Напоминание

«Современный танец»


Автор: Курицына Кристина Евгеньевна
Должность: преподаватель отделения хореографического искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирская область
Наименование материала: Программа учебного предмета
Тема: «Современный танец»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Администрация Ордынского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ордынского района Новосибирской области

«Ордынская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

срок обучения 8(9) лет

Предметная область

ВЧ.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа учебного предмета

ВЧ.01. УП.01. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

срок реализации 6 лет

Ордынское 2024

Одобрено

Утверждаю,

Л

Педагогическим советом

Директор^БУ И О «ОДШИ»

МБУДО «ОДШИ»

/V

1

А.В. Аносова

Протокол №

-/

ПрикаИ^

от

«

05

»

0 3

2024г.

о х

« С ' 5

»

2024

Составитель:

Курицына

Кристина

Евгеньевна,

преподаватель

хореографического

отделения МБУДО «ОДШИ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

I. Пояснительная записка................................................................................................................ 4

-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, на реализацию предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Учебно-тематическое планирование и содержание программы

.....................................

7

-

Первый год обучения;

- Второй год обучения;

- Третий год обучения;

- Четвертый год обучения;

- Пятый год обучения;

- Шестой год обучения.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

............................................................... 17

IV. Формы и методы контроля, система оценок........................................................................18

-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

IV. Методическое обеспечение учебного процесса.................................................................... 18

V. Список литературы.........................................................................................................................19

1. Список рекомендуемой литературы;

2. Словарь терминов.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Дополнительная

предпрофессиональная

программа

«Современный

танец»

предназначена для реализации в условиях детской школы искусств.

Дополнительная предпрофессиональная

программа «Современный танец»

составлена в

соответствии

с

нормативными

документами:

Федеральный

Закон

«Об

образовании

в

Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Концепция развития дополнительного

образования

детей

до

2030

года,

утвержденная

Распоряжением

Правительства

РФ

от

31.03.2022 г. №678-р.

Современный танец - это

своеобразный

пласт в

искусстве танца,

в

котором по-

новому соединились движения, музыка, свет и краски. Он обладает своей неповторимой

спецификой,

изяществом

и

энергетикой.

Современный

танец

возник

относительно

недавно

начале

XX

века),

но

успел

довольно

быстро

развиться

за

это

время.

Современный

танец

можно

условно

разделить

на

танец

модерн

и

джазовый

танец,

которые

в

свою

очередь

подразделяются

на

различные

техники:

модерн-техника

М.

Грэхем, Дж. Маллер, Х. Лимона, Д. Хэмфри, техника низкого полета и др.; джаз - афро-

джаз, фанкиджаз, стрит-джаз и др.

Современный

танец

-

особый

вид

пластического,

хореографического

языка.

Основные

принципы

его техники

базируются

на

понимании

структуры человеческого

тела, координации движения и дыхания, ощущении гравитации, пространства и времени.

Он впитывает в себя все сегодняшнее, он подвижен и непредсказуем, не хочет обладать

какими-то правилами и канонами.

Он пытается воплотить в хореографическую

форму

окружающую

жизнь,

ее

новые

ритмы,

новые

манеры,

одним

словом,

создает

новую

пластику. Именно поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Педагогическая целесообразность программы «Современный танец» заключается в

ее содействии гармоничному психическому, духовному и физическому развитию детей и

подростков; формировании художественно-эстетического вкуса, умения самовыражения

чувств

и

эмоций,

физической

культуры,

а

также

нравственных

качеств

личности.

Программа «Современный танец» помогает решать целый комплекс вопросов, связанный

с формированием творческих навыков, удовлетворением индивидуальных потребностей в

нравственном,

художественном,

интеллектуальном

совершенствовании

подростков,

организации их свободного времени.

В

процессе

занятий

обучающийся

получает

профессиональные

навыки

владения

своим

телом,

изучает

основы

хореографии;

знакомится

с

историей

и

теорией

современного

и

классического

танца;

получает

возможность

для

самовыражения

в

актерской

пластике;

учится

преодолевать

физические

и

технико-исполнительские

трудности,

чем

совершенствует

свое

мастерство

и

свой

характер;

познает

способы

сосуществования в коллективе.

В

социальном

аспекте

обучающиеся

учатся

через

партнерство

воспринимать

других

людей,

дружно

существовать

в

коллективе,

выстраивать

взаимоотношения.

Осваивая

технику

движения,

ребята

двигаются

от

удовлетворения

интереса

к

этому

виду

деятельности и потребности в движении к удовлетворению творческих потребностей в

самовыражении, к решению сложных технических танцевальных задач.

По ходу

освоения

программы ребята знакомятся

с

историей танца,

с

ведущими

современными

исполнителями,

слушают

музыку,

учатся

различать

новомодное,

сиюминутное и вечное.

Современный танец способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но

и

имеет

возможность

исправлять

уже

имеющиеся

небольшие

отклонения,

такие,

как

сколиоз, остеохондроз, болезни суставов, слабый мышечный тонус и др.

Современный танец развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и

спины,

сообщает

подвижность

суставно-связочному

аппарату,

формирует технические

4

навыки

и

основы правильной

осанки,

тренирует сердечно-сосудистую

и дыхательную

системы,

корректирует физические недостатки строения тела - в этом его значение и

значимость.

В

основе

курса

лежит

изучение

техник

современного

танца:

джаз

модерн,

соп1ешрогагу, йоо^^есЬп^^ие/техники работы с полом, импровизация, партнеринг.

Еще

одной

особенностью

данного

курса

является

интеграция

всего

комплекса

специальных

дисциплин:

в

начале

изучения

мы

опираемся

на

ритмику

и

партерную

гимнастику

- предметы,

которые

изучались

ранее,

затем -

на

классический

танец,

в

дальнейшем

акцент

идет

на

становление

и

развитие

творческой

индивидуальности

учащегося.

Программа

учебного

предмета

«Современный

танец»

разработана

с

учетом

физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу

«от простого к сложному». Физическая нагрузка и уровень сложности движений нарастает

поэтапно и последовательно, усложняются творческие задания, и так же целенаправленно

возрастает уровень ответственности детей. Учебно-воспитательный процесс ориентирован

на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что

позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и

заинтересованности в творческой активности каждого ребенка.

Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации учебного предмета «Современный танец» для детей, перешедших в

третий класс, составляет 6 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, на реализацию

предмета

Учебно-тематический

план

программы

рассчитан

на

33

учебные

недели.

Продолжительность занятия - 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных

часа (40 минут каждый учебный час).

Режим занятий

Класс

Количество часов в неделю

3-8

2

Вид учебной нагрузки

Количество часов

Максимальная нагрузка (в часах)

396

Количество часов на аудиторную нагрузку

396

Консультации

18

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма

проведения

учебных

аудиторных

занятий

-

групповая,

основная

форма

проведения занятий - урок.

Формы занятий:

• учебное занятие;

• класс-концерт (открытое, контрольное занятие для родителей и специалистов);

• репетиция;

• выход на сцену (участие в концертах, программах, спектаклях, конкурсах);

• самостоятельная работа;

• тренинг;

• посещение спектаклей, концертов, мастер-классов и т.п.

Цель и задачи учебного предмета

5

Цель

программы

-

формирование

и

развитие

пластических,

танцевальных

способностей и творческого потенциала обучающихся посредством овладения техниками

современного танца.

Задачи программы:

Обучающие:

- выработать у обучающихся комплекс навыков и умений, способствующих свободному и

выразительному овладению различными техниками и стилями современной хореографии;

- познакомить с историей танца, различными танцевальными культурами;

-

сформировать

исполнительскую

культуру и

навыки

ориентации

в

сценическом

пространстве.

Развивающие:

-

раскрыть

и

развить

творческие

способности обучающихся,

эмоциональную

отзывчивость на музыку, способность к импровизации;

-

содействовать

оптимизации роста

и

развития

опорно-двигательного

аппаратаформированию

правильной

осанки,

профилактике

плоскостопия,

функциональному

совершенствованию органов

дыхания,

кровообращения,

сердечно

сосудистой и нервной систем организма;

-

развить

мышечную

силу,

гибкость, выносливость,

скоростно-силовые

и

координационные способности обучающихся.

Воспитательные:

- привить интерес к танцевальному творчеству;

- воспитать культуру общения, способствовать установлению и укреплению дружеских

взаимоотношений в коллективе;

- воспитать чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество;

- приобщить к здоровому образу жизни;

- способствовать организации свободного времени и социальной адаптации подростков.

Обоснование структуры учебного предмета.

Обоснованием

структуры

программы

является

федеральные

государственные

требования (далее - ФГТ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.

Программа содержит следующие разделы:

Сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного

предмета;

• Распределение учебного времени по годам обучения;

• Описание дидактических единиц учебного предмета;

• Требования к уровню подготовки обучающихся;

• Формы и методы контроля, система оценок;

• Методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с данными

направлениями строится

основной раздел

программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Организация

и

сам

процесс

осуществления

учебно-познавательной

деятельности

предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и

практическое

применение

получаемых

при

этом

знаний

и

умений.

Исходя

из

этого,

основными методами обучения являются:

- метод словесной передачи учебной информации (рассказ, объяснение, беседа и др.);

-

методы

наглядной

передачи

и

зрительного

восприятия

учебной

информации

(иллюстрация, демонстрация, показ и др.);

- методы передачи учебной информации посредством практических действий.

6

Практические

методы

применяются

в

тесном

сочетании

со

словесными

и

наглядными

методами

обучения,

так

как

практической

работе

по

выполнению

упражнения должно предшествовать инструктивное пояснение преподавателя. Словесные

пояснения

и

показ

иллюстраций

обычно

сопровождают

и

сам

процесс

выполнения

упражнений, а также завершают анализ его результатов.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая

база

школы

обеспечивает

проведение

всех

видов

практических

занятий,

предусмотренных

учебным

планом

и

программой.

Учебные

аудитории,

предназначенные для реализации учебного

предмета оснащаются

пианино,

звуко - техническим оборудованием (для просмотра видеоматериалов и прослушивания

музыкальных

произведений),

учебной

мебелью,

всем

необходимым

инвентарем

для

развития физических данных.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ

Структура урока. Урок современного танца состоит из следующих этапов:

1.

Разогрев.

Главная

задача

этого

этапа

урока

-

разогреть

все

мышцы,

используя

упражнения стрейч-характера, экзерсис рНе, 1епёз, ^е^8 и т.д., а также наклоны и повороты

торса.

2. ЬоШюп (изолированные движения какой-либо частью тела). Основная цель этого этапа

урока - добиться достаточной свободы тела и изолированности движений, что достаточно

сложно, т.к. анатомически все центры тесно связаны.

3.

Упражнения

для

позвоночника:

ге1еазе

(расширение,

распространение),

соПхасйопз

(сжатие, сокращение), наклоны, волны, спирали. Основой техники танца модерн служит

позвоночник,

поэтому

главная

задача

этого

этапа

урока

-

развить

у

учащихся

подвижность во всех его отделах.

4.

Уровни

- задачи уровней

во

время уроков

многообразны.

Во-первых,

в

различных

уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно эффективно в нижних уровнях,

так как нет необходимости держать вес тела и все центры двигаются более свободно). Во-

вторых, в партере очень полезно исполнять движения стрейч-характера, т.е. растяжки. В

уровнях

сидя

и

лежа

достаточно

много

упражнений

на

СоПгасйоп

и

К.е1еазе. Смена

уровней,

быстрый

переход

из

одного

уровня

в

другой

-

дополнительный тренаж

на

координацию.

5. Кросс (активное передвижение в пространстве). Развивает танцевальность, позволяет

приобрести манеру джаз-модерн танца. Виды движений: шаги, прыжки, вращения.

6. Усложненная координация (2,3,4 центра в одновременном параллельном движении).

Процесс изучения координации строится от простого к сложному. Первоначально нужно

распределить правильно внимание между движениями двух центров. Возможно, один из

центров находится в свинговом качании,

а все внимание уделяется движению другого

центра.

7. Танцевальные комбинации или импровизация: лирического идинамического характера.

Главные

требования

этой

части

-

использование

всех

средств

танцевальной

выразительности,

раскрывающих

индивидуальность

исполнителя.

Особое

внимание

необходимо обратить на развитие музыкального слуха и ритмически точного исполнения

комбинаций.

7

Первый год обучения

темы

Наименование темы

Содержание

Количество

часов

1

Вводное занятие

История развития современного

танца. Основные направления

современного танца.

1

2

Изучение параллельных

позиций ног

Вторая и четвертая позиция.

1

3

Изучение положений рук

Положение рук в танце модерн

(на талии с отведенными

локтями назад, с фиксацией на

грудной клетке).

2

4

Основные положения

Ке1еазе (расширение корпуса)

СоПгасйопз (сосредоточение)

Ко11 ёо^п, го11 ир

Р1а1 Ъаск

ЛгсЬ

2

5

Изучение движений

изолированных центров и

техника их исполнения

Повороты и наклоны головы

Руки +движения ареалами

(отдельно техника их

исполнения кисти рук, рука от

локтя, от плеча). Движения

плечами: - подъем одного-двух

поочередно вверх; - движение

плеч вперед-назад; - твист плеч

(изгиб) - резкая смена

направлений в движении плеч

(одно вперед друг назад и т.д.); -

"восьмерка" - круги поочередно;

- шейк плеч.

Движение грудной клеткой-

диафрагмой: - из стороны в

сторону; - вперед-назад; -

подъем и опускание.

Сигуе (керф) - изгиб верхней

части позвоночника до

солнечного сплетения вперед, в

сторону. Пелвис (бедра):

движения из стороны в сторону,

вперед-назад, круги, подъем

бедра наверх

Поза коллапса

6

6

Координация изолированных

центров

Координация 2-х центров в

одновременном параллельном

движении

4

7

Построение и разучивание

экзерсиса на середине зала

РНе с различными движениями

рук

Вайетепйапёи и

Вайетепйапёше1;е в

параллельных позициях в

сочетании с Са1сЬз1ер (перенос

10

8

веса тела без продвижения в

пространстве)

Копё ёе ]ашЬ раг 1еггес

«противоходом» рук

Огапё Байешеп! М е

(45, 90, 180)

8

Упражнения для позвоночника

Твист и спирали торса

ИдЬ-геНазе (хай-релиз) + Воёу

го11 (волны)

4

9

Контрольный урок

2

10

Элементы гимнастики

Мостик

Стойка на руках

Колесо

Упражнения стрейч-характера

(растяжки, шпагаты)

Силовые упражнения:

отжимания, качание пресса.

6

11

Кросс

Шаги примитива

Шаги в модерн-джаз манере

Прыжки («глиссад вперед»,

«подскоки с противоходом

рук», «ножницы»,

«пистолетик»)

2

12

Уровни

(верхний, средний, нижний)

Уровни (стоя, на четвереньках,

коленях, сидя, лежа)

2

13

Партерные перекаты

Изучение техники исполнения

движений партера

- Перекаты из положения: сидя

в группировки, через

«лягушку», через поперечный

шпагат (поза ученика) - Поза

«зародыша» - Прямые повороты

на полу (бревно) -

Подготовительные упражнения

к перекату через одно плечо

4

14

Импровизация

Расслабление, исследование

своего тела.

Дыхание (каждое движение

построено на дыхании).

Импровизация с движением

(шаги, прыжок, скрутка)

Импровизация эмоциональная»

сторона техники

(неосознанность движения,

этюд «воображение - состояние

- явление - образ-отклик тела»).

Импровизация с музыкой,

ритмом. Импровизация с

пространством класса, смена

уровней, ракурсов. Контактная

импровизация, контакт этюд

«продолжи движение в дуэте».

12

9

15

Танцевальные комбинации

Составление танцевальных

комбинаций из изученных

элементов, в том числе с

использованием импровизации

6

16

Контрольный урок

2

17

Всего

66

Второй год обучения

темы

Наименование темы

Содержание

Количество

часов

1

Вводное занятие

Повторение материала,

пройденного ранее:

Ке1еазе (расширение,

распространение)

Соп^гасйопз (сосредоточение)

Ко11 ёо^п, го11 ир ит.д.

2

2

Разогрев с использованием

уровней

Твисты и спирали торса в

положении сидя

Упражнения на соПхасйоп и

ге1еазе в положении сидя

Упражнения стрейч-характера в

различных положениях

6

3

Экзерсис на середине зала

РНе с различными движениями

рук

БайешепйапёиеШайешепйапёше^е

(с сокращением стопы, с

поворотами и рук, головы,

соп^гасйопз)

Копё^ашЪраЛегге с подготовкой

к турам

Вайетеп1Гопёи во всех

направлениях

Вайетеп^ёеVе1орре на 45, 90 по

всем направлениям

Огапё Байешеп! Месшагамипо

квадрату, с добавлением прыжка

14

4

Работа над комплексами

изоляции

Голова: соединение движений с

другими центрами

Плечи: соединение с движениями

других центров

Грудная клетка в сочетании с

различными движениями

Пелвис: восьмерка, с

комбинациями различных

движений

Руки: соединение с движениями

ног, торса (спираль, твист,

соп^гасйоп и ге1еазе)

8

5

Контрольный урок

2

6

Упражнения для позвоночника

РЫЪаск вперед, назад, в сторону

Наклон торса вперед ниже 90°,

6

10

сохраняя прямую линию

Воёьш11 (волны: вперед, назад,

боковая)

ЛгсЬ - округление позвоночника в

пояснично-грудном отделе

7

Партерные перекаты

Партерные перекаты и

упражнения

Перекаты через одно плечо

2

8

Элементы гимнастики

Перевороты вперед, назад

Колесо на одной руке

Силовые и упражнения стрейч

характера

6

9

Кросс

Комбинации шагов + Кюг (пинок)

Прыжки

Техника вращения

6

10

Импровизация

Дыхание (каждое движение

построено на дыхании)

Работа с движением по

«синусоиде»

Импровизация с движением

(разно ритмическая схема)

Импровизация эмоциональная

сторона техники (неосознанность

движения, этюд «воображение -

состояние - явление - образ-

отклик тела»).

Вход в импровизацию,

пространство класса, смена

уровней, ракурсов

Импровизация с музыкой

Контактная импровизация,

контакт в дуэте:

- физический контакт

(направление движения партнёра,

сила импульса,

«придумывание» позировок,

движение от импульса с

продолжением)

- эмоциональный контакт в

движении («не касание»,

уход от касания партнёра)

Центр веса тела в поддержке

Приёмы поддержки в дуэте:

- «Перетекание»

- Танец от разных частей тела

8

11

Танцевальные этюды

Исполнение танцевальных этюдов

на основе комбинаций из

изученных элементов, в том числе

с использованием импровизации

4

12

Контрольный урок

2

13

Всего

66

11

Третий год обучения

темы

Наименование темы

Содержание

Количество

часов

1

Вводное занятие

Повторение пройденного

материала

2

2

Экзерсис на середине зала

РНе в сочетании с соп^гасйоп и

ге1еазе

Вайешепйапёи и

Вайешепйапёше1;е в сочетании

со спиралями в корпусе, ТШ

(угол), с добавлением рук:

соединение движений с

движениями ног, торса

(спираль, твист, соп^гасйоп и

ге1еоз)

Копё^ашЬраЛегге в различных

сочетаниях с Ыр-Нй (полукруги

и круги одним бедром)

Вайешеп!

Гопёивовсехнаправлениях

Огапё Вайешеп! М е

Адажио

10

3

Комплексы изоляции

Голова: зипёап-квадрат и зипёап

- круг

Плечи: разно ритмические

комбинации

Грудная клетка: круги и

полукруги в горизонтальной и

вертикальной плоскости

4

4

Партер

(техника низкого полета)

Упражнения, закрепляющие

технику исполнения соПхасйопи

геНазе

Спирали

Виды поворотов на полу

Построение и разучивание

комбинаций в партере

14

5

Контрольный урок

2

6

Элементы гимнастики

Силовые и упражнения стрейч -

характера

Перевороты

10

7

Кросс

Комбинации прыжков

Вращение как способ

перемещения в пространстве

Вращения на одной и двух

ногах, повороты на 360°

Комбинации шагов,

соединенных с вращениями

12

8

Импровизация

Изучение техники параллель и

оппозиция

Импровизация эмоциональная

сторона техники

(неосознанность движения,

10

12

этюд «воображение - состояние

- явление - образ-отклик тела»)

Контактная импровизация:

эмоциональный контакт в

движении в группе,

- центр веса тела в поддержке.

Приемы поддержки в дуэте:

- «Перетекание» (разнообразные

приемы)

- Танец от разных частей тела

- «Поток» (связь движений)

- «Пространство за спиной»

- «Танцор, обычный человек,

нет некрасивых движений»

- «Порядок входа в танец и его

продолжительность»

Комбинации на 32 и 64 такта,

включающие движения

изолированных центров, шаги,

смену уровней

9

Контрольный урок

2

10

Всего

66

Четвертый ^ год обучения

темы

Наименование темы

Содержание

Количество

часов

1

Вводное занятие

Повторение пройденного

материала

2

2

Экзерсис на середине зала

РНе в сочетании с различными

движениями

Вайешепйапёи и

Вайешепйапёше1;е в сочетании с

движениями корпуса

К опё^атЪ раГегге всочетаниях

с движениями

Вайешеп^Гопёи в сочетаниях с

движениями

ОгапёВайешепИе1е

всочетанияхс движениями

Адажио

Разучивание учебных и

танцевальных комбинаций в

экзерсисе на середине зала

16

3

Упражнения для позвоночника

Использование падений и

подъемов позвоночника во

время комбинаций, с

перемещением в пространстве

6

4

Комплексы изоляции

Движения 3-х центров

одновременно

Движения в различных

ритмических рисунках

6

13

5

Контрольный урок

2

6

Партер

(техника низкого полета)

Виды поворотов на полу

Гимнастические элементы

Построение и разучивание

комбинаций в партере

4

7

Кросс

Использование всего

пространства класса

Шаги с координацией 3-4х

центров. Шаги с

использованием соПгасйоп и

ге1еазе

Смена направлений в

комбинации шагов

Соединение шагов, прыжков,

вращений в единые комбинации

6

8

Импровизация

Продолжение изучения техники

параллель и оппозиция,

составление этюдов

«Поток» (связь движений)

Контактная импровизация:

Композиция в контакте

(взгляд, пауза, звук)

Приемы поддержки в дуэте:

- «Перетекание» (разнообразные

приемы)

- Этюд «Сдвиг»

- «Не делать старое»

- «Перфоманс»

Комбинации на 32 и 64 такта,

включающие движения

изолированных центров, шаги,

смену уровней

Танцевальные этюды

8

9

Элементы гимнастики

Силовые и упражнения стрейч-

характера,

гимнастические элементы

6

10

Изучение техники движений

танца афро-джаз

Техника исполнения движений

отдельных центров в манере

танца афро-джаз (плечи,

диафрагма, пелвис)

Комбинации шагов

Танцевальные комбинации

8

11

Контрольный урок

2

12

Всего

66

Пятый год обучения

темы

Наименование темы

Содержание

Количество

часов

1

Вводное занятие

Повторение пройденного

материала

2

2

Экзерсис на середине зала

РНе в сочетании с различными

18

14

движениями

Вайетепйапёи и

Вайешепйапёше1;е в сочетании с

движениями корпуса

Копё^атЪ раЛ егге в

сочетаниях с движениями

Вайетеп1Гопёи в сочетаниях с

движениями

ОгапёВайетепУе1;е в сочетаниях

с движениями

Адажио

Разучивание учебных и

танцевальных комбинаций в

экзерсисе на середине зала

3

Упражнения для позвоночника

Соединение всех возможных

движений торса (спирали,

твистов, соПхасйоп и ге1еазе,

наклоны торса во всех

направлениях).

Соединение в развернутые

комбинации с использованием

падений и подъемов, а также

поворотами на одной ноге.

Возможны нетрадиционные

способы передвижения:

перекаты, кувырки, колеса и т.д.

6

4

Комплексы изоляции

Движения 3х и более центров

одновременно

Движения в различных

ритмических рисунках и

оппозиционном направлении

6

5

Контрольный урок

2

6

Партер

(техника низкого полета)

Разучивание комбинаций в

партере

6

7

Кросс

Шаги с координацией 3х

центров Соединение шагов,

прыжков, вращений в единые

комбинации Изучение

вращений по кругу и со сменой

уровней

10

8

Импровизация

Продолжение изучения техник

импровизации

Составление этюдов

«Поток» (связь движений)

Контактная импровизация

Разнообразные приемы

поддержки в дуэте

Этюды «5 ритмов (текучесть,

стаккато, хаос, лиричность и

неподвижность)

Комбинации на 32 и 64 такта,

включающие движения

8

15

изолированных центров, шаги,

смену уровней

9

Элементы гимнастики

Силовые и упражнения стрейч-

характера,

гимнастические элементы

6

10

Контрольный урок

2

11

Всего:

66

Шестой год обучения

темы

Наименование темы

Содержание

Количество

часов

1

Вводное занятие

Повторение пройденного

материала

2

2

Экзерсис на середине зала

РНе в сочетании с различными

движениями

Вайетепйапёи и

Вайетепйапёше1;е в сочетании с

движениями ухода в пол

Копё^атЪ раЛ егге в

сочетаниях с различными

движениями

Вайетеп1Гопёи в сочетаниях с

движениями

ОгапёВайетепУе1;е в сочетаниях

с движениями

Адажио

Разучивание учебных и

танцевальных комбинаций в

экзерсисе на середине зала

16

3

Упражнения для позвоночника

Соединение всех возможных

движений торса на разных

уровнях

6

4

Комплексы изоляции

Движения центров

одновременно

Движения в различных

ритмических рисунках

Движения в партере

6

5

Контрольный урок

2

6

Партер

(техника низкого полета)

Разучивание комбинаций

в партере

6

7

Кросс

Различные комбинации с

шагами, перекатами,

координацией, вращением,

прыжком

12

8

Импровизация

Продолжение изучения техник

импровизации

- Перенос веса

- Работа в парах

- Составление танцевальных

комбинаций, номеров.

8

9

Элементы гимнастики

Силовые и упражнения стрейч-

6

16

характера, гимнастические

элементы

10

Контрольный урок

2

11

Всего

66

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом

освоения

программы

по

учебному

предмету

«Современный

танец»

является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание истории развития современных направлений танца;

- знание основного понятийного терминологического аппарата по дисциплине;

- знание основных техник современного танца;

- знание как выстроить связь между исполнением движений и внутренним состоянием;

- умение правильно и грамотно исполнять основные элементы модерн-джаз танца;

- умение анализировать свои ошибки и ошибки друг друга;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок

танца;

-

умение

осваивать

и

преодолевать

технические

трудности

при

разучивании

хореографического произведения;

-

умение

выполнять

комплексы

специальных

хореографических

упражнений,

способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

- умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- навыки выразительного исполнения современного танца;

- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыки публичных выступлений.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка

качества

реализации

программы

«Современный

танец»

включает

в

себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию учащихся.

Успеваемость

учащихся

проверяется

на

различных

выступлениях:

контрольных

уроках, открытых уроках, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий

контроль

успеваемости

учащихся

проводится

в

счет

аудиторного

времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная

аттестация

проводится

в

форме

контрольных

уроков,

зачетов.

Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде просмотров концертных номеров.

Контрольные

уроки

и

зачеты

в

рамках

промежуточной

аттестации

проводятся

на

завершающих

полугодие

учебных

занятиях

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

учебный

предмет.

По

итогам

промежуточной

аттестации

выставляется

оценка

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Критерии оценки

Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 («отлично»),

4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»).

Критерии

оценки

качества

подготовки

учащегося

по

предмету

«Современный

танец»:

5

(«отлично»).

Учащийся

усваивает

материал

на

высоком

уровне.

Инициативен,

сценически выразителен. Пластичен, хорошо запоминает учебный материал.

4 («хорошо»). Материал усваивает,

но есть недочеты в работе.

Необходимо развивать

сценическую

выразительность,

пластичность,

внимание.

Но

учащийся

трудоспособен,

виден прогресс в развитии.

17

3 («удовлетворительно»). Материал усваивает частично, недостаточно пластичен. Часто

не внимателен, но просматривается желание и стремление развиваться.

2

(«неудовлетворительно»).

Не дисциплинирован.

Не

может учиться

в

коллективе,

не

усваивает учебный материал.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для

достижения

цели,

задач

и

содержания

программы

необходимо

опираться

в

процессе обучения на следующие принципы:

- принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

-

принцип

обучения

владению

культурных

движений:

гибкость,

выворотность,

пластичность;

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами

хореографического мастерства;

- принцип движения от простогок сложному как постепенное усложнение инструктивного

материала, упражнений;

- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип доступности и посильности.

Формы организации образовательной деятельности:

- групповая.

Формы организации учебного занятия:

- репетиция;

- игра;

- концерт;

- конкурс;

- контрольное занятие;

- открытый урок.

Данная

программа

составлена

по

принципу

постепенного

нарастания

степени

сложности материала.

Все разделы органично связаны между

собой,

но в тоже время

каждый из разделов имеет своё конкретное содержание и свои определённые задачи по

формированию знаний, умений и навыков. По каждой теме, входящей в программу, даётся

сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную

часть времени каждой темы занимает практическая работа.

18

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой литературы

1.

А. Ключковская. Курс: "Секреты" продольного шпагата. Вид "изнутри"!

Ьйр5://пшё5Ы.и1п.ши2ки11.ги/шеё1а/2018/09/17/1217333993/К1уисЬкоу5кауа А.

Кига

8екге1

у

ргоёо1поао

5Ьрааа1а. УМ 12пи1п.рёГ;

2.

В.И.

Уральская

«Рождение

танца»

Ьйр5://ЬогеоагаГ1уа.сот/тёех.рЬр?гои1е=тГогта1юп/агйс1е&Ы=4

1 66;

3.

Г.А.

Колодницкий.

Музыкальные

игры,

ритмические

упражнения

и

танцы

для

детей. Ь11р5://ЬогеоагаГ1уа.сот/тёех.рЬр?гои1е=тГогта1юп/агйс1е&Ы=4

1 609;

4.

Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии» Ь11р5://ук.сот/^а11-50334704

190950;

5.

И.

А.

Шипилина.

«Хореография

в

спорте:

учебник

для

студентов»

Ьйр5://^^^.НЪГох.ги/170873-те55а-5ЫрШпа-Ьогеоагайуа-у-5рог1е-исЬеЪтк-ё1уа-

51иёеп1оу.Ь1т1;

6.

Н. Шереметьевская. Танец на эстраде. Ь11р://ёапсеНЪ.ги/Ъоок5/11ет/Г00/500/20000000/

7. Уход за костюмом статья. Сайт: Интернет - издание о современных танцах, 2004-2007 -

^ ^ ^ .Ы а п с е .

8. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.

Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: «Гном - Пресс» 1997;

9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей.-

Спб.:ЛОИРО, 2000;

10. Алексеева Л. Танцы для детей.- М.: «Советская Россия», 1982;

11. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: «Просвещение», 1972.

Словарь терминов

А 1а 8ЕСОN^Е [а ля згонд] - положение, при котором исполнитель располагается епГасе,

а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.

АКСН [атч] - арка, прогиб торса назад.

АТТ1ТЦОЕ

[аттитюд]

-

положение

ноги,

оторванной

от

пола

и

немного

согнутой

в

колене.

А К А В Е8^^Е [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад

«носком в пол» или на 90°, положение торса, рук и головы зависят от формы арабеска.

ВАТТЕМЕNТ ^ЕVЕ^О РРЕ

[батман

девлоппе]

- вынимание

через

разве

ноги

вперед,

назад или в сторону на 90°.

ВАТТЕМЕNТ

Р О N ^ ^ [батман

фондю]

-

движение,

состоящее

из

одновременного

сгибания ног,

в конце которого «рабочая»

нога приходит в положение

зиг1есои-ёер1её

спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и

«рабочая»

нога

открывается

вперед,

в

сторону

или

назад.

В

модерн-джаз

танце

используется форма йэпёи из урока народно сценического танца.

ВАТТЕМЕNТ РКАРРЕ [батман фраппе] - движение, состоящее из быстрого, энергичного

сгибания и разгибания ноги,

стопа приводится в

положение

зиг1есои-ёе-р1её в

момент

сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в

сторону или назад.

ВАТТЕМЕNТ

КЕ^ЕVЕ

^ЕNТ

(батман

релеве

лян]

-

плавный

подъем

ноги

через

скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.

ВАТТЕМЕNТ Т Е N ^ ^ (батман тандю] - движение ноги, которая скользящим движением

отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же

по параллельным позициям.

ВАТТЕМЕNТ Т Е N ^ ^ ШТЕ [батмантан дюжете] - отличается отЪайетепйепёи активным

выбрасыванием ноги в воздух на высоту.

19

ВАТТО [баттю] - в данном случае используется для обозначения заноски, т.е.

резких

коротких ударов ног по 5 аут-поз.

спереди и сзади во время прыжка или в положении

«лежа на спине».

В О ^У

КОКЬ

[боди

ролл]

-

группа

наклонов

торса,

связанная

с

поочередным

перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).

ВОЦЫСЕ [баунс] - трамплинное покачивание вверх вниз, в основном происходит либо за

счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

ВКЦСН [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в

воздух или при закрытии в позицию.

САТСН 8ТЕР [кэтч стэп ] - шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной

ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.

СОКТКАСТЮК [контракшн] - сжатие, уменьшение объема корпуса, начинается в центре

таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

С О К К 8С К Е^ ТЦК№

(корскру

повороты]

-

«штопорные»

повороты,

при

которых

исполнитель повышает или понижает уровень вращения.

СОБРЕ [купе] - быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или

другого движения.

СЦКУЕ [керф] - изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или

в сторону.

^Е ЕР В О ^У ВЕКО [диипбодибэнд] - наклон вперед торсом ниже 90° сохраняя прямую

линию торса и рук.

^Е ЕР

СОКТКАСТЮК

[диипконтракшн]

-

сильное

сжатие

в

центр

тела,

в

котором

участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.

^ЕОАОЕ [дегаже] - перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции

(вправо,

влево) и по четвертой позиции ног (вперед,

назад),

может исполняться как с

ёет1рНе, так и на вытянутых ногах.

^ЕМ I-Р^IЕ [деми-плие] - полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.

^ЕVЕ^ОРРЕ [девлоппе] - разновидность ЪайетеПз, работающая нога из пятой позиции,

сгибаясь,

скользит

носком

по

опорной

ноге,

поднимается

до

колена

и

вытягивается

вперед, в сторону или назад.

^К О Р [дроп] - падение расслабленного торса вперед или в сторону.

ЕМВО1ТЕ [амбуате] - последовательные переходы ноги на ногу на полупальцах, пальцах

и с прыжком.

ЕК ^ Е ^ А N [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

ЕК ^ЕН О К [ан деор] - направление движения или поворота от себя или наружу.

Р^АТ ВАСК [флэтбэк] - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной,

без изгиба торса.

Р^АТ 8ТЕР [флэтстэп] - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол. Р^ЕX

[флекс] - сокращенная стопа или кисть.

Р^IК [флик] - мазок стопой по полу к себе или от себя.

РКОО-РО8ГГЮК [фрог-позишн] - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги

касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

О ^I88А ^Е

[глиссад]

-

партерный

скользящий

прыжок

без

отрыва

от

пола

из

пятой

позиции в пятую позицию с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

ОКАКО ВАТТЕМЕКТ [гран батман] - бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в

сторону.

ОКАКО Р^IЕ [гран плие] - полное приседание.

Н1ОН КЕ^ЕА8Е [хай релиз] - высокое расширение, движение, состоящее из раскрытия

грудной клетки с небольшим перегибом назад.

Н1Р ЫРТ [хип лифт] - подъем бедра вверх.

НОР [хоп] - шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».

20

^АСК КЖ РЕ [джэкнайф] - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед,

спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции,

пятки не отрываются от пола.

^А22 НАКО [джаз хэнд] - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены

в стороны.

ХЕКЬУ КОКЬ

[джелли ролл] - движение пелвисом,

состоящее из мелкого сокращения

мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним - шейк

пелвиса).

1ЕКК-РО81ТЮК [джек-позишн] - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного

отводятся назад на уровень грудной клетки, предплечья располагаются параллельно полу.

ШМР [джамп] - прыжок на двух ногах.

К1СК [кик] - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом

ёеуе1орре.

^А У ОИТ [лэй аут] - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад,

и торс. Составляют одну прямую линию.

^ЕАР [лиип] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением.

^ОСОМОТОК [локомотор] - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.

^ О ^ ВАСК [лоубэк] - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.

РА8 СНА88Е [шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях,

при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.

РА8 Б Е ВОЦККЕЕ [па-де-бурре] - танцевальный вспомогательный шаг,

состоящий из

чередования

раз1»тЬе

и

разсоире.

Синоним

з^ерразёеЬоиггее.

В

модерн-джаз

танце

во

время разёеЬоиггее положение зиг1есои-ёе-р1её не фиксируется.

РА88Е [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги

из

одного

положения

в

другое,

может

исполняться

по

первой

позиции

на

полу

(раззераЛегге) либо на 45° или 90°.

РЕТ1Т ВАТТЕМЕКТ [пти батман] - в классическом танце - маленький прыжок.

Р^IЕ КЕ^Е'VЕ [плиерелеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

РОЮТ [пойнт] - вытянутое положение стопы.

РКАКСЕ [прайс] - движение для развития подвижности стопы,

состоящее из быстрой

смены положения « на полупальцах» и рот!.

РКЕ88-РО8ГТЮК [пресс-позишн] - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки

ладонями касаются бедер спереди или сбоку.

КЕЬЕА8Е [релиз] - расширение объема тела, которое происходит на вдохе.

КЕЬЕ"УЕ [релеве] - подъем на полупальцы.

КОКЬ Б О ^ К [ролл даун] - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.

КОКЬ ЦР

[ролл ап] - обратное движение,

связанное с постепенным раскручиванием и

выпрямлением торса в исходную позицию.

КОКО Б Е ^АМВЕ РАК ТЕККЕ [рон де жамб пар терре] - круг вытянутой ногой, касаясь

пальцами ноги пола.

8АИТЕ [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги (синоним 1 е т р з^ е ).

8НГММГ [шимми] - спиральное, закручивающееся движение пел висом вправо и влево.

8ГОЕ СОКТКАСТГОК [сайд контракшн] - боковое сжатие в торсе.

8ГОЕ 8ТКЕТСН [сайд стрэтч] - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

8ОИТЕКИ ЕК ТОИККАЫТ [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающийся с

вытягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.

8ТЕР В А ^^ СНАКОЕ [стэпболлчендж] - связующий шаг, состоящий из шага в сторону

или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним з1ер.ра-ёе-Ьигге.).

8ЦКОАКГ [зундари] - движение головой, заключающееся в смещении шейных позвонков

вправо-влево и вперед назад.

8ЦК ЕЕ СОИ-ОЕ-РГЕВ

[сюрле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни работающей

ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.

21

СВИНГОВОЕ

РАСКАЧИВАНИЕ

-

раскачивание

любой

частью

тела

(рукой,

ногой,

головой, торсом) в особом джазовом ритме.

ТНКС8Т [фраст] - резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или

назад.

Т1ЬТ

[тилт]

-

угол,

поза,

при

которой

торс

отклоняется

в

сторону

или

вперед

от

вертикального

положения,

«рабочая»

нога

может

быть

открыта

в

противоположном

направлении на 90° и выше.

ТОМВЕ [томбе] - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону

или назад на ёетьрНе.

ТОЦК СНАШЕ8

[тур шене] - туры, исполняемые на двух ногах по диагонали или по

кругу на высоких полупальцах, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и

в ёетьрНе.

22



В раздел образования