Автор: Компаниец Наталия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского и юношеского творчества"
Населённый пункт: город Керчь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль хореографии в развитии творческих способностей детей"
Раздел: дополнительное образование
Аннотация: В данной работе предлагается общий обзор творчества, детского творчества,
вопросов развития творческих способностей детей средствами хореографического
искусства, в контексте основных проблем развития и становления личности ребенка в
современном мире. Рассматриваются основные педагогические методы, используемые на
занятиях по хореографии для развития творческих способностей детей, с учетом их
возрастных особенностей.
Ключевые слова: «творчество», «детское творчество», «творческие способности детей»,
«хореографическое
творчество»,
«педагогические
методы»,
«классический
танец»,
«народный танец».
Мы живем в современном динамично развивающемся мире, и поэтому одной из важных
задач педагогической методологии на современном этапе, является вопрос творческого
развития подрастающего поколения. В обществе, в связи с появлением новых технологий,
возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных
самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и
воплощать
их
в
жизнь.
Развитие
творческого
потенциала
личности
должно
осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает
овладевать различными видами деятельности.
Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся
оригинальностью.
Основной
критерий,
отличающий
творчество
от
изготовления
(производства)
–
уникальность
его
результата.
Творческие
способности
–
это
индивидуальные
особенности
качеств
человека,
которые
определяют
успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности в
хореографии – это потребность самовыражения через движения под музыку, проявление
коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии ребенка,
умение импровизировать.
Детское творчество – это особая форма самостоятельной деятельности ребёнка, в
процессе которой он познаёт что-то новое, отступая от привычных и знакомых ему
способов изучения окружающего его мира, экспериментирует и создаёт нечто новое,
особенное для себя и окружающих.
Можно сказать, что в глобальном смысле творчество пронизывает всю историю
человечества.
В процессе творчества создаются новые продукты,
отличающиеся
оригинальностью. Все окружающее нас создано в процессе творчества: от колеса до
машины, от идеи полёта до сложного летательного аппарата – самолёта.
Таким образом, творчество – это неотделимая часть человеческой деятельности, это
самый внушительный и мощный импульс в развитии ребёнка. Творчество заложено в
каждом человеке, каждый одарён творческими способностями и развивать их нужно с
самого раннего детства.
Развитие творческих способностей предполагает использование в педагогическом
процессе
специальных
методов.
В
первую
очередь,
необходимо
отметить,
что
принципиально важно учитывать возрастные особенности, так как психологическое,
физическое,
эмоциональное
развитие
детей
отличается.
На
занятиях
с
детьми
дошкольного возраста главный инструмент развития творческих способностей – это игра.
В игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает и
закрепляет новые навыки и знания. Основные педагогические методы в работе с детьми
дошкольного
возраста
на
занятиях
по
хореографии:
словесный,
наглядный
и
практический. В игру можно превратить практически любое упражнение. Бег по кругу на
занятиях превращается в «стоп-игру». Задачи, решаемые в процессе игры: развить умение
ориентироваться в пространстве (держать круг, интервалы), развитие внимания - слушать
педагога, развить навык заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальное развитие –
услышать конец музыкальной фразы. Игра на развитие музыкально-ритмического
чувства: «торт» - режем музыку на кусочки. Задачи: услышать конец музыкальной фразы,
отделить фразу от фразы хлопком, развить умение считать музыку.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется
самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и
создание чего-то нового, продукт данной деятельности. Вопрос ценности, созданного
ребёнком произведения искусства, имеет большое значение для ребенка, так как дети
испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и
самобытность творческой работы ребёнка
Дети младшего школьного возраста в своём психологическом развитии отличаются тем,
что их мышление носит конкретно образный характер. Дети воспринимают образ
движения в целом, не выделяя составных частей и отдельных технических моментов. В
этом возрасте для развития творческих способностей ребёнка на занятиях по хореографии
активно используются следующие методы:
1)
Метод танцевального показа, при котором многократно показывается педагогом
движения или танцевальная комбинация;
2)
Метод устного изложения учебного материала, чтобы детям понять характер
танцевальной лексики и усвоить хореографическую терминологию;
3)
Метод познавательной деятельности (репродуктивный, проблемный, частично-
поисковой), который применяется для осуществления коллективной творческой
деятельности детей, которая так необходима для постановочной и исполнительской
работы.
Дети среднего школьного возраста являются центральным звеном хореографического
коллектива. Физически они более развиты и намного сильнее детей младшего школьного
возраста. На занятиях с детьми среднего школьного возраста работа ведётся в форме
сочинения танцевальных постановок, помогающих им понять смысл содержания танца,
найти главные черты танцевального образа и т. д.
Особенность психофизического развития старшего школьного возраста состоит в том, что
они могут сознательно управлять своим телом. Дети в этом возрасте стремятся к
самореализации, они готовы развивать свои творческие способности как в коллективе, так
и самостоятельно. Поэтому очень актуально наряду с традиционными педагогическими
методами
применять
метод
индивидуального
подхода.
При
оценке
творческой
деятельности
необходимо
поощрять
самобытность,
проявление
индивидуальности,
свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих
задач.
Если схематично проследить этапы педагогического процесса, то можно отметить, что
чем старше ученики, то тем большее значение в процессе овладения танцевальным
мастерством приобретает сознательное управление учениками своим телом, контроль над
мышечными ощущениями, а главное – осмысление того или иного технического,
танцевального приёма (сначала в более конкретном, узком понимании его). Вслед за этим
постепенно происходит усвоение общих закономерностей, на которых эти приёмы
основаны, понимание взаимосвязи между ними, объединение их в единую картину танца.
В соответствии с этим изменяется роль показа и объяснения, меняется их «качества»,
содержание, функции.
В век технологий и малоподвижного образа жизни, танец является дополнительным
резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, положительных
эмоций, повышения работоспособности. Танцевальное искусство подразумевает развитие
у детей чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику
рук, грацию, выразительность и артистизм.
В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого
разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить
движения классического, народного, современного, бального и историко-бытового танцев,
наиболее влияющих на развитие творческих способностей. Основой основ изучения
хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной
методикой подготовки танцовщика.
Классический
танец
представляет
собой
систему
выразительных
средств
хореографического искусства, основанную на тщательной разработке различных групп
движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. И это закономерно, поскольку
классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой
воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет.
Классический экзерсис у станка важен, прежде всего, тем, что вырабатывает правильную
постановку и устойчивость корпуса. Основная задача классического станка – добиться
надлежащей постановки корпуса и спины учащихся.
Экзерсис классического танца давно доказал свое право на первое место в освоении
танцевального искусства. Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет весь
суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног,
вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того,
классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся
физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, косолапости и т.д. Вместе с тем,
упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также
собранности внимания, то есть качеств, необходимых для современного подрастающего
поколения в нашем обществе.
Помимо содействия физическому воспитанию учащихся классический станок преследует
и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у учеников основные
технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев. Итак, основная
задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно
подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся
развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.
Народный
танец
также
является
уникальным
средством
развития
творческих
способностей. Ведь народное творчество – основа, на которой создаётся и развивается
профессиональное искусство, к нему вновь и вновь обращаются художники и артисты как
к живому, неиссякаемому источнику вдохновения. Танцы, отражающие особенности
характера и быта различных национальностей, возникли из народных игр и развлечений,
тесно связаны с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными
праздниками. От старшего поколения они переходили к молодежи, которая, бережно
храня наследие прошлого, в то же время вносило в него много своего, связанного с новым
укладом жизни. В каждой стране, у каждого народа складывались свои характерные черты
танца.
Народный танец является одним из средств выражения национальной самобытности
народа, его духа, темперамента, вместе с тем имеет большое воспитательное значение:
помогает раскрыть и раскрепостить внутренние силы, через танец познакомиться с
культурой других народов, проникнуться уважением к его традициям, освоить характер
исполнения, стилевые особенности.
Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к
исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается,
достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У
каждого народа сложились свои традиции, пластический язык, особая координация
движений, приёмы соотношения движений с музыкой.
Таким образом, классический танец и народный танец наиболее многогранно развивают
творческие способности ребёнка, формируя эстетические взгляды, совершенствует
физически, тем самым дают возможность к творческой самореализации, позволяют
развить индивидуальные особенности качеств ребёнка, которые определяют успешность
выполнения разнообразных творческих задач.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что роль хореографии в
развитии творческих способностей детей достаточно велика на разных возрастных этапах.
Для детей дошкольного возраста главный инструмент развития творческих способностей
– это игра. В игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности,
осваивает и закрепляет новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию и
память, учится размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая через
хореографическое искусство неоценимый опыт общения. Для младшего школьного
возраста хореография создаёт уникальные возможности для самореализации ребёнка,
пробуждения творческой фантазии, эмоционального раскрепощения и импровизации. В
развитии
творческих
способностей
подростков
хореография
формирует
единство
эмоциональной
и
интеллектуальной
сфер
психики,
что
способствует
развитию
абстрактного мышления.
Хореография обладает огромными возможностями для гармоничного психического,
физического и музыкального развития ребёнка.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что хореографическое искусство является важной
составляющей в развитии творческих способностей детей.
Литература:
1.
Алдошина, М. Развитие творческих способностей детей посредством занятий
хореографией – 3 с.
2.
Бояркина, А.А. Развитие творческих способностей, обучающихся средствами
хореографии – 18 с.
3.
Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы – М.:
Релиз, 2015. – 340 с.
4. Звездочкин, В. А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и
средних учебных заведений искусств и культуры. – Ростов н/Д: «Феникс». Серия
«Учебники и учебные пособия». 2003 – 416 с.