Автор: Ильина Капитолина Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «ДШИ №2»
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: "ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ"
Раздел: дополнительное образование
Доклад
ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
Введение
Танец
является
универсальным
языком
общения,
эффективным
инструментом личностного и духовного роста, способом развития у
подростков
позитивной
самооценки,
мировосприятия,
эмоционально-
ценностного отношения к самому себе и окружающему миру.
В последнее десятилетие активно стала развиваться психологическая
коррекция
личности
подростков
как
обязательное
направление
в
профессиональной деятельности. В современном научном мире наблюдается
значительный рост психологически исследований, посвящённых проблеме
психологической коррекции личности.
Хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния
занятий
хореографией
на
психологическое
здоровье
детей.
Его
формирование является фундаментом дальнейшего развития личности
подростков. Танец воспитывает силу воли и настойчивость, развивает
координацию движений и чувство ритма. Совершенствуя тело подростка
физически, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах,
дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
Хореографическое
искусство
способствует
более
успешной
социализации личности. Развивается творческий потенциал человека, его
личностные качества, тяга к прекрасному, потребность в общении, хранении и
передаче опыта, человек приобщается к знаниям и культурному наследию,
активизируется объединение людей, развитие у них чувства общности, также
хореография является стимулом для саморазвития личности и развития ее
творческой активности.
1. Психологическая коррекция и ее виды
Термин
"коррекция"
буквально
означает
"исправление".
Психологиическая
коррекция
(Психокоррекция)
-
один
из
видов
психологической
помощи
(психологическое
консультирование,
психологический тренинг, психотерапия);
деятельность,
направленная на
исправление особенностей психологического развития, не соответствующих
оптимальной модели,
с
помощью специальных средств
психологического
воздействия;
а также - деятельность,
направленная на
формирование у
человека нужных психологических качеств для повышения его социализации
и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психокоррекция и психотерапия являются видами психологической
помощи, которые предусматривают активное целенаправленное воздействие
на
личностный,
поведенческий
и
интеллектуальный
уровень
функционирования человека.
Психокоррекционные воздействия
могут
быть
следующих видов:
убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Различают
индивидуальную
и
групповую психокоррекцию.
В
индивидуальной психолог
работает
с подростком один на
один при
отсутствии посторонних лиц.
В
групповой
- работа происходит сразу
с
группой клиентов
со схожими проблемами,
эффект достигается за счёт
взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Целью психологической коррекции является устранение недостатков в
развитии
личности.
Психологическая
коррекция
отличается
от
психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена
на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться
даже
в
том случае,
когда
клиент
не
осознает
своих
проблем и
психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция
также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования
клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые
делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его
личности.
Психокоррекция характеризуется следующими признаками:
-
Дискретность
(означает
влияние
психолога
на
относительно
независимые конкретные составляющие внутреннего мира человека);
- Ориентация на возрастные нормы (т.е. ориентация на определенный
контингент коррекционного воздействия - дети, подростки и т.д., или на
использование соответствующих методик).
Задача
психокоррекции
формулируется
зависимости
от
адресата
(ребенок с аномальным развитием или личность, которая имеет отклонения и
трудности в пределах психологической нормы), а также содержания
коррекционной
работы (коррекция
умственного
или
эмоционального
развития, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов).
Психокоррекции
подлежат
следующие
недостатки
характера:
повышенная
возбудимость,
гневливость,
конфликтность,
повышенная
импульсивность,
пессимизм,
легкомыслие,
упрямство,
безразличие,
неопрятность, чрезмерное стремление к наслаждению, гипертрофированная
активность
или
пассивность,
замкнутость,
болезненная
застенчивость,
склонность к воровству, негативизм, склонность блуждать, лживость и т.д.
Коррекционное образование представляет собой систему специальных
психолого-педагогических,
социокультурных
и
лечебных
мероприятий,
направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического
развития детей, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие
и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования
состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его
практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием,
имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.
Необходимо
систематическое,
повседневное
качественное
совершенствование и приращение уровня ближайшего развития. Коррекция и
компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут
происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для
этого:
педагогизация
окружающей
среды,
а
также
продуктивное
сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от
которого
зависит
положительная
динамика
психомоторного
развития,
выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало
комплексных
лечебно-реабилитационных
и
коррекционных
психолого-
педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают
создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование
адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым
навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью
включения, по возможности на равных, детей с проблемами в обычные,
общепринятые
социокультурные
отношения.
Чем
раньше
начинается
организация
и
проведение
коррекционной
работы,
тем
успешнее
осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
Физическая активность человека, в конечном счете, направлена на
изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня
физических качеств.
Повышение функциональных возможностей системы возможно только
при условии постепенного повышения нагрузок. Между используемыми
нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал: при его
укорочении
повторная
нагрузка
будет
приходиться
на
неполное
восстановление
-
при
сохранении
такого
режима
это
чревато
перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное
время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации
с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к
исходному
состоянию,
что
исключает
повышение
функциональных
возможностей организма.
Базовые принципы психологической коррекции детей и подростков с
нарушениями в развитии:
- принцип комплексности психологической коррекции, которую можно
рассматривать
как
единый
комплекс
клинико-психолого-педагогических
воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной
степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии
ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог
в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут
эффективны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту
социальную среду (педагоги, родители) в которой находится подросток.
- второй принцип психологической коррекции - это принцип единства
диагностики и коррекции. Перед началом проведения психологической
коррекции необходимо выявить особенности психического развития ребенка,
уровень сформированности определенных психологических новообразований,
соответствие уровня развития умений, знаний, навыков,
личностных и
межличностных образований возрасту ребенка. Задачи коррекционной работы
могут
быть
правильно
поставлены
не
только
на
основе
полной
психологической диагностики зон актуального, но и ближайшего развития
ребенка.
Например, ни при каком психологическом тестировании так глубоко не
раскрываются коммуникативные способности личности как в процессе
групповых психокоррекционных занятий. Или психогенные переживания
ребенка
с
наибольшей
глубиной
отражаются
в
процессе
игровой
психокоррекции. Сам процесс психологической диагностики содержит в себе
коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего
практического исследования.
- третий принцип психологической коррекции - принцип личностного
подхода. Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с
учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В
процессе психологической коррекции учитываем не какую-то отдельную
функцию или изолированное психическое явление у ребенка или подростка, а
личность в целом.
Личность
проявляется
и
формируется
в
процессе
деятельности.
Соблюдение принципа деятельностного подхода является чрезвычайно
важным в процессе психологической коррекции детей и подростков.
Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка
умений
и
навыков
подростка,
не
как
отдельные
упражнения
по
совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная
деятельность ребенка. Психокоррекционный процесс должен осуществляться
с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка. Если это
дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, то в
учебной деятельности.
Эффективность коррекционного процесса у детей в значительной
степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка,
например рисования, конструирования, хореография.
Поэтому
психологогическая
коррекция
должна
строиться
как
целенаправленное
формирование
психологических
новообразований,
составляющих
сущностную
характеристику
возраста.
Упражнение
и
тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не
делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае
лишь
следует
за
развитием,
совершенствуя
способности
в
чисто
количественном направлении, не поднимая их на более перспективный
качественный уровень.
2. Роль хореографического искусства в психологической коррекции
личности
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности - одна из
основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности
принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым годом играет все
большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет
диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический
облик подростков.
Современная хореография выполняет в учебно-воспитательном процессе
несколько функций: это и предмет обучения (в широком смысле слова), и
предмет
воспитания
подрастающего
поколения,
в
процессе
которого
формируется отношение к жизни, коллективу и самим себе, их вкусы, их
идеалы, ценности и т. д.
Цель обучения хореографии - эстетическое развитие подростка или
ребенка, привитие ему эстетического вкуса. Задача педагога-психолога -
помочь ему ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему
возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные
в нем возможности.
Хореография, как вид искусства выполняет определенные социально-
культурные функции.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве
основных выделяются следующие:
- гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
-
социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача
социального опыта);
- коммуникативная (социальное общение);
-
образовательно-воспитательная
(социализация
личности,
ее
приобщение к знаниям и культурному наследию);
-
регулирующая
(ценностно-нормативная
регуляция
социального
поведения);
-
интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства
общности, поддержание стабильности общества).
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков,
которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное
богатство для успешного художественного и нравственного воспитания,
приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и
растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к
прекрасному.
Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное,
современное)
чрезвычайно
полезны для
ребенка,
способствуют
его
физическому развитию.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же
хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий
танцем на физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие.
Занятия хореографией имеют огромное значение для гармоничного
развития детей. Формирование психофизического здоровья подростков
является фундаментом дальнейшего развития личности. В первую очередь
занятия хореографией направлены на работу над спиной и осанкой, так как
здоровый позвоночник - это основа здоровья учащихся. Происходит развитие
психических процессов (восприятия, внимания, воли, памяти, мышления) и
общее оздоровление. Танец имеет большую воспитательную ценность.
Осваивая его, подростки не только разучивают движения, умение
двигаться, грациозность, умение владеть телом, слушать и двигаться ритмично
под музыку. Танцы воспитывают настойчивость и силу воли, развивают
координацию движений и чувство ритма, развивается умение ориентироваться
в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. И
элегантность.
Сам процесс занятий приносит детям радость. Совершенствуя тело
подростка
физически,
хореография
помогает
обрести
уверенность
в
собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному
развитию. Особая ценность танца заключается как раз в том, что физические,
эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы здесь соединяются в
единое целое.
Занятия танцами оказывают положительное воздействие на физическое
развитие
и
здоровье
подростка:
систематические
занятия
формируют
правильную осанку, укрепляют мышцы, учат координировать свои движения и
владеть своим телом. При этом понимание физических возможностей своего
тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление
различных психологических комплексов. Также танец и хореография -
искусство коллективное, которое учит работать в коллективе, способствует
развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу,
доброты, принципиальности и других социально-значимых качеств.
Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит гармоничное
физическое развитие личности.
Подростки получают достаточную двигательную нагрузку. В результате
длительных
занятий
хореографией
интенсивно
развиваются
многие
физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила
мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков,
равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические
упражнения
для
целенаправленного
развития
нужных
качеств
юного
танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных
нарушений
физического
развития
и
осанки,
являющихся
следствием
специфичной тренировки и чрезмерной нагрузки на определенные системы
организма.
Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии
является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но
и своевременное определение функционального состояния организма, его
здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем
детей,
внесение
коррекции
в
тренировочный
процесс
и
проведение
восстановительных мероприятий.
Занятия хореографией с подростками старшего школьного возраста (10-
11 класс) способствуют:
- укреплению мышечного корсета;
- формированию правильного дыхания;
- развитию моторных функций;
-
воспитанию правильной осанки, походке, грации движений, что
способствует в целом оздоровлению всего детского организма.
По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая
практика считает этот возраст трудным. Не стоит зацикливаться только на
трудностях и проблемах. В подростковом возрасте происходит дальнейшее
развитие психических познавательных процессов и формирование личности.
Наиболее
существенные
изменения
в
структуре
психических
познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста,
наблюдается в интеллектуальной сфере.
В
этот
период
происходит
формирование
навыков
логического
мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие
способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который
находит свое выражение в стиле мышления. Познавательные процессы
делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания
очень часто опережает собственно личностное развитие детей.
Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового
возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная
возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных
чувств. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса",
который демонстрирует перепады настроения подростков -
порой от
безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных
качеств, выступающих попеременно. Коренные преобразования происходят в
строении мотивационной сферы подростка. Существенные преобразования
происходят и в характере мотивации учебно-познавательной деятельности. 3.
Результат
психологической
коррекции
личности
с
помощью
хореографии
В 2021 г. ученице 3 класса Ангелине Пестовой с трудом давалась новая
информация,
в
связи
с
наибольшим
преобладанием
застенчивости
и
замкнутости. Три месяца, с сентября по ноябрь, ребенок не шел на контакт. В
ее сознании не было желания заниматься танцами, от чего были частые
опоздания и прогулы. В декабре 2021г. с помощью импровизации в
современном танце Ангелина раскрылась с полной силой. Загорелись глаза,
засияла улыбка, походка и движения тела стали увереннее. Прекратились
прогулы и опоздания на уроки. Ребенок с удовольствием приходил на занятия
в школу искусств. Важно было сохранить получившийся эффект влияния
танца, поэтому на каждом уроке современного танца присутствовала
импровизация.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, что
занятия
хореографией
в
средней
школе
оказывают
воздействие
на
формирование ряда качеств личности подростка. Следовательно, занимаясь
танцами,
подросток
обладает
возможностью получать
возможность
дополнительного
разностороннего
развития,
для
того
чтобы
стать
гармонически развитой личностью в обществе.
Регулярные
занятия
хореографией
могут
оказать
положительное
воздействие также на состояние соматического здоровья учеников, их
эстетическое, художественное, общефизическое, музыкально-ритмическое,
эмоциональное развитие, а также оказывает воздействие на духовное и
морально-нравственное воспитание.