Напоминание

"Игра в ансамбле по классу фортепиано"


Автор: Лариса Петровна Табачникова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра в ансамбле по классу фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ИГРА В АНСАМБЛЕ ПО

КЛАССУ ФОРТЕПИАНО"

Введение

Игра

в ансамбле

-

важная

часть музыкального образования,

которая развивает у учеников умения совместного музицирования,

слухового

контроля,

чувства

ритма

и

координации

с

другими

исполнителями. Ансамблевое музицирование по классу фортепиано

помогает

развивать

навыки

интерпретации

музыкальных

произведений в контексте взаимодействия с другими музыкантами.

Данная

методическая

разработка

направлена

на

преподавателей фортепиано и призвана помочь в организации уроков

ансамблевой

игры,

раскрыть

основные

методические

подходы

и

рекомендации по обучению учеников.

Цели и задачи

Цели:

Развитие навыков ансамблевого исполнения.

Формирование

умений

слушать

и

взаимодействовать

с

партнёрами.

Обучение основам совместного чтения нотного текста.

Задачи:

Развивать слуховое внимание и музыкальный вкус.

Формировать

устойчивые

ритмические

навыки

в

контексте

ансамблевой игры.

Воспитывать чувство ответственности за собственную партию и

общую музыкальную картину.

Обучать приемам координации действий с партнерами.

Развивать навыки правильной репетиционной работы.

Этапы работы над ансамблем

Выбор репертуара. Репертуар должен соответствовать уровню

учеников.

Важно

выбирать

произведения,

которые

соответствуют

техническим

возможностям

учеников

и

не

перегружают

их

сложностью,

но

при

этом

позволяют

раскрыть

музыкальную

выразительность и разнообразие ансамблевых задач.

Первоначальное ознакомление с партитурой: На первом этапе

ученики должны ознакомиться с нотным текстом каждой из партий.

Преподаватель

должен

помочь

проанализировать

форму

произведения,

определить

основные

музыкальные

темы

и

характерные черты каждой партии.

Индивидуальная работа над партиями: Каждый ученик работает

над

своей

партией

индивидуально,

оттачивая

технические

и

музыкальные аспекты исполнения. Преподаватель должен уделять

внимание качеству звукоизвлечения, правильности ритма, фразировке

и динамике.

Совместная работа в ансамбле: После индивидуальной работы

начинается совместное исполнение. Здесь важно обратить внимание

на следующие аспекты:

Синхронность:

ученики

должны

учиться

слушать

друг

друга,

чтобы поддерживать единый темп и ритм.

Баланс: один из ключевых аспектов ансамблевой игры - это

умение

регулировать

громкость исполнения, чтобы каждая

партия

была слышна в общей текстуре.

Агогика

и

фразировка:

нужно

добиваться

единого

подхода

к

интерпретации произведения, следить за согласованностью в паузах,

нюансах и динамике.

Коммуникация

между

исполнителями:

учащиеся

должны

научиться поддерживать визуальный и слуховой контакт для более

точной координации.

Методические рекомендации

Развитие

слухового

контроля:

Ансамблевая

игра

требует

от

исполнителей постоянного слухового контроля за своей партией и

партиями других участников. Важно обучать учеников умению слушать

и оценивать общий музыкальный результат, не фокусируясь только на

своей партии.

Ритмическая дисциплина: Одной из ключевых трудностей при

ансамблевом исполнении является сохранение ритмической точности.

Использование метронома на ранних этапах работы может помочь

установить устойчивый темп и ритм.

Работа

с

динамикой

и

балансом:

Преподаватель

должен

обращать внимание учеников на необходимость гибкой динамической

игры, особенно в произведениях, где одна партия ведет основную

мелодию, а другие партии аккомпанируют.

Использование визуальных сигналов: Ученикам важно научиться

использовать

визуальные

сигналы,

такие

как

кивок

головы

или

движение

рук,

для

обозначения

начала

или

завершения

фразы,

изменения темпа или динамики.

Работа

над

интерпретацией:

Совместная

интерпретация

произведения требует согласования всех нюансов, поэтому важно

обсуждать

с

учениками,

как

они

видят

и

чувствуют ту

или

иную

музыкальную

фразу,

чтобы

достичь

единой

художественной

концепции.

Примеры репертуара для ансамблей фортепиано

Дуэты для фортепиано:

В.А. Моцарт - Соната для фортепиано в четыре руки, K. 521

Ф. Шуберт - Военный марш D.733

И. Брамс - Венгерские танцы

Трио для фортепиано:

Л. Бетховен - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Op. 1

No. 1

А. Дворжак - «Думки», Op. 90

Ансамбли с участием других инструментов:

К. Сен-Санс - Карнавал животных (для фортепиано в четыре

руки и оркестр)

Заключение

Ансамблевая

игра

по

классу

фортепиано

является

неотъемлемой частью музыкального образования, способствующей

развитию музыкального слуха, чувства ритма и координации с другими

исполнителями. Совместное музицирование формирует у учащихся

ответственность за свою партию и понимание значимости каждой

роли в общей музыкальной картине.

Преподавателям важно создавать благоприятные условия для

ансамблевой работы, помогая ученикам раскрывать их потенциал и

наслаждаться процессом совместного творчества.



В раздел образования