Напоминание

Современный урок и требования к нему


Автор: Павлова Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В."
Населённый пункт: Новгородская область, с.Лычково
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок и требования к нему
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок и требования к нему

« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть

более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособ-

ным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организацион-

ной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения,

характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И.

Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, перво-

начально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670,

чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».

Дальнейшее развитие классического учения об уроке в отечественной педаго-

гике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870). Он научно

обосновал все преимущества классно-урочной системы и разработал типоло-

гию уроков. А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог-демократ) обосновал

необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М. И.

Махмутовым в его монографии «Современный урок».

Интересен и глубок подход Ю. А. Конаржевского к структуре урока в его

работе «Анализ урока». Автор рассматривает такие понятия, как генетическая

«клеточка» урока, макроструктура и микроструктура урока.

Хочется отдельно сказать и о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспиты-

вает». Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания

школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание

уделяет раскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотноше-

ний учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности

школьников.

Итак, урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что

такое современный урок? И каким он должен быть? Почему современный урок

1

является одним из условий предоставления эффективного и качественного об-

разования.

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы

происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образова-

нии. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, но-

вый смысл, новую окраску.

Урок это основная форма организации учебно-воспитательного процес-

са.

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при

которой педагог в течении точно установленного времени руководит

познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной

группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, ис-

пользуя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные

условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого

предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспита-

ния и развития познавательных способностей и духовных сил школь-

ников (по А. А. Бударному).

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения,

воспитания и развития учащихся форма организации деятельности по-

стоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок вре-

мени .

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном

отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса .

Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учеб-

ных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная

часть процесса обучения .

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает

определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это,

прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности

для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубоко-

2

го и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных

основ.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признака-

ми:

1.

Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе

обучения и воспитания.

2.

На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обуче-

нию.

3.

На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

4.

На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5.

Организация урока динамична и вариативна.

6.

На уроке используются современные педагогические технологии.

Рождение любого урока начинается с определения цели урока.

Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактиче-

ских целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

цели деятельности учителя;

цели деятельности учащихся.

К цели предъявляются следующие требования:

- цель должна быть конкретна;

- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

- цели конкретизируется в задачах

Что представляют собой задачи урока?

-совокупность последовательных действий (операций). Задачу можно

рассматривать в качестве средства достижения цели.

Структура (этапы) современного урока.

Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок).

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов

урока, их логическое взаиморасположение. От Коменского и Гербарта берет

начало классическая четырехзвенная структура урока: подготовка к усвоению

новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематиза-

ция; применение на практике.

3

Современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать

творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры

урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, вос-

питания и развития.

Максимальный набор этапов урока:

1.

– организационный этап;

2.

– этап проверки домашнего задания;

3.

– этап актуализации субъективного опыта учащихся;

4.

– этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5.

– этап первичной проверки понимания изученного;

6.

– этап закрепления изученного;

7.

– этап применения изученного;

8.

– этап обобщения и систематизации;

9.

– этап контроля и самоконтроля;

10.

– этап коррекции;

11.

– этап информации о домашнем задании;

12.

– этап подведения итогов учебного занятия;

13.

– рефлексия.

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки зрения

построения личностно-ориентированного урока, поскольку она является одним

из важнейших механизмов саморазвития личности.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания про-

является в обращении сознания на самого себя.

Рефлексия учебной деятельности – способность школьника к оценке соб-

ственной учебной деятельности.

Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых

технологий обучения: Слово «технология» происходит от греческих слов –

искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая техноло-

гия» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, ма-

стерстве.

1.гуманно-личностная технология, личностно-ориентированное развиваю-

щее обучение;

4

2. игровые технологии, технология обучения на основе опорных конспек-

тов, метод проектного обучения;

3. технологии дифференцированного обучения;

4.Здоровьесберегающие технологии;

5. ИКТ –технологии;

6. Кейс – технологии.

7. Проблемное обучение

Типология современного урока.

В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классифика-

ция уроков по основной образовательной цели (дидактической цели):

комбинированный урок;

урок усвоения новых знаний учащимися;

урок закрепления изучаемого материала;

урок повторения;

урок систематизации и обобщения нового материала;

урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевско-

го).

Нетрадиционные формы организации урока:

урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-

зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-

дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, те-

атрализованный урок, урок с использованием современных педагогических тех-

нологии.

ФГОС включают в себя иные типы уроков:

Урок первичного предъявления новых знаний

Урок формирования первоначальных предметных умений

Урок применения предметных умений

Урок обобщения и систематизации

Урок повторения

Контрольный урок

Коррекционный урок

Комбинированный урок

5

Учебная экскурсия

Урок решения практических, проектных задач

Требования к современному уроку.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, вос-

питать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к

уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развиваю-

щие требования.

Образовательные требования.

Целенаправлен

Рационален

Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных

на обучение, развивающее личность:

использование современных технологий обучения;

рациональное использование уроков традиционных и нетрадицион-

ных форм;

творческая основа конструирования структуры урока.

Воспитательные требования.

- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших

моральных качеств, трудолюбия;

- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обу-

чения

с жизнью;

- формирование активного отношения к жизни;

- формирование высокой гражданственности.

Развивающие требования.

Развитие умений творческого характера .

Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсор-

ной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного ин-

тереса и любознательности.

Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных

предметных, но и общеучебных умений и навыков.

6

Изучение и учет уровня развития и психо-

логических особенностей учащихся.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образо-

вания как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,

обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить

учиться».

Так что же для нас современный урок ?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.

Для одних успех обеспечивается эффектным началом урока. Для других, нао-

борот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для тре-

тьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя застав-

ляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации уро-

ка миновали.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он

должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец –это

какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой –для меня это важно и интересно …

указательный- я получил конкретные рекомендации…

средний- мне было трудно ( не понравилось)…

безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

7

мизинец- для меня было недостаточно…

8



В раздел образования