Автор: Бутузова Ирина Львовна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Методический комментарий
Тема: Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности культурного человека
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации г.Дзержинска
Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Дворец детского творчества»
Методический комментарий
«Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности
культурного человека»
Автор
И.Л.Бутузова
педагог – организатор,
высшей квалификационной категории
Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем
понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или
практически.
К.Д. Ушинский
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия
многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и
общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и
сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое
фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект
своего собственного формирования и развития.
Основной
задачей
реформирования
отечественного
образования
является достижение уровня мировых стандартов. Процесс образования и
воспитания, должен основываться на гуманистических принципах и служить
всестороннему
становлению
человека,
при
этом
формирование
и
удовлетворение
образовательных,
духовно-нравственных
потребностей
должно проводиться с учетом возможностей личности. Только в этом случае
мы можем повысить статус и авторитет национальной системы образования в
государственной и общественной сферах.
Образование, в основу которого положены современные достижения
науки и техники, культуры и искусства, педагогических технологий, будет
служить гарантом формирования интеллектуальной нации. Формирование
интеллектуальной личности является одной из актуальных долгосрочных
задач
единого
процесса
образования
и
воспитания,
поскольку
образованность, интеллектуальность современного человека должны быть
сопряжены с его богатым внутренним миром, высоким уровнем культуры,
осознанно гуманным отношением к внешнему миру, приверженностью к
национальным и общечеловеческим ценностям.
Становиться актуальным, необходимым использование в воспитании
молодого
поколения,
анализ
общечеловеческих
ценностей
исходя
из
накопленного
веками
опыта
в
условиях
возрождения
национального
самосознания и социально-экономического развития с момента обретения
независимости нашим государством. Привитие национального воспитания в
процессе обучения будет иметь свои особенности. Научная значимость
увеличивается, так как путем привития национального воспитания мы его
связываем с требованиями настоящего времени и учитываем национальные
ценности, культуру, историю, обычаи. В процессе привития национального
воспитания
молодому
поколению,
молодое
поколение
посредством
национального воспитания не только изучает свои истоки и черпает силы из
нее и испытывая чувство гордости и воспитывая в себе патриотизм, также
интересуется другими культурами.
И как сказал Президент нашей страны: «Мы должны думать не только о
том, чтобы мы могли похвастать не только нашими предками, но и оценкой
настоящего и возможностями в будущем».
История народного опыта в воспитании, его становление и развитие
переживало разное время. Идя в ногу со временем, и подвергаясь веянию
времени,
не теряя ценностей, которые нужны в быту, а наоборот
приобретает все более актуальность и возрождает качество народа. Бич
нашего времени это то, что поколение, которое сдает родителей в дома
престарелых,
отказывается
от
детей,
молодежь,
которая
предалась
употреблению алкоголя и наркотиков, попадание в секты, совершение
тяжких преступлений, чтобы излечить общество от этого общества, нам
необходимо
возродить
ценности
народа,
которые
лежат
в
основе
национального воспитания. Причиной того, что общество больно такими
болезнями, является то, что в образовательных учреждениях не прививается
национальное воспитание. Со времени распада Советской эпохи, народ жил,
оглядываясь по сторонам и метаясь в своих исканиях, растеряли все свои
истинные ценности и приобрели не свойственные ему неприятные черты,
такие как описаны выше.
Итак, «Национальное воспитание» – это уважение личностью личности,
религиозной терпимости, уважение к обычаям и традициям, обучения
ценностям национального достояния, все то, что будет способствовать
использованию этих навыков и умений в определенных ситуациях, то есть
подход
к
этой
науке
и
создание
учебной
программы
посредством
разностороннего анализа. Только в этом случае мы можем воспитать
патриотичную личность. Актуальное в современном обществе понятие
формирование интеллектуальной нации очень важна роль национального
воспитания. Воспитанный человек становится интеллектуально развитой
личностью. Поэтому образованный учитель должен рассматриваться не
только
как
в
качестве
практического
орудия
для
формирования
интеллектуального поколения, так и с точки зрения научной необходимости.
Орудием для процветания независимого и прославляющегося государства
являются знание и образованное поколение. В толковых словарях, понятия
педагогика и психология «Человечное воспитание личности самосознание
формируют действия и ценностное направление. Воспитание человечности
наряду с формированием знания, навыков и привычек развивают еще и
совестливость и интерес к новому» дано такое определение.
Для
того,
чтобы
определить
научно-теоретические
основы
национального воспитания, нужно учесть его особенности. По определению
академика Волкова Г.Н., к этим особенностям относятся такие понятия, как
национальное воспитание должно внедряться с самого рождения; создание
социума,
подчинение окружающей среды,
природы посредством труда.
Труд играет огромную роль в становлении первых людей, появление других
видов воспитания, правила, которые зародились в ходе приобретения
народом опыта и являющиеся эмпирическим знанием. Так как народная
педагогика основывается на искусстве и труде, она постоянно развивается и
совершенствуется; также народная педагогика основывается на научной
системе, не на теории, а на образцах воспитания отдельного индивидуума,
результатах, то есть на том, что воспитание непрерывно развивается,
полученные виды воспитания не разделяются в обществе и даются неделимо.
В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся
изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются,
примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает
весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях,
уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет
их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях
школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять
высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым
материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к
учебной работе, как правило, ведут к отставанию. Не менее существенными
для развития личности является также характер и направленность той
активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности.
Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь
добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы
только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду.
В
первом
случае
будет
формироваться
коллективист,
во
втором
–
индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом
задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой
деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение.
Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают
как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, достаточно четко раскрывают сущность воспитания
и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует
понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический
процесс
организации
и
стимулирования
разнообразной
деятельности
формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями,
практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности,
социальными и духовными отношениями.
Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается
системами
воспитания
и
образования,
повышения
квалификации
и
переподготовки
кадров,
непрерывным
самообразованием,
научными
исследованиями, а также с помощью инструментов и механизмов, которые
применяются при принятии и реализации решений в различных областях.
Время
диктует
необходимость
подготовки
конкурентоспособных
специалистов, в частности, учителей с высоким уровнем интеллекта и
культуры,
которые
призваны
сформировать
и
развить
стартовый
интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодого поколения. Так,
подготовка
кадров
направлена
на
разностороннее
развитие
будущих
специалистов и реализуется в соответствии с современными требованиями
общества.
В
Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
гражданина России записано: «Духовное-нравственное развитие личности
гражданина России является одним ключевых факторов модернизации
России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека,
состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер
развития общества непосредственным образом зависят от гражданской
позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных
приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных
ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к
своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее
условие успешного развития России».
В
настоящее
время
Россия
переживает
один
из
непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше
общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме. Жизнь нашего суверенного государства проходит, по сути, в
условиях всеобщего кризиса, который угрожает не только своей социально-
политической и экономической стороной, но и, безусловно, своей самой
опасной,
представляющей
угрозу
для
жизни
людей
—
кризисом
межнациональных
отношений.
Участившиеся
кровавые
межэтнические
конфликты на границах России, национальный экстремизм, международный
терроризм, угрозы новой мировой, ракетно-ядерной войны, — все это еще
больше
усиливает
возросшую
роль
духовности
и
нравственности
в
общественной жизни.
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России
является ключевой задачей современной государственной
политики
Российской
Федерации.
Законопослушность,
правопорядок,
доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и
общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия
гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни.
Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по
крайней мере, с четырьмя положениями:
во-первых,
наше
общество
нуждается
в
подготовке
широко
образованных,
высоко
нравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями, но и прекрасными чертами личности;
во-вторых,
в
современном
мире
маленький
человек
живет
и
развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного
воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые
ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на
еще только формирующуюся сферу нравственности;
в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому,
что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых
в современном обществе, но и дают представления о последствиях
нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих
людей.
Целью данного
проекта
является
изучение
системы
духовно-
нравственного воспитания в образовательном учреждении, так как основным
институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие
гражданина России является образовательное учреждение, выстраивающее
партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и
социализации, такими, как семья, институты гражданского общества,
конфессии, общественные организации, СМИ.
В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России"
записано:
"Важнейшей
целью
современного
отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России".
Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым
поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой
работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека
с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе
общественных отношений.
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является
формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,
неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек,
не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько
человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности
семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни
своим поведением, общением и т.д.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из
всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Данная
цель
должна
реализовываться
через
систему
духовно-
нравственного воспитания.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям
тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной
для
Отечества
духовности,
формирование
опыта
поведения
и
жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных
христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Традиционно
духовно-нравственное
воспитание
в
России
было
национальным по содержанию и православным по духу. Осмысливая
возможности образования с позиции формирования у старшеклассников
духовности и нравственности, Е.П.Белозерцев отмечает, что образование –
это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития
духовных начал конкретного народа и каждого человека и его духовного
становления.
Духовно-нравственное
воспитание
представляет
собой
процесс
организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего
(эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную
сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это
воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно
чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему
ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую
определенной позицией педагога.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством
людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм,
романтическая любовь, дружба и т п. Ценности бывают общечеловеческие и
национальные.
Общечеловеческие
ценности
-
теоретически
существующие
моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех
культур и эпох (любовь к Родине, Отчизне ).
Национальные ценности — это предметы, явления и их свойства,
удовлетворяющие
потребности
личности,
общества
и
государства
в
безопасном
существовании
и
прогрессивном
развитии
(Безопасность
страны).
Что же касается ценностных ориентаций, то они составляют, с одной
стороны, относительно устойчивую систему фиксированных установок,
организующих
поведение
по
отношению
к
предметам
и
явлениям
объективного мира, к сфере общественной жизни и самому себе как к члену
общества, с другой – ценностные ориентации есть относительно устойчивое,
социально
обусловленное,
избирательное
отношение
человека
к
совокупности
материальных
и
духовных
благ
и
идеалов,
которые
рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения
потребностей жизнедеятельности личности, социальных групп.
Осуществление
духовно-нравственного
воспитания
в
условиях
общеобразовательной
школы
возможно
на
основе
гуманистических
ценностей
содержания
образования,
внеклассной
работы,
системы
дополнительного образования.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность
объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических
приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение
духовно-нравственных
задач
формирования
личности.
Духовно-
нравственное воспитание предполагает становление отношений к Родине,
обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе,
и,
соответственно,
развитие
качеств:
патриотизма,
толерантности,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к
людям.
Главная цель - формирование человека, способного к принятию
ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой
жизненной ситуации.
Одна из важнейших задач, стоящих в процессе духовно-нравственного
воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования
общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого
ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом
является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни
человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества,
культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-
исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание
человека..
Соответственно
духовно-нравственное
развитие
гражданина
России в рамках общего образования осуществляется в педагогически
организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся
ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности
определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и
приобретает определённый характер и направление в зависимости от того,
какие ценности общество разделяет, как организована их передача от
поколения к поколению.
Такими ценностями в современных условиях являются:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей
малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое
государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный
мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и
созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная
картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере,
духовности,
религиозной
жизни
человека,
ценности
религиозного
мировоззрения,
толерантности,
формируемые
на
основе
межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период
роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности
школьника занимает школа и пеадагог.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и
становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с
жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать
на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и даже из
самой благополучной, динамично развивающейся страны они не уходят.
Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг
себя.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными
характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость
личности
к
избранным
целям,
ценностная
характеристика
сознания.
Нравственность
представляет
собой
совокупность
общих
принципов
поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они
составляют
основу
личности,
где
духовность
является
основой
нравственности.
Актуальность
вопроса
о
духовно-нравственном
воспитании
и
формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не
вызывает сомнений. Сейчас много пишут и говорят об интерактиве, о
мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом
важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом»,
самом трудно- измеримом ресурсе урока - воспитательном.
Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности,
это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на
уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются
учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика. Через
учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и
духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю
своего народа, своей Родины, родного языка и литературы.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все
виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть
образовательного
процесса
в
школе.
Она
способствует
реализации
требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра
занятий, направленных на развитие школьника.
Б.Т.Лихачёв, утверждает, что, чем больше школьник вовлечён в
систему
целенаправленных
воспитательно-обучающих
отношений
и
деятельностей, тем больше у него шансов противостоять антиобщественным
влияниям и развить в себе цельную личность со сформировавшимися
ценностными
ориентациями.
Духовно-нравственное
воспитание
в
значительной степени ограждает личность школьника от неблагоприятного
воздействия социального окружения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения
и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее
следующих компонентов: традиционные коллективные дела, планирование
общих дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все
мероприятия, включенные в план воспитательной работы, построены на
массовом участии обучающихся и направлены на разностороннее развитие
личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется
таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше
учащихся, педагогов и родителей.
Эта
деятельность
представляет
собой
систему
диагностических,
проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на
решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
В содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников,
викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций,
клубов и других форм дополнительного образования должны быть отражены
базовые ценности.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы
помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела
и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого
образовательного
пространства.
Основной
педагогической
единицей
внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически
моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в
решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную
компетентность
и
опыт
конструктивного
гражданского
поведения
и
морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать
опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных
ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и
проведении социальных практик могут принимать участие не только
педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности:
ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители
служб социальной помощи и другие люди.
Необходимым
моментом
в
работе
по
духовно-нравственному
воспитанию личности является привлечение к ней родителей, руководителей
кружков
и
секций,
педагогов
дополнительного
образования
и
всех
заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и
образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом
установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных
ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Привлечение к работе со
старшеклассниками
различных
людей
в
совместной
деятельности
способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром
(трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во
время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся
многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с
другими
людьми,
с
миром
литературы,
истории
и
искусства,
старшеклассники
учатся
правильному
отношению
к
другим
людям:
милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости,
простоте, стремятся познать истину.
Работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подростка
начинается с диагностики.
Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника.
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие
ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к
другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно
различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и
эмоционально-нравственным состоянием подростков в повседневной жизни;
в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых,
организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный
мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых
дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных
работ: дневников, сочинений, статей в газету и т. д.
Второй предмет диагностики это - коллектив как одно из важнейших
условий развития личности ученика. Традиционно внеурочная деятельность
организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной
секции, ученическом общественном объединении и т. д. Современный
подросток развивается как личность в нескольких разных коллективах —
разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по
характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности
пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за
счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки
личности, её усреднения, за счёт других — развивать индивидуальность
ученика, его творческий потенциал.
От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера
доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет
чувствовать себя ученик в классе. Поэтому очень важно, чтобы между
учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое
послужило
бы
основой
для
создания
дружеской
атмосферы
жизнедеятельности, для развития эффективной связи образовательного
учреждения и семьи в воспитании и образовании детей.
Для изучения
удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения можно
использовать одноименную методику Е. Н. Степанова.
Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно
увидеть по карте внеурочной занятости.
Одним из важнейших принципов современной системы воспитания
является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип
реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет
важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся.
Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а
не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее
захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел
воспитательной
системы,
использование
программ
внеурочной
деятельности,
ресурса
учреждений
дополнительного
образования
предоставляют
возможность
сегодня
создать
особое
образовательное
пространство, позволяющее развивать собственные интересы подростков,
успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать
культурные нормы и ценности.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области
просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали,
этики. Становится иной и современная стратегия развития российской
школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной,
образованной
и
творческой
личности.
Восстанавливаются
важнейшие
функции образовательного учреждения – воспитательно-образовательная и
этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема
информации
на
познание,
воспитание
и
развитие,
происходит
переориентация системы преподавания на «культуросообразную» систему,
призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его
приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного
воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности
школы и учреждений дополнительного образлвания. Именно в этом
пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и
реализуются нравственные ценности.
Многообразие форм учебной и внеурочной деятельности порождает
богатство
условий
для
разнообразных
видов
деятельности,
позволяя
включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система
внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый
компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только
расширить диапазон базового образования, но и получить специальные
научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу
образования
творческий
характер,
обуславливая
его
целостность
и
многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости
обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь
– расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Исходя
из
вышеизложенного,
можно
заключить,
что
духовно-
нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность
преподавателей, родителей и общества, направленная на формирование
высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств патриота и
защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание -
интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего
государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая
отражает внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и
играет роль установки. Человек не рождается богатым в духовном и
нравственном
смысле,
поэтому
и
нужно
внешнее
воздействие
преподавателей, родителей, всей образовательной.
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о
будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под
влиянием
общества,
которое
как
никогда
проявляет
активную
заинтересованность в будущем Российского образования и Российского
общества.