Автор: Лариса Петровна Табачникова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра в ансамбле по классу фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ИГРА В АНСАМБЛЕ ПО
КЛАССУ ФОРТЕПИАНО"
Введение
Игра
в ансамбле
-
важная
часть музыкального образования,
которая развивает у учеников умения совместного музицирования,
слухового
контроля,
чувства
ритма
и
координации
с
другими
исполнителями. Ансамблевое музицирование по классу фортепиано
помогает
развивать
навыки
интерпретации
музыкальных
произведений в контексте взаимодействия с другими музыкантами.
Данная
методическая
разработка
направлена
на
преподавателей фортепиано и призвана помочь в организации уроков
ансамблевой
игры,
раскрыть
основные
методические
подходы
и
рекомендации по обучению учеников.
Цели и задачи
Цели:
Развитие навыков ансамблевого исполнения.
Формирование
умений
слушать
и
взаимодействовать
с
партнёрами.
Обучение основам совместного чтения нотного текста.
Задачи:
Развивать слуховое внимание и музыкальный вкус.
Формировать
устойчивые
ритмические
навыки
в
контексте
ансамблевой игры.
Воспитывать чувство ответственности за собственную партию и
общую музыкальную картину.
Обучать приемам координации действий с партнерами.
Развивать навыки правильной репетиционной работы.
Этапы работы над ансамблем
Выбор репертуара. Репертуар должен соответствовать уровню
учеников.
Важно
выбирать
произведения,
которые
соответствуют
техническим
возможностям
учеников
и
не
перегружают
их
сложностью,
но
при
этом
позволяют
раскрыть
музыкальную
выразительность и разнообразие ансамблевых задач.
Первоначальное ознакомление с партитурой: На первом этапе
ученики должны ознакомиться с нотным текстом каждой из партий.
Преподаватель
должен
помочь
проанализировать
форму
произведения,
определить
основные
музыкальные
темы
и
характерные черты каждой партии.
Индивидуальная работа над партиями: Каждый ученик работает
над
своей
партией
индивидуально,
оттачивая
технические
и
музыкальные аспекты исполнения. Преподаватель должен уделять
внимание качеству звукоизвлечения, правильности ритма, фразировке
и динамике.
Совместная работа в ансамбле: После индивидуальной работы
начинается совместное исполнение. Здесь важно обратить внимание
на следующие аспекты:
Синхронность:
ученики
должны
учиться
слушать
друг
друга,
чтобы поддерживать единый темп и ритм.
Баланс: один из ключевых аспектов ансамблевой игры - это
умение
регулировать
громкость исполнения, чтобы каждая
партия
была слышна в общей текстуре.
Агогика
и
фразировка:
нужно
добиваться
единого
подхода
к
интерпретации произведения, следить за согласованностью в паузах,
нюансах и динамике.
Коммуникация
между
исполнителями:
учащиеся
должны
научиться поддерживать визуальный и слуховой контакт для более
точной координации.
Методические рекомендации
Развитие
слухового
контроля:
Ансамблевая
игра
требует
от
исполнителей постоянного слухового контроля за своей партией и
партиями других участников. Важно обучать учеников умению слушать
и оценивать общий музыкальный результат, не фокусируясь только на
своей партии.
Ритмическая дисциплина: Одной из ключевых трудностей при
ансамблевом исполнении является сохранение ритмической точности.
Использование метронома на ранних этапах работы может помочь
установить устойчивый темп и ритм.
Работа
с
динамикой
и
балансом:
Преподаватель
должен
обращать внимание учеников на необходимость гибкой динамической
игры, особенно в произведениях, где одна партия ведет основную
мелодию, а другие партии аккомпанируют.
Использование визуальных сигналов: Ученикам важно научиться
использовать
визуальные
сигналы,
такие
как
кивок
головы
или
движение
рук,
для
обозначения
начала
или
завершения
фразы,
изменения темпа или динамики.
Работа
над
интерпретацией:
Совместная
интерпретация
произведения требует согласования всех нюансов, поэтому важно
обсуждать
с
учениками,
как
они
видят
и
чувствуют ту
или
иную
музыкальную
фразу,
чтобы
достичь
единой
художественной
концепции.
Примеры репертуара для ансамблей фортепиано
Дуэты для фортепиано:
В.А. Моцарт - Соната для фортепиано в четыре руки, K. 521
Ф. Шуберт - Военный марш D.733
И. Брамс - Венгерские танцы
Трио для фортепиано:
Л. Бетховен - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Op. 1
No. 1
А. Дворжак - «Думки», Op. 90
Ансамбли с участием других инструментов:
К. Сен-Санс - Карнавал животных (для фортепиано в четыре
руки и оркестр)
Заключение
Ансамблевая
игра
по
классу
фортепиано
является
неотъемлемой частью музыкального образования, способствующей
развитию музыкального слуха, чувства ритма и координации с другими
исполнителями. Совместное музицирование формирует у учащихся
ответственность за свою партию и понимание значимости каждой
роли в общей музыкальной картине.
Преподавателям важно создавать благоприятные условия для
ансамблевой работы, помогая ученикам раскрывать их потенциал и
наслаждаться процессом совместного творчества.