Напоминание

познавательная викторина "Какой болотный день!" (в рамках Всемирного дня водно-болотных угодий)


Автор: Носикова Юлия Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г. Новотроицк. Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: познавательная викторина "Какой болотный день!" (в рамках Всемирного дня водно-болотных угодий)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Познавательная викторина

«Какой болотный день!»

(в рамках «Всемирного дня водно-болотных угодий»)

Цель:

Воспитание у детей нравственных позиций по отношению к водно – болотным

угодьям.

Задачи:

1. Привлечь внимание общественности к проблемам охраны водно – болотных угодий;

2. Повышение уровня экологической культуры школьников;

3. Формирование и распространение идеологии о ценности водно – болотных угодий

среди населения района.

Форма занятия:

познавательная викторина

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что каждый год 2 февраля человечество

отмечает День водно-болотных угодий. Этот экологический праздник посвящён проблеме

сохранения уникальных экосистем водоёмов и их обитателей, природных комплексов,

которые обеспечивают нас пресной водой и чистым воздухом, являются домом для

множества видов животных и птиц. (многочисленные виды рыб и беспозвоночных,

рептилий и земноводных, водоплавающих птиц и млекопитающих).

Водно-болотными угодьями принято называть районы болот, торфяников или водоёмов,

естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных,

пресных, солоноватых или солёных. Сюда же относят морские акватории, глубина

которых при отливе не превышает 6 м.

По мнению учёных, именно в этих экосистемах сосредоточена большая часть биомассы

Земли.

В 1971 году в городе Рамсар в Иране представители разных стран подписали

специальный документ — Конвенцию по защите водно-болотных угодий. Он стал

первым договором международного масштаба, полностью посвящённым одному типу

экосистем.

Водно-болотные угодья считаются крайне уязвимой экосистемой и возглавляют список

исчезающих ландшафтов планеты. Человек освоил их ещё в незапамятные времена, его

деятельность негативно влияет на состояние природных комплексов водоёмов, которые

разрушаются под действием загрязнения, осушения, эксплуатации ресурсов в три раза

быстрее, чем леса Земли.

Для сохранения водно-болотных угодий в качестве мест обитания огромного количества

птиц, кладовых пресной воды и кислорода достаточно соблюдать несложные правила: не

засорять их берега, не загрязнять водоёмы, не поджигать траву и прибрежные заросли.

Международный день водно-болотных угодий напоминает человеку о том, насколько

хрупок природный баланс и насколько уязвимы водные экосистемы.

Конкурс 1. «Разминка-загадки».(за каждый правильный ответ 1 бал)

1.Что бежит без прогону? (Вода).

2.Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (болото)

3.Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд или озеро.)

4.Бежит, ревет

И падает вниз. (водопад)

5.Два брата в воду глядятся,

Век не сойдутся. (берега)

6.Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.(река)

7.Кругом вода,

А с питьем беда (море)

8 Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лед)

9.Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

10.Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег).

Ведущий. Вода регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную

площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании её

систем: регулировании климата и сохранении растительного и животного мира.

Но есть водные системы, которые занимают небольшую площадь на нашей планете.

И сейчас предлагаем всем вам отгадать слово из ответов загадок для нашей дальнейшей

игры.

ТОЛОБО- болото

Вопрос? А что же это такое — болото? (Ответы детей.)

Болотами называют участки суши, где почвы постоянно или большую часть года

переувлажнены. (слайд)

Вопрос? Как вы относитесь к болотам? (Ответы детей.)

Большинство людей отвечает: «Плохо!» Болото— это комары, грязь, можно утонуть, там

страшно. Болота не приносят пользы, мешают сельскому хозяйству. С похвалой о болотах

отзовутся разве что охотники и сборщики клюквы. Такое отношение передалось нам

частично и от далеких предков. Болото как место труднодоступное и непригодное для

человеческого жилья редко посещалось людьми. В наши дни отношение к болотам

меняется.

2. Конкурс «Откуда взялось болото?» (Слайд 2 )

Задание .Засшифровать аннаграмму,какими двумя путями возникают болота.

За конкурс -5 баллов (Учитывается время и правильность ответа)

заболачивание почвы

зарастание водоемов.

9, 1, 2, 16, 13, 1, 25, 10, 9, 1, 15, 10, 6 17, 16, 25, 3, 29.

9, 1, 18, 1, 19, 20, 1, 15, 10, 6 3, 16, 5, 16, 7, 14, 16, 3

Ведущий. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при

возведении дамб и плотин для водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и

деятельность бобров. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и

мелких частиц почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в

озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с

илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно,

но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом

и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается,

захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все

выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Ну вот, теперь вы узнали откуда берутся болота, а чтобы перейти к следующему

конкурсу.

3. Конкурс «Польза болот»

Вопрос?

В чем же заключается польза болот? (Ответы детей.)

Ведущий. Вам предложим картинки подсказки о пользе болот.

Время на размышление -2 мин. Капитан команды должен озвучить ответ на вопрос.

Они накапливают и хранят пресную воду. В недрах болот удерживается 11,5 тыс.

км3пресной воды. Это в пять раз больше, чем во всех реках мира (2 100 км3), и почти

половина объема воды Байкала (23 000 км³)!

Слайд. 1.

Слайд 2.

Застойные болота регулируют течение рек и даже питают большие реки. Днепр и Волга,

например, берут начало из болот. Но, вопреки распространенному мнению, вода в

болотах вовсе не застойная. Давайте сравним: в озерах вода полностью обновляется за 17

лет, в болотах — каждые пять лет!

Слайд 3.

Крупные болота могут останавливать лесные пожары.

Слайд 4.

Служат местообитаниями многих видов растений и животных, в том числе редких и

хозяйственно важных.

Слайд 5.

Болота являются мощным пылесосом – они поглощают из атмосферы углекислый газ и

выделяют кислород в 10 раз больше чем способен переработать один гектар леса или

луга.

Слайд 6.

Но и это не все: болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая, как известно, в

безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура

над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может

«проглотить» до трех тонн пыли! (В ней, кстати, содержатся минеральные вещества,

которыми питаются растения.)

Слайд 7.

Болота — это еще и аккумуляторы солнечной энергии. Она спрессовывается там в виде

торфа. Однако не в каждом болоте образуется торф. Нет его в болотах степей и пустынь:

остатки растений там быстро распадаются благодаря сухому воздуху и высоким

температурам; в приморских болотах быстрому разложению способствует соленая вода, в

речных заводях — проточность и насыщенность воды кислородом.

Торф накапливается в болоте очень медленно. Торфяная залежь увеличивает свою

толщину на 0,5–1 мм в год. Такова скорость роста главного торфообразователя — мха

сфагнума.

Ведущий. Растений на болоте не так много, но они очень своеобразны. Эти растения не

способны произрастать на других территориях, так как не выдерживают конкуренцию с

другими видами. Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо

проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В

таких условиях могут жить немногие растения, ведь им приходится постоянно бороться

против погребения живых частей под слоем нарастающего торфа.

4.Конкурс «Растения в ребусах»

Пожалуй, наиболее ярким и известным приспособлением является плотоядность

некоторых болотных

растений (растения-хищники!).

Они способны «ловить»

и

переваривать насекомых! У нас на болотах есть такое растение, только очень маленькое.

Растение полезное, из нее изготавливают лекарство от кашля.

Росянка круглолистная (показ слайда)

ребус

Вопрос?

Какое растение на болоте приятно пахнет, но если побыть возле него более

получаса, начинает болеть голова? Его стебли и листья выделяют летучее ароматное

масло.

Багульник (показ слайда)

ребус

Вопрос? Знаете, как называется это растение?

Это вид вечнозелёных низкорослых кустарников

семейства Вересковые, Лиловые

мелкие цветки его сладко пахнут нектаром, шмели готовят из него особый мед.

Растение встречается в лесной и тундровой зоне Евразии и Северной Америки на

торфяных болотах и в сырых хвойных лесах.

Подбел. (показ слайда)

ребус

Родственники у подбела вам всем хорошо известны. (слайды ребусов)

Это клюква, брусника, голубика.

Эти растения относятся к семейству вересковых. Их объединяет то, что все они

кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми

листьями. Они могут быть вечнозелеными (как брусника) или листопадными (как

голубика). Их цветки напоминают по форме бокальчик. Растут вересковые в самых

неблагоприятных условиях: на песках, болотах, т.е. там, где не могут жить другие

растения.

клюква

брусника

голубика

Вопрос? В народе его часто неправильно называют камышом или тростником. Рогоз.

(показ слайда)

ребус

У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое —

семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят

из множества семян, снабженных, как у одуванчика, летательными волосками. Второе

приспособление — толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на

зиму откладываются питательные вещества. Они понадобятся рогозу весной, когда

наступит пора пробуждения.

Вопрос.Отгадайте-ка загадку. «Мягок, а не пух, зелен, а не трава».

Мох. Показ слайда.

Ребус

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелено-бурым, коричневатым ковром они

покрывают все кочки и углубления. И самый распространенный среди них — сфагновый.

(Ведущая

показывает

образец

сфагнума.)

Этот

мох

обладает

замечательным

свойством — он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем

весит

сам!

Недаром

в

переводе

с

греческого

«сфагнос»

означает

«губка».

(Демонстрируется впитываемость сфагнума: положить сухой сфагнум в прозрачную

емкость с водой, через некоторое время показать.)

Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии)

действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для

утепления стен (его закладывают между бревен).

Ведущий.

Продолжаем наше знакомство с болотными тайнами и загадками.

Остатки мхов, трав, стебельков и листочков отмирают и ложатся слоями друг на друга.

Проходят десятки или даже сотни лет, и на болоте возникает……?

Слайд

Правильно. торф

С виду торф — черная или темно-коричневая масса, но если рассмотреть его в

увеличительное стекло, то видны волоконца, крохотные листики, стебельки мха.

Образуется торф только на болотах.

5. Конкурс «Торф, его значение»

Вопрос?

А каково значение торфа.

Задание. РАСШИФРУЙТЕ СЛОВА. Значение торфа.(3 балла)

ПЛИТОВО

Им издавна топят печи.

РЕНИБУДОЕ

Если его добавить в почву, то

обязательно получим хороший

урожай.

ВОКАРСТЛЕ

В медицине – торфолечение

1.

Торф — хорошее топливо. Им издавна топят печи.

2. Торф является еще и отличным удобрением. Если его добавить в почву, то

обязательно получим хороший урожай.

3. А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки.

(Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные

растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с

горшочком.

4. В медицине – торфолечение.(лекарство)

Ведущий.

Болота— места обитания многих животных. Здесь они находят пищу и укрытия. Один из

главных элементов болот — водоплавающие птицы. Они обеспечивают мировое

единство системы водно-болотных угодий, мигрируя из одной части света в другую.

Многие водоплавающие птицы связаны непосредственно с болотом. Вот почему

сохранение болот в первую очередь сохраняет разнообразие птиц, живущих возле воды.

6 Конкурс загадок «Птицы болот» (дети выбирают номера с загадками)

1

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.(Цапля)

2

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.(Аист)

3

Скоро будет время вьюг,

В доме кот мурлычет.

Клином мы летим на юг,

Жалобно курлычем. (Журавли)

4

Где камыш качает зыбь

притаилась птица … (Выпь)

5

В воде купался, а сух остался.

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.(Гусь )

6

Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв крючком, глаза пятачком, ушастая

голова. (сова.)

7

Эти птицы на ночлег В голубой нырнули снег.

И до самого рассвета В этом сказочном снегу

Птицам снилось лето С голубикой на лугу...(Белая куропатка)

8

У розовых птичек есть работа-

Чистить топкое болото. Не утонут там они с широтой своей ступни. (фламинго)

9

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его

родная мать. (утка)

Вудущий. Богат и разнообразен животный мир.

7 Конкурс «Угадай, кто это?»

1. Когда-то церковь причислила этого зверька к рыбам, чтобы во время поста люди могли

есть его вкусное мясо. Жир этого умелого «строителя» используется в лечебных целях.

Что это за зверек? (Бобр)

2.Детёныш лягушки. (головастик)

3.Довольно изящное, легкое насекомое, которое обитает на поверхности рек, водоемов,

болот. Очень часто его путают с пауками из-за тонких и длинных лапок. (водомерка)

4. Полосатая злодейка. Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит

лишь ерша.(щука)

5. Без трубы, дверей и окон Дом таскает всюду кто-то… (Улитка)

6. У этой зверюшки отменный блестящий мех. Только хвост чешуйчатый, как у бобра. В

Северной Америке, откуда этот зверек родом, его называют мускусной крысой. А как его

называем мы? (Ондатра)

7.Он — гигант среди семейства оленей. На голове он несет огромные рога, размах

которых достигает 180 сантиметров, а вес — 30 килограммов! Из-за них он и получил

прозвище «сохатый». При этом великан умудряется ежегодно сбрасывать рога, а потом

отращивать их вновь до такого же впечатляющего размера. Основная пища его —

молодые побеги деревьев. Кто он? (Лось)

8. Если верить поговорке, это членистоногое умеет свистеть на горе. {Рак)

9. Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. (комар)

10. В Париже в девятнадцатом веке был специальный рынок, где продавали земноводных.

Их в большом количестве покупали англичане, чтобы помочь садоводам и огородникам

спасти свой урожай от насекомых, гусениц и слизней. Что это за земноводные?

(Лягушки)

Ведущий. Действительно, без комаров и лягушек болото трудно себе представить.

Лягушку даже можно назвать королевой болот, потому что их там бывает очень много.

8 Конкурс «Вопрос-ответ» (максимально 3 балла)

1. Вопрос. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу?Почему?

Ответ: Кожа лягушки это одежда. Которая прикрывает и защищает тело от различных

воздейчтвий двух сред-суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается.

Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год. Старую кожу земноводные

съедают.

2.

Вопрос. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет рёбер и грудной клетки.Отсутствуют и дыхательные

мышцы,которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Вопрос. Мигают ли лягушки?Если мигают, то мочему?

Ответ: Мигание это приспособленный процесс,возникший в вязи с пребыванием

лягушек на суше. Их глаза приобрели парные подвижные веки и мигательную перепонку,

которые защищают роговицу от высыхания и засорения.



Вопрос. Почему лягушка пучеглазая?

Ответ: Глаза лягушки принимают участие в акте глотания, который характерен только

для земноводных. Глазные яблоки, вдавливаясь внутрь, благодаря сокращению

специальной мышцы,, способствуют проталкиванию пищи в глотку.

Ведущий. Наша познавательная викторина закончилась. Вам спасибо за активную игру.

Знайте! Вот какие замечательные и нужные болота есть у нас. И мы их должны

обязательно сохранить!

До свидания!



В раздел образования