Напоминание

Эффективная практика организации наставничества по направлению «Учитель – студент – практик»


Автор: Скворцова Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№10"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективная практика организации наставничества по направлению «Учитель – студент – практик»
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Скворцова Ирина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№10»

г. Нижневартовска ХМАО-Югры

Эффективная практика организации наставничества по направлению «Учитель –

студент – практик»

Наставничество

это

мощный

ресурс

развития

обучающихся,

педагогов,

организации,

ее

социокультурной

среды.

Система

наставничества

носит

точечный,

индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного

субъекта и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и

социальные проблемы.

Наставничество

«учитель —

студент» как механизм трансляции опыта

обладает

большим

потенциалом

повышения

качества

профессиональной

подготовки

будущих

педагогов,

усиления

его

практической

направленности,

освоения

профессиональных

компетенций, формирования интереса и устойчивой мотивации наставляемых студентов к

педагогической деятельности.

Форма наставничества «учитель — студент»

Общая

характеристика

Форма

наставничества

«учитель

студент» реализуется

на

основании договоров о практической подготовке обучающихся

очной,

очно-заочной

формы

обучения

Нижневартовского

государственного университета и Нижневартовского социально-

гуманитарного

колледжа,

представляет

собой

взаимодействие

студента с учителем, который располагает ресурсами и навыками,

оказывает разностороннюю поддержку.

Цель

Успешное преодоление профессиональных дефицитов студента и

повышение его профессионального потенциала, а также создание

комфортной профессиональной

среды

в

школе, позволяющей

реализовывать педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи

способствовать формированию потребности заниматься анализом

результатов профессиональной деятельности;

развивать интерес к методике построения и организации

результативного учебно-воспитательного процесса;

ориентировать

студента

на

творческое

использование

передового педагогического опыта в своей деятельности;

прививать

студенту

интерес

к

педагогической

деятельности в целях его закрепления в образовании.

Ролевые

модели

Взаимодействие «опытный педагог — студент», классический

вариант поддержки для приобретения молодым специалистом

необходимых

профессиональных

навыков

(организационных,

коммуникационных).

Результаты

организации

работы

наставников

Результат организации работы наставников — высокий уровень

включенности

практикантов

в

педагогическую

деятельность,

культурную

жизнь

гимназии,

усиление

уверенности

в

собственных

силах

и

развитие

личного,

творческого

и

педагогического

потенциала,

а

также

повышение

профессиональной компетентности педагогов

Оцениваемые

результаты:

повышение

уровня

удовлетворенности

собственной

работой и улучшение психоэмоционального состояния;

рост числа специалистов, желающих продолжить свою

работу в качестве педагога

Область

применения

и

формы

взаимодействия

Применяется в рамках реализации образовательных программ.

Форма использована для повышения уровня профессиональной

компетентности будущего педагога.

Наставничество предусматривает индивидуальную работу опытного педагога по развитию

у

молодого

специалиста

необходимых

навыков

и

умений

ведения

педагогической

деятельности. Оно направлено на углубленное и всестороннее развитие знаний студента,

будущего

молодого

специалиста

в

области

предметной

специализации

и

методики

преподавания учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального

модуля.

Организация работы наставников – это функция управления, процесс упорядочивания,

согласования,

регламентирования

действий

наставников,

для

достижения

цели

деятельности наставника: адаптация студентов первого курса, индивидуальная траектория

развития для каждого студента, выделение одаренных ребят и работа с ними. Организация

работы наставников имеет ряд признаков:

1. наличие цели и задач;

2. наличие организационной структуры управления системой;

3. наличие принципов организации;

4. наличие ресурсов;

5. поэтапность.

Выбирая способ взаимодействия с обучаемыми необходимо изначально правильно выбрать

мотивацию для дальнейшего сотрудничества, как наставнику, так и студенту. Последний

сам

должен быть заинтересован

в сотрудничестве с более опытным специалистом и

стремиться

к

саморазвитию

на

примере

наставника.

Для

успешного

взаимодействия

необходима готовность к наставническому взаимодействию. Для наставника: ориентация на

работу с людьми и саморазвитие, ответственность, адаптивность, открытость новым идеям,

для подопечного: ориентация на развитие, открытость новым идеям.

Перед наставником стоит ряд задач, это:

-осознание студентом индивидуальных особенностей;

-оказание помощи в адаптации к новым условиям;

-объективный анализ деятельности;

-развитие творческих способностей;

-привлечение в культурно массовой, общественной работе;

- контроль текущей успеваемости;

-формирование у студента готовности к социальной самозащите.

Наставнику необходимо в своей практике применять различные методы деятельности,

такие как интерактивные, проблемные и проектные, мастер-класс, наблюдение и анализ

деятельности наставника, персонализированная имитация, анализ практических ситуаций,

рефлексия и анализ деятельности подопечного.

Всё это в конечном итоге приведёт к повышению самостоятельности, самопрезентации

студента,

преодоление

стресса

вследствие

получения

эмоциональной

поддержки,

формированию

положительной

мотивации

и

стремлению

к

развитию

и

реализации

внутреннего потенциала обучающегося, а так же повышение уровня профессиональной

компетентности.



В раздел образования