Автор: Челехсаева Армине Бориковна
Должность: Магистрант группы ОМЮз-12409РНДгп
Учебное заведение: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Конституционно-правовой механизм реализации права на социальное обеспечение
Раздел: высшее образование
Конституционно-правовой механизм реализации права на социальное
обеспечение
Челехсаева Армине Бориковна
Магистрант группы ОМЮз-12409РНДгп
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего
образования «Московский финансово-промышленный университет
«Синергия»
«Конституционное
право
на
социальное
обеспечение
является
основополагающим правом человека, гарантирующим достойный уровень
жизни и защищающим от нищеты и социальных потрясений. Оно включает
широкий спектр мер и услуг, направленных на удовлетворение основных
потребностей, таких как здравоохранение, образование, жилье и социальная
поддержка»
1
.
Конституционное право на социальное обеспечение определяется как
признанное
конституцией
право
граждан
на
государственную
или
социальную помощь в случае определенных жизненных обстоятельств, таких
как инвалидность, безработица, старость, беременность, потеря кормильца
или другие уязвимые ситуации. Это право может быть основано на
принципах социальной справедливости, солидарности и человеческого
достоинства.
Право на социальное обеспечение закреплено в конституциях многих
стран мира. Например, во Всеобщей декларации прав человека (статья 25) и
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах
(статья 9) говорится о праве на социальную безопасность
2
.
В национальных конституциях часто включаются более конкретные
положения, определяющие объем и сферу действия права на социальное
1
Аверьянова, О. В. Право социального обеспечения : учебное пособие со сборником задач
/ О. В. Аверьянова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный
экономический университет, 2022. – 82 с. – ISBN 978-5-7310-5666-3. – EDN ZCBKBM
2
Гуцко, П. А. Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни как
принцип права социального обеспечения / П. А. Гуцко // Трудовое и социальное право. –
2022. – № 2(42). – С. 14-19. – EDN SCOYTQ
обеспечение. Например, в Конституции Российской Федерации (статья 39)
гарантируется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, а также право на социальное обеспечение.
Объем и сфера действия конституционного права на социальное
обеспечение могут варьироваться в разных странах. Однако в целом оно
включает следующие основные элементы
3
:
-
Медицинское
обслуживание:
Бесплатная
или
субсидируемая
медицинская помощь, включая профилактику, лечение и реабилитацию.
- Пенсионное обеспечение: Выплаты, предоставляемые в случае
достижения пенсионного возраста, инвалидности или потери кормильца.
- Пособия на детей: Финансовая поддержка семьям с детьми для
обеспечения их благополучия.
- Социальная помощь: Денежные или натуральные выплаты лицам и
семьям с низкими доходами для преодоления бедности и уменьшения
неравенства.
- Услуги по уходу: Поддержка лиц с ограниченными возможностями,
пожилых людей и других, нуждающихся в помощи, включая услуги по уходу
на дому, учреждения по уходу и общественные центры.
Признание конституционного права на социальное обеспечение
налагает на государство юридические и моральные обязательства по его
обеспечению. Эти обязательства могут включать разработку и реализацию
политики
социального
обеспечения,
создание
эффективных
систем
социального
обеспечения
и
выделение
достаточных
ресурсов
для
финансирования этих систем.
«Конституционное
право
на
социальное
обеспечение
является
важнейшим правом человека, которое играет решающую роль в обеспечении
3
Ковтун, Н. А. Принципы права социального обеспечения правовой реальности в России /
Н. А. Ковтун // Правовая реальность в теоретико-правовом аспекте: историческое и
современное измерение : сборник статей III Всероссийской научно-практической
конференции для профессорско-преподавательского состава, Краснодар, 25 апреля 2019
года. – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг",
2020. – С. 85-97. – EDN LUEOBS.
достойного уровня жизни и социальной справедливости». Оно представляет
собой обязательство государства по защите граждан от нищеты, уязвимости
и социальных рисков. Реализация этого права имеет огромное значение для
построения более справедливого и инклюзивного общества
4
.
Конституция
Российской
Федерации
закрепляет
положения
относительно гарантий социальной и экономической свободы деятельности и
ряд ценностей, косвенно взаимосвязанных с названными сферами. Поскольку
данные права закреплены на федеральном уровне в основном законе
государства – это говорит о значимости этих сфер в жизнедеятельности
государства.
Институты государства базируются на удовлетворении потребностей
и интересов граждан. Эти составляющие в совокупности охватывают понятие
«социальные права». Они тесно переплетаются с еще одним понятием –
«социальное государство».
Важным
признаком
социального
государства
является
ответственность личности в социальных отношениях, при этом само
государство играет свою роль, которая заключается в обязательном
обеспечении равных возможностей каждому. Однако модель социального
государства не будет действенной без личной инициативы граждан.
История показывает, что закрепление обязанностей государства
зачастую приводило к большей защищенности личности, чем простое
декларирование
определенных
прав.
Объем
и
содержание
основных
социально-экономических
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
в
Конституции не остается постоянным. Вместе с развитием общества,
изменением политической обстановки и воздействием идеологических и
культурных факторов, эти права могут увеличиваться и углубляться. Такой
гибкий подход позволяет лучше понять и адаптировать правовые нормы к
4
Магомедова, Р. М. Конституционно-правовые основы защиты прав граждан на
социальное обеспечение / Р. М. Магомедова // Юридический факт. – 2023. – № 200. – С.
18-20. – EDN GGMELK.
современным вызовам и потребностям общества, а также строить более
защищенное будущее на основе уроков прошлого
5
.
Таким образом, социальное обеспечение развивается вместе с
обществом и дополняются новыми нормами и понятиями, которые важны
для обеспечения индивида всеми необходимыми благами для достойного
существования. Государство должно осознавать, что благосостояние каждого
индивида, его жизнь, здоровье и безопасность представляют собой одни из
важнейших государственных ресурсов. Это понимание является основой для
эффективной
реализации
социально-экономических
прав
граждан.
Государство обязано создавать условия, которые обеспечивают защиту этих
прав, включая доступ к медицинскому обслуживанию, жилью, социальной
поддержке, труду и другим основным благам.
Это так же означает, что государство должно разрабатывать и
осуществлять
политики
и
программы,
направленные
на
обеспечение
безопасности и благополучия своих граждан. Это может включать в себя
распределение ресурсов для социальной защиты, создание доступных систем
здравоохранения, обеспечение рабочих мест и социальных гарантий,
развитие образования и доступное жилье.
Социальное обеспечение может быть определено в качестве системы
создаваемых государством экономических, правовых и организационных
мер, нацеленных на то, чтобы компенсировать или минимизировать
последствия изменений в материальном и (или) социальном положении
граждан, а в предусмотренных российским законодательством случаях,
других категорий физических лиц, ввиду наступления обстоятельств,
которые государство признает как социально значимые (страховые риски).
Правовые
отношения
по
социальному
обеспечению
являются
полностью
урегулированными
нормами
данного
права
социально-
обеспечительными отношениями граждан (семей) и органов социального
5
Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и
др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 451 с.
обеспечения, а также социальной защиты в вопросах назначения различных
социальных выплат и предоставлению социальных услуг в натуральной
форме.
С учетом изложенного можно констатировать, что ст. 39 Конституции
РФ, закрепляющая право на социальное обеспечение, не имеет достаточно
четкого содержания. В ней не названы организационно-правовые формы
социального обеспечения, не определены исчерпывающим образом все
социальные риски, являющиеся основанием социального обеспечения. В
условиях, когда Российская Федерация не приняла на себя международно-
правовые обязательства в рассматриваемой сфере, не ратифицировала ни
одну из основополагающих конвенций Международной организации труда
по вопросам социального обеспечения и Европейский кодекс социального
обеспечения, отсутствие таких норм в Основном Законе страны может
негативно повлиять на содержание конституционного права граждан на
социальное обеспечение.