Автор: Коротаева Наталья Валентиновна Должность: методист Учебное заведение: МКУ ДО ДДТ Омутнинского района Населённый пункт: г.Омутнинск, Кировской области Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия Тема: "Берегите наш дом" Раздел: дополнительное образование
Ц е л ь : прививать
любовь
к
окружающей
среде,
формировать
навыки
экологической культуры, развивать у воспитанников способность воспринимать
и чувствовать прекрасное, расширять представления о правилах поведения в
лесу.
Театрализованное представление проводится в классе или актовом зале.
Оформление: макет леса: елочки, пенек, птицы, солнце.
Оборудование: Стенд «Природа и ты», музыка с записью звуков природы
и
птиц, маски зверей.
I часть.
Вступительная беседа.
Ведущий читает рассказ «Воскресенье в лесу»
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. Знакомая дорога привела
нас к березовой роще.
По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот
это
урожай!
Кто
срезал
упругие
ножки
грибов,
кто
выкручивал
их,
а
кто
вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал.
Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и
пошли дальше.
Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав:
«Микробы все равно их разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на
прощание.
В кустах мы нашли гнездо, какой-тот птицы. Подержали теплые голубоватые
яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом.
Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив,
что
мать
его
бросила,
взяли
его
с
собой,
в
школе
пригодиться.
Мы
уже
порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил показать,
как
добывают
муравьиную
кислоту.
Он
настругал
палочек
и
начал
ими
протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием
обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел
гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы
успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
…С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд
уже подходил к окраинам города. Весело прошел день.
Вопросы для зрителей.
Ведущий: как вы думаете, правильно герои рассказа отдыхали в лесу? Ребята, а
какие правила поведения в лесу знаете вы?
Каждый класс говорит правило поведения в лесу:
1.
В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
2.
Вырывать
грибы,
а
также
сбивать
даже
несъедобные
не
следует:
разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается
сообщество «грибы – деревья»
3.
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в
лесу разводить костры вообще запрещается.
4.
Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью -220 лет),
металлические банки - 100 лет.
5.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
6.
Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
7.
Брать детенышей зверей, птенцов нельзя, если не погибнут у вас, то
погибнут, когда вернете в лес.
8.
Не
следует
что-либо
проталкивать
в
муравейник
–
нарушаются
взаимоотношения в этом сложном сообществе.
9.
Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может
попасть молния.
10.Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов не
долговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые
растения.
II часть.
Викторина правил поведения в лесу.
Ведущий: Можно сберечь и лес и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает,
если усвоить ряд несложных правил поведения.
Правила, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас,
как привычка говорить «спасибо».
1правило : «Не ломай ветви деревьев и кустарников»
Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать,
выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
Неслучайно там, где много растений, легко дышится.
2правило : « Не повреждай кору деревьев!»
Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только
сказать об этом не могут.
3правило : «Не рви цветов в лесу и на лугу»
Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти.
Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придет
следом за нами.
Именно наша давняя привычка рвать цветы привлекла к исчезновению многих
видов растений.
А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
4правило: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и
почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто
человек - тропу, а тысячи – пустыню».
5правило : Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать
норы и тревожить лесных зверей.
Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверей, не берите их с собой.
Животные в природе не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью.
Никто
не
создает
им
необходимых
условий
для
роста
и
развития,
кроме
родителей.
6правило : Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости.
Кострище
–
это
раны
в
напочвенном
покрове
леса.
Для
их
заживления
требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.
7правило: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по
лесу, сшибает палкой мухоморы, валуи. Тот, кто так поступает, не уважает лес,
не понимает и не любит! Мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и
другим
деревьям.
Ими
питаются
белки,
лоси
и
сороки.
Многие
грибы
участвуют
в
разложении
растительных
остатков
в
лесу:
разрушают
пни,
поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую траву. Они санитары леса.
8правило: В лесу запрещается включать на полную громкость транзисторы и
магнитофоны, поднимать крик и шум.
От этого звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не успевают за
взрослыми, теряются и нередко гибнут. Не могут подняться в воздух шмели,
жуки и пчелы и другие насекомые.
Нужно
ценить
и
охранять
извечную,
мудрую
тишину,
уметь
слушать
прекрасную
музыку
природы,
волшебные
звуки
леса,
птичьи
перепевы,
разговор ветра, журчание ручья.
9правило : Отдыхая в лесу не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы,
а потому не оставляйте после себя беспорядок.
Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка - не менее70
лет.
Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, т.к. на
Земле
нет
бактерий,
которые
могут
его
разрушить.
А
осколки
банки
или
бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет. Сколько уже
людей получили травмы из – за стекол, которые легко прорезают обувь.
А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать
лесной пожар.
III часть.
Театрализованное представление.
Ведущий: А сейчас предлагаю вам посмотреть экологическую сказку «Берегите
наш дом»
Вступление к сказке.
Выходят «Туристы» (под мелодию песни «Вместе весело шагать»)
-Сегодня мы пришли гулять… благо лес рукой подать.
- Ну и клево мы сегодня будем, братцы, отдыхать!
-Закупили все подряд: пиццу, спички, лимонад! Чипсы, семечки, конфеты и
дорожный сервелат!
(все радостно кричат)
-Свежий ветер укрепит наш здоровый аппетит.
- А куда отходы денем?
-Да разбросаем – лес вместит!
- Эй, ребята, все сюда! Я поляночку нашла!
Тут уж нам не помешают: жги и лей…руби и бей!
Ну что вы рты пораскрывали? Расположимся скорей.
( все с шумом рассаживаются)
-Лес большой…Он что – ничей?
-Общий он! Для всех людей!
-А тогда совсем не страшно.…Разжигай костер скорей…
(все начинают доставать из своих рюкзаков бутерброды )
- Поедим колбаски с хлебом…
-Соку сладкого попьем.
-Чипсы, семечки, конфеты…
-Булки сладкие с повидлом нам уже не лезут в рот…
- Ну, так вон, повесь на ветку, может птичка поклюет.
-Ой, ребята, неудобно, столько грязи, ой-е-е-й!
Может, немного приберемся!
-Вот, придумала еще.
-Ну, поели и попили.…Отправляемся домой! Очень славно отдохнули!
- Убираем за собой?
-А урны нет,… кидай в кусты.
- Мы ж с природою на ты!
-Точно! Банки закопаем…
-Мусор птичкам раскидаем…
-В речку скинем все бутылки – пусть плывут от нас посылки!
ВСЕ: Мы цари! Молчи природа! Здесь все наше – лес и воды!
Выходит ведущий:
-Здравствуйте, взрослые! Привет, вам ребята!
- С вами сегодня – коллектив «Егозята»!
- Мы вас пригласили сегодня, не зря: причина одна - в нашем «доме» беда.
-А что за беда… мы расскажем о ней, и даже покажем, играя зверей.
- Давайте посмотрим, какая беда нагрянула в наши родные края.
Быть может, услышим мы наших «зверят» о чем они нам поведать хотят.
Белка: Ой, беда! Беда! Беда! Все скорей сюда, сюда.
Собирайтесь звери, птицы, в дом пришла беда!
- Собирайтесь все зверята: медвежата и лисята, волки, зайцы, все сюда!
вместе: собирает всех сова!
(осторожно входят «звери»)
Медведь: Что случилось? Что за сбор? Еле я сюда дошел.
Белка: Да у нас в лесу – беда. Всем на сходе быть пора.
(появляется Сова)
Сова: Я, как, старая сова, собрала всех вас сюда,
Чтобы вместе нам решить, как в лесу нам дальше жить.
Что-то срочно надо делать…жить так больше нам нельзя.
Мы умрем и задохнемся от помоек и хламья.
Посмотрите что творится: обложили нас кругом…
Превратили лес в помойку,…а ведь это же наш дом.
Жду от вас я предложений, как нам быть, что предпринять…
(волк тянет лапу)
Что желаешь ты, волчонок, в данном случае сказать?
Волк (хромает): Посмотрите, что случилось с моею лапою вчера…
Я ее поранил банкой, что валялась у куста…
Заяц: Правда, правда,…всюду банки, ведра старые, мешки…
Где я ел недавно травку – там стекляшки, пруд пруди.
Медведь : Я с косым вполне согласен, лапой негде нам ступить…
на ходулях нам придется видно по лесу ходить.
Лиса: Да! Да! Да! Ведь это ужас! Я свой хвост ободрала!
Зацепилась я за дужку от дырявого ведра.
Был пушистым милый хвостик, а теперь ведь не узнать…
Как теперь хвостом я буду, все следочки заметать?!
Белка: Ну, а нам как жить, бельчатам. Чем питаться будем мы?
Нет грибов, и нету ягод… только банки да бачки…
Вот где мой домик находился, там теперь огромный пень…
Мой домишко загубили…от него осталась «Тень»!
Белка: Верно, милая сестрица.…Негде стало нам селиться.
Нет и елок, сосен нет,… натворили люди бед.
Медведь : Я вот хотел напиться меду, не нашел в лесу колоду.
Только лапы ободрал, пока в лесу ее искал.
Заяц: Да и я поранил лапки о разбросанные банки.
Больно лапкам – ой-ой-ой, этой лапке и другой.
Волк: Мне обидно тоже очень! Я несчастный и больной…
Нас ведь ноги с детства кормят ну, а я теперь хромой.
Лиса : Уважаемые звери, вы послушайте меня.
Вот что я вам предлагаю, уходить нам всем пора.
Жить так больше – невозможно!
И как сказала здесь сова, мы умрем и задохнемся
От помоек и хламья.
Белки : Мы с лисой вполне согласны – надо срочно уходить.
1-я: Все равно житья нам нету.
2-я: Все равно нам негде жить.
Волк : А куда пойдем-то, братцы? Мы же любим край родной.
Лично я здесь остаюсь, у меня здесь дом родной.
Медведь : Да и я останусь дома! Здесь берлога у меня.
И для меня дороже нет, чем родимые края.
Заяц: А я не знаю, что сказать…Страшно мне…куда бежать?!
Сова: Я вас выслушала звери, и хочу теперь сказать…
Что нельзя (я так считаю), дом родной в беде бросать.
Что сказать…жить стало страшно, гибнет все в лесу родном…
Но еще страшнее станет, если с вами мы уйдем.
Что за лес, где нет зайчат, нет волчат и медвежат.
Где не видно белок ловких и не водится совят.
Надо к людям обратиться…вот решение мое.
Пусть они не засоряют и не губят нам жилье.
Белка: Да! Да! Да! Пусть прекращают в лес носить различный хлам.
Должен лес быть светлым, чистым. Грязный лес не нужен нам.
Волк: Я поддерживаю это! Пристыдить хочу людей…
Сколько ж можно издеваться над природою своей.
Медведь : Нас зверят, не так уж много, не губите больше нас.
Сберегите, что осталось.
Все: Очень, очень, просим вас!
Заключительная часть:
Ведущий: Мой юный друг, оглянись вокруг! Посмотри, как прекрасен мир, в
котором
нам
посчастливилось
жить!
Как
он
ярок!
Светел!
Красочен!
Вслушайтесь!
Сколько
в
нем
звуков
и
запахов.
У
вас,
друзья,
есть
право
любоваться
всем
этим.
Но
на
ваших
плечах
и
великая
ответственность:
сохранить и сберечь нашу маленькую и хрупкую планету
Литература:
1.
Прокофьева,
Е.С.
Пусть
будет
праздник!
Игры,
викторины,
развлекательные
программы/
Е.С.
Прокофьева,
Л.Н.
Игнатьева,
А.С.
Левина. - Волгоград: учитель, 2008.-191с.
2.
Боровская Л. А. Лес - природное сообщество // Начальная школа. - 2010. -
N 12. – С 38-42.
3.
Прохорова
С.
Ю.
«Тропинка
в
природу:
организация
экологических
исследований с младшими школьниками». - М., 2008.