Конспект урока хореографии
Конных Светлана Владимировна,
учитель хореографии МБОУ Лицей «Эврика»
г. Саяногорск, р.п. Черёмушки, Республика Хакасия
Тема: Истоки народного танца
Цель: заинтересовать учащихся историей происхождения танца, сформировать
желание и интерес к изучению танцев народов мира.
Задачи:
формировать у детей танцевальные навыки;
развивать эстетический вкус, воспитывать возвышенные чувства к культуре родного
края;
создать условия для физического развития детей.
Оборудование и ТСО: аккомпаниатор (баян), музыкальный центр, фонограммы,
видеосюжеты народных танцев.
Методическое обеспечение : основные атрибуты костюмов народных танцев (платочки,
веночки, сабли (пластмассовые или деревянные), юбки, цветки – заколки).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Учащиеся строятся в колонну по одному, маршем входят в зал и выстраиваются
на линии по 5 человек.
Выполняют п
оклон-приветствие.
2. Разминка
Учитель :
Ребята, для выполнения разминки, я предлагаю вам отправиться в
воображаемое
путешествие. Давайте
представим
себе,
что
мы
отправляемся
в
путешествие
по
нашей
родной
стране
–
России.
Наша
родина
настолько
привлекательна, настолько разнообразна. Если мы посмотрим на нее с высоты, то
увидим множество рек, озер, лесов и высоких гор.
1)Под русскую стилизованную музыку показываю упражнения, комментирую
их, связывая с образами родной природы. Учащиеся повторяют движения:
-
подъем на полупальци;
- движение рук;
- движения головы;
- движения плечами;
- наклоны корпуса;
- «приподания»;
- «пружинка»;
- «пружинка» с работой рук;
- притопы с хлопками
- шаги
- «елочка»
- «гормошечка»
2) Перестроение в круг
- повернулись направо;
- маршем с носка строимся на круг;
- шаги на полупальцах, руки вверх – 8 шага;
- шаги на пяточках, руки согнуты в локтях – 8 шага
(все чередуем 8 раз).
- бег с захлестом ноги назад
-галоп боковой (напоминаю исходное положение и как делать движение)
(по 16 раз с левой ноги и 16 раз с правой ноги)
Во время исполнения движений по кругу обращаю внимание детей на
сохранение интервалов.
Разминка закончена. Дети стоят по кругу.
3. Объяснение нового материала
Учитель : Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю.
Танец является древнейшим искусством, образы в котором
создаются
телодвижениями и сопровождаются музыкой. Среди множества разнообразных видов
танцев
(спортивные,
классические,
эстрадные,
современные)
особое
место
всегда
занимали народные танцы.
Известно,
что
первые
танцы
возникли
в
глубокой
древности
как
выражение
эмоциональных
впечатлений
человека
от
окружающего
мира.
Изначально
они
показывали происходящие в окружающем мире природные явления, имитировали
жесты животных, копировали растительный мир.
Под звуки природы предлагаю учащимся изобразить движениями
животных или растений.
Учитель : В последующем танцевальные движения повторяли особенности трудовых
процессов, например, уборка урожая.
Предлагаю детям под характерную музыку исполнить движения,
рассказывающие о каком-нибудь трудовом действии.
Учитель: Поскольку разные народности жили в различных климатических условиях,
развивались по-разному, постепенно возникли национальные танцы, которые как раз и
показывали особенности определенных культур. Танец отличался набором движений,
костюмов, мелодий, ритмов. Именно народный танец как нельзя лучше подчеркивает
гендерные
отличия.
Мужчины
чаще
пляшут
с
оружием
в
руках,
музыкальными
инструментами, создавая образ мужчины-завоевателя, защитника. Женщины обычно
держат в руке платок, цветы, предметы быта, олицетворяя хранительницу очага. В
танце можно проследить историю развития страны, ознакомиться с ее бытом и даже
ритмом жизни. Единство костюмов, музыки, дополнительных атрибутов, которые все
вместе и создают характер той или иной нации.
Учитель:
Мы живём в России и нам, прежде всего, нужно вспомнить русские
народные танцы. Какие вы знаете?
Дети : Хоровод, Перепляс, Кадриль и др.
Учитель :
Я вам предлагаю исполнить вместе со мною русский узорный хоровод.
Основной фигурой любого хоровода является круг, а круг символизирует солнце.
Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за
щедрый урожай. Русский народный хоровод водили весной, летом и осенью.
Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс,
венок. Девушки роняли платки и венки на землю, а юноши поднимали и возвращали
их хозяйкам. Таким образом, девушки и парни знакомились в хороводе.
Девочкам раздаются платочки.
Вязавшись за платочки, исполняется хоровод по основным рисункам
(круг, змейка, выворачивание круга и т.д.)
Учитель: Для продвижения в хороводе используется хороводный шаг, припадание,
притопы, шаг на полупальцах.
Хороводным шагом перестраиваю на линии.
Учитель :
А давайте отправимся в воображаемое путешествие
в другие страны.
Первая страна – Украина.
Самый
распространенный
украинский
танец
«Гопак»
-
происходит
от
восклицания «гоп», что значит прыгать, скакать. Это любимый танец украинских
мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Для
создания особого эффекта, парни танцуют с саблями казаков.
Движения
танца
довольно
трудные,
требуют
физической
подготовки,
однако
исполняются непринужденно, с улыбкой.
Девушки же танцуют весело, переменно меняя свое шаловливое настроение на
скромность. В танце девушки держат ленточки, спускающиеся от венка на голове, как
бы демонстрируя их красоту, а иногда прикладывают руку на бусы, чтобы тоже
обратить на них внимание и придерживать во время танца.
Показываю веночек с лентами, бусы и демонстрирую положение рук для девочек.
Под музыку показываю и исполняю основные движения украинского танца
(упадание, голубцы, падебаски, основной шаг, веревочка).
Учитель :
Я
благодарю
вас
за
активную
работу
и
приглашаю
продолжить
путешествие по странам.
Учитель :
Сегодня
я
хочу
рассказать
вам
еще
об
одном
очень
красивом,
завораживающим танце.
Все, конечно, слышали про страну Ирландию, в которой живут феи и леприконы.
А вы знаете, что представляют собой ирландские танцы? Чтобы проникнутся духом
этого танца, обратимся к истории этих народов.
Завидовать ирландцам не приходится: национальную культуру и язык пытались
искоренить англичане, дело доходило даже до того, что
ирландцам запрещали
исполнять их народные танцы!
Не желая с этим мириться, свободолюбивый народ, как гласит легенда, исполнял
движения так, что казалось люди просто ходили, а на самом деле они исполнили
танец. Поэтому, для этого танца стали характерны приставные шаги.
А традиция держать руки неподвижно во время всего выступления появилась из-
за того, что католические священники считали, что двигать руками во время танца
«неприлично».
Поэтому верхняя часть туловища всегда статична, а руки опущены.
Самый главный акцент делают на быстроту работы ног. Созерцание такого танца
представляет собой захватывающее зрелище.
Учащиеся исполняют ирландский танец ранее выученный
(закрепление пройденного материала)
Учитель : Ребята, я предлагаю вам, переместится на огромный луг. Представьте себе
темная ночь, луна, фырканье лошадей, и цыганский табор сидит у костра. Всю жизнь
перемещаются они с места на место.
Р
азумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял
на обычаи и культуру цыган.
В танцевальных движениях мужчины демонстрировали свою вольность, свободу,
смелость. Движения исполняются ярко и страстно. Девушки в своих движениях тоже
демонстрируют вольность и свою красоту. В танце движения рук и движения юбкой
завораживают, как пламя костра.
Показываю и исполняю с учащимися основные движения цыганского танца: шаги на
полупальцах, выброс ноги вперед, наклоны в сторону к ноге вправо и влево, повороты.
Учитель : Ребята, а какой вы знаете танец, похожий на цыганский, по страстному
темпераменту.
Учитель зачитывает слова :
Изящная фигура танцовщицы, пышная роза в черных
волосах, грациозные движения рук… взметнулись шелестящие юбки, затрепетала
кружевная
мантилья,
дробно
стучат
каблучки,
отбивая
ритм,
–
это
танец
с
кастаньетами, быстрый, яркий, зажигательный.
Дети : Испанский танец.
Учитель :
Наслаждаясь
таким
прекрасным
танцем,
можно
увидеть
невероятно
грациозные движения, зажигательный ритм и красивые движения рук танцовщиц. От
такого
зрелища
просто
невозможно
оторваться.
Кастаньеты
–
это
специальный
музыкальный
инструмент,
который
был
придуман
в
Испании.
Обычно
его
изготавливают из дерева для того, чтобы ритм, который им создаётся, был невероятно
красивым и чётким. Этот ритм дополняет музыкальное произведение.
Учащиеся вместе с преподавателем исполняют танцевальную композицию
испанского танца, выученную ранее (повторение пройденного материала).
4. Подведение итогов
Дети встают в линии.
Учитель : Сегодня мы путешествовали по странам. С танцами каких народов вы
познакомились?
Дети : Русский танец, украинский танец, цыганский танец, испанский танец,
ирландский танец.
Учитель . В мире количество народных танцев неисчислимо.
Сегодня мы познакомились только с некоторыми из них. А на следующих занятиях мы
узнаем о танцах нашего родного края.
Благодарю детей за работу на уроке.
Выполняется поклон.
Ученики под музыку уходят из зала.