"Преображение русского народного танца в современном мире"
Автор: Митракова Анна Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ ДО "Центр дополнительного образования им. Б.Б.Протасова" Населённый пункт: Пермский край, г. Красновишерск Наименование материала: Творческий проект Тема: "Преображение русского народного танца в современном мире" Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ИМ. Б.Б.ПРОТАСОВА»
П Р И К А З
23.10.2014 № 98
О реализации творческого проекта «Преображение русского народного танца
в современном мире»
В соответствии с планом учебно-воспитательной работы Центра на 2014-
2015 учебный год с целью приобщения обучающихся к традициям, культуре
русского народа через русский танец и вовлечения педагогических работников и
обучающихся в проектную деятельность
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Педагогам дополнительного образования Митраковой А.В. и Поповой
О.В. реализовать творческий проект «Преображение русского народного танца
в современном мире»» в период с 25 октября 2014 года по 25 февраля 2015
года в соответствии с графиком мероприятий (приложение 1).
2. Назначить руководителями проекта и творческой группы Митракову А.В.,
Попову О.В., педагогов дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД.
3. В рамках проекта создать временную творческую группу педагогов по
теме «Приеображение русского народного танца в современном мире» в составе:
Митракова А.В., Попова О.В., Кобец Н.И., Денисова О.Л. Усанина Т.Е., педагогов
дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор МАОУ ДО ЦДО А.А. Мамбетов
Приложение 1
к приказу МАОУ ДО ЦДО
от 23.10.2014 № 98
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей им. Б.Б. Протасова»
Творческий проект
«Преображение русского народного
танца в современном мире»
Автор проекта:
Митракова А.В., Попова О.В.-
педагоги дополнительного
образования МАОУ ДО ЦДО.
г. Красновишерск, 2014 г.
Обоснование проекта: Обращение к культуре многонационального
российского
народа,
испытавшего
в
своей
истории
не
одно
потрясение,
необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В
современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза –
как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической
самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной
жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в
среде других.
Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни,
устойчивые
традиции
национальной
культуры
способны,
как
показывают
исследования,
помочь
человеку
адаптироваться
к
стремительно
меняющемуся
миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески
обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-
исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом
качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.
Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно
хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и
как
своеобразного
источника
«живой
воды»,
оплодотворяющей
фантазию
художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас
служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего
поколения.
Сохранение
богатств
и
традиций
танцевального
фольклора,
органичное включение их в современную хореографическую культуру является
важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой
сфере педагогов.
Отсюда можно выделить основную цель проекта (для педагогов): процесс
изучения истории русского народного танца, его развития в разные периоды
истории
нашего
государства
и
обучения
русским
народным
танцам
детей
подросткового
возраста
как
фактор
сохранения
и
развития
традиций
хореографической культуры русского народа
.
На каждом этапе проекта в зависимости от поставленных целей и задач
формируются
определенные
универсальные
учебные
действия.
К
ним
можно
отнести личностные (действие самоопределения), регулятивные, позволяющие
организовать учащимся свою деятельность по работе над проектом, общеучебные,
включающие
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости от конкретных условий, постановку и формулировку проблемы с
дальнейшим созданием алгоритма действия творческого характера. Важную роль
играют
коммуникативные
универсальные
учебные
действия,
формирующие
умение взаимодействовать и сотрудничать как с учащимися, так и с педагогом,
полно и точно выражать свои мысли.
Сроки реализации - с 25 октября 2014 года по 25 февраля 2015 года.
Задачи:
Для педагогов:
1.
Сбор
информации
о
происхождении,
развитии,
видах
русского
народного танца.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Сбор и изучение информации о танцевальных коллективах, ансамблях
русского танца.
4.
Исследование
видоизменения
русского
народного
танца
(форм,
костюмов, основных элементов) с его зарождения до сегодняшних дней.
Для детей:
1.
Развитие
поисково-познавательной
деятельности.
Знание
национальных
особенностей
русского
народного
танца,
умение
рассказать
о
народных обрядах, традициях, являющихся исторической основой для создания
русского танца.
2. Развитие способностей детей по обобщению материала по заданной
теме. Умение произвести анализ изменения, развития русского народного танца в
разные исторические периоды России.
3.
Умение
владеть
хореографической
лексикой,
элементами
русского
народного танца при работе над созданием танцевального номера.
4. Знание особенностей музыки и костюма русского народного танца.
5. Приобретение опыта работы в группе, умение отстаивать свою позицию
при введении в танцевальный номер той или иной комбинации.
6. Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за великое культурное
наследие Российского государства.
Участники проекта:
Обучающиеся детского объединения «Арабеск» МАОУ ДОД ЦДОД.
Педагоги МАОУ ДОД ЦДОД: Митракова А.В., Попова О.В., Кобец Н.И.
Денисова О.Л., Усанина Т.Е.
Руководители проекта : Митракова
А.В.,
Попова
О.В.
–
педагоги
дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД.
Тип проекта : творческий.
Форма проведения :
временная
творческая
группа
педагогов,
исследовательская
деятельность,
презентация,
мастер-классы,
создание
концертного номера «Коляда».
Этапы проекта:
№ Этапы
Сроки
Виды деятельности
1.
Подготовительный
27.10.
2014 г.-
Разработка проекта.
Заседания
творческой
группы
педагогов
по
теме
«Преображение
31.10.
2014 г.
русского
народного
танца
в
современном
мире». Определение цели и задач.
Ответственные:
Митракова
А.В.,
Попова
О.В.
2.
Основной
01.11.
2014 г.
– 01.01.
2015 г.
Работа творческой группы:
Исследовательская
деятельность:
анализ
найденных ресурсов, обобщение материалов
по
группам.
Рассмотрение
и
утверждение
разработанных
методических
материалов,
материалов
раздела
на
педагогическом
совете Центра.
Подготовка
и
проведение
мероприятия
«Преображение русского народного танца
в
с о в р е м е н н о м
м и р е »
( подготовка
презентаций
по
теме
для
обучающихся
хореографического коллектива «Арабеск»):
М и т р а к о в а
А . В . , У с а н и н а
Т . Е .
Постановка танцевального номера «Коляда»:
Митракова А.В., Попова О.В., обучающиеся
хореографического коллектива «Арабеск».
Информационное сопровождение проекта
проекта:
Кобец Н.И., Денисова О.Л.
3.
Заключительный
20.02.
2015.
Заседание творческой группы педагогов по
теме
«Преображение
русского
народного
танца в современном мире».
Творческие отчеты педагогов.
Ответственные: Митракова А.В., Попова
О.В.
Ресурсное обеспечение
1. Техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,
музыкальный центр, театральные костюмы.
2.
Методические
и
дидактические материалы:
«Истоки
русского
народного танца», Развитие форм русского народного танца», «Жанры русского
народного танца», «Русская пляска», видеозапись «Коляда», «Музыка и костюм в
русском танце», «Ансамбли народного танца».
Ожидаемые результаты
Для детей:
1.
Развитие
поисково-познавательной
деятельности.
Знание
национальных
особенностей
русского
народного
танца,
умение
рассказать
о
народных обрядах, традициях, являющихся исторической основой для создания
русского танца.
2. Развитие способностей детей по обобщению материала по заданной
теме. Умение произвести анализ изменения, развития русского народного танца в
разные исторические периоды России.
3.
Умение
владеть
хореографической
лексикой,
элементами
русского
народного танца при работе над созданием танцевального номера.
4. Знание особенностей музыки и костюма русского народного танца.
5. Приобретение опыта работы в группе, умение отстаивать свою позицию
при введении в танцевальный номер той или иной комбинации.
6. Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за великое культурное
наследие Российского государства.
Для педагогов:
Внедрение в систему педагогического процесса исследовательской и
проектной
деятельности.
Пополнение
банка
методических
разработок,
проведенных
мероприятий.
Внедрение
в
систему
планирования
работы
с
воспитанниками новых форм и видов деятельности.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Центр дополнительного образования детей
им. Б.Б. Протасова»
Рецензия
на творческий проект «Преображение русского народного танца в
современном мире», авторы Митракова Анна Васильевна и Попова Оксана
Владимировна, педагоги дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД.
Проект Анны Васильевны и Оксаны Владимировны направлен на вовлечение
обучающихся хореографического коллектива «Арабеск» в исследовательскую и
проектную деятельность
Актуальность
данной
темы
не
вызывает
сомнения.
В
сегодняшней
социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на
возрождение
духовных
ценностей,
возрождение
народного
творчества
приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в
сотнях поколений русский народный танец является одной из высших духовных
ценностей
русского
народа,
а
также
эффективным
средством
не
только
всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной
хореографической культуры народов России.
Возрастает
ценность
и
значимость
деятельности
педагога
русского
народного танца. Используя русский народный танец как средство сохранения и
развития
традиций
национальной
хореографической
культуры,
в
ребенке
возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение
счастья бытия и творчества.
Участие обучающихся в творческом процессе создания танца, особенно на
основе
народных
обычаев,
традиций,
историй
костюма
является
мощным
инструментом
формирования
элементов
этнического
самосознания
и
национальной
культуры
детей,
поэтому
предложенные
формы
работы
руководителя танцевального коллектива (педагога дополнительного образования)
крайне важна в его практической деятельности.
Проведенная исследовательская и экспериментальная работа показала, что
формирование
элементов
нравственно-эстетической
культуры
детей
(художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок)
будет
более
эффективным
в
процессе
занятий
русским
народным
танцем.
Актуальность и значимость его в дополнительном образовании несомненна.
Авторы поставили перед собой цель изучить историю русского
народного танца его развитие, «преображение» от истоков до сегодняшних дней.
Анной Васильевной, Оксаной Владимировной и творческой группой (Кобец
Нина
Ивановна,
Денисова
Ольга
Леонидовна,
Усанина
Татьяна
Евгеньевна)
проведена
огромная
работа.
Разработаны
методические
и
теоретические
материалы.
Большую
исследовательскую
работу
провели
непосредственно
обучающиеся хореографического коллектива «Арабеск» о чем свидетельствуют
материалы
проекта.
Поставленный
танцевальный
номер
«Коляда»
позволяет
сделать вывод, что и педагоги и обучающиеся прониклись изученным материалом
и полны творческих планов по продолжению работы по теме проекта.
Материал в разработках изложен последовательно и чётко. Все разработки
рассмотрены на заседании методического и педагогического совета Центра и
одобрены в виде внесения методических материалов в копилку педагогического
опыта МАОУ ДО ЦДО и внесение танцевального номера «Коляда» в концертную
программу хореографического коллектива «Арабеск».
На педагогическом совете Центра участники творческой группы выступили с
отчетами,
презентациями
по
истории,
развитию,
«преображению»
русского
народного танца от истоков его возникновения до наших дней.
Методист МАОУ ДОД ЦДОД Е.Я. Мамбетова
27.02.2015 г.