Напоминание

Развитие одарённости ребёнка средствами театральной педагогики


Автор: Лизункова Тамара Викторовна
Должность: Педагог ДО
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА ИМ. ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО" Г. ГУБКИНСКОГО
Населённый пункт: Янао 629840 г. Губкинский, ул. МОЛОДЁЖНАЯ Д.26
Наименование материала: Практика
Тема: Развитие одарённости ребёнка средствами театральной педагогики
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Т.В. Лизункова

педагог ДО МБОУ «СОШ № 1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе Пуровский район

Статья о работе с одарёнными детьми в детском театральном коллективе. Предложены мониторинги

отслеживания роста

ребёнка в театральной деятельности и продуктивности опыта работы с детьми в

школьном театре.

Предлагаемый материал может быть интересен для широкого круга учителей художественно – эстетического,

гуманитарного цикла (школ искусств, дошкольных образовательных учреждений, Домов детского творчества, Домов

культуры), а также для педагогов общеобразовательных учреждений.

Роbegus-toma@mail.

ru

В период становления новой Российской государственности и формирования гражданского общества, в эпоху

нового

тысячелетия,

прежде

всего,

дети

и

молодёжь

призваны

наиболее

активно

осваивать

ценности

общечеловеческой и национальной культуры, искусства, преображая духовную жизнь всего общества.

Сегодня для России актуальной является проблема поддержки одарённых детей, имеющая значение не только

для самих детей, но и для общества в целом. Именно талантливые дети обеспечат в будущем тот потенциал страны,

который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сферах. Любая страна, озабоченная

своим будущим, понимает: если в современном обществе не будет людей, которые творчески мыслят, умеют ставить и

решать новые задачи, прогрессивное развитие такой страны невозможно.

Россия

богата не нефтью, не рыбой, не лесом, не углём. Россия богата своими людьми. Она имеет самое

большое богатство в мире – одарённых детей. И наша задача - сохранить это богатство.

"Одарённость" - это высокое, яркое, выразительное слово. Одарённый человек - это красивый, талантливый,

знающий, нацеленный на победу, уверенный в завтрашнем дне, непосредственный, желающий решать трудные и

сложные задачи человек.

Многогранное введение искусства в учебный процесс играет большую роль в развитии ребёнка. Особое место в

этом процессе занимает школьный театр.

Занятия в школьном театре носят развивающий характер и направлены на изменение мотиваций учебной

деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации.

Мой опыт подтверждает, что отношение к самому себе, восприятие себя, самооценка во многом определяют его

поведение и успехи в жизни и творчестве, раскрывают способности и возможности.

Я не рассматриваю детский театр только как средство достижения некоего художественного результата, то есть

создание спектакля. Для меня очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление

и познавательный интерес, пробуждали фантазию и воображение, учили сочувствию и сопереживанию, раскрывали

творческий потенциал ребёнка.

Цель моей педагогической деятельности: развивать способности ребёнка, социальную, творческую активность,

нравственные качества через средства театральной педагогики.

Так как театральный коллектив - развивающая среда для ребёнка, то в своей педагогической деятельности

главными считаю следующие задачи: формирование нравственно ориентированной личности, способной к творческой

и интеллектуальной деятельности; создание особой развивающей среды; воспитание творческого "Я", личности,

умеющей конструировать собственное пространство жизнетворчества; построение целостной системы выявления и

поддержки

одарённых

детей

на

основе

различных

форм

театрального

образования;

организация

эффективного

взаимодействия с системой общего образования; признание права на пересмотр возможностей в самореализации;

создание ситуации для успешной деятельности каждого, с

учётом того, что не все дети обладают одинаковыми

способностями и возможностями.

Условия формирования опыта. Реализация педагогического опыта возможна при обеспечении следующих

условий: повышение профессионального уровня педагога путём самообразования и курсов повышения квалификации;

активизация

родителей для

поддержки

развития

одарённости

у

ребёнка и

сочетание педагогами и

родителями

действий, направленных на творческое развитие личности каждого ребёнка; создание необходимых условий для

реализации творческого потенциала детей во внеурочное время (конкурсы, фестивали, концерты); тщательный подбор

репертуара

с

учётом

возрастных

особенностей

(внутренней

сущности

ученика),

способствующего

развитию

одарённости ребёнка; создание ситуации свободного выбора для самовыражения и самообразования, особенно в

раннем возрасте, для того, чтобы ребёнок смог проявить себя в разных областях, то есть открыл свою одарённость;

осуществление индивидуального подхода к ребёнку и систематизация его; предоставление ребёнку возможности

присутствовать на репетициях тех, у кого одарённость уже ярко проявилась.

Продуктивность

опыта

может

быть

подтверждена

следующими

показателями:

стабильность

коллектива;

увеличение количества детей, желающих заниматься в коллективе художественным чтением (поэтический театр)

разножанровых произведений; повышение уровня актёрского мастерства, что подтверждается наличием призовых

мест в конкурсах разного уровня: школьного, поселкового, зонального, окружного, Всероссийского, Международного;

активизация участия в конкурсах разного уровня; разнообразность мероприятий, в которых принимают участие

воспитанники театра школы.

Моя задача - создавать творческую ситуацию занятия и самой в ней участвовать на равных условиях. Нельзя

навязывать

педагогически

правильный,

но

чуждый

личности

ребёнка

замысел.

Педагогическое

воздействие

происходит в сопоставлении разных этюдов, в создании игровой конфликтной ситуации, где каждый самостоятельно

оценивает свою значимость на сцене.

Новому веку нужна новая личность, способная самостоятельно мыслить.

Процесс обучения является процессом развития личности ученика, а, значит, и развитие одарённости у детей.

Как

же

помочь юному

актёру

быть

ярким,

творчески

мыслящим,

умеющим

ориентироваться

в

предлагаемых

обстоятельствах, как помочь развить его природный талант? Ответ один: дать знания.

Окончив этапы первого, второго, третьего года обучения в творческом театральном объединении «Маска», дети

знают театральные термины и отличия театра от других видов искусств; умеют сочинять и проигрывать (разыгрывать)

этюды;

знают

для

чего

служит

грим,

пастиж,

костюм,

декорации,

атрибуты;

умеют

адаптировать

выбранный

репертуар; владеют мастерством актёра на сцене: вниманием, общением, видением, партнёрством, сценическим

произношением звуков, техникой сценического движения и т. д. Таким образом, происходит развитие одарённости

ребёнка средствами театральной педагогики.

Деятельность

в

сфере

дополнительного

образования

детей

пока

недостаточно

обеспечена

программно-

методическими, технологическими, информационными ресурсами, что вызывает значительные трудности при её

организации. Наиболее значимой является проблема мониторинга результатов дополнительного образования детей,

обусловленная объективными факторами. Результаты воздействия дополнительного образования на детей трудно

определить.

Таким

образом,

для

фиксации

результатов

нужны

специальные

измерения,

описания,

характеристики,

сравнительные таблицы, параметры.

Работа с детьми, развитие их одарённости должна быть комплексной: с родителями, учителями, педагогами ДО,

социальной и психологической сферой. Вот поэтому некоторые используемые мониторинги и тесты рассчитаны на

разнообразный

контингент

окружающих,

принимающих

участие

в

обучении,

воспитании

и

развитии

ребёнка.

(Мониторинги и тесты прилагаются).

Современные методики и программы, опыт других школ и руководителей творческих коллективов, работа с

родителями, стабильность, слаженность творчески работающего театрального коллектива, наличие форм и методов в

работе с детьми - это ступени пути к успеху, к развитию одарённости, таланта, гениальности учащегося.

Одна из моих задач - формировать и углублять способности воспитанников, создавать условия для творческого

развития более "продвинутых" детей.

Мониторинги и тесты развития одарённости ребёнка

Тест: "Твоя способность к самоанализу и саморазвитию".

Поставьте 5 баллов за ответ, если он, на ваш взгляд, полностью соответствует действительности;

4 - если скорее соответствует, чем нет;

3 - если можно ответить и "да" и "нет";

2 - если скорее не соответствует, чем соответствует;

1 - если не соответствует.

Я стремлюсь изучать себя и не жалею на это времени.

Я оставляю время для специального чтения и других форм саморазвития, как бы ни был занят делами.

Возникающие препятствия только стимулируют мою активность.

Я анализирую свои чувства, действия, опыт.

Я много читаю.

Я присоединяюсь к дискуссии, если вопрос меня интересует.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть активным человеком, чтобы все понимали меня и мотивы моих действий.

Я получаю удовольствие от освоения чего - то нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня, напротив.

Я бы положительно отнёсся к выбору или назначению меня ответственным за организацию какой - то работы и

постарался бы с ней справиться.

Оценка результатов: Подсчитайте общую сумму баллов. Если их будет 55 и больше, значит, вы активно

реализуете свои возможности саморазвития, и у вас есть задатки лидера.

36 - 54 балла. У вас есть желание, но нет сложившейся системы саморазвития, что помешает вам достичь

высоких успехов и в личной деятельности, и в продвижении по пути лидера.

15 - 35 баллов. Ваше саморазвитие и возможности дальнейшего личностного и профессионального роста

заморожены.

Проведение тестирования по предложенной ниже схеме, я думаю, даст возможность мне выявить причины, не

благоприятно

действующие

на

развитие

одарённости

у

ребёнка,

и

поможет найти

способы

и

методы для

их

устранения.

Причины затруднения развития одарённости у ребёнка:

Пробелы в знаниях, накопленных ранее.

2. Отсутствие интереса и привычки к систематическому труду.

3. Неспособность к сосредоточению и удержанию внимания на изучаемом материале.

Слабо сформированные волевые качества.

Отсутствие ответственности и обязанности.

Слабая память.

Стереотипность мышления, неспособность видеть разные варианты решений.

Излишне большое количество уроков.

Перегруженность домашними заданиями.

Наличие других, более сильных увлечений.

Низкий уровень преподавания.

Неумение

руководителя

коллектива

адаптироваться

к

возрастным

особенностям

воспитанников

(не

интересность

и

не

посильность

материала

для

данного

возраста;

завышенный

объём; излишняя

теоретичность

материала; включение в содержание материала упражнений, осмысление которых и выполнение заданных действий,

требуют использования ещё не сформированных в этом возрасте умственных операций).

Напряжённые отношения в коллективе, классе, семье (безразличие или даже агрессивное отношение к ребёнку).

14. Неразвитость интеллектуально - логических функций:

умение анализировать;

умение делать логические заключения;

умение строить доказательство;

умение выделять главное, существенное;

неразвитость воображения и фантазии;

неспособность к концентрации и удержанию внимания;

неспособность производить простейшие логические операции;

неспособность устанавливать связи и отношения;

неразвитость пространственного воображения.

15. Отсутствие любознательности, узость интересов и эрудиции.

16. Неуверенность в своих силах, вызванная уже пережитыми неудачами.

17. Низкая работоспособность в силу проблем со здоровьем.

18. Отрицательные, конфликтные отношения с педагогом.

19. Безразличие к познанию нового, неизведанного.

Неспособность применять в частично изменённых ситуациях (известные и знакомые) приёмы и действия.

Неспособность длительно заниматься делом в соответствующей области, преодолевать связанные с ним

трудности.

Разница темпераментов педагога и школьника.

Недобросовестность учителя в подготовке и проведении занятий.

Низкий уровень интеллектуального развития самого учителя.

Однообразие используемых учителем приёмов преподавания, а также отсутствие в материале потенциальных

возможностей для развития всех составляющих учебных и творческих способностей воспитанника.

Слишком высокий темп в проведении занятия.

Неумение педагога работать с родителями, эффективно привлекать их для развития одарённости у ребёнка.

Занятость родителей.

Неблагоприятная экологическая обстановка, связанная с загрязнённостью окружающей среды.

Недостаточно качественное и калорийное питание.

Неблагоприятный температурный режим (актированные дни).

Сначала нужно провести опросник одарённого ребёнка и его родителей, а затем составить диагностическую

карту (см. приложение № 2) на одарённого ребёнка, она не только позволяет выявить причины затруднений развития

одарённости учащегося, но и решает ещё две задачи: знакомит педагога со всем комплексом причин, которые до этого

могли

оставаться

вне

поля

его

зрения

и

даёт

возможность

творчески

работающему

педагогу

более

раскрыть

творческий потенциал воспитанника.

Мониторинг участия воспитанников творческого театрального объединения "Маска"

в конкурсах разного уровня за период:

Название

конкурса

Уровень

проведения

Дата

проведения

Участник

и

Призёры

Результат

Литература (источники)

1. Подписное издание, «Школьные технологии»: - Е. Скловская. -

Практическая работа с театральным

коллективом с использованием психофизического тренинга. – №6, 2006г, - стр. 125.

2. Подписное издание, «Театр круглый год»: Приложение к журналу «Читаем, учимся, играем», - 2006г.

3.

А.

Никитина,

Театр,

где

играют

дети:

Учебно

методическое

пособие

для

руководителей

детских

театральных коллективов. – М.: Владос, 2001г, 288с.

4. А. Нахимовский. Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей. – М.: АРКТИ, 2002г

– 120с.

5. "В.С.Юркевич. В кн. Психология одарённости детей и подростков./Под. Ред. Н.С.Лейтса. - М.: Издательский

центр "Академия", 1996. – 416 с.

6.

А.

Савенков,

доктор

педагогических

наук.

«Кого считают

одарённым».

Подписное

издание

«Детское

творчество» № 1. – Москва: 2000г.

7. Материалы из опыта работы школы №1 г. Новый Уренгой и Центра развития ребёнка «Белоснежка» п. Пурпе.



В раздел образования