Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель по классу баян,аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Ясненский МО
Населённый пункт: г.Ясный ,Оренбургская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Планирование и выполнение учебной работы в классе баяна и аккордеона"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ «Ясненский муниципальный округ, Оренбургская область»
Методическая разработка на тему:
«Планирование и выполнение учебной
работы
в классе баяна и аккордеона»
Выполнила: преподаватель по классу баян, аккордеон Пригорская Наталья
Юрьевна
2025 год
Содержание
Введение
1. Индивидуальный план — основа планирования учебного
процесса в классе баяна и аккордеона
2. Реализация индивидуального плана
3. Использование планирования в классе баяна, аккордеона
4. Список литературы
Введение
В настоящее время ,проблема планирования учебной
работы в классе баяна, аккордеона, по-прежнему, является
одной из важнейших. Без грамотной организации учебного
процесса сложно будет достичь успеха во всестороннем
развитии музыкально-исполнительских данных учащегося.
Планирование – заблаговременное определение порядка,
последовательности осуществления воспитательно-
образовательной работы, с указанием необходимых
условий, используемых средств, форм и методов. Оттого,
насколько продуманно, грамотно осуществлено
планирование, зависит эффективность воспитательно-
образовательной работы в целом.
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в
достижении намеченных задач. План работы выстраивается
дифференцированно, в зависимости от возрастных,
исполнительских, индивидуальных особенностей
учащихся, в тесной связи с целями и задачами на
конкретном его этапе.
Цель данной работы: сделать процесс обучения более
эффективным для детей в сфере всестороннего развития
музыкально-исполнительских данных каждого учащегося,
используя собственный многолетний опыт, а также труды
выдающихся баянистов, аккордеонистов и педагогов.
Задачи:
1.Раскрыть основу планирования учебного процесса в
классе баяна и аккордеона.
2.Выявить эффективность процесса обучения через
реализацию индивидуального плана.
3.Показать использование планирования в учебной работе.
Вопросами планирования учебной работы в разное время
занимались педагоги – музыканты: И. Алексеев, Б. Милич,
В. Лушников, Ю. Акимов,А. Иванов, А. Мирек, Д. Самойлов,
А. Бажилин ,Г.Крылова и др.
Целенаправленное планирование учебной работы позволит
достичь лучших результатов в развитии музыкально-
исполнительских данных учащихся за более короткий срок.
1.Индивидуальный план – как основа планирования
учебного процесса в классе баяна и аккордеона.
Все вопросы, связанные с обучением в классе баяна и
аккордеона, можно рассматривать только путём
тщательного планирования работы. Педагогическая
практика выработала индивидуальную форму
планирования работы с учеником по специальности —
индивидуальный план.
Индивидуальный план строится, с одной стороны, на
основе учебной программы, с другой — с учётом
индивидуальных особенностей учащихся, и рассчитан на
каждое полугодие.
В индивидуальном рабочем плане следует предусмотреть:
- изучение новых музыкальных произведений;
- повторение музыкальных произведений, пройденных
ранее;
- пьесы для самостоятельного изучения учеником;
- работа над техническими упражнениями, гаммами,
этюдами;
- упражнения в игре по слуху, чтение нот с листа;
- исполнительская практика ученика.
В учебный репертуар баяниста включаются:
- полифония;
- сонатина, соната, сюита (цикл или часть);
- пьесы русской и зарубежной классики;
- современные сочинения отечественных и зарубежных
композиторов;
- произведения народного творчества (обработки,
оригинальные пьесы на народную тему и т.п.).
В основе отбора учебного репертуара должно лежать
требование последовательного и разностороннего развития
ученика: его художественного вкуса, мышления,
эмоционального склада, технического мастерства. Чем
шире круг музыкальных образов, тем разностороннее
стилистические особенности, язык исполняемых
произведений, тем больше условий для решения этой
задачи.
Непременным условием должно стать изучение
классического наследия — оно формирует у учащегося
понятие стиля, высокого художественного вкуса.
Воспитанию творческого отношения ученика к
музыкальному произведению способствует работа над
сочинениями современных композиторов, которые, как
правило, не имеют устоявшихся традиций исполнения. Это
вынуждает ученика и педагога давать свою трактовку, своё
толкование содержания пьесы, искать новые
исполнительские средства.
Особое место в репертуаре баяниста необходимо отводить
русской народной музыке, сочинениям, написанным
специально для баяна, а так же пьесы, написанные
специально для детей. Их эмоциональная сфера близка
интересам, переживаниям, образным представлениям
ребёнка.
Так же в индивидуальный план необходимо включать
инструктивно –тренировочный материал (гаммы,
арпеджио, упражнения, этюды),способствующий
приобретению и совершенствованию технических навыков.
Этюды и упражнения следует подбирать так, чтобы они
готовили ученика к преодолению трудностей при изучении
произведений, предусмотренных планом, помогали
закреплению и техническому совершенствованию
пройденного художественного материала.
Самостоятельное изучение музыкальных произведений
является необходимым условием развития творческой
инициативы и музыкальной самостоятельности ученика. В
этой части плана педагог предусматривает различные виды
занятий, способствующие закреплению и дальнейшему
развитию навыков самостоятельной работы. В зависимости
от развития ученика, этот раздел индивидуального плана
расширяется. Кроме того, не нужно забывать о привитии
учащемуся навыков чтения нот с листа. Учить читать с листа
на баяне очень важно для будущего музыканта, т.к. чтение
нот развивает творческую инициативу, художественный
вкус, способствует совершенствованию техники игры
молодого исполнителя.
Публичное выступление – неотъемлемая часть
исполнительской практики учащегося. Выступление на
концерте, экзамене, академическом вечере ,всегда
приносит новые ощущения. Непривычная обстановка на
эстраде настолько действует на учащегося, что его
исполнение становится отличающимся от игры в обычной
классной обстановке. Чтобы подготовить учащегося к
выступлению, надо предварительно поставить его в
условия, близкие к концертным:
- пригласить на репетицию слушателей из числа учащихся,
родителей;
- дать возможность исполнить всю программу целиком, не
прерывая игры, в том порядке и с теми промежутками
между пьесами, которые предусмотрены на концерте.
Во время репетиций вносятся последние коррективы в
исполнении.
Перед концертом педагог должен побеседовать с учеником
о его внешнем виде и поведении на сцене ,выходе,посадке,
поклоне, уходе – это будет способствовать не только
созданию благоприятного впечатления у публики, но и
внутренней собранности исполнителя, повышению чувства
ответственности. На воспитание этих навыков следует
обратить особое внимание.
Учёт возрастных особенностей является одним из
принципиальных требований индивидуального
планирования. Очень важно включать в план повторение
пройденного материала. Только на базе закрепления
знаний, путём повторения, можно добиться дальнейшего
развития и формирования исполнительских навыков
ученика. Значение повторения ранее пройденных пьес
состоит не только в том, что ученик накапливает репертуар,
но и в том, что художественный материал при повторении
исполнения становится значительно лучше, так как за
прошедший отрезок времени исполнитель стал более
зрелым музыкантом, научился глубже проникать в
сущность произведения. Таким путём последовательно
развивается глубокое художественное понимание
исполняемого произведения, совершенствуется владение
инструментом.
Основу планирования учебного процесса составляет
индивидуальный план, который строится на основе учебной
программы с учётом индивидуальных особенностей
учащихся.
Планирование учебного процесса в классе баяна и
аккордеона должна вестись в системе, охватывать разные
стороны.
2.Реализация индивидуального плана
Реализация индивидуального плана происходит в учебном
процессе в форме индивидуального урока. Чёткое
планирование делает урок целеустремлённым,
освобождает педагога от разбросанности, а главное – даёт
ему возможность рационально использовать каждую
минуту свободного времени. В плане урока педагог
предусматривает очерёдность заданий в работе над
учебным материалом, а так же приёмы педагогического
воздействия. Это не означает, что в процессе работы с
учеником в план не могут быть внесены коррективы,
вытекающие из конкретных обстоятельств урока, - иногда
план приходится коренным образом изменять. Однако
предварительный план педагога всегда должен быть
ступенью к созданию более совершенного.
Каждый урок имеет общие компоненты, основными из
которых можно считать следующие:
- проверка домашнего задания;
- привитие новых навыков и сообщение новых знаний;
- оценка домашней и классной работы;
- задание на дом.
При проверке домашнего задания рекомендуется дать
возможность «высказаться» ученику до конца. Некоторые
педагоги останавливают игру ученика на первых тактах
заданной пьесы или этюда при наличии даже
незначительных ошибок. Это дезориентирует ученика,
отвлекает от задачи, поставленной педагогом на
предыдущем уроке, а иной раз не даёт возможности
«успеть отчитаться» за время занятия. Гораздо лучше, если
во время проверки домашнего задания педагог не
прерывает игру ученика, а замечания делает только лишь в
случае необходимости. Тогда складывается общая картина
о качестве выполнения домашнего задания.
Привитие новых навыков и сообщение новых знаний может
происходить как на материале домашнего задания, так и на
новом материале.
При изложении нового материала и его закреплении
нужно:
- устно разъяснить материал;
- разъяснить с показом на инструменте или только показ на
инструменте.
С целью воспитания необходимых рабочих навыков,
полезно часть урока отводить для полусамостоятельной
работы учащегося, конкретно указав, что и как ему надо
сделать. При этом у учащихся мобилизуются все
полученные знания и навыки, закрепляются недавно
приобретённые.
Оценка работы ставится при подведении итогов домашней
и классной работы. Она не должна сводиться только к
выставлению соответствующей цифры в дневнике. Имеется
ввиду, прежде всего, мнение педагога о том, что и как
получилось, на что нужно обратить особое внимание и т.п.
Высказывая это, педагог должен быть объективным,
тактичным и максимально учитывать психологический
склад ученика. Такая оценка – это стимул дальнейшей
работы ученика. В результате урока складывается, в
основном, содержание задания ученика на дом. Кроме
того, педагог здесь руководствуется тем, чтобы задание
было выполнено, то есть надо учитывать объём материала,
срок выполнения, сложность задачи, работоспособность
ученика.
Одной из специфических сторон содержания домашнего
задания является привитие ученику навыков
самостоятельной работы. Надо также научить ученика
находить ошибки и недостатки в процессе самостоятельной
работы, видеть трудности, воспитывать настойчивость и
стремление к преодолению этих трудностей. Особенно
важно воспитать эти качества у тех, кто считает, что им всё
легко даётся, а значит, для них не обязательно много
работать. Даже самому одарённому ученику для развития
его способностей необходим кропотливый труд. Каждый
ученик должен понимать, что работа над произведением не
заканчивается с преодолением первых трудностей, что за
ними следуют ещё более сложные исполнительские задачи.
Кроме т урока, включающего все звенья процесса обучения,
педагог может назначить отдельные уроки для какого-либо
одного из видов работы проверки домашнего задания,
подачи новых знаний и т.д. Некоторые уроки посвящаются
вопросам трактовки (штрихам, отработке беглости и т.п.).
Однако такие уроки можно применять только изредка, как
эпизодические, вызванные особенностями
индивидуального развития ученика.
Планирование очередного урока должно целиком
основываться на подведении итогов предыдущего.
Критически оценивая его, педагог припоминает, насколько
конкретны были его указания, сочетались ли они в
определённую систему, отмечает, что было живого, нового,
творческого в работе с учеником, чем обогатил данный
урок методы и приёмы педагога, что нового внёс он в
подход к выполнению художественных и технических
задач, какой приём работы не дал результата с одним
учеником, хотя и приводил к хорошим результатам с
другими. Не менее важно отметить, что было лишним в
содержании и организации урока, применённых приёмах.
Например, не следует продолжать на уроке работу над
техническими трудностями, если учащийся понял существо
этих трудностей и может правильно работать над ними
самостоятельно дома. Недостаточно разобранную пьесу не
всегда нужно слушать полностью: в зависимости от того, на
какой стадии находится её разучивание. Можно
ограничиться прослушиванием лишь эпизодов, трудных для
исполнения.
Только подведя итоги предыдущего урока, учтя его плюсы и
минусы, педагог может начать планирование нового. При
этом он отмечает себе, на какие стороны развития ученика
необходимо обратить особое внимание ученика на
следующем уроке, какой дополнительный художественный
материал нужно ввести.
Составляя план, необходимо предусмотреть формы
взаимоотношений с учеником, чтобы вызвать их
заинтересованность к содержанию урока. Урок надо
строить как можно более интересно и разнообразно.
В плане урока следует уделить внимание и таким видам
работы, как чтение нот с листа, игра по слуху, упражнения в
импровизации. Хороший педагог всегда сумеет сочетать
творчество на уроке со строгим планированием.
Для успешной реализации индивидуального плана форма
урока должна быть гибкой и соответствовать задачам,
поставленным педагогом. Она может меняться в процессе
одного урока, в зависимости от подготовленности ученика к
занятию, а также от его самочувствия.
3.Использование планирования в классе баяна и
аккордеона.
Каждый урок должен иметь свои методические
особенности, вытекающие из постоянного и глубокого
изучения индивидуальности ученика, а также рабочего
плана.
Учебный репертуар надо подбирать очень внимательно. Он
должен состоять из высокохудожественных произведений,
которые бы соответствовали развитию учащегося и
способствовали росту его мастерства. Прежде всего, в
репертуар необходимо включить народные песни и танцы в
обработке для баяна и аккордеона. В нём должны быть
предусмотрены произведения классиков различных стилей
и жанров, оригинальные произведения для баяна и
аккордеона отечественных композиторов и лучшие
образцы зарубежной музыки.
За годы работы в музыкальной школе много раз проходится
вносить изменения в план работы учебного процесса.
Важно, чтобы он был не «отпиской» в отчётности, а служил
главной задачей процесса успешного обучения.
Учебный репертуар должен быть разнообразным,
интересным. При его составлении обязательно наметить
пьесы для концертного исполнения, что является огромным
стимулом к дальнейшим занятиям. Программу подбирать с
учётом музыкальных, физических данных учащихся, а также
учитывать их музыкальный вкус. Понимать, что завышение
сложности программы ведёт к тому, что ученик может
потерять веру в свои силы, а при занижении – может
пропасть интерес к занятиям.
Бывает так, что один ребёнок с каждым годом получая
новые знания, приобретая новые навыки игры на
инструменте и закрепляя их, продвигается «вперёд»,
другой, тем временем, «застревает» на каком-либо этапе
развития. Здесь необходимо выявить причину такого
«застоя» и устранить её: не нравится исполняемое
произведение – сменить на другое, не понимает
содержание, форму произведения – найти доступные
слова, примеры для объяснения, не успевает выполнять
домашние задания – помочь составить распорядок дня .
Как говорил Б. Милич: «Необходимость индивидуализации
методов работы с детьми, отличающимися разным уровнем
врождённых и развивающихся способностей, является
одной из важнейших задач музыкальной педагогики».
Творческая и методическая подготовка педагога к учебным
занятиям будет тем полноценнее, чем глубже и доступнее
он сможет раскрыть ученику образное содержание
произведений, выразительность их музыкального языка,
тем быстрее поможет найти целесообразные пути
преодоления исполнительских трудностей.
Планирование вносит в процесс обучения
организованность, воспитывает у учащихся чувство
ответственности.
Например:
--если не проверить домашнее задание и не выставить
оценку, то некоторые ученики перестанут заниматься;
--если урок не будет наполнен содержанием, нельзя
ставить конкретные задачи, то ученик не будет знать над
чем работать;
-если не продумаю подбор программы, то и результат будет
соответствующий.
Календарно-перспективное планирование позволяет
учитывать взаимосвязь между различными разделами
работы с детьми, обеспечивает систематичность и
последовательность, позволяет планировать на основе
анализа полученных результатов. Перспективный план
развития каждого учащегося составляется на несколько лет
вперёд, коррективы вносятся на протяжении всего курса
обучения, иногда даже кардинально меняя первоначально
поставленные задачи.
Перед началом каждого полугодия следует намечать объём
и содержание работы ученика на данный период, то есть
составить рабочий план. Этот план является частью общей
программы курса баяна и аккордеона, с учётом
особенностей индивидуального развития ученика.
План должен быть действительно индивидуальным и
учитывать индивидуальные способности каждого ученика.
Все вопросы, связанные с обучением и воспитанием, можно
предусмотреть только путём тщательного планирования
работы. Цель его — определение наиболее правильных
путей всестороннего развития ученика и
совершенствования его исполнительских навыков.
4.Заключение
Планирование учебного процесса – важнейшая часть
работы каждого педагога. Оно позволяет прогнозировать
основные условия, этапы становления личности каждого
учащегося и диктуется необходимостью постоянного
развития.
Специфика работы преподавателя ДШИ состоит в том, что
он занимается с детьми, имеющими разные музыкальные и
физические данные (отсутствие конкурса вынуждает в
контингент учащихся всех желающих).
При составлении индивидуальных планов
руководствоваться принципом постепенности и
последовательности обучения, вырабатывать
определённые методы, варьировать, изменять, иногда
полностью их пересматривать.Стараться ,как можно чаще
общаться с родителями учащихся – это даёт возможность
познакомиться с условиями жизни ребёнка и отношениями
в семье. Такой контакт оказывает влияние на
формирование характера, взглядов, вкусов ребёнка,
пополняет его знания и расширяет кругозор.
Используя собственный опыт работы, опыт ведущих
педагогов, стараться сделать процесс обучения своих
учащихся эффективным в плане всестороннего развития их
музыкально-исполнительских данных.
Процесс планирования учебного процесса вести грамотно.
Результатом работы должны являться победы и участие
учащихся на конкурсах исполнительского мастерства
различного уровня, участие в концертах школы и города.
Итог- это целенаправленное планирование учебной работы
позволяет достичь лучших результатов в развитии
музыкально-исполнительских данных учащихся.
Список литературы
1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. – 1981
2. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. – 1960
3. Баян и баянисты ч.2. / Сост. Ю. Акимов. – 1974
4. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – 1987
5. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста в 1-2 классе ДМШ 1977
6. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. – 1965
7. Онегин А. Школа игры на баяне. – 1969
8. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – 2002