Автор: Павлова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В."
Населённый пункт: Новгородская область, с.Лычково
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок и требования к нему
Раздел: начальное образование
Современный урок и требования к нему
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть
более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособ-
ным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организацион-
ной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения,
характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И.
Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, перво-
начально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670,
чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педаго-
гике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно
обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типоло-
гию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал
необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И.
Махмутовым в его монографии «Современный урок».
Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его
работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая
«клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.
Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспиты-
вает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания
школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание
уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотноше-
ний учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности
школьников.
Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что
такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок
1
является одним из условий предоставления эффективного и качественного об-
разования.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы
происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образова-
нии. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, но-
вый смысл, новую окраску.
Урок это основная форма организации учебно-воспитательного процес-
са.
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при
которой педагог в течении точно установленного времени руководит
познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной
группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, ис-
пользуя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные
условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого
предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспита-
ния и развития познавательных способностей и духовных сил школь-
ников (по А. А. Бударному).
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения,
воспитания и развития учащихся форма организации деятельности по-
стоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок вре-
мени .
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном
отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .
Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учеб-
ных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная
часть процесса обучения .
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает
определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это,
прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности
для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубоко-
2
го и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных
основ.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признака-
ми:
1.
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе
обучения и воспитания.
2.
На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обуче-
нию.
3.
На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
4.
На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5.
Организация урока динамична и вариативна.
6.
На уроке используются современные педагогические технологии.
Рождение любого урока начинается с определения цели урока.
Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактиче-
ских целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:
цели деятельности учителя;
цели деятельности учащихся.
К цели предъявляются следующие требования:
- цель должна быть конкретна;
- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
- цели конкретизируется в задачах
Что представляют собой задачи урока?
-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно
рассматривать в качестве средства достижения цели.
Структура (этапы) современного урока.
Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок).
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов
урока, их логическое взаиморасположение. От Коменского и Гербарта берет
начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению
новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематиза-
ция; применение на практике.
3
Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать
творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры
урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, вос-
питания и развития.
Максимальный набор этапов урока:
1.
– организационный этап;
2.
– этап проверки домашнего задания;
3.
– этап актуализации субъективного опыта учащихся;
4.
– этап изучения новых знаний и способов деятельности;
5.
– этап первичной проверки понимания изученного;
6.
– этап закрепления изученного;
7.
– этап применения изученного;
8.
– этап обобщения и систематизации;
9.
– этап контроля и самоконтроля;
10.
– этап коррекции;
11.
– этап информации о домашнем задании;
12.
– этап подведения итогов учебного занятия;
13.
– рефлексия.
Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения
построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним
из важнейших механизмов саморазвития личности.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания про-
является в обращении сознания на самого себя.
Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке соб-
ственной учебной деятельности.
Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых
технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих слов –
искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая техноло-
гия» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, ма-
стерстве.
1.гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развиваю-
щее обучение;
4
2. игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспек-
тов, метод проектного обучения;
3. технологии дифференцированного обучения;
4.Здоровьесберегающие технологии;
5. ИКТ –технологии;
6. Кейс – технологии.
7. Проблемное обучение
Типология современного урока.
В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классифика-
ция уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):
комбинированный урок;
урок усвоения новых знаний учащимися;
урок закрепления изучаемого материала;
урок повторения;
урок систематизации и обобщения нового материала;
урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевско-
го).
Нетрадиционные формы организации урока:
урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-
зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-
дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, те-
атрализованный урок, урок с использованием современных педагогических тех-
нологии.
ФГОС включают в себя иные типы уроков:
•
Урок первичного предъявления новых знаний
•
Урок формирования первоначальных предметных умений
•
Урок применения предметных умений
•
Урок обобщения и систематизации
•
Урок повторения
•
Контрольный урок
•
Коррекционный урок
•
Комбинированный урок
5
•
Учебная экскурсия
•
Урок решения практических, проектных задач
Требования к современному уроку.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, вос-
питать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к
уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развиваю-
щие требования.
Образовательные требования.
Целенаправлен
Рационален
Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных
на обучение, развивающее личность:
использование современных технологий обучения;
рациональное использование уроков традиционных и нетрадицион-
ных форм;
творческая основа конструирования структуры урока.
Воспитательные требования.
- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших
моральных качеств, трудолюбия;
- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обу-
чения
с жизнью;
- формирование активного отношения к жизни;
- формирование высокой гражданственности.
Развивающие требования.
Развитие умений творческого характера .
Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсор-
ной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного ин-
тереса и любознательности.
Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных
предметных, но и общеучебных умений и навыков.
6
Изучение и учет уровня развития и психо-
логических особенностей учащихся.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образо-
вания как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить
учиться».
Так что же для нас современный урок ?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, нао-
борот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для тре-
тьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя застав-
ляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации уро-
ка миновали.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он
должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец –это
какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой –для меня это важно и интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
7
мизинец- для меня было недостаточно…
8