических возможностей, поскольку она требует большой мобильности с
мячом и без мяча, обычно под давлением и вблизи соперников. Как уже говорилось, в этой
системе нет столба. Во время атаки игроки должны постоянно двигаться и создавать
линии паса для поддержки и разрушения давления в зависимости от игрока с мячом.
Рассматривая 4-0 более глубоко, мы видим, что в основе этой системы лежат двойки, то
есть эффективность зависит от тактической комбинации между двумя игроками одной
команды. В качестве примера можно привести «стенки», параллели и диагонали. Конечно,
система этим не ограничивается, но можно сказать, что двойки представляют собой, в
рамках сложности этой системы, простейшее проявление ее функциональной единицы.
Система 4-0 является более сложной, чем другие атакующие системы, так как требует
большей координации между игроками в их движениях, чтобы движение одного игрока не
оказывало негативного влияния на другого. При выполнении она позволяет
контролировать владение мячом и управлять ритмом игры.
ОБУЧЕНИЕ
В футзале тренировка - это процесс обучения, состоящий из приобретения или изменения
поведения, которое подразумевает изменения в двигательных и когнитивных аспектах.
Среда, в которой игроки играют в футзал, - это среда, состоящая из противоборствующих
и взаимодействующих действий, которые определяют непредсказуемость как
необходимость игры.
В футзале существует несколько методов тренировки, и мы не хотим в этой книге
обсуждать особенности каждого из них, а также доказывать, что один из них превосходит
другой. Однако, согласно ситуационному методу, который показал лучшие результаты в
развитии тактического интеллекта игроков и способности принимать решения, мы будем
использовать игры (сокращенные и адаптированные) в качестве основных методов
обучения. Таким образом, мы позволяем игрокам учиться играть через опыт,
приобретенный на практике, при поддержке тренера, направляющего игроков на более
высокий уровень понимания игры. Эта среда, помимо того, что она сложна, является
тренировочной средой, которая, по нашему мнению, идеально подходит для обучения
футзалу.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения - это основной инструмент для обучения футзалу. В этой главе мы
продемонстрируем серию упражнений, которые должны использоваться в качестве
фундаментальных инструментов в тренировочном процессе. Эти упражнения могут
применяться от тренировки юниоров до мастеров высокого уровня, всегда учитывая
текущий уровень и процесс развития каждой группы (уровень технический, физический,
понимание игры, психологический и т.д.). Развитие и необходимая адаптация являются
основополагающими факторами для того, чтобы игроки могли успешно выполнять
предложенные задачи.
Очевидно, что в этих упражнениях должна соблюдаться прогрессия, не только
интенсивности, но и сложности, на протяжении всего тренировочного занятия и самого
упражнения.
Ниже приведены упражнения, которые следует использовать для тренировки по системе
4-0:
УПРАЖНЕНИЕ 1: ИГРА 2х2 + 2 В ПОДДЕРЖКЕ
Площадка: 15 на 15 метров
Кол-во игроков: 8
Время: 3 серии по 5 минут
Описание: Две команды по 2 игрока плюс 2 внешних игрока играют, стараясь сохранить
владение мячом и сделать 10 передач, чтобы набрать 1 очко. Каждый раз, когда один из
внутренних игроков передает мяч одному из внешних игроков, они должны поменяться
позициями, пока продолжается игра.
Дополнительные правила: Мы предлагаем использовать ограничение количества касаний
(обычно 2 или 3 касания). Еще одно возможное правило: после смены с внешней
поддержкой на одну сторону, не разрешается снова переключаться на другую внешнюю
поддержку без хотя бы одного паса между внутренними игроками (это правило
значительно стимулирует мобильность и создание пространства).
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 2: ИГРА 4 НА 4 + 4 ПОДДЕРЖКИ
Площадка: 20х20 метров
Кол-во игроков: 12
Время: 2 серии по 4 минуты
Описание: Две команды по четыре игрока плюс четыре внешних помощника играют,
пытаясь сохранить владение мячом и сделать десять передач, чтобы заработать очко.
Внутренние игроки стараются двигаться так, чтобы их движения не мешали негативно
движениям их товарищей по команде, и с помощью внешних поддержек выполняют стенку.
Обратите внимание, что в этом упражнении, помимо двоек, уже можно наблюдать
включение в атаку третьего игрока
Дополнительные правила: Мы предлагаем использовать ограничение на количество
касаний (обычно 2 или 3 касания). Можно установить, что внешние поддерживающие
игроки играют в одно касание. Другое возможное правило, которое можно принять, - не
разрешать поддерживающим игрокам возвращать мяч игроку, который сделал передачу,
стимулируя тем самым еще большее участие третьего игрока для сохранения владения
мячом.
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 3: ИГРА 2Х2 + 2 ПОДДЕРЖКИ СО
СМЕНОЙ
Площадка: Половина поля
Кол-во игроков: 8 + 2 Вратаря
Время: 2 серии по 4 минуты
Описание: Две команды по четыре игрока в каждой, разделенные на двух внутренних и
двух внешних игроков. Внутренние игроки играют с целью забить гол, и для этого они
могут использовать внешних игроков для помощи в поддержании владения мячом и
создании завершающих ситуаций. Это упражнение интересно тем, что предлагает игрокам
благоприятные условия для усвоения важных принципов игры 4-0.
Дополнительные правила: Мы предлагаем использовать ограничение на количество
касаний для каждого игрока (обычно 2 или 3 касания), Можно установить, что внешние
поддерживающие игроки играют в одно или два касания. Другое возможное правило,
которое может быть принято, - это запрет на возврат пасов от внешних поддерживающих
игроков к игрокам, которые сделали пас, и принуждение нападения играть с
поддерживающими игроками определенное количество раз (минимум один, два или три
паса для поддержки), чтобы иметь возможность завершить игру.
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 4: ИГРА 2Х2 + 2 ПОДДЕРЖКИ И
СМЕНА ЛИНИЙ
Площадка: Половина поля.
Кол-во игроков: 8 + 2 Вратаря
Время: 2 серии по 4 минуты
Описание: Две команды по четыре игрока в каждой делятся на двух внутренних игроков и
двух внешних. Внутренние игроки играют с целью забить гол, и для этого они могут
использовать внешние поддержки для помощи в сохранении владения мячом и создании
завершающих ситуаций. Однако в этой игре каждый раз игрок, использующий поддержку,
должен меняться с ним позициями. Таким образом, мы развиваем смену атакующих линий
- важный принцип системы 4-0.
Дополнительные правила: Мы предлагаем использовать ограничение на количество
касаний для каждого игрока (обычно 2 или 3 касания), Возможное правило, которое можно
принять, это заставить поддержку сделать пас другому внутреннему игроку, чтобы
завершить игру, заставляя атаку играть с поддержкой определенное количество раз
(минимум один, два или три паса для поддержки), чтобы иметь возможность завершить
игру.
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 5: ИГРА 2Х2 + 2 ПОДДЕРЖКИ СО
СМЕНОЙ ЛИНИИ И ВХОДОМ С
ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ
Площадка: 28х20 метров
Кол-во игроков: 8+2 Вратаря
Время: 4 серии по 6 минут
Описание: Две команды по четыре игрока с двумя внешними поддержками, одна с мячом
на одной стороне площадки и, с другой стороны, поддержка без мяча. Команды играют
друг с другом, имея возможность использовать поддержки для забивания голов. Однако в
этом упражнении внутренний игрок может только передать мяч поддержке без мяча. Как
только передача произошла, игрок с мячом на противоположной стороне площадки
выходит на площадку для игры, а игрок, который передал мяч, занимает внешнюю
позицию.
Дополнительные правила: Мы предлагаем использовать ограничение на количество
касаний для каждого игрока (обычно 2 или 3 касания), и требовать, по крайней мере, одну
передачу между внутренними игроками, после смены, для завершения игры или,
заставлять внешних поддерживающих игроков идти на ворота при каждом входе в игру,
таким образом, стимулируя завершение игры, а также атаку и оборону 1 x 1.
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 6: ИГРА 4 НА 4 - КОМАНДНАЯ ИГРА
ДВУХ ЦВЕТОВ
Площадка: 40х20 метров
Кол-во игроков: 8+2 вратаря
Время: 4 серии по 6 минуты
Описание: Две команды по четыре игрока в каждой, разделенные на четыре пары с
манишками разных цветов, играют друг с другом в футзал, где игроки одной команды в
манишках одинакового цвета не могут делать передачи между собой. Это занятие
стимулирует постоянное мышление «на шаг вперед", то есть восприятие того, что может
произойти в следующий момент, и предвосхищение двигательной реакции, чтобы
способствовать непрерывности игры, в дополнение к стимулированию движения и
тренировке атакующих треугольников.
Дополнительные правила: Поскольку это более сложное задание, мы не рекомендуем
ограничивать количество касаний мяча, если только уровень игроков не достаточно высок.
Разрешить передачу мяча между игроками с одинаковым цветом манишек при выполнении
заданий (угловые и ауты).
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 7: ИГРА 4Х4 - ИГРА С ОФСАЙДОМ
Площадка: 40х20 метров
Кол-во игроков: 8+2 вратаря
Время: 4 серии по 6 минут
Описание: Две команды по четыре игрока стоят лицом друг к другу на одной половине
площадки. Чтобы иметь возможность перейти на атакующую половину, необходимо
сделать передачу в пространство так, чтобы игрок, принимающий передачу, не находился
за линией половины площадки в тот момент, когда его партнер делает передачу. Если это
происходит, команда теряет владение мячом, и соперник начинает атаковать на своей
половине площадки.
Дополнительные правила: Вы можете ограничить количество касаний мяча (два или три
касания на игрока), а также разрешить игроку пересекать линию половины поля (которая
обозначает офсайд), владея мячом, с помощью дриблинга (таким образом, стимулируя
ситуации 1х1).
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ УПРАЖНЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ
РОТАЦИИ В 4-0
В системе 4-0 мы можем наблюдать два классических паттерна ротации, это диагональные
или "X" движения и движения по кругу.
Движения "X" названы в соответствии с конструкцией, которую эти движения образуют на
игровой площадке, поскольку два средних игрока всегда бегут по диагонали и
возвращаются через противоположный фланг, чтобы продолжить ротацию (рис. 1 и 2).
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ
В паттерне ротации по кругу, средние игроки бегут к противоположной половине площадки
через середину и возвращаются через ближайший фланг, продолжая движение по
принципам и оставаясь в качестве поддержки для игрока с мячом.
Рис. 1. Начальная структура атакующей системы 4-0.
Рис. 2. Выходы средних игроков по диагоналям, с
паттерном «X"
Рис. 3. Вбегания проходит через середину, начиная
круговое движение
Рис. 4. Вингеры возвращаются через ближайшие
фланги.
КЛИКНИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ
АНИМАЦИЮ
Рис. 5. Движение в середину вингеров и возвращение
средних игроков, сопровождающееся сменой
атакующих линий.
Рис. 6. Смена атакующих линий завершена, ротация
движения возобновлена
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРЫ ПРОГРЕССИИ И
ЗАВЕРШЕНИЯ В 4-0
Сейчас мы рассмотрим некоторые движения, которые могут быть использованы в системе
4-0. В основном, это следующие движения: диагональ, параллель, вбегание на
противоположном фланге и стенка в центре.
ДИАГОНАЛЬ
ПАРАЛЛЕЛЬ
ВБЕГАНИЕ НА ПРОТИВОПОЛОЖНОМ ФЛАНГЕ
СТЕНКА В ЦЕНТРЕ
ВЫВОДЫ
Как отмечалось в этой книге, система 4-0 является атакующей и предполагает
использование разнообразных тактических ресурсов, требуя от игроков высокого уровня
технических, физических и когнитивных тактических навыков. Обучение этой системе
должно проходить через игры в сокращенных составах и адаптированные методы, что
создает благоприятную среду для обучения и стимулирует игровой интеллект и принятие
решений игроков.
Мы уверены, что после ознакомления с этим гайдом вы станете способны распознавать и
использовать важные аспекты и принципы системы 4-0, а также сможете развивать эту
атакующую систему в своих командах.