Авторы: Антипина Анна Владимировна, Анна Владимировна Антипина
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Начальная общеобразовательная школа №10"
Населённый пункт: п. Центральные мастерские
Наименование материала: доклад
Тема: «Использование технологии «Лэпбук» на уроках в начальной школе, как средство обучения в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
Доклад по теме
«Использование технологии «Лэпбук» на уроках в начальной школе,
как средство обучения в условиях ФГОС
Вопрос
стимулирования
учебной
мотивации
у
детей
остается
актуальным в педагогической науке на протяжении веков. Учителя не
перестают задаваться вопросом, как возбудить желание учащихся к
обучению.
Неспособность учащихся эффективно обрабатывать информацию, ее
анализировать, систематизировать и строить логический поток своих мыслей
в речи заставила меня искать методы и техники, которые бы помогли моим
подопечным освоить навыки обработки и структурирования знаний, их
упрощения и интерпретации, а также представления в форме, удобной для
запоминания.
Моя задача состоит в том, чтобы:
учащиеся запоминали материал, изученный в классе;
они могли применять полученные знания в практике;
стремились самостоятельно углублять свои знания по изучаемым
темам.
Я работаю учителем начальных классов уже более 15 лет, и в течение
этого времени стремилась применять образовательные подходы и методики,
которые способствовали бы эффективному усвоению учениками материалов
различной сложности и объема. Одним из таких инструментов я считаю
использование лэпбука, который каждый день завоевывает все больше
уважения и признания.
Введение
В эпоху внедрения нового стандарта образования учителям предстоит
открыть для себя инновационные подходы к обучению, которые отвечают
современным образовательным задачам и целям. Ключевым элементом
современного
образования
в
России
становится
принцип
«научиться
учиться», предполагающий, что ученики должны сами ставить перед собой
задачи, планировать свои действия, искать решения и способы к их
обобщению, а также отыскивать необходимую информацию среди массы
доступных источников.
Одной из главных миссий современной школы является не только
передача
учащимся
знаний
и
навыков,
которые
будут
нужны
в
разнообразных сферах жизни, но и стимулирование их личного интереса к
познанию, воспитание у них стремления к обучению и развитие их
познавательной активности. В этой связи в образовательном процессе
происходит
появление
новых
технологий
и
методов
взаимодействия
учителей с учениками, основанных на стимулировании самостоятельной
работы и активном участии детей в процессе обучения. Особое внимание
заслуживают интерактивные методы, которые включают в процесс всех
участников, способствуют раскрытию их творческих способностей, а также
позволяют применять полученные знания и умения в практической работе. К
таким методам относится организация образовательной деятельности через
создание тематических лэпбуков.
Лэпбук - это инновационный метод обучения, который представляет
собой интерактивную тетрадь с различными элементами дизайна, такими как
кармашки, дверцы и вкладки, содержащие информацию по определенной
теме. Этот подход был адаптирован из американской практики Татьяной
Пироженко для использования в образовательном процессе.
Лэпбук не только помогает углубить знания и закрепить понятия, но
также может служить формой представления результатов исследовательской
работы. Он представляет собой креативно оформленную книгу, собранную
из различных материалов и украшенную яркими цветами. Обычно для
создания лэпбука используется твердая бумага или картон.
Лэпбук отличается информативностью и удобством в использовании,
делая его отличным инструментом для самостоятельного изучения и
исследовательской работы.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук представляет собой
комбинацию плаката, книги и раздаточного материала, который способствует
развитию творческого потенциала в рамках определенной темы, расширяя
кругозор и формируя навыки и умения.
Лэпбук соответствует требованиям ФГОС:
• информативен;
•
многофункционален:
способствует
развитию
творчества,
воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
• подходит для использования группой детей одновременно;
• обладает образовательными свойствами;
• служит средством художественно-эстетического развития ребенка,
знакомит его с миром искусства;
• имеет различные варианты использования каждой его части;
• его структура и содержание доступны детям определенного возраста;
•
способствует
игровой,
познавательной,
исследовательской
и
творческой активности учащихся. Лэпбук обеспечивает:
• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания
разной сложности);
• разнообразие игровых заданий;
• интеграцию различных видов детской деятельности (речевой,
познавательной, игровой);
• возможность структурировать сложную информацию;
• способность оживить даже самую скучную тему;
• обучение простым способам запоминания;
• удобное хранение (множество различных заданий и игр в одной
папке);
• разнообразие использования заданий;
• возможность добавления новых заданий в "кармашки".
Лэпбук - это отличный способ усвоения и закрепления новой информации в
игровой форме. Ученики могут изучать материал, выполнять задания и
делиться своими работами с другими. Этот метод помогает запомнить
учебный материал и применить полученные знания на практике. Создание
лэпбука требует детального планирования и креативного подхода, а также
времени для самостоятельной работы дома под руководством учителя. Важно
проводить
эту
работу
на
уроках,
чтобы
каждый
ученик
мог
продемонстрировать свои знания и поделиться своими идеями с другими.
Я часто пользуюсь готовыми лэпбуками как наглядным и дидактическим
инструментом на разных этапах занятий: • «Типы слов»; • «Природные
зоны»; • «Континенты нашей планеты»; Такой оригинальный способ
представления информации неизменно привлекает внимание учеников, и они
неоднократно возвращаются к этой папке, чтобы её осмотреть, поиграть с её
содержимым и при этом незаметно для себя пройти повторно уже изученный
материал. К тому же, не обязательно проходить все задания лэпбука за один
урок или за один день. Многие из них предполагают длительную работу,
поиск дополнительной информации и проведение личных экспериментов.
Ведь
лэпбук
также
является
инструментом
для
оформления
самостоятельного исследовательского проекта. Например, наша коллекция
лэпбуков пополняется лэпбуком «Вода – ключ к жизни».
Я активно применяю лэпбук как на уроках (при соответствующей
теме), так и во внеурочной деятельности, организуя работу в группах, парам
и индивидуально, например, по теме "Части речи". Лэпбук является одним из
видов метода проекта.
Несмотря на то, что я уже давно использую метод проектов при работе
с детьми, каждый раз сталкиваюсь с проблемой - учащиеся неохотно
принимают участие в создании проектов. Большинство считает эту работу
сложной. Чтобы сделать проектную деятельность увлекательной и доступной
для моих учеников, я активно применяю технологию лэпбука.
1.1 Разработка лэпбука
Создание лэпбука включает в себя все этапы проекта, начиная с
постановки целей (выбора темы) и заканчивая созданием красочной
тематической папки. Первые проекты в нашем классе были совместными:
лэпбуки «Математика вокруг нас» и «Мой класс». Становясь участниками
проекта по созданию лэпбука, учащиеся открывают для себя новые темы
исследований. Например, работая над лэпбуком «В царстве грибов», они
получили идеи для индивидуальных проектов, таких как «Мухомор» и
«Подосиновик».
Другие
темы,
такие
как
«Овощеводство»,
«Явления
природы»
и
«Цветоводство»,
также
стали
объектами
исследования.
Преимуществами лэпбука являются:
1.
Разнообразие
форм
организации
учебной
деятельности
(индивидуальная, парная или групповая работа) позволяет учащимся
выбирать наиболее удобный для них способ обучения. Индивидуальная
работа позволяет ученику самостоятельно искать информацию и выполнять
задание, полагаясь только на свои собственные усилия. Парная работа, в
свою очередь, помогает обучающимся, которым трудно находить общий
язык
с
одноклассниками,
раскрыть
свой
потенциал
и
разделить
ответственность за результат с партнером. Групповая работа в малых
группах способствует социализации учеников и позволяет учителю выявить
лидеров класса. В этом случае учитель выступает в роли консультанта,
обеспечивая поддержку и помощь в процессе обучения.
2. Совместная работа с семьей.
Преимущество лэпбука заключается в том, что его создание может
включать родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер (это способствует
общению и мотивирует к успешному обучению).
Индивидуальность. Каждый лэпбук уникален, так же как и его автор
(в него вкладывается частичка души). Нет одного правильного способа
создания, все зависит от того, как ученик воспринимает тему и какими
методами он достигает своих целей.
Развивающие задания. При работе над одной темой дети из разных
пар и групп часто находят разные решения. Показывая свои "сокровища"
одноклассникам, происходят обсуждения, способствующие улучшению
усвоения информации и личностному развитию. Каждый ребенок гордится
своей работой! Минусы: однако, в этом же заключается и недостаток -
сложно оценить. Также к минусам можно отнести затраченное время на
создание лэпбука (это может быть как краткосрочный, так и долгосрочный
проект, в зависимости от выбранной темы исследования и качеств ученика).
1.2. Система работы над лэпбуком в начальной школе.
Первый этап работы с лэпбуком включает в себя выбор темы,
определение цели и задач, планирование оформления и заполнение макета.
Ученики совместно с родителями создают наглядное оформление, а затем
под руководством учителя готовят презентацию лэпбука. После завершения
работы проводится оценка итогов.
На втором этапе, ученики учатся определять тему исследования,
анализировать информацию, сравнивать данные и формулировать выводы.
Они также учатся оформлять результаты своих исследований и развивают
инициативу, активность и самостоятельность.
На третьем этапе, ученики 3-4 классов продолжают развивать навыки
исследования, умение анализировать информацию и формулировать выводы.
Они также учатся поддерживать инициативу и самостоятельность в своей
работе.
Усложнение образовательного процесса заключается в увеличении
сложности задач, переориентации на решение проблем самими учащимися,
развитии логического мышления и обобщения. Методы работы с учащимися
включают мини-исследования, коллективное создание и защиту лэпбуков,
наблюдение, анкетирование, эксперименты.
Ожидаемые результаты работы с лэпбуком:
В 1-2 классах дети приобретают новые знания и опыт решения задач в
различных областях.
В 3 классе учащиеся активно используют технологию лэпбуков,
выбирают темы, ищут и систематизируют информацию.
В 4 классе дети получают социальный опыт, участвуя в проектах с
использованием лэпбуков по выбранным ими направлениям.
Заключение.
В ходе анализа стало ясно, что данная методика вызывает интерес и
вовлекает учащихся. Студенты начали активно участвовать в различных
соревнованиях и олимпиадах. Лэпбук не только способ закрепить знания,
полученные на уроке, но и возможность для творчества, которое может
привести к неожиданным результатам. Это исследование, которое может
сопровождать ученика на протяжении всей жизни. Задача учителя - внушить
учащимся уверенность в своих способностях и подтолкнуть их к открытию
новых горизонтов. Завершающие слоганы для преподавателей, увлеченных
лэпбуками:
Для тех, кто стремится к саморазвитию!
Для тех, кто желает повысить эффективность своих уроков!
Для тех, кто хочет показать ученикам, что учиться - это увлекательно!
Для тех, кто предпочитает структурировать информацию для лучшего
запоминания!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
[Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель
2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
2.
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст] / Е. С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 272
с.
Приложение 1
Примеры простых форм лэкбуков
Приложение 2
Примеры лэпбуков
Повторение темы «Орфограммы»
«Части речи»