Автор: Добровольская Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ «Вдохновение»
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Освоение музыкальных произведений малых форм на уроках фортепиано в средних класса: основные этапы и методы работы
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ЦДТ «Вдохновение» г.о. Самара
Освоение музыкальных произведений малых форм на
уроках фортепиано в средних класса:
основные этапы и методы работы
Методическая разработка
Выполнила:
педагог МБУ ДО ЦДТ
«Вдохновение»
Добровольская Т.И.
Самара
2025
Освоение музыкальных произведений малых форм – важный этап в
развитии юного пианиста. В средних классах учащиеся уже обладают
определенными навыками, но нуждаются в дальнейшем развитии техники,
музыкальности и самостоятельности. Методика освоения малых форм
должна быть направлена на закрепление и углубление уже полученных
знаний и навыков, а также на формирование сознательного и творческого
подхода к музыке.
Цели и задачи освоения малых форм
Развитие технических навыков:
Работа над гаммами, арпеджио,
этюдами, упражнениями, направленными на развитие конкретных
технических элементов (беглость, точность, координация, работа с
разными
штрихами
и
т.д.).
Малые
формы
часто
содержат
концентрированные технические задачи.
Развитие музыкальности:
Работа над фразировкой, динамикой,
темпом, агогикой (изменения темпа), артикуляцией. Умение передать
характер и настроение произведения.
Расширение репертуара:
Освоение различных жанров и стилей,
знакомство с творчеством разных композиторов.
Развитие навыков чтения с листа:
Малые формы - отличный
материал для тренировки быстрого и точного чтения нотного текста.
Развитие
музыкального
слуха:
Анализ
гармонии,
мелодии,
структуры произведения. Умение слышать и понимать музыкальные
элементы.
Воспитание
художественного
вкуса:
Выбор
произведений,
соответствующих
возрасту
и
интересам
ученика,
знакомство
с
классической музыкой.
Развитие
памяти:
Запоминание
нотного
текста
и
исполнение
произведения наизусть.
Подготовка к концертным выступлениям: Разучивание концертных
пьес для участия в конкурсах и концертах.
Выбор репертуара
Соответствие уровню подготовки ученика: Необходимо выбирать
произведения, которые ученик может технически и музыкально
осилить. Не стоит сразу браться за слишком сложные пьесы.
Разнообразие жанров и стилей: Предлагайте ученикам произведения
разных эпох (барокко, классика, романтизм, современная музыка),
жанров (пьесы, этюды, танцы, песни), и стилей (народная музыка,
джаз).
Учет интересов ученика: При выборе репертуара важно учитывать
интересы ученика. Если ученику нравится определенный жанр или
композитор, это повысит его мотивацию к занятиям.
Педагогическая ценность:
Произведения должны быть не только
интересными, но и полезными с точки зрения развития технических и
музыкальных навыков.
Примеры малых форм для средних классов ДШИ
Этюды:
o
К. Черни (этюды на разные виды техники)
o
Г. Беренс (этюды на развитие беглости пальцев)
o
К. Геллер (этюды на координацию рук)
Пьесы:
o
И.С. Бах (маленькие прелюдии и фуги)
o
Р. Шуман (альбом для юношества)
o
П.И. Чайковский (детский альбом)
o
Д.Б. Кабалевский (пьесы для детей и юношества)
o
Украинские народные песни в обработке
Сонатины и сонаты (части):
o
Муцарти (сонатины)
o
Бетховен (легкие сонаты)
o
Клементи (сонатины)
Танцы:
o
Менуэты
o
Гавоты
o
Вальсы
Основные этапы работы
над музыкальными произведениями малых форм
I.
Подготовительный
этап
(перед
началом
работы
над
произведением)
Выбор репертуара:
o
Соответствие уровню технической подготовки ученика.
o
Разнообразие жанров и стилей (пьесы, этюды, упражнения,
ансамбли).
o
Учет интересов и склонностей ученика (мотивация – важный
фактор успеха).
o
Постепенное усложнение (от более простых к сложным).
Первое знакомство с произведением:
o
Прослушивание произведения в исполнении педагога или в
записи (создание общего впечатления).
o
Обсуждение
характера
музыки,
настроения,
выразительных
средств.
o
Определение жанра, формы (2-х частная, 3-х частная, рондо,
вариации и т.д.), эпохи создания.
o
Анализ структуры произведения (части, предложения, фразы,
мотивы).
Теоретический анализ:
o
Определение тональности (знаки при ключе, альтерации).
o
Анализ гармонической основы (аккорды, каденции).
o
Анализ мелодической линии (движение мелодии, кульминации).
o
Ритмический анализ (размер, длительности, паузы, синкопы).
o
Работа над нотным текстом (штрихи, динамика, аппликатура).
II. Этап разучивания произведения
Работа над отдельными элементами:
o
Разбор нотного текста:
Чтение нот в медленном темпе.
Обращение внимания на все детали нотного текста.
Работа
над
сложными
ритмическими
оборотами
и
аппликатурой.
o
Работа над техникой:
Упражнения на отдельные технические элементы (гаммы,
арпеджио, упражнения на легато, стаккато, двойные ноты и
т.д.).
Разучивание
трудных
мест
отдельно,
медленно,
с
вниманием к аппликатуре и движениям рук.
Использование различных упражнений для развития силы,
ловкости и независимости пальцев.
o
Работа над мелодией:
Пропевание мелодии.
Выразительное
исполнение
мелодии
отдельно
от
аккомпанемента.
Работа над фразировкой и динамикой.
o
Работа над аккомпанементом:
Разучивание аккомпанемента отдельно от мелодии.
Обращение
внимания
на
гармоническую
основу
и
ритмический рисунок.
Достижение
ровного
и
ритмичного
звучания
аккомпанемента.
Соединение партий рук:
o
Медленный темп.
o
Внимание к взаимодействию партий.
o
Постепенное увеличение темпа.
Работа над формой:
o
Определение границ фраз и предложений.
o
Работа над артикуляцией и динамикой в соответствии с формой
произведения.
o
Понимание логики развития музыкальной мысли.
Заучивание наизусть (постепенно):
o
Заучивание по частям.
o
Зрительное запоминание нотного текста.
o
Слуховое запоминание мелодии и аккомпанемента.
o
Моторное запоминание движений рук.
III. Этап художественной работы
Работа над характером и образом произведения:
o
Обсуждение с учеником характера музыки.
o
Поиск соответствующих выразительных средств (динамика,
темп, регистр, тембр, штрихи, педализация).
o
Использование музыкальной терминологии (например,
dolce,
agitato, cantabile).
o
Привлечение ассоциаций, сравнений с другими видами искусства
(литература, живопись, театр).
Работа над интерпретацией:
o
Понимание авторского замысла.
o
Выражение собственного понимания музыки.
o
Создание индивидуальной интерпретации произведения.
Совершенствование техники исполнения:
o
Работа над звуком (качество, тембр, динамика).
o
Работа над артикуляцией (штрихи).
o
Работа над педализацией.
o
Работа над ритмом (точность, стабильность).
Контроль и оценка:
o
Регулярные прослушивания педагогом.
o
Самоанализ ученика.
o
Выступления на концертах.
Методы и приемы работы
Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, анализ, аналогия.
Наглядный метод: показ, демонстрация, прослушивание записей.
Практический метод:
упражнения, этюды, игра по нотам, игра
наизусть.
Метод
проблемного
обучения:
постановка
задач,
требующих
самостоятельного решения.
Метод
творческого
музицирования:
импровизация,
транспонирование, подбор аккомпанемента.
Игровой метод:
использование игр и упражнений для развития
музыкального слуха, ритма и моторики.
Особенности работы с пьесами разных жанров
Полифонические пьесы (Бах, Гендель): особое внимание уделяется
независимости голосов, выстраиванию горизонтальных линий, ясности
артикуляции каждого голоса.
Пьесы классического стиля (Моцарт, Бетховен):
важна ясность
формы,
чёткость
артикуляции,
баланс
между
мелодией
и
аккомпанементом, понимание гармонической логики.
Романтические
пьесы
(Шуман,
Чайковский):
акцент
на
выразительности,
передаче
эмоций,
использовании
динамики,
педализации и широкой палитры тембров.
Пьесы современных композиторов (Прокофьев, Шостакович):
освоение
современных
техник
игры,
понимание
особенностей
гармонии, ритма и формы.
Важные аспекты
Индивидуальный
подход
к
каждому
ученику:
учет
его
способностей, интересов и темпа развития.
Систематичность и последовательность: постепенное усложнение
задач и репертуара.
Поощрение самостоятельности: развитие навыков самостоятельной
работы над произведением.
Создание
творческой
атмосферы:
поддержка
инициативы
и
экспериментов ученика.
Мотивация и похвала: поддержка интереса к занятиям и уверенности
в своих силах.
Следуя этим рекомендациям, преподаватель сможет помочь учащимся
средних классов ДШИ успешно осваивать музыкальные произведения малых
форм, развивая их технические навыки, музыкальность и творческие
способности.
Литература
1.
Вицинский
А.В.
Процесс
работы
пианиста-исполнителя
над
музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003.
2. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. М., 2002.
3. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на
фортепиано. М., 2001.
4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. М., 2002.
5. Милич Б. Воспитание ученика пианиста. М., 2002.
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
7. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 2001.