Автор: Трубина Галина Николаевна
Должность: тренер-преподаватель по лыжным гонкам
Учебное заведение: МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва г. Сосногорска"
Населённый пункт: Сосногорск
Наименование материала: реферат
Тема: ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНА
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Институт дополнительного образования
Итоговая аттестационная работа слушателей курсов повышения квалификации
по программе:
«Современные аспекты теории и методики
спортивной тренировки»
на тему:
«ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СПОРТСМЕНА»
Работу выполнил: Трубина Галина Николаевна
Научный руководитель: Земленухин Илья Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент
Казань, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1. Черты личности спортсменов…………………………….…...
4
Практические рекомендации на основании работы со спортсменами
по виду спорта «Лыжные гонки»………………………………………..
8
Заключение……………………………………………………………… 13
Список литературы……………………………………………………… 15
2
Введение
В
серии
работ
советских
психологов
Б.
М.
Теплова,
В.
Д. Неблицына утверждается, что в структуре личности стоит субструктура
природных, биологических свойств высшей нервной деятельности и свойств
темперамента. Эти свойства, которые биологически обусловлены, датируются
индивидуумом от рождения, течение всей жизни остаются относительно
неизменными, консервативными, поэтому по их наличию и выраженности
можно предсказать характер принятия проверок на состояние окружающей
среды, знаний и активности в экстремальных ситуациях.
Самости нервной системы — это врожденные, стойкие, консервативные
знатоки индивидуальности, которые сохранятся в структуре естественных
предпосылок спортивных способностей.
Подвижность нервной системы характеризуется скоростью перестройки
реакций нервной системы на изменение раздражения. Эта особенность
позволяет спортсменам, быстро реагируя на действия противника, находить
наиболее эффективные для текущей ситуации решения, обеспечивает успешное
выполнение мероприятий в видах спорта, характеризующихся разнообразием и
быстрой сменой обстановки, спортивных играх и единоборстве.
3
Глава 1. Черты личности спортсменов
Всего можно выделить несколько черт, которые чаще всего встречаются у
спортсменов. К ним относятся высокий уровень агрессивности (который почти
все время находится под контролем ведущего спортсмена), беспокойство и
твердость характера.
Агрессивность
Во многих видах спорта, особенно в тех, где разрешен прямой
физический
контакт,
необходимы
различные
формы
контролируемой
физической агрессивности. Можно предположить, что, отвечая на вопросы
личностных
тестов,
спортсмены,
занимающиеся
этими
видами
спорта,
проявляют разную степень агрессивности. Данные исследования показывают,
что лучший спортсмен не только более агрессивен, но и имеет тенденцию
выражать свои агрессивные тенденции более свободно, чем у так называемого
нормального образца.
Уолтер Кролл (1968) выделил группу сходных личностных черт у
спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта,
в которых они считаются физически агрессивными. Было обнаружено, что
спортсмены этих двух групп имеют сходные личностные профили в
соответствии с 16-факторным тестом Кеттелла, хотя агрессивность или
агрессивные тенденции специально не исследовались.
Более того, Кролл обнаружил, что спорт, который явно агрессивен по
своей природе, может привлекать людей с различными структурами личности.
Он обнаружил, например, что личные профили спортсменов по каратэ
отличаются от профилей борцов и футболистов. Следует отметить, что в каратэ
физический контакт – это скорее угроза, чем реальность. Основная цель -
нанести удар близко к противнику, не касаясь его.
Чтобы адекватно оценить агрессивные наклонности спортсмена, его
потребность и желание напрямую выразить свою агрессивность, необходимо
провести как беседы, так и тщательный анализ его поведения в конкурентной
4
среде. Тесты бланка, предназначенные для оценки агрессивности, служат
только для определения большей или меньшей вероятности проявлений
различных уровней агрессивности в условиях спортивной активности.
В результате наблюдения за представителями различных видов спорта
(гонщиками, футболистами, пловцами) методом Кеттелла Огилви установил,
что
спортсменов
высокого
класса
отличает
большая
«способность
к
абстрактному мышлению». Кейн, изучая личные характеристики английских
футболистов, также обнаружил, что более выраженная способность мыслить
абстрактно чаще встречается в профилях личности хороших игроков. В уже
упомянутых исследованиях Джонсона также было показано, что уровень
«интеллектуальных претензий» у хороших спортсменов самый высокий.
Некоторые виды спорта, особенно там, где требуется подробный анализ
активности, наилучшие результаты, естественно, будут продемонстрированы
теми спортсменами, которые обладают большей способностью к анализу. По
мнению большинства психологов в Восточной Европе, спортсмены высокого
класса постоянно стремятся лучше понять физические, психологические и
социальные аспекты своего спорта. И только спортсмены с более высоким
интеллектуальным уровнем могут достичь глубокого понимания этих аспектов.
Твердость характера
Эта черта - одна из наиболее часто упоминаемых черт личности лучшего
спортсмена. Кеттелл считает, что для индивида, наделенного этой чертой,
характерна эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и поступках,
твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность
владеть своими чувствами и не проявлять тревоги в различных ситуациях. На
другом конце шкалы находится человек с «мягким характером», который не
полностью созрел эмоционально, нетерпелив, сентиментален, чувствителен,
часто проявляет свою тревогу.
Спортсмены, обладающие высокими показателями «мягкости характера»
и при этом обладающие исключительными физическими качествами, однако,
также могут достичь высоких спортивных результатов, если при работе с ними
5
учитывать их особенности. Однако их успех в спорте во многом зависит от
своевременного
выявления
(путем
тестирования
и
наблюдения)
их
эмоциональной незрелости, гиперчувствительности и, возможно, высокой
тревожности, от правильно построенного отношения тренеров и товарищей.
Беспокойство
Склонность испытывать неадекватное чувство страха в стрессовых
ситуациях явно мешает спортсменам в разные периоды их спортивной
деятельности. Люди с высоким уровнем общей тревожности обычно не
достигают хороших спортивных результатов, если им не уделяется много
внимания.
И чрезмерный уровень тревожности, и ее полное отсутствие мешают
спортсмену демонстрировать высокие спортивные результаты. Джонсон с
соавтором с помощью проективных тестов обследовал спортсменов и
определил по результатам выполнения уже упомянутого теста «дом — дерево
— человек», что испытуемые имеют высокий уровень «генерализованной
тревоги». Другие исследователи обнаружили, что достаточно высокий уровень
тревожности также наблюдался у спортсменов, которые в то же время имели
высокие показатели самоконтроля в твердости характера.
При работе со спортсменом, который по показателям личных тестов
выявил высокий уровень тревожности, следует применять ряд специальных
методов. Например, сложные двигательные реакции необходимо тщательно
тренировать, чтобы стрессовые условия соревнований не мешали спортсмену
показывать высокие результаты. В некоторых случаях можно прибегнуть к
психотерапии, особенно когда соревновательный период достигает своей
высшей точки.
Уверенность в себе в межличностных ситуациях
Вполне логично считать, что у спортсменов вообще есть уверенность в
себе. Социальный статус, полученный спортсменами высокого класса на всех
уровнях (начальная и средняя школа, университет), предполагает, что эти люди
будут чувствовать себя достаточно уверенно и свободно в различных
6
социальных ситуациях. Так, например, Джонсон с соавтором отмечает, что
борцы высокого класса обладают «исключительным чувством уверенности».
Огилви также считает, что спортсмены высокого класса, как правило, уверены
в себе и независимы.
Более уверенный в себе спортсмен будет реагировать иначе, на похвалу и
осуждение тренера, чем тот, кто не уверен в себе. И общее чувство
незащищенности, и незащищенность в конкретных спортивных ситуациях
возникают еще в раннем детстве, а затем в более поздние периоды жизни
формируются в условиях соревновательной борьбы.
Слэшер обнаружил, что баскетболисты проявляют повышенное внимание
к своему телосложению. Беспокойство спортсменов по поводу их физических
данных и внешнего вида было отмечено некоторыми исследователями и во
многих других видах спорта. Это внимание к внешности может быть
характерной чертой не только спортсмена, тело которого является средством
достижения успеха и самовыражения, но и в определенной степени характерно
для любого человека. При чрезмерной заботе о собственном теле вполне
возможно, что спортсмен проявит повышенную чувствительность к малейшим
повреждениям и травмам и даже может увидеть опасность для своего здоровья
в соревнованиях.
Тип «склонных к травмам»
Такой
тип
спортсменов
был
выделен
многими
клиническими
психологами, которые исследовали спортсменов. С ними обычно труднее всего
работать, показывает опыт. Воображаемые или преувеличенные проблемы со
здоровьем
часто
могут
быть
доказательством
глубоко
укоренившиеся
невротические
или
психопатические
тенденции,
на
которые
следует
немедленно обратить внимание. Кроме того, спортсмен может иногда либо
сильно
преувеличивать
серьезность
своего
состояния
здоровья,
либо
имитировать болезнь, чтобы оправдать возможную неудачу в соревнованиях.
7
Практические рекомендации на основании работы со спортсменами по
виду спорта «Лыжные гонки»
На основании личного опыта работы тренером по лыжным гонкам со
спортсменами
разного
уровня
подготовки
могу
сделать
выводы
по
индивидуально-психологическим особенностям подготовки спортсменов.
Лыжные
гонки
–
это
циклический
вид
спорта,
с
длительными
тренировками, высокими интенсивными нагрузками, работа над техникой и
координацией. Считаю, что лыжники универсальные спортсмены, так как в
тренировочном процессе применяются разнообразные виды подготовки: бег,
велосипед, плавание, прыжки, игровые виды и .т.д.
Психологическая подготовка лыжника — это развитие и улучшение
работы психики, способностей и свойств спортсмена, необходимых для
достижения высшего спортивно-технического результата или победы. Одна из
главных
проблем
-
это
развитие
волевых
свойств
спортсмена:
целеустремлённости, настойчивости, упорства, выдержки, самообладания,
решительности, смелости, инициативности и самостоятельности.
Психологическая готовность в спорте представляет собою сложное
целостное выражение личности, характеризующееся трезвой уверенностью
спортсмена в своих ценностях, стремлением активно и увлечённо, с высокой
эффективностью сил сопротивляться до конца за достижением намеченной
цели.
Состояние
психической
готовности
можно
квалифицировать
уверенностью, мобилизованностью, легкостью, эмоциональным подъёмом,
высокой плотностью внимания, установкой на проявление воли, усилением
специализированных
восприятий.
Для
современного
мирового
спорта
характерны неуклонный и значительный прогресс спортивных результатов,
колоссальная трата участниками соревнований не только физической, но и
психической
силы:
даже
очень
неплохо
физически
и
технически
подготовленный спортсмен не может завоевать победу (к которой он
потенциально совершенно готов), в случае, если у него слабо развиты
8
необходимые для этого психические функции и психологические черты
личности.
Психологическая
подготовка
спортсмена
—
это
система
психологопедагогических воздействий. Конечной её целью представляет
создание и совершенствование у спортсменов качеств личности и психических
качеств,
необходимых
для
успешного
осуществления
тренировочной
деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них.
Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние,
которое
способствует,
с
одной
стороны,
наибольшему
использованию
физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет
противостоять
предсоревновательным
и
соревновательным
сбивающим
факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением,
скованность, перевозбуждение и т.д.).
Лыжные гонки являются одним из самых трудных видов спорта, поэтому
спортсмен должен твёрдо усвоить, что он встретится с большими трудностями.
Формируя у спортсменов отношение к лыжным гонкам как к мужественному и
по-своему прекрасному виду спорта, но требующему больших физических
напряжений, не надо бояться, что это отпугнёт желающих заниматься
лыжными гонками. Для подростков и юношей как раз характерно стремление
проявить себя в трудных условиях, испытать свои физические возможности.
Скорее, надо опасаться того, что при встрече с трудностями спортсмен
окажется психологически неподготовленным к их преодолению.
Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижение
поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во
время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам
постоянно приходиться преодолевать различные трудности - объективные и
субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на
нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и
скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках
на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в
9
своих силах при участии в соревнованиях и т.д. Юным лыжникам постоянно
нужно преодолевать эти трудности, что и способствует воспитанию волевых
качеств.
Для воспитания способности преодолевать трудности, связанные с
неблагоприятными
погодными
условиями,
необходимо
проводить
тренировочные занятия и соревнования в любую погоду: оттепель, мороз,
метель, на открытых для ветра участках трассы.
В частности, в эстафетах гонках часто решающим фактором является не
столько техническая и физическая, сколько психологическая подготовка,
эмоциональная устойчивость лыжника по отношению к различного рода
неожиданным факторам. Но бывает и так, что, хорошо зная себя, гонщик
упускает из виду особенности соперников, их умение вести спортивную
борьбу, их реакцию на ту или иную ситуацию в соревнованиях. А ведь порой
именно это играет решающую роль. К сожалению, далеко не все спортсмены
планируют действия на предстоящую гонку или составляют слишком общий,
нечёткий план. Нужно хорошо знать трассу, иметь чёткое и полное
представление о её рельефе, о состоянии лыжни. Заслуженный мастер спорта
П. Колчин отмечал, что важно не только осмотреть, но и изучить каждый
участок пути. «Хорошее знание трассы, - говорил он, - поможет правильно
распределить силы, наметить, где и как идти, умело использовать свои
технические и тактические возможности. Тогда трасса станет по-настоящему
знакомой и, честное слово, более «короткой»».
Боязнь
проиграть
соревнования
очень
тесно
связана
по
своему
психологическому механизму с боязнью соревнований и обуславливается
честолюбием, повышенной ответственностью и ожидаемой общественной
оценкой возможных результатов. Прежде всего, перед спортсменом нужно
ставить только посильные соответствующие его уровню подготовленности,
задачи, в успешном выполнении которых он должен быть уверен. Необходимо
объективно анализировать спортивные показатели и достижения лыжника,
10
формировать критическое к ним отношение и разъяснять, что путь к
спортивным высотам зачастую состоит из неудач и поражений.
Боязнь соперника. Эта форма страха выражается в том, что у спортсменов
возникает преувеличенное о силе команды или отдельных лыжников, с
которыми им предстоит соревноваться.
Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают
задолго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена,
дезорганизовать его деятельность. В связи с этим требуется ряд мероприятий,
направленных на уменьшение психической напряжённости. Даже при высокой
степени готовности, эмоциональное напряжение перед стартом может свести на
нет весь длительный процесс подготовки. Известно, что перед началом
соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии
Разминка перед стартом может быть использована не только с целью
подготовки организма к предстоящим соревновательным нагрузкам, но и для
регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру,
интенсивности и длительности упражнения и передвижения на лыжах, их
разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние
гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени
предстартовая
лихорадка,
необходимо
проводить
разминку
с
меньшей
интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на
лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы
избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время
разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и степени
возбуждения.
Воспитание отдельных волевых качеств лыжника-гонщика и способности
к волевым напряжениям может быть обеспечено только во время спортивной
тренировки или соревнования. Других путей развития воли нет. Поэтому её
формирование должно осуществляться в процессе и во взаимосвязи с
технической,
тактической
и
физической
подготовкой.
Психологическая
подготовка лыжника является неотъемлемой частью формирования готовности
11
спортсмена к соревнованиям и тренировочным занятиям. Она оказывает
большое влияние на достижение высокого спортивного результата, а зачастую
является решающим фактором в достижении успеха на соревнованиях.
12
Заключение
Более уверенный в себе спортсмен будет реагировать иначе, на похвалу и
осуждение тренера, чем тот, кто не уверен в себе. И общее чувство
незащищенности, и незащищенность в конкретных спортивных ситуациях
возникают еще в раннем детстве, а затем в более поздние периоды жизни
формируются в условиях соревновательной борьбы. Например, маловероятно,
что длительное пребывание спортсмена в качестве резерва вызовет у него
чувство эмоционального подъема. Физические возможности участников и
резервных спортсменов могут значительно измениться, поэтому вероятность
того, что уверенность первых возрастет в течение сезона, а последних снизится.
Поэтому тренер не должен удивляться неудачному выходу игрока, который
большую часть времени сидел на скамейке запасных и внезапно включался в
основной состав.
Забота о собственной внешности и здоровье. Объективные и проективные
тесты выявили различия в отношении спортсменов к их внешности, травмам и
даже их способности переносить боль.
Мотивация личности в спорте является стимулятором и поддерживает
поведенческую активность на определённом уровне. Мотивы спортсменов
весьма динамичны и включают в себя мотивы начальной стадии занятий
спортом, мотивы стадии специализации и мотивы стадии высшего спортивного
мастерства.
Способности – это синтез свойств человеческой личности, отвечающий
требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Индивидуально-психологические особенности могут быть разделены на
две группы: индивидуальные свойства нервной системы и индивидуальные
свойства личности.
В спортивной деятельности они определяют скорость формирования и
устойчивость двигательных навыков, возможности их совершенствования и
переделки, степень работоспособности, психические состояния в различные
13
периоды и в различных условиях. Среди многочисленных и разнообразных
свойств личности наибольшее значение в спортивной деятельности имеют
тревожность,
эмоциональная
стабильность, воля,
экстра-
интровертированность, идейно-политическая
зрелость
и
др.
Поэтому
особенности личности спортсменов изучаются через призму этих свойств.
14
Список литературы
1.
Проблемы психологии спорта/А.В. Родионов.-М.: Наука, 2006.-270 с.
Выдрин В.М.
2.
Современные
проблемы
теории
физической
культуры
как
вид
культуры / В.М. Выдрин-Спб.ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001,-76 с.
3.
Избранные психологические исследования индивидуальности: теория,
эксперимент, практика / Б.А. Вяткин.-Пермь-2005
4.
Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия»-2000
5.
Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ,1969г.-
310с.
6.
Очерки физиологии физических систем / П.И. Анохин. – М.: Медгиз,
1986.
7.
Специфика деятельности тренера / Г.Д. Бабушкин.-Омск: ОГИФК-
1985,-68с.
8.
Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.
Бернштейн. – М.: медицина,1968.
9.
Психология физического воспитания и спорта/Е.Н. Гогунов
10.Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное
пособие к специалисту «Основы психологии личности».-Мерлин, В.С.
Пермь: ПГПИ,1990
15