Автор: Скворцова Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№10"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективная практика организации наставничества по направлению «Учитель – студент – практик»
Раздел: начальное образование
Автор: Скворцова Ирина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№10»
г. Нижневартовска ХМАО-Югры
Эффективная практика организации наставничества по направлению «Учитель –
студент – практик»
Наставничество
—
это
мощный
ресурс
развития
обучающихся,
педагогов,
организации,
ее
социокультурной
среды.
Система
наставничества
носит
точечный,
индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного
субъекта и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и
социальные проблемы.
Наставничество
«учитель —
студент» как механизм трансляции опыта
обладает
большим
потенциалом
повышения
качества
профессиональной
подготовки
будущих
педагогов,
усиления
его
практической
направленности,
освоения
профессиональных
компетенций, формирования интереса и устойчивой мотивации наставляемых студентов к
педагогической деятельности.
Форма наставничества «учитель — студент»
Общая
характеристика
Форма
наставничества
«учитель
—
студент» реализуется
на
основании договоров о практической подготовке обучающихся
очной,
очно-заочной
формы
обучения
Нижневартовского
государственного университета и Нижневартовского социально-
гуманитарного
колледжа,
представляет
собой
взаимодействие
студента с учителем, который располагает ресурсами и навыками,
оказывает разностороннюю поддержку.
Цель
Успешное преодоление профессиональных дефицитов студента и
повышение его профессионального потенциала, а также создание
комфортной профессиональной
среды
в
школе, позволяющей
реализовывать педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи
способствовать формированию потребности заниматься анализом
результатов профессиональной деятельности;
⎯
развивать интерес к методике построения и организации
результативного учебно-воспитательного процесса;
⎯
ориентировать
студента
на
творческое
использование
передового педагогического опыта в своей деятельности;
⎯
прививать
студенту
интерес
к
педагогической
деятельности в целях его закрепления в образовании.
Ролевые
модели
Взаимодействие «опытный педагог — студент», классический
вариант поддержки для приобретения молодым специалистом
необходимых
профессиональных
навыков
(организационных,
коммуникационных).
Результаты
организации
работы
наставников
Результат организации работы наставников — высокий уровень
включенности
практикантов
в
педагогическую
деятельность,
культурную
жизнь
гимназии,
усиление
уверенности
в
собственных
силах
и
развитие
личного,
творческого
и
педагогического
потенциала,
а
также
повышение
профессиональной компетентности педагогов
Оцениваемые
результаты:
⎯
повышение
уровня
удовлетворенности
собственной
работой и улучшение психоэмоционального состояния;
⎯
рост числа специалистов, желающих продолжить свою
работу в качестве педагога
Область
применения
и
формы
взаимодействия
Применяется в рамках реализации образовательных программ.
Форма использована для повышения уровня профессиональной
компетентности будущего педагога.
Наставничество предусматривает индивидуальную работу опытного педагога по развитию
у
молодого
специалиста
необходимых
навыков
и
умений
ведения
педагогической
деятельности. Оно направлено на углубленное и всестороннее развитие знаний студента,
будущего
молодого
специалиста
в
области
предметной
специализации
и
методики
преподавания учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального
модуля.
Организация работы наставников – это функция управления, процесс упорядочивания,
согласования,
регламентирования
действий
наставников,
для
достижения
цели
деятельности наставника: адаптация студентов первого курса, индивидуальная траектория
развития для каждого студента, выделение одаренных ребят и работа с ними. Организация
работы наставников имеет ряд признаков:
1. наличие цели и задач;
2. наличие организационной структуры управления системой;
3. наличие принципов организации;
4. наличие ресурсов;
5. поэтапность.
Выбирая способ взаимодействия с обучаемыми необходимо изначально правильно выбрать
мотивацию для дальнейшего сотрудничества, как наставнику, так и студенту. Последний
сам
должен быть заинтересован
в сотрудничестве с более опытным специалистом и
стремиться
к
саморазвитию
на
примере
наставника.
Для
успешного
взаимодействия
необходима готовность к наставническому взаимодействию. Для наставника: ориентация на
работу с людьми и саморазвитие, ответственность, адаптивность, открытость новым идеям,
для подопечного: ориентация на развитие, открытость новым идеям.
Перед наставником стоит ряд задач, это:
-осознание студентом индивидуальных особенностей;
-оказание помощи в адаптации к новым условиям;
-объективный анализ деятельности;
-развитие творческих способностей;
-привлечение в культурно массовой, общественной работе;
- контроль текущей успеваемости;
-формирование у студента готовности к социальной самозащите.
Наставнику необходимо в своей практике применять различные методы деятельности,
такие как интерактивные, проблемные и проектные, мастер-класс, наблюдение и анализ
деятельности наставника, персонализированная имитация, анализ практических ситуаций,
рефлексия и анализ деятельности подопечного.
Всё это в конечном итоге приведёт к повышению самостоятельности, самопрезентации
студента,
преодоление
стресса
вследствие
получения
эмоциональной
поддержки,
формированию
положительной
мотивации
и
стремлению
к
развитию
и
реализации
внутреннего потенциала обучающегося, а так же повышение уровня профессиональной
компетентности.