Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Автор: Трофимова Наталия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: п.Никольское Костромского района Костромской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В современном образовании одной из ключевых задач является

развитие

учащихся

как

самостоятельных

и

критически

мыслящих

личностей,

способных

к

анализу,

синтезу

и

оценке

информации.

Одним из эффективных инструментов достижения этой цели является

технология

развития

критического

мышления,

которая

помогает

формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, делая

ее более осознанной и продуктивной.

Понятие критического мышления

Критическое мышление - это способность человека осмысленно

анализировать

информацию,

выявлять

взаимосвязи,

делать

обоснованные

выводы

и

принимать

взвешенные

решения.

Для

успешного функционирования в условиях быстро меняющегося мира,

учащиеся должны уметь не только получать знания, но и критически

их оценивать, проверять достоверность фактов, различать важное от

второстепенного и быть готовыми к аргументированному обсуждению

различных точек зрения.

Роль

критического

мышления

в

учебно-познавательной

деятельности

Учебно-познавательная деятельность - это процесс активного

усвоения знаний и умений через обучение. Она включает в себя

восприятие,

осмысление,

запоминание,

применение

и

творческую

переработку информации. Важнейшим элементом этой деятельности

является

способность

обучающегося

к

самостоятельному

размышлению и анализу.

Технология критического мышления, интегрированная в процесс

обучения,

делает

его

более

глубинным.

Вместо

пассивного

восприятия информации ученики начинают активно задавать вопросы,

рассматривать альтернативные точки зрения, проверять логические

связи

и

применять

полученные

знания

в

новых

ситуациях.

Это

способствует не только усвоению учебного материала, но и развитию

умений,

необходимых

для

решения

сложных

задач

в

различных

областях жизни.

Основные

приемы

и

методы

технологии

развития

критического мышления

В основе технологии критического мышления лежат методы и

приемы, которые стимулируют учеников на активную мыслительную

деятельность. Рассмотрим основные из них:

Кластеризация: метод, который помогает структурировать знания

и

идеи.

Ученики

записывают

ключевую

тему

в

центре

листа

и

добавляют

вокруг

нее

связанные

с

темой

понятия.

Это

помогает

увидеть связи между элементами и глубже понять материал.

Метод "толстых" и "тонких" вопросов: в ходе обучения учащиеся

учатся

формулировать

вопросы

разных

типов.

"Тонкие"

вопросы

направлены

на

извлечение

фактов,

тогда

как

"толстые"

требуют

глубокого анализа и обобщения. Например, тонкий вопрос: "Когда

произошла

Великая

Отечественная

война?"

и

толстый:

"Какие

социальные

и

политические

последствия

имела

Вторая

мировая

война для стран Европы?"

Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно: этот прием

помогает рассматривать проблему с разных точек зрения. Каждый

ученик "надевает" одну из шляп, каждая из которых символизирует

определенный

способ

мышления

-

логическое,

эмоциональное,

критическое, оптимистическое, творческое и

процессное. Это

учит

учащихся

видеть

проблему

с

разных

сторон

и

более

объективно

подходить к ее решению.

Диаграммы Венна: использование пересекающихся кругов для

анализа сходств и различий между понятиями или явлениями. Этот

метод помогает выявлять общие черты и различия, что стимулирует

более глубокое осмысление материала.

Работа

с

текстами:

учащиеся

учатся

выделять

главное,

формулировать

собственное

мнение

по

поводу

прочитанного

и

аргументировать

свою

точку

зрения.

Это

может

включать

такие

приемы, как аннотирование текста, создание конспектов и резюме, а

также ведение дискуссий.

Этапы

работы

по

технологии

развития

критического

мышления

Методика развития критического мышления обычно включает

три основных этапа:

Стадия

вызова:

на

этом

этапе

у

учащихся

формируется

мотивация к изучению нового материала. Учитель задает вопросы,

которые стимулируют интерес, вызывают спорные мнения, побуждают

к размышлениям. Здесь используются такие методы, как мозговой

штурм, вопросы на догадку или гипотезу.

Стадия осмысления: на этом этапе учащиеся работают с новой

информацией. Они анализируют, сравнивают, сопоставляют новые

данные

с

уже

имеющимися

знаниями.

На

этой

стадии

важно

предоставить ученикам возможность работать с текстами, схемами,

картами, чтобы они могли самостоятельно делать выводы.

Стадия рефлексии: на завершающем этапе учащиеся обобщают

полученные

знания,

делают

выводы,

делятся

своими

мыслями

и

обсуждают результаты. Здесь особенно важна совместная работа и

возможность выразить свое мнение.

Преимущества

применения

технологии

развития

критического мышления

Активное вовлечение учащихся в учебный процесс: технологии

критического

мышления

делают

уроки

более

интерактивными,

стимулируя учащихся активно участвовать в обсуждениях и решении

проблем.

Формирование навыков анализа и самооценки: учащиеся учатся

анализировать

свои

действия,

оценивать

их

с

точки

зрения

правильности и эффективности.

Развитие

самостоятельности:

ученики

становятся

более

самостоятельными

в

своих

действиях,

учатся

находить

решения

сложных задач без посторонней помощи.

Готовность к жизни в информационном обществе: критическое

мышление помогает учащимся ориентироваться в большом потоке

информации, что особенно важно в условиях цифровой эры.

Заключение

Формирование

учебно-познавательной

деятельности

через

технологию

развития

критического

мышления

-

это

важная

и

актуальная задача современного образования. Она позволяет сделать

процесс

обучения

более

осознанным

и

глубоким,

развивает

у

учащихся

навыки,

необходимые

для

успешной

адаптации

в

современном

мире.

Внедрение

методов

и

приемов

критического

мышления

способствует

развитию

самостоятельных,

мыслящих

и

ответственных личностей, способных к продуктивному обучению и

осознанному взаимодействию с окружающим миром.



В раздел образования