Автор: Криницына Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БОУ ДО "Детская школа искусств №3" г.Омска
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности вокальной работы в хоре
Раздел: дополнительное образование
Хоровое пение – действенное средство развития музыкально-творческих
способностей
детей.
Это
наиболее
массовая
форма
охраны
голоса,
тренировки голосового аппарата. Поэтому при работе с детьми в хоровых
коллективах уделяется должное внимание вокальной работе, благодаря
которой приобретаются такие важные для певцов качества, как звонкость,
полетность, вибрато, правильное дыхание, музыкальный слух, широкий
диапазон, четкая дикция и т. д.
Одним из основных аспектов в подходе к работе над вокальными
навыками
является
подготовленность
хормейстера
к
данному
виду
деятельности. В идеале педагог, работающий с детским хором, должен
обладать красивым поставленным голосом и вокальным слухом для создания
единого хорового тембра своего коллектива. Не существует одинаково
звучащих хоров, так как звучание каждого хора формируется на основе того,
как его слышит педагог-хормейстер и какими методами и приемами он
добивается данного звучания.
Следя за коллективной вокальной работой, педагог должен осуществлять
индивидуальный подход каждому ученику, развивая его вокальные данные.
Для правильного звукообразования в коллективе необходимо уделять
должное внимание вокальной работе в хоре.
Вокально-хоровые
навыки
-
это
комплекс
требований,
способствующий формированию
основ
правильного
звукообразования
и выразительного пения. Это:
- певческая установка;
- певческое дыхание;
- певческая опора;
- атака звука;
- артикуляция;
- дикция;
- звуковедение.
Рассмотрим основные аспекты и приемы развития вокальных навыков.
1. Певческая установка – основа зарождения звука. Стоять необходимо
прямо, с опорой на две ноги, с прямой спиной и головой. Рот свободно
открыт, нижняя челюсть опущена свободно вниз, нёбо в положении купола, с
ощущением полузевка. Певческая установка неразрывно связана с певческим
дыханием. Это активный вдох, задержка дыхания и выдох. Во время вдоха
открывается купол, и голосовой аппарат готов произвести звук. Момент
задержки очень важен – связки смыкаются для преграждения пути
выдыхаемому воздуху, так создается звук. Выдох спокойный, экономичный,
длиннее вдоха.
2. Певческое дыхание – важнейший компонент певческого процесса, от
которого
зависит
качество
звукообразования.
Наиболее
эффективно
нижнереберное диафрагмальное дыхание, предусматривающее расширение
грудной клетки в районе нижних ребер и передней стенки живота. На выдохе
необходимо стараться держать нижние ребра в положении вдоха для
сохранения мышечной упругости время пения.
При работе над дыханием необходимо опираться на образное мышление
детей, например, сравнивать вдох с вдыханием аромата цветка, а выдох с
задуванием свечи и т.п. Так же необходимо отметить, что певческое дыхание
влияет на характер голосоведения, при спокойном дыхании образуется
красивый, легкий звук.
3. Певческая опора неразрывно связана с певческим дыханием и имеет
серьезное влияние на чистоту интонации. Тяжелый звук дает тенденцию к
занижению интонации, тогда как безопорное, бестембренное пение ведет к ее
завышению. Понятие певческой опоры используется в вокальном искусстве
для характеристики устойчивого, правильно оформленного вокального звука.
Пение на «опоре» дает свободный, звонкий, устойчивый, округлый звук. При
таком пении в голосе появляется вибрато.
4. Атака звука. Существует 3 вида атаки: придыхательная, твердая и
мягкая. Использование твердой и предыхательной атаки звука является
редкостью и служит в основном для раскрытия различных художественных
образов произведений. В детских коллективах необходимо стараться
применять мягкую атаку звука, обеспечивающую эластичную работу связок.
5. Артикуляция
-
совокупность движений и положений отдельных
органов речи при образовании произносимых звуков речи. Правильная
артикуляция влияет на качество звука, делая его более четким и ровным на
протяжении
всего
диапазона.
В
академическом
хоре
применяется
выровненный на всем диапазоне голоса прикрытый, округлый звук. Такой
звук
образуется
сглаживанием
регистров
методом
округления
и
облегчения
звука, получает тембровую окраску
и хорошо сливается в
хоровом ансамбле.
Для
поддержания
механизма
звукообразования и
дикции важную роль
играют согласные звуки, которые произносятся четко, активно и коротко.
Осознанное использование навыков
формирования
гласных
и
согласных
помогает
добиться
в
хоре хорошей кантилены, которая свойственна всем
формам звуковедения.
6.
Дикция
- это чёткость произношения звуков в соответствии с
фонетическими
нормами
языка,
необходимая
для
правильного
формирования певческого звука. В пении слова произносятся по «принципу
легато» - «перенесение»
последнего
согласного
звука
в
слоге
к
началу
следующего
за ним,
что
в
итоге
способствует
протяженности
гласного
звука.
При этом
согласные
звуки
произносятся
четко,
быстро
и
ясно.
Важнейшей
задачей
является
выработка
правильного,
отчётливого и
одновременного произношения текста в хоровом сочинении. В работе над
дикционным
ансамблем
нужно
избегать
механической
чёткости.
Это
может привести
к
скандированию
текста,
что
помешает
раскрытию
образа хорового произведения.
7. Звуковедение - способ связи звуков в процессе фонации. Включает в
себя технику использования различных штрихов в процессе вокального
интонирования. Более известные и широко применимые - легато, стаккато,
нон легато. Так же
существуют такие штрихи, как Tenuto, Portamente,
Marcato
.
Звуковедение полностью зависит от правильной работы всех
вышеперечисленных механизмов: дикции, артикуляции, дыхания и т.д.
Очень важным аспектом правильного звуковедения является воспитание
выразительного и осмысленного исполнения текста. Для осмысления текста
нужно расставить логические ударения во фразах и предложениях, придать
эмоциональную
окрашенность,
соответствующую
исполняемому
произведению.
Первоначально все эти навыки развиваются путем распевания, которое
несет в себе следующие функции: разогрев голосового аппарата и
достижение качественного звучания в процессе исполнения различных
упражнений.
При
этом
важными
принципами
является
установление
соответствия между качеством и характером звучания и движениями
голосового аппарата, оценки качества и правильности выполнения заданий,
объяснение и показ педагогом правильных и неправильных вариантов
звукообразования с пояснениями.
Распевая хор, необходимо учитывать возможности участников коллектива.
Начинать распевание следует с удобных примарных нот, постепенно
расширяя
диапазон.
Динамика
должна
быть
средней
звучности,
с
постепенным увеличением и уменьшением силы звука. Темп спокойный, с
поэтапным ускорением или замедлением. Усложнение задач становится
возможным
только
после
настройки
голосового
аппарата
в
рабочее
состояние.
Итак, вокальная работа преследует основные цели по подготовке
голосового аппарата певцов хора и совершенствования приемов и навыков в
работе над произведениями.