Напоминание

Особенности вокальной работы в хоре


Автор: Криницына Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БОУ ДО "Детская школа искусств №3" г.Омска
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности вокальной работы в хоре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хоровое пение – действенное средство развития музыкально-творческих

способностей

детей.

Это

наиболее

массовая

форма

охраны

голоса,

тренировки голосового аппарата. Поэтому при работе с детьми в хоровых

коллективах уделяется должное внимание вокальной работе, благодаря

которой приобретаются такие важные для певцов качества, как звонкость,

полетность, вибрато, правильное дыхание, музыкальный слух, широкий

диапазон, четкая дикция и т. д.

Одним из основных аспектов в подходе к работе над вокальными

навыками

является

подготовленность

хормейстера

к

данному

виду

деятельности. В идеале педагог, работающий с детским хором, должен

обладать красивым поставленным голосом и вокальным слухом для создания

единого хорового тембра своего коллектива. Не существует одинаково

звучащих хоров, так как звучание каждого хора формируется на основе того,

как его слышит педагог-хормейстер и какими методами и приемами он

добивается данного звучания.

Следя за коллективной вокальной работой, педагог должен осуществлять

индивидуальный подход каждому ученику, развивая его вокальные данные.

Для правильного звукообразования в коллективе необходимо уделять

должное внимание вокальной работе в хоре.

Вокально-хоровые

навыки

-

это

комплекс

требований,

способствующий формированию

основ

правильного

звукообразования

и выразительного пения. Это:

- певческая установка;

- певческое дыхание;

- певческая опора;

- атака звука;

- артикуляция;

- дикция;

- звуковедение.

Рассмотрим основные аспекты и приемы развития вокальных навыков.

1. Певческая установка – основа зарождения звука. Стоять необходимо

прямо, с опорой на две ноги, с прямой спиной и головой. Рот свободно

открыт, нижняя челюсть опущена свободно вниз, нёбо в положении купола, с

ощущением полузевка. Певческая установка неразрывно связана с певческим

дыханием. Это активный вдох, задержка дыхания и выдох. Во время вдоха

открывается купол, и голосовой аппарат готов произвести звук. Момент

задержки очень важен – связки смыкаются для преграждения пути

выдыхаемому воздуху, так создается звук. Выдох спокойный, экономичный,

длиннее вдоха.

2. Певческое дыхание – важнейший компонент певческого процесса, от

которого

зависит

качество

звукообразования.

Наиболее

эффективно

нижнереберное диафрагмальное дыхание, предусматривающее расширение

грудной клетки в районе нижних ребер и передней стенки живота. На выдохе

необходимо стараться держать нижние ребра в положении вдоха для

сохранения мышечной упругости время пения.

При работе над дыханием необходимо опираться на образное мышление

детей, например, сравнивать вдох с вдыханием аромата цветка, а выдох с

задуванием свечи и т.п. Так же необходимо отметить, что певческое дыхание

влияет на характер голосоведения, при спокойном дыхании образуется

красивый, легкий звук.

3. Певческая опора неразрывно связана с певческим дыханием и имеет

серьезное влияние на чистоту интонации. Тяжелый звук дает тенденцию к

занижению интонации, тогда как безопорное, бестембренное пение ведет к ее

завышению. Понятие певческой опоры используется в вокальном искусстве

для характеристики устойчивого, правильно оформленного вокального звука.

Пение на «опоре» дает свободный, звонкий, устойчивый, округлый звук. При

таком пении в голосе появляется вибрато.

4. Атака звука. Существует 3 вида атаки: придыхательная, твердая и

мягкая. Использование твердой и предыхательной атаки звука является

редкостью и служит в основном для раскрытия различных художественных

образов произведений. В детских коллективах необходимо стараться

применять мягкую атаку звука, обеспечивающую эластичную работу связок.

5. Артикуляция

-

совокупность движений и положений отдельных

органов речи при образовании произносимых звуков речи. Правильная

артикуляция влияет на качество звука, делая его более четким и ровным на

протяжении

всего

диапазона.

В

академическом

хоре

применяется

выровненный на всем диапазоне голоса прикрытый, округлый звук. Такой

звук

образуется

сглаживанием

регистров

методом

округления

и

облегчения

звука, получает тембровую окраску

и хорошо сливается в

хоровом ансамбле.

Для

поддержания

механизма

звукообразования и

дикции важную роль

играют согласные звуки, которые произносятся четко, активно и коротко.

Осознанное использование навыков

формирования

гласных

и

согласных

помогает

добиться

в

хоре хорошей кантилены, которая свойственна всем

формам звуковедения.

6.

Дикция

- это чёткость произношения звуков в соответствии с

фонетическими

нормами

языка,

необходимая

для

правильного

формирования певческого звука. В пении слова произносятся по «принципу

легато» - «перенесение»

последнего

согласного

звука

в

слоге

к

началу

следующего

за ним,

что

в

итоге

способствует

протяженности

гласного

звука.

При этом

согласные

звуки

произносятся

четко,

быстро

и

ясно.

Важнейшей

задачей

является

выработка

правильного,

отчётливого и

одновременного произношения текста в хоровом сочинении. В работе над

дикционным

ансамблем

нужно

избегать

механической

чёткости.

Это

может привести

к

скандированию

текста,

что

помешает

раскрытию

образа хорового произведения.

7. Звуковедение - способ связи звуков в процессе фонации. Включает в

себя технику использования различных штрихов в процессе вокального

интонирования. Более известные и широко применимые - легато, стаккато,

нон легато. Так же

существуют такие штрихи, как Tenuto, Portamente,

Marcato

.

Звуковедение полностью зависит от правильной работы всех

вышеперечисленных механизмов: дикции, артикуляции, дыхания и т.д.

Очень важным аспектом правильного звуковедения является воспитание

выразительного и осмысленного исполнения текста. Для осмысления текста

нужно расставить логические ударения во фразах и предложениях, придать

эмоциональную

окрашенность,

соответствующую

исполняемому

произведению.

Первоначально все эти навыки развиваются путем распевания, которое

несет в себе следующие функции: разогрев голосового аппарата и

достижение качественного звучания в процессе исполнения различных

упражнений.

При

этом

важными

принципами

является

установление

соответствия между качеством и характером звучания и движениями

голосового аппарата, оценки качества и правильности выполнения заданий,

объяснение и показ педагогом правильных и неправильных вариантов

звукообразования с пояснениями.

Распевая хор, необходимо учитывать возможности участников коллектива.

Начинать распевание следует с удобных примарных нот, постепенно

расширяя

диапазон.

Динамика

должна

быть

средней

звучности,

с

постепенным увеличением и уменьшением силы звука. Темп спокойный, с

поэтапным ускорением или замедлением. Усложнение задач становится

возможным

только

после

настройки

голосового

аппарата

в

рабочее

состояние.

Итак, вокальная работа преследует основные цели по подготовке

голосового аппарата певцов хора и совершенствования приемов и навыков в

работе над произведениями.



В раздел образования