Напоминание

"Работа над дикцией на уроках вокала"


Автор: Черноногова Анастасия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им. А.А.Алябьева "
Населённый пункт: г. Тобольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над дикцией на уроках вокала"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО «ДШИ им. А.А.Алябьева»

«Работа над дикцией в классе вокального ансамбля»

Методическая разработка

педагог дополнительного

образования

Черноногова

Анастасия Владимировна

Г. Тобольск

Аннотация

Данные

методические

рекомендации

адресованы

руководителям профессиональных и самодеятельных вокальных

детских коллективов в студиях, ДШИ и ДМШ.

В методических рекомендациях освещен следующий круг тем:

принципы работы над дикцией в вокальном ансамбле (представлена

артикуляционная разминка); вокальная орфоэпия (даны вокально-

хоровые упражнения).

Пояснительная записка

В

последние

годы

малые

формы

совместного

музицирования, в частности вокальные ансамбли ( в классическом

понимании

),

занимают

значительное

место

в

концертной

практике. Воспитание детей на вокальных традициях является

одним

из

важнейших

средств

нравственного

и

эстетического

воспитания подрастающего поколения.

Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем

строится на основе достижений многих наук : музыкознания и

эстетики, психологии и педагогики.

Курс

предмета

дает

возможность

раскрыть

основы

воспитательного

процесса

и

обеспечить

развитие

творческой

инициативы

и

самостоятельности

учеников.

Занятия

в

ансамбле

способствуют

развитию голоса, слуха,

музыкально-художественного

вкуса,

расширяют

музыкальную

культуру ребят.

Творческий

коллектив

дальнейшем

именуемый

«вокальным

ансамблем»)

это

организованный

коллектив

певцов,

чья

исполнительская деятельность подчинена единым

целям и задачам.

Дикция

является

основным

средством

донесения

слов

поэтического текста хорового произведения до слушателей. Под

хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение,

чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной

в отдельности, а также слов и фраз в целом. Умение хора ясно и

чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше

понять содержание исполняемого произведения.

Цель:

На

основе

изучения

детских

песен,

вокальных

произведений, русского романса

и

прочего

расширить

знания

ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать

и

прививать

любовь

и

уважение

к

духовному

наследию,

пониманию и уважению певческих традиций.

Задачи:

1. Привить любовь к вокальному искусству и научить

правильно исполнять вокальные произведения.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения

как важную часть жизни каждого человека.

3.

Оформить

навыки

и

умения

исполнения

простых

и

сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному

исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной

грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

Реализация задач осуществляется через различные виды

вокальной деятельности, главными из которых является сольное и

ансамблевое

пение,

слушание

различных

интерпретаций

исполнения.

Дикция в вокальном ансамбле

Немаловажный аспект в работе с вокальным ансамблем -

работа

над

дикцией.

О

необходимости

хорошей

дикции

упоминают

все

книги

о

вокальном

искусстве.

Без

ясного

произношения

текста

исполнители

не

смогут

донести

до

слушателя художественную идею вокального произведения.

Дикция

ясность,

разборчивость,

правильность

произношения

текста.

В пении

она

играет

огромную

роль.

Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной

и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами

человека,

которые

образуют

звук,

являются:

губы,

язык,

челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это –

артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный

аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица,

губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми

зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что

ведет

к

зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным

четко и удобно, без напряжения, артикулировать.

Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования):

– Покусывание кончика языка.

– Покусывание языка и постепенное его высовывание до

конца.

– «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми

боковыми зубами.

– «Чистим»

зубы

языком

(круговые

движения

между

зубами и губами с закрытым ртом. - Пытаемся «проткнуть»

щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую

щеку). - Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать

щелкающий

звук,

пытаясь

произвольно

издавать

более

высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково,

то есть выстроить унисон. - Покусывание верхней и нижней губы.

«Массаж»

мышц

лица

(круговые,

разминающие

массажные движения по всему лицу от корней волос на лбу до

шеи).

– Покалывающие движения по лицу кончиками согнутых

пальцев (так, чтобы лицо загорелось).

– «Плохо пахнет» - сморщить нос.

– «Удивление» - поднятие бровей.

– «Радость, грусть» - чередование «масок».

– Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад,

«кощей»).

– Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-

вперед).

При этом и правильное положение корпуса тоже влияет

на

свободу артикуляционного аппарата.

Правильным считается

прямое,

без

напряжения

положение

корпуса

и

головы,

расправленные

плечи,

руки

должны

быть свободно

опущены

вниз при положении стоя или свободно лежать на коленях при

положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же

время

подтянутость.

Педагогу

необходимо

постоянно

контролировать

выполнение

правильной певческой

осанки,

а

также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное

и неправильное положение при пении.

В работе над произведением - дикции, артикуляции,

орфоэпии (правильность

произношения)

уделяется

огромное

внимание.

Вокальная

орфоэпия

и

орфоэпия

речи

сильно

отличаются. На первом этапе обозначаются логические ударения,

смысловые центры. «Певческий текст в пении

воспринимается

только

при

сохранении

исполнителями

правильных речевых

ударений в сочетании их с музыкальным рисунком произведения»

(Постановка голоса и методика обучения пению./сост. Далецкий

О.В.- М.1990 г.,

стр.7).

В

речи

безударные

окончания

сами

собой, по привычке, произносятся тише, слабее. В пении это так

же

необходимо,

чтобы

не исказить

смысл

и

не

нарушать

правила

культуры

речи.

Но

в

пении,

даже самая

короткая,

неударная

гласная

должна

пропеваться.

Педагог

должен

приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них),

и тогда безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на

второй план. Основным правилом певческой дикции является

краткость

и

активность произношения согласных. «В пении

гласные – река, а согласные – берега». Гласные должны звучать

плотно, а согласные – четко, энергично, коротко. Внимание

к

слову – одна из характерных черт русской вокальной школы.

Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у

него

мы находим

замечательное

высказывание:

«В

музыке,

особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и

тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже

интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая

устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения

обыкновенно

не

обращают

на

это

никакого

внимания,

но

истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти

ресурсы» (Воспоминания о М.И.Глинке. Избранные статьи./сост.

А.Серов. – т.1 – М.,1950 г.,стр.139).

Вокально-хоровые упражнения.

Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется

вокально-хоровым упражнениям. Цель упражнений – вооружить

коллектив

техническими

приемами,

которые

помогут

ему

выразительно исполнить сочинения различные по характеру и

степени

трудности.

Упражнения

расширяют

диапазон,

вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают

технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание).

Наконец в значительной мере они направлены на то, чтобы создать

в ансамбле единую манеру пения. Первое упражнение должно

быть удобным по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было

постоянным.

Это

помогает

возобновить певческие ощущения.

Русский

язык

удобен

для

пения,

но

есть

гласные

звуки

неудобные

в

распевании

будем

их

чередовать

с

более

вокальными гласными. Гласные в пении отличаются длительностью,

емкостью, речевые же гласные пестры:

Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе

языка, «в» активизирует работу губ, зубов:

Гласная «и» - высветляет тембр, «м», «н», «р», «л» -

сонорные

согласные,

звучат

без

шума,

интонируются

на

прилежащем

к

ним

гласном

звуке, способствует напевному

звучанию.

Расширение диапазона, раскрепощение мышц лица.

Прежде

чем

начинать

работу

над

2х - 3хголосием,

руководитель должен укомплектовать партии, чтобы они были

равноценны по составу, как с количественной стороны, так и с

качественной.

Первые

и

3хголосные

упражнения

и

произведения

следует

выбирать

с "педалью" - выдержанным

звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно характерна для

русских

народных

песен

подголосочного

склада.

Эти

песни

являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка

пения

многоголосия.

Наличие

в

отдельных

партиях

выдержанных звуков и определенная самостоятельность каждого

голоса

при

общих

опорных мелодических оборотах упрощают

разучивание русских народных песен.

Одновременно рекомендуется выучить несколько канонов.

Пение одной и той же мелодии каноном облегчит учащимся

восприятие

образующейся

многоголосной

ткани

при

точном

интонировании своей партии. Овладение навыком многоголосного

пения

во

многом

зависит

отстепени

развития

музыкального

слуха.

Как

известно,

музыкальный

слух

есть способность

нашего

слуха

анализировать

музыкальную высоту.

Различают

слух

мелодический

-

по

отношению

к

мелодии,

и

слух

гармонический - по отношению к созвучиям.

В многоголосном пении особое значение имеет гармонический

слух. Пение отдельных

интервалов

и

аккордов

сначала

в

мелодическом

движении,

а затем

и

многоголосно,

узнавание

функций

лада

на

рояле

или

при исполнении

ансамблем,

вступление

в

заданный

тон,

разучивание

специальных

упражнений

и

самого

разнообразного

репертуара

-

все

это

помогает

успешному

развитию

гармонического

слуха.

Необходимо так же постоянно совершенствовать внутренний слух -

способность слышать музыку и отдельные ее элементы. Именно

этот вид слуха помогает как бы предварительно слышать то,

что

подлежит

исполнять. Умение "предсказывать"

звучание

отдельных ступеней, интервалов и аккордов позволяет ансамблю

петь интонационно чисто.

Все, что было сказано о многоголосном пении, следует

отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального

исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым

интересным.

Свободное

владение

навыком

пения

без

сопровождения

является

главным

показателем

достижения

наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и

богатство

человеческого голоса представлены здесь в наиболее

полном виде.

Пение а'capella требует развитого чувства певцов ко всем

сторонам

вокальной

звучности,

а

также

достаточно

совершенного владения вокальными навыками.

Навык пения без сопровождения приобретается в постоянной

тренировке. В этом

смысле

большую

пользу

приносит

разучивание

специальных

упражнений,

пение

без

сопровождения

вокальных

произведений,

написанных

с

инструментальным

сопровождением,

а

также

умелый

подбор

репертуара.

Особое

значение

в

воспитании

навыка

многоголосного

пения

без сопровождения

имеет

народная

песня.

Многие

качества

народной

песни помогают

выработать

устойчивость

строя. Но, пожалуй, самое важное, что необходимо заимствовать

нам у народных певцов - это подлинную увлеченность своим

исполнением,

благодаря

которой

народные

певцы достигают

глубокой выразительности и чистоты строя.

Поэтому и руководитель, работающий с детьми, должен

стремиться к тому, чтобы ребенок в ансамбле испытывал творческое

вдохновение

и

искреннюю

увлеченность

многоголосным

пением. Благодаря сценической выразительности, произведения

в

вокальном

ансамбле

будут

иметь

большое

эмоциональное

воздействие. «Нет большего удовольствия, чем то, когда вы

почувствуете,

что

своим

выступлением

создаете

настроение,

объединяете зрителей в свою музыкальную веру. Вот для этой

высокой

цели

и

стоит учиться,

трудиться...» (О

музыке

и

музыкантах./сост.Птица К.- ИЧП, 1995 г.,стр.45)

Ансамблевое

пение

в

эстетическом

воспитание

детей

всегда

имеет позитивное

начало.

Это

отмечалось

видными

деятелями

культуры, философами, мыслителями всех времён и

стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли

ансамблевого

пения,

заключается

в

самобытном

складе

российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу

вокальной.

Поддержание

лучших

отечественных

традиций

вокально-хорового

исполнительства

всегда

обусловлено

школьным обучением, так как именно в музыкальных школах

на

самом

раннем образовательном уровне детей существует

возможность целенаправленного вокально-хорового

воспитания

с

одновременным

решением

задач музыкально-эстетического

развития. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля

так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они

служили не только целям музыкально-образовательным, но и

воспитательным в самом широком смысле слова.

Ансамблевое

пение – искусство массовое, оно предусматривает главное –

коллективное

исполнение

художественных

произведений.

Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это

хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он

участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем,

звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, –

осознание этой силы коллективного исполнения является для

юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

Рекомендуемая литература:

1. Далецкий

О.В.

«Постановка

голоса

и

методика

обучения

пению» - Москва, МГИК, 1990 год.

2. Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - Москва, 2003 год.

3. Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Москва, 2002 г.

4. Птица К.Б. «О музыке и музыкантах» - ИЧП, 1995 год.

5. Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения»,

выпуск 2 – Москва,1978 год.

6. Музыкальная энциклопедия.Т.1/ сост.Ю.Келдыш – Москва,1973

год.

7. Романовский Н. «Хоровой словарь» - Москва, 2002 год.



В раздел образования