Автор: Курицына Кристина Евгеньевна
Должность: преподаватель отделения хореографического искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирская область
Наименование материала: Программа учебного предмета
Тема: «Современный танец»
Раздел: дополнительное образование
Администрация Ордынского района Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ордынского района Новосибирской области
«Ордынская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
срок обучения 8(9) лет
Предметная область
ВЧ.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа учебного предмета
ВЧ.01. УП.01. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
срок реализации 6 лет
Ордынское 2024
Одобрено
Утверждаю,
Л
Педагогическим советом
Директор^БУ И О «ОДШИ»
МБУДО «ОДШИ»
/V
1
А.В. Аносова
Протокол №
-/
ПрикаИ^
от
«
05
»
0 3
2024г.
о х
« С ' 5
»
2024
Составитель:
Курицына
Кристина
Евгеньевна,
преподаватель
хореографического
отделения МБУДО «ОДШИ»
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
I. Пояснительная записка................................................................................................................ 4
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, на реализацию предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Учебно-тематическое планирование и содержание программы
.....................................
7
-
Первый год обучения;
- Второй год обучения;
- Третий год обучения;
- Четвертый год обучения;
- Пятый год обучения;
- Шестой год обучения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
............................................................... 17
IV. Формы и методы контроля, система оценок........................................................................18
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса.................................................................... 18
V. Список литературы.........................................................................................................................19
1. Список рекомендуемой литературы;
2. Словарь терминов.
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
«Современный
танец»
предназначена для реализации в условиях детской школы искусств.
Дополнительная предпрофессиональная
программа «Современный танец»
составлена в
соответствии
с
нормативными
документами:
Федеральный
Закон
«Об
образовании
в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Концепция развития дополнительного
образования
детей
до
2030
года,
утвержденная
Распоряжением
Правительства
РФ
от
31.03.2022 г. №678-р.
Современный танец - это
своеобразный
пласт в
искусстве танца,
в
котором по-
новому соединились движения, музыка, свет и краски. Он обладает своей неповторимой
спецификой,
изяществом
и
энергетикой.
Современный
танец
возник
относительно
недавно
(в
начале
XX
века),
но
успел
довольно
быстро
развиться
за
это
время.
Современный
танец
можно
условно
разделить
на
танец
модерн
и
джазовый
танец,
которые
в
свою
очередь
подразделяются
на
различные
техники:
модерн-техника
М.
Грэхем, Дж. Маллер, Х. Лимона, Д. Хэмфри, техника низкого полета и др.; джаз - афро-
джаз, фанкиджаз, стрит-джаз и др.
Современный
танец
-
особый
вид
пластического,
хореографического
языка.
Основные
принципы
его техники
базируются
на
понимании
структуры человеческого
тела, координации движения и дыхания, ощущении гравитации, пространства и времени.
Он впитывает в себя все сегодняшнее, он подвижен и непредсказуем, не хочет обладать
какими-то правилами и канонами.
Он пытается воплотить в хореографическую
форму
окружающую
жизнь,
ее
новые
ритмы,
новые
манеры,
одним
словом,
создает
новую
пластику. Именно поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
Педагогическая целесообразность программы «Современный танец» заключается в
ее содействии гармоничному психическому, духовному и физическому развитию детей и
подростков; формировании художественно-эстетического вкуса, умения самовыражения
чувств
и
эмоций,
физической
культуры,
а
также
нравственных
качеств
личности.
Программа «Современный танец» помогает решать целый комплекс вопросов, связанный
с формированием творческих навыков, удовлетворением индивидуальных потребностей в
нравственном,
художественном,
интеллектуальном
совершенствовании
подростков,
организации их свободного времени.
В
процессе
занятий
обучающийся
получает
профессиональные
навыки
владения
своим
телом,
изучает
основы
хореографии;
знакомится
с
историей
и
теорией
современного
и
классического
танца;
получает
возможность
для
самовыражения
в
актерской
пластике;
учится
преодолевать
физические
и
технико-исполнительские
трудности,
чем
совершенствует
свое
мастерство
и
свой
характер;
познает
способы
сосуществования в коллективе.
В
социальном
аспекте
обучающиеся
учатся
через
партнерство
воспринимать
других
людей,
дружно
существовать
в
коллективе,
выстраивать
взаимоотношения.
Осваивая
технику
движения,
ребята
двигаются
от
удовлетворения
интереса
к
этому
виду
деятельности и потребности в движении к удовлетворению творческих потребностей в
самовыражении, к решению сложных технических танцевальных задач.
По ходу
освоения
программы ребята знакомятся
с
историей танца,
с
ведущими
современными
исполнителями,
слушают
музыку,
учатся
различать
новомодное,
сиюминутное и вечное.
Современный танец способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но
и
имеет
возможность
исправлять
уже
имеющиеся
небольшие
отклонения,
такие,
как
сколиоз, остеохондроз, болезни суставов, слабый мышечный тонус и др.
Современный танец развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и
спины,
сообщает
подвижность
суставно-связочному
аппарату,
формирует технические
4
навыки
и
основы правильной
осанки,
тренирует сердечно-сосудистую
и дыхательную
системы,
корректирует физические недостатки строения тела - в этом его значение и
значимость.
В
основе
курса
лежит
изучение
техник
современного
танца:
джаз
модерн,
соп1ешрогагу, йоо^^есЬп^^ие/техники работы с полом, импровизация, партнеринг.
Еще
одной
особенностью
данного
курса
является
интеграция
всего
комплекса
специальных
дисциплин:
в
начале
изучения
мы
опираемся
на
ритмику
и
партерную
гимнастику
- предметы,
которые
изучались
ранее,
затем -
на
классический
танец,
в
дальнейшем
акцент
идет
на
становление
и
развитие
творческой
индивидуальности
учащегося.
Программа
учебного
предмета
«Современный
танец»
разработана
с
учетом
физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу
«от простого к сложному». Физическая нагрузка и уровень сложности движений нарастает
поэтапно и последовательно, усложняются творческие задания, и так же целенаправленно
возрастает уровень ответственности детей. Учебно-воспитательный процесс ориентирован
на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что
позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и
заинтересованности в творческой активности каждого ребенка.
Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета «Современный танец» для детей, перешедших в
третий класс, составляет 6 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, на реализацию
предмета
Учебно-тематический
план
программы
рассчитан
на
33
учебные
недели.
Продолжительность занятия - 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных
часа (40 минут каждый учебный час).
Режим занятий
Класс
Количество часов в неделю
3-8
2
Вид учебной нагрузки
Количество часов
Максимальная нагрузка (в часах)
396
Количество часов на аудиторную нагрузку
396
Консультации
18
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма
проведения
учебных
аудиторных
занятий
-
групповая,
основная
форма
проведения занятий - урок.
Формы занятий:
• учебное занятие;
• класс-концерт (открытое, контрольное занятие для родителей и специалистов);
• репетиция;
• выход на сцену (участие в концертах, программах, спектаклях, конкурсах);
• самостоятельная работа;
• тренинг;
• посещение спектаклей, концертов, мастер-классов и т.п.
Цель и задачи учебного предмета
5
Цель
программы
-
формирование
и
развитие
пластических,
танцевальных
способностей и творческого потенциала обучающихся посредством овладения техниками
современного танца.
Задачи программы:
Обучающие:
- выработать у обучающихся комплекс навыков и умений, способствующих свободному и
выразительному овладению различными техниками и стилями современной хореографии;
- познакомить с историей танца, различными танцевальными культурами;
-
сформировать
исполнительскую
культуру и
навыки
ориентации
в
сценическом
пространстве.
Развивающие:
-
раскрыть
и
развить
творческие
способности обучающихся,
эмоциональную
отзывчивость на музыку, способность к импровизации;
-
содействовать
оптимизации роста
и
развития
опорно-двигательного
аппаратаформированию
правильной
осанки,
профилактике
плоскостопия,
функциональному
совершенствованию органов
дыхания,
кровообращения,
сердечно
сосудистой и нервной систем организма;
-
развить
мышечную
силу,
гибкость, выносливость,
скоростно-силовые
и
координационные способности обучающихся.
Воспитательные:
- привить интерес к танцевальному творчеству;
- воспитать культуру общения, способствовать установлению и укреплению дружеских
взаимоотношений в коллективе;
- воспитать чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество;
- приобщить к здоровому образу жизни;
- способствовать организации свободного времени и социальной адаптации подростков.
Обоснование структуры учебного предмета.
Обоснованием
структуры
программы
является
федеральные
государственные
требования (далее - ФГТ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.
Программа содержит следующие разделы:
•
Сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение
учебного
предмета;
• Распределение учебного времени по годам обучения;
• Описание дидактических единиц учебного предмета;
• Требования к уровню подготовки обучающихся;
• Формы и методы контроля, система оценок;
• Методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с данными
направлениями строится
основной раздел
программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Организация
и
сам
процесс
осуществления
учебно-познавательной
деятельности
предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и
практическое
применение
получаемых
при
этом
знаний
и
умений.
Исходя
из
этого,
основными методами обучения являются:
- метод словесной передачи учебной информации (рассказ, объяснение, беседа и др.);
-
методы
наглядной
передачи
и
зрительного
восприятия
учебной
информации
(иллюстрация, демонстрация, показ и др.);
- методы передачи учебной информации посредством практических действий.
6
Практические
методы
применяются
в
тесном
сочетании
со
словесными
и
наглядными
методами
обучения,
так
как
практической
работе
по
выполнению
упражнения должно предшествовать инструктивное пояснение преподавателя. Словесные
пояснения
и
показ
иллюстраций
обычно
сопровождают
и
сам
процесс
выполнения
упражнений, а также завершают анализ его результатов.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая
база
школы
обеспечивает
проведение
всех
видов
практических
занятий,
предусмотренных
учебным
планом
и
программой.
Учебные
аудитории,
предназначенные для реализации учебного
предмета оснащаются
пианино,
звуко - техническим оборудованием (для просмотра видеоматериалов и прослушивания
музыкальных
произведений),
учебной
мебелью,
всем
необходимым
инвентарем
для
развития физических данных.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Структура урока. Урок современного танца состоит из следующих этапов:
1.
Разогрев.
Главная
задача
этого
этапа
урока
-
разогреть
все
мышцы,
используя
упражнения стрейч-характера, экзерсис рНе, 1епёз, ^е^8 и т.д., а также наклоны и повороты
торса.
2. ЬоШюп (изолированные движения какой-либо частью тела). Основная цель этого этапа
урока - добиться достаточной свободы тела и изолированности движений, что достаточно
сложно, т.к. анатомически все центры тесно связаны.
3.
Упражнения
для
позвоночника:
ге1еазе
(расширение,
распространение),
соПхасйопз
(сжатие, сокращение), наклоны, волны, спирали. Основой техники танца модерн служит
позвоночник,
поэтому
главная
задача
этого
этапа
урока
-
развить
у
учащихся
подвижность во всех его отделах.
4.
Уровни
- задачи уровней
во
время уроков
многообразны.
Во-первых,
в
различных
уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно эффективно в нижних уровнях,
так как нет необходимости держать вес тела и все центры двигаются более свободно). Во-
вторых, в партере очень полезно исполнять движения стрейч-характера, т.е. растяжки. В
уровнях
сидя
и
лежа
достаточно
много
упражнений
на
СоПгасйоп
и
К.е1еазе. Смена
уровней,
быстрый
переход
из
одного
уровня
в
другой
-
дополнительный тренаж
на
координацию.
5. Кросс (активное передвижение в пространстве). Развивает танцевальность, позволяет
приобрести манеру джаз-модерн танца. Виды движений: шаги, прыжки, вращения.
6. Усложненная координация (2,3,4 центра в одновременном параллельном движении).
Процесс изучения координации строится от простого к сложному. Первоначально нужно
распределить правильно внимание между движениями двух центров. Возможно, один из
центров находится в свинговом качании,
а все внимание уделяется движению другого
центра.
7. Танцевальные комбинации или импровизация: лирического идинамического характера.
Главные
требования
этой
части
-
использование
всех
средств
танцевальной
выразительности,
раскрывающих
индивидуальность
исполнителя.
Особое
внимание
необходимо обратить на развитие музыкального слуха и ритмически точного исполнения
комбинаций.
7
Первый год обучения
№
темы
Наименование темы
Содержание
Количество
часов
1
Вводное занятие
История развития современного
танца. Основные направления
современного танца.
1
2
Изучение параллельных
позиций ног
Вторая и четвертая позиция.
1
3
Изучение положений рук
Положение рук в танце модерн
(на талии с отведенными
локтями назад, с фиксацией на
грудной клетке).
2
4
Основные положения
Ке1еазе (расширение корпуса)
СоПгасйопз (сосредоточение)
Ко11 ёо^п, го11 ир
Р1а1 Ъаск
ЛгсЬ
2
5
Изучение движений
изолированных центров и
техника их исполнения
Повороты и наклоны головы
Руки +движения ареалами
(отдельно техника их
исполнения кисти рук, рука от
локтя, от плеча). Движения
плечами: - подъем одного-двух
поочередно вверх; - движение
плеч вперед-назад; - твист плеч
(изгиб) - резкая смена
направлений в движении плеч
(одно вперед друг назад и т.д.); -
"восьмерка" - круги поочередно;
- шейк плеч.
Движение грудной клеткой-
диафрагмой: - из стороны в
сторону; - вперед-назад; -
подъем и опускание.
Сигуе (керф) - изгиб верхней
части позвоночника до
солнечного сплетения вперед, в
сторону. Пелвис (бедра):
движения из стороны в сторону,
вперед-назад, круги, подъем
бедра наверх
Поза коллапса
6
6
Координация изолированных
центров
Координация 2-х центров в
одновременном параллельном
движении
4
7
Построение и разучивание
экзерсиса на середине зала
РНе с различными движениями
рук
Вайетепйапёи и
Вайетепйапёше1;е в
параллельных позициях в
сочетании с Са1сЬз1ер (перенос
10
8
веса тела без продвижения в
пространстве)
Копё ёе ]ашЬ раг 1еггес
«противоходом» рук
Огапё Байешеп! М е
(45, 90, 180)
8
Упражнения для позвоночника
Твист и спирали торса
ИдЬ-геНазе (хай-релиз) + Воёу
го11 (волны)
4
9
Контрольный урок
2
10
Элементы гимнастики
Мостик
Стойка на руках
Колесо
Упражнения стрейч-характера
(растяжки, шпагаты)
Силовые упражнения:
отжимания, качание пресса.
6
11
Кросс
Шаги примитива
Шаги в модерн-джаз манере
Прыжки («глиссад вперед»,
«подскоки с противоходом
рук», «ножницы»,
«пистолетик»)
2
12
Уровни
(верхний, средний, нижний)
Уровни (стоя, на четвереньках,
коленях, сидя, лежа)
2
13
Партерные перекаты
Изучение техники исполнения
движений партера
- Перекаты из положения: сидя
в группировки, через
«лягушку», через поперечный
шпагат (поза ученика) - Поза
«зародыша» - Прямые повороты
на полу (бревно) -
Подготовительные упражнения
к перекату через одно плечо
4
14
Импровизация
Расслабление, исследование
своего тела.
Дыхание (каждое движение
построено на дыхании).
Импровизация с движением
(шаги, прыжок, скрутка)
Импровизация эмоциональная»
сторона техники
(неосознанность движения,
этюд «воображение - состояние
- явление - образ-отклик тела»).
Импровизация с музыкой,
ритмом. Импровизация с
пространством класса, смена
уровней, ракурсов. Контактная
импровизация, контакт этюд
«продолжи движение в дуэте».
12
9
15
Танцевальные комбинации
Составление танцевальных
комбинаций из изученных
элементов, в том числе с
использованием импровизации
6
16
Контрольный урок
2
17
Всего
66
Второй год обучения
№
темы
Наименование темы
Содержание
Количество
часов
1
Вводное занятие
Повторение материала,
пройденного ранее:
Ке1еазе (расширение,
распространение)
Соп^гасйопз (сосредоточение)
Ко11 ёо^п, го11 ир ит.д.
2
2
Разогрев с использованием
уровней
Твисты и спирали торса в
положении сидя
Упражнения на соПхасйоп и
ге1еазе в положении сидя
Упражнения стрейч-характера в
различных положениях
6
3
Экзерсис на середине зала
РНе с различными движениями
рук
БайешепйапёиеШайешепйапёше^е
(с сокращением стопы, с
поворотами и рук, головы,
соп^гасйопз)
Копё^ашЪраЛегге с подготовкой
к турам
Вайетеп1Гопёи во всех
направлениях
Вайетеп^ёеVе1орре на 45, 90 по
всем направлениям
Огапё Байешеп! Месшагамипо
квадрату, с добавлением прыжка
14
4
Работа над комплексами
изоляции
Голова: соединение движений с
другими центрами
Плечи: соединение с движениями
других центров
Грудная клетка в сочетании с
различными движениями
Пелвис: восьмерка, с
комбинациями различных
движений
Руки: соединение с движениями
ног, торса (спираль, твист,
соп^гасйоп и ге1еазе)
8
5
Контрольный урок
2
6
Упражнения для позвоночника
РЫЪаск вперед, назад, в сторону
Наклон торса вперед ниже 90°,
6
10
сохраняя прямую линию
Воёьш11 (волны: вперед, назад,
боковая)
ЛгсЬ - округление позвоночника в
пояснично-грудном отделе
7
Партерные перекаты
Партерные перекаты и
упражнения
Перекаты через одно плечо
2
8
Элементы гимнастики
Перевороты вперед, назад
Колесо на одной руке
Силовые и упражнения стрейч
характера
6
9
Кросс
Комбинации шагов + Кюг (пинок)
Прыжки
Техника вращения
6
10
Импровизация
Дыхание (каждое движение
построено на дыхании)
Работа с движением по
«синусоиде»
Импровизация с движением
(разно ритмическая схема)
Импровизация эмоциональная
сторона техники (неосознанность
движения, этюд «воображение -
состояние - явление - образ-
отклик тела»).
Вход в импровизацию,
пространство класса, смена
уровней, ракурсов
Импровизация с музыкой
Контактная импровизация,
контакт в дуэте:
- физический контакт
(направление движения партнёра,
сила импульса,
«придумывание» позировок,
движение от импульса с
продолжением)
- эмоциональный контакт в
движении («не касание»,
уход от касания партнёра)
Центр веса тела в поддержке
Приёмы поддержки в дуэте:
- «Перетекание»
- Танец от разных частей тела
8
11
Танцевальные этюды
Исполнение танцевальных этюдов
на основе комбинаций из
изученных элементов, в том числе
с использованием импровизации
4
12
Контрольный урок
2
13
Всего
66
11
Третий год обучения
№
темы
Наименование темы
Содержание
Количество
часов
1
Вводное занятие
Повторение пройденного
материала
2
2
Экзерсис на середине зала
РНе в сочетании с соп^гасйоп и
ге1еазе
Вайешепйапёи и
Вайешепйапёше1;е в сочетании
со спиралями в корпусе, ТШ
(угол), с добавлением рук:
соединение движений с
движениями ног, торса
(спираль, твист, соп^гасйоп и
ге1еоз)
Копё^ашЬраЛегге в различных
сочетаниях с Ыр-Нй (полукруги
и круги одним бедром)
Вайешеп!
Гопёивовсехнаправлениях
Огапё Вайешеп! М е
Адажио
10
3
Комплексы изоляции
Голова: зипёап-квадрат и зипёап
- круг
Плечи: разно ритмические
комбинации
Грудная клетка: круги и
полукруги в горизонтальной и
вертикальной плоскости
4
4
Партер
(техника низкого полета)
Упражнения, закрепляющие
технику исполнения соПхасйопи
геНазе
Спирали
Виды поворотов на полу
Построение и разучивание
комбинаций в партере
14
5
Контрольный урок
2
6
Элементы гимнастики
Силовые и упражнения стрейч -
характера
Перевороты
10
7
Кросс
Комбинации прыжков
Вращение как способ
перемещения в пространстве
Вращения на одной и двух
ногах, повороты на 360°
Комбинации шагов,
соединенных с вращениями
12
8
Импровизация
Изучение техники параллель и
оппозиция
Импровизация эмоциональная
сторона техники
(неосознанность движения,
10
12
этюд «воображение - состояние
- явление - образ-отклик тела»)
Контактная импровизация:
эмоциональный контакт в
движении в группе,
- центр веса тела в поддержке.
Приемы поддержки в дуэте:
- «Перетекание» (разнообразные
приемы)
- Танец от разных частей тела
- «Поток» (связь движений)
- «Пространство за спиной»
- «Танцор, обычный человек,
нет некрасивых движений»
- «Порядок входа в танец и его
продолжительность»
Комбинации на 32 и 64 такта,
включающие движения
изолированных центров, шаги,
смену уровней
9
Контрольный урок
2
10
Всего
66
Четвертый ^ год обучения
№
темы
Наименование темы
Содержание
Количество
часов
1
Вводное занятие
Повторение пройденного
материала
2
2
Экзерсис на середине зала
РНе в сочетании с различными
движениями
Вайешепйапёи и
Вайешепйапёше1;е в сочетании с
движениями корпуса
К опё^атЪ раГегге всочетаниях
с движениями
Вайешеп^Гопёи в сочетаниях с
движениями
ОгапёВайешепИе1е
всочетанияхс движениями
Адажио
Разучивание учебных и
танцевальных комбинаций в
экзерсисе на середине зала
16
3
Упражнения для позвоночника
Использование падений и
подъемов позвоночника во
время комбинаций, с
перемещением в пространстве
6
4
Комплексы изоляции
Движения 3-х центров
одновременно
Движения в различных
ритмических рисунках
6
13
5
Контрольный урок
2
6
Партер
(техника низкого полета)
Виды поворотов на полу
Гимнастические элементы
Построение и разучивание
комбинаций в партере
4
7
Кросс
Использование всего
пространства класса
Шаги с координацией 3-4х
центров. Шаги с
использованием соПгасйоп и
ге1еазе
Смена направлений в
комбинации шагов
Соединение шагов, прыжков,
вращений в единые комбинации
6
8
Импровизация
Продолжение изучения техники
параллель и оппозиция,
составление этюдов
«Поток» (связь движений)
Контактная импровизация:
Композиция в контакте
(взгляд, пауза, звук)
Приемы поддержки в дуэте:
- «Перетекание» (разнообразные
приемы)
- Этюд «Сдвиг»
- «Не делать старое»
- «Перфоманс»
Комбинации на 32 и 64 такта,
включающие движения
изолированных центров, шаги,
смену уровней
Танцевальные этюды
8
9
Элементы гимнастики
Силовые и упражнения стрейч-
характера,
гимнастические элементы
6
10
Изучение техники движений
танца афро-джаз
Техника исполнения движений
отдельных центров в манере
танца афро-джаз (плечи,
диафрагма, пелвис)
Комбинации шагов
Танцевальные комбинации
8
11
Контрольный урок
2
12
Всего
66
Пятый год обучения
№
темы
Наименование темы
Содержание
Количество
часов
1
Вводное занятие
Повторение пройденного
материала
2
2
Экзерсис на середине зала
РНе в сочетании с различными
18
14
движениями
Вайетепйапёи и
Вайешепйапёше1;е в сочетании с
движениями корпуса
Копё^атЪ раЛ егге в
сочетаниях с движениями
Вайетеп1Гопёи в сочетаниях с
движениями
ОгапёВайетепУе1;е в сочетаниях
с движениями
Адажио
Разучивание учебных и
танцевальных комбинаций в
экзерсисе на середине зала
3
Упражнения для позвоночника
Соединение всех возможных
движений торса (спирали,
твистов, соПхасйоп и ге1еазе,
наклоны торса во всех
направлениях).
Соединение в развернутые
комбинации с использованием
падений и подъемов, а также
поворотами на одной ноге.
Возможны нетрадиционные
способы передвижения:
перекаты, кувырки, колеса и т.д.
6
4
Комплексы изоляции
Движения 3х и более центров
одновременно
Движения в различных
ритмических рисунках и
оппозиционном направлении
6
5
Контрольный урок
2
6
Партер
(техника низкого полета)
Разучивание комбинаций в
партере
6
7
Кросс
Шаги с координацией 3х
центров Соединение шагов,
прыжков, вращений в единые
комбинации Изучение
вращений по кругу и со сменой
уровней
10
8
Импровизация
Продолжение изучения техник
импровизации
Составление этюдов
«Поток» (связь движений)
Контактная импровизация
Разнообразные приемы
поддержки в дуэте
Этюды «5 ритмов (текучесть,
стаккато, хаос, лиричность и
неподвижность)
Комбинации на 32 и 64 такта,
включающие движения
8
15
изолированных центров, шаги,
смену уровней
9
Элементы гимнастики
Силовые и упражнения стрейч-
характера,
гимнастические элементы
6
10
Контрольный урок
2
11
Всего:
66
Шестой год обучения
№
темы
Наименование темы
Содержание
Количество
часов
1
Вводное занятие
Повторение пройденного
материала
2
2
Экзерсис на середине зала
РНе в сочетании с различными
движениями
Вайетепйапёи и
Вайетепйапёше1;е в сочетании с
движениями ухода в пол
Копё^атЪ раЛ егге в
сочетаниях с различными
движениями
Вайетеп1Гопёи в сочетаниях с
движениями
ОгапёВайетепУе1;е в сочетаниях
с движениями
Адажио
Разучивание учебных и
танцевальных комбинаций в
экзерсисе на середине зала
16
3
Упражнения для позвоночника
Соединение всех возможных
движений торса на разных
уровнях
6
4
Комплексы изоляции
Движения центров
одновременно
Движения в различных
ритмических рисунках
Движения в партере
6
5
Контрольный урок
2
6
Партер
(техника низкого полета)
Разучивание комбинаций
в партере
6
7
Кросс
Различные комбинации с
шагами, перекатами,
координацией, вращением,
прыжком
12
8
Импровизация
Продолжение изучения техник
импровизации
- Перенос веса
- Работа в парах
- Составление танцевальных
комбинаций, номеров.
8
9
Элементы гимнастики
Силовые и упражнения стрейч-
6
16
характера, гимнастические
элементы
10
Контрольный урок
2
11
Всего
66
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом
освоения
программы
по
учебному
предмету
«Современный
танец»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание истории развития современных направлений танца;
- знание основного понятийного терминологического аппарата по дисциплине;
- знание основных техник современного танца;
- знание как выстроить связь между исполнением движений и внутренним состоянием;
- умение правильно и грамотно исполнять основные элементы модерн-джаз танца;
- умение анализировать свои ошибки и ошибки друг друга;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок
танца;
-
умение
осваивать
и
преодолевать
технические
трудности
при
разучивании
хореографического произведения;
-
умение
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
- умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- навыки выразительного исполнения современного танца;
- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыки публичных выступлений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка
качества
реализации
программы
«Современный
танец»
включает
в
себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.
Успеваемость
учащихся
проверяется
на
различных
выступлениях:
контрольных
уроках, открытых уроках, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий
контроль
успеваемости
учащихся
проводится
в
счет
аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных
уроков,
зачетов.
Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде просмотров концертных номеров.
Контрольные
уроки
и
зачеты
в
рамках
промежуточной
аттестации
проводятся
на
завершающих
полугодие
учебных
занятиях
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет.
По
итогам
промежуточной
аттестации
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Критерии оценки
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 («отлично»),
4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»).
Критерии
оценки
качества
подготовки
учащегося
по
предмету
«Современный
танец»:
5
(«отлично»).
Учащийся
усваивает
материал
на
высоком
уровне.
Инициативен,
сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный материал.
4 («хорошо»). Материал усваивает,
но есть недочеты в работе.
Необходимо развивать
сценическую
выразительность,
пластичность,
внимание.
Но
учащийся
трудоспособен,
виден прогресс в развитии.
17
3 («удовлетворительно»). Материал усваивает частично, недостаточно пластичен. Часто
не внимателен, но просматривается желание и стремление развиваться.
2
(«неудовлетворительно»).
Не дисциплинирован.
Не
может учиться
в
коллективе,
не
усваивает учебный материал.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для
достижения
цели,
задач
и
содержания
программы
необходимо
опираться
в
процессе обучения на следующие принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
-
принцип
обучения
владению
культурных
движений:
гибкость,
выворотность,
пластичность;
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами
хореографического мастерства;
- принцип движения от простогок сложному как постепенное усложнение инструктивного
материала, упражнений;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности.
Формы организации образовательной деятельности:
- групповая.
Формы организации учебного занятия:
- репетиция;
- игра;
- концерт;
- конкурс;
- контрольное занятие;
- открытый урок.
Данная
программа
составлена
по
принципу
постепенного
нарастания
степени
сложности материала.
Все разделы органично связаны между
собой,
но в тоже время
каждый из разделов имеет своё конкретное содержание и свои определённые задачи по
формированию знаний, умений и навыков. По каждой теме, входящей в программу, даётся
сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную
часть времени каждой темы занимает практическая работа.
18
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой литературы
1.
А. Ключковская. Курс: "Секреты" продольного шпагата. Вид "изнутри"!
Ьйр5://пшё5Ы.и1п.ши2ки11.ги/шеё1а/2018/09/17/1217333993/К1уисЬкоу5кауа А.
Кига
8екге1
у
ргоёо1поао
5Ьрааа1а. УМ 12пи1п.рёГ;
2.
В.И.
Уральская
«Рождение
танца»
Ьйр5://ЬогеоагаГ1уа.сот/тёех.рЬр?гои1е=тГогта1юп/агйс1е&Ы=4
1 66;
3.
Г.А.
Колодницкий.
Музыкальные
игры,
ритмические
упражнения
и
танцы
для
детей. Ь11р5://ЬогеоагаГ1уа.сот/тёех.рЬр?гои1е=тГогта1юп/агйс1е&Ы=4
1 609;
4.
Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии» Ь11р5://ук.сот/^а11-50334704
190950;
5.
И.
А.
Шипилина.
«Хореография
в
спорте:
учебник
для
студентов»
Ьйр5://^^^.НЪГох.ги/170873-те55а-5ЫрШпа-Ьогеоагайуа-у-5рог1е-исЬеЪтк-ё1уа-
51иёеп1оу.Ь1т1;
6.
Н. Шереметьевская. Танец на эстраде. Ь11р://ёапсеНЪ.ги/Ъоок5/11ет/Г00/500/20000000/
7. Уход за костюмом статья. Сайт: Интернет - издание о современных танцах, 2004-2007 -
^ ^ ^ .Ы а п с е .
8. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: «Гном - Пресс» 1997;
9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей.-
Спб.:ЛОИРО, 2000;
10. Алексеева Л. Танцы для детей.- М.: «Советская Россия», 1982;
11. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: «Просвещение», 1972.
Словарь терминов
А 1а 8ЕСОN^Е [а ля згонд] - положение, при котором исполнитель располагается епГасе,
а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.
АКСН [атч] - арка, прогиб торса назад.
АТТ1ТЦОЕ
[аттитюд]
-
положение
ноги,
оторванной
от
пола
и
немного
согнутой
в
колене.
А К А В Е8^^Е [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад
«носком в пол» или на 90°, положение торса, рук и головы зависят от формы арабеска.
ВАТТЕМЕNТ ^ЕVЕ^О РРЕ
[батман
девлоппе]
- вынимание
через
разве
ноги
вперед,
назад или в сторону на 90°.
ВАТТЕМЕNТ
Р О N ^ ^ [батман
фондю]
-
движение,
состоящее
из
одновременного
сгибания ног,
в конце которого «рабочая»
нога приходит в положение
зиг1есои-ёер1её
спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и
«рабочая»
нога
открывается
вперед,
в
сторону
или
назад.
В
модерн-джаз
танце
используется форма йэпёи из урока народно сценического танца.
ВАТТЕМЕNТ РКАРРЕ [батман фраппе] - движение, состоящее из быстрого, энергичного
сгибания и разгибания ноги,
стопа приводится в
положение
зиг1есои-ёе-р1её в
момент
сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в
сторону или назад.
ВАТТЕМЕNТ
КЕ^ЕVЕ
^ЕNТ
(батман
релеве
лян]
-
плавный
подъем
ноги
через
скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
ВАТТЕМЕNТ Т Е N ^ ^ (батман тандю] - движение ноги, которая скользящим движением
отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же
по параллельным позициям.
ВАТТЕМЕNТ Т Е N ^ ^ ШТЕ [батмантан дюжете] - отличается отЪайетепйепёи активным
выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
19
ВАТТО [баттю] - в данном случае используется для обозначения заноски, т.е.
резких
коротких ударов ног по 5 аут-поз.
спереди и сзади во время прыжка или в положении
«лежа на спине».
В О ^У
КОКЬ
[боди
ролл]
-
группа
наклонов
торса,
связанная
с
поочередным
перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
ВОЦЫСЕ [баунс] - трамплинное покачивание вверх вниз, в основном происходит либо за
счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
ВКЦСН [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в
воздух или при закрытии в позицию.
САТСН 8ТЕР [кэтч стэп ] - шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной
ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.
СОКТКАСТЮК [контракшн] - сжатие, уменьшение объема корпуса, начинается в центре
таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
С О К К 8С К Е^ ТЦК№
(корскру
повороты]
-
«штопорные»
повороты,
при
которых
исполнитель повышает или понижает уровень вращения.
СОБРЕ [купе] - быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или
другого движения.
СЦКУЕ [керф] - изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или
в сторону.
^Е ЕР В О ^У ВЕКО [диипбодибэнд] - наклон вперед торсом ниже 90° сохраняя прямую
линию торса и рук.
^Е ЕР
СОКТКАСТЮК
[диипконтракшн]
-
сильное
сжатие
в
центр
тела,
в
котором
участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.
^ЕОАОЕ [дегаже] - перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции
(вправо,
влево) и по четвертой позиции ног (вперед,
назад),
может исполняться как с
ёет1рНе, так и на вытянутых ногах.
^ЕМ I-Р^IЕ [деми-плие] - полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
^ЕVЕ^ОРРЕ [девлоппе] - разновидность ЪайетеПз, работающая нога из пятой позиции,
сгибаясь,
скользит
носком
по
опорной
ноге,
поднимается
до
колена
и
вытягивается
вперед, в сторону или назад.
^К О Р [дроп] - падение расслабленного торса вперед или в сторону.
ЕМВО1ТЕ [амбуате] - последовательные переходы ноги на ногу на полупальцах, пальцах
и с прыжком.
ЕК ^ Е ^ А N [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
ЕК ^ЕН О К [ан деор] - направление движения или поворота от себя или наружу.
Р^АТ ВАСК [флэтбэк] - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной,
без изгиба торса.
Р^АТ 8ТЕР [флэтстэп] - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол. Р^ЕX
[флекс] - сокращенная стопа или кисть.
Р^IК [флик] - мазок стопой по полу к себе или от себя.
РКОО-РО8ГГЮК [фрог-позишн] - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги
касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.
О ^I88А ^Е
[глиссад]
-
партерный
скользящий
прыжок
без
отрыва
от
пола
из
пятой
позиции в пятую позицию с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
ОКАКО ВАТТЕМЕКТ [гран батман] - бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в
сторону.
ОКАКО Р^IЕ [гран плие] - полное приседание.
Н1ОН КЕ^ЕА8Е [хай релиз] - высокое расширение, движение, состоящее из раскрытия
грудной клетки с небольшим перегибом назад.
Н1Р ЫРТ [хип лифт] - подъем бедра вверх.
НОР [хоп] - шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».
20
^АСК КЖ РЕ [джэкнайф] - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед,
спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции,
пятки не отрываются от пола.
^А22 НАКО [джаз хэнд] - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены
в стороны.
ХЕКЬУ КОКЬ
[джелли ролл] - движение пелвисом,
состоящее из мелкого сокращения
мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним - шейк
пелвиса).
1ЕКК-РО81ТЮК [джек-позишн] - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного
отводятся назад на уровень грудной клетки, предплечья располагаются параллельно полу.
ШМР [джамп] - прыжок на двух ногах.
К1СК [кик] - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом
ёеуе1орре.
^А У ОИТ [лэй аут] - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад,
и торс. Составляют одну прямую линию.
^ЕАР [лиип] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением.
^ОСОМОТОК [локомотор] - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.
^ О ^ ВАСК [лоубэк] - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
РА8 СНА88Е [шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях,
при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.
РА8 Б Е ВОЦККЕЕ [па-де-бурре] - танцевальный вспомогательный шаг,
состоящий из
чередования
раз1»тЬе
и
разсоире.
Синоним
з^ерразёеЬоиггее.
В
модерн-джаз
танце
во
время разёеЬоиггее положение зиг1есои-ёе-р1её не фиксируется.
РА88Е [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги
из
одного
положения
в
другое,
может
исполняться
по
первой
позиции
на
полу
(раззераЛегге) либо на 45° или 90°.
РЕТ1Т ВАТТЕМЕКТ [пти батман] - в классическом танце - маленький прыжок.
Р^IЕ КЕ^Е'VЕ [плиерелеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
РОЮТ [пойнт] - вытянутое положение стопы.
РКАКСЕ [прайс] - движение для развития подвижности стопы,
состоящее из быстрой
смены положения « на полупальцах» и рот!.
РКЕ88-РО8ГТЮК [пресс-позишн] - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки
ладонями касаются бедер спереди или сбоку.
КЕЬЕА8Е [релиз] - расширение объема тела, которое происходит на вдохе.
КЕЬЕ"УЕ [релеве] - подъем на полупальцы.
КОКЬ Б О ^ К [ролл даун] - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.
КОКЬ ЦР
[ролл ап] - обратное движение,
связанное с постепенным раскручиванием и
выпрямлением торса в исходную позицию.
КОКО Б Е ^АМВЕ РАК ТЕККЕ [рон де жамб пар терре] - круг вытянутой ногой, касаясь
пальцами ноги пола.
8АИТЕ [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги (синоним 1 е т р з^ е ).
8НГММГ [шимми] - спиральное, закручивающееся движение пел висом вправо и влево.
8ГОЕ СОКТКАСТГОК [сайд контракшн] - боковое сжатие в торсе.
8ГОЕ 8ТКЕТСН [сайд стрэтч] - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.
8ОИТЕКИ ЕК ТОИККАЫТ [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающийся с
вытягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.
8ТЕР В А ^^ СНАКОЕ [стэпболлчендж] - связующий шаг, состоящий из шага в сторону
или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним з1ер.ра-ёе-Ьигге.).
8ЦКОАКГ [зундари] - движение головой, заключающееся в смещении шейных позвонков
вправо-влево и вперед назад.
8ЦК ЕЕ СОИ-ОЕ-РГЕВ
[сюрле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни работающей
ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.
21
СВИНГОВОЕ
РАСКАЧИВАНИЕ
-
раскачивание
любой
частью
тела
(рукой,
ногой,
головой, торсом) в особом джазовом ритме.
ТНКС8Т [фраст] - резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или
назад.
Т1ЬТ
[тилт]
-
угол,
поза,
при
которой
торс
отклоняется
в
сторону
или
вперед
от
вертикального
положения,
«рабочая»
нога
может
быть
открыта
в
противоположном
направлении на 90° и выше.
ТОМВЕ [томбе] - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону
или назад на ёетьрНе.
ТОЦК СНАШЕ8
[тур шене] - туры, исполняемые на двух ногах по диагонали или по
кругу на высоких полупальцах, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и
в ёетьрНе.
22