Напоминание

урок окружающий мир "Стороны горизонта" 2 класс


Автор: Лойко Алёна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 39
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: конспект
Тема: урок окружающий мир "Стороны горизонта" 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель: Лойко Алёна Васильевна УМК «Школа России» Окружающий мир - 2 класс Тема урока:« Посмотри вокруг. Стороны горизонта» Цели и задачи урока: предметные: -познакомить учащихся с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта», учить определять стороны горизонта метапредметные: -развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас, - способствовать воспитанию интереса к предмету Планируемые результаты: - уч-ся должны знать названия сторон горизонта, уметь определять их Ресурсы: мяч, индивидуальные рабочие листы для учащихся, учебники, таблички со словами, слайды для интерактивной доски Ход урока: Этапы урока Предметные учебные действия Формирование универсальных учебных действий
Организационный момент - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Что-то новое узнать! Учебная ситуация Целеполагание - Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться. -Какие знания и умения нам понадобятся в походе? -Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? - Какова же цель нашего урока? - Назовите тему нашего урока. Получение новых знаний - Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется? - Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. - А задумывались ли вы над тем, какую форму имеет планета Земля?
- Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. - Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то - Какую же форму имеет Земля? - Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю? - Как вы думаете, почему так происходило?
вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. - Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же - Что доказало это путешествие? - Как вы думаете, какой вывод о форме Земли сделал Магеллан после своего путешествия?
сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. - Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара. - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. - Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте. - Прочитайте определение, которое даётся в -Что же называют горизонтом? - А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? -Что вы увидите, если будете двигаться в каком – нибудь направлении? - Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта?
учебнике. -Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля? - Для опыта возьмём мяч, который имеет почти такую же форму. - Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас. - Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно. - Послушайте загадку, о чём она? - Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди. ( горизонт) - Как догадались, что загадка о горизонте? - По каким словам?
Физкультминутка: - Мы сейчас все дружно встанем И немного отдохнём. Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поклонитесь. Руки вверх и руки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бегом вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Получение новых знаний -Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной. - Ещё в глубокой древности люди научились - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? -Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?
определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. -Посмотрите на схему. - На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. -Как обозначаются название сторон горизонта на русском языке?
-Послушайте сказку.
Сказка про Север, Юг, Запад, Восток
. (инсценирование сказки)
Ведущий:
- Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север:
- Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг:
- А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток :
- Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!
Запад:
- Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, Больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Ведущий:
- Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?

Солнце:
- Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -Какие стороны горизонта вы знаете? -Зачем нужно их знать? Первичное закрепление - В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание. - Встань, пожалуйста, Аня. - Поднимитесь те ребята, которые сидят севернее Ани, южнее, на западе, на востоке от неё. (аналогичные задания для 2-3 случаев) - Молодцы, все были внимательными. Самостоятельная работа - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. -Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы. -Среди этих букв «спряталось» слово. -Как вы думаете, как его отыскать? (самостоятельная работа учащихся с самопроверкой на индивидуальных рабочих листах)
- Какое слово у вас получилось? - Как вы думаете, почему именно это слово «спряталось»? Физкультминутка под музыку: - Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, Нам за парты сесть вели. - Через какие стороны горизонта летел лепесток? Получение новых знаний - Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало
трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. -Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком? СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.
Самостоятельная работа в паре - В одной из песен есть замечательные слова: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!» - Наш край очень красив. К нам приезжает огромное количество туристических групп. -Чтобы увидеть наши красоты: солёное озеро Баскунчак, гору Богдо. - Для одной такой туристической группы из г. Астрахань нам предстоит составить маршрут их поездки, определить направления их движения. - Молодцы, справились с заданием. Туристы могут смело приезжать к нам на экскурсию, теперь они точно не заблудятся. -Как вы думаете, почему? - Что нужно знать и уметь, чтобы справиться с этим заданием? Домашнее задание - Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73). - Составьте и нарисуйте маршрут вашего -Что нужно знать, чтобы правильно
движения из школы домой. выполнить это задание? - Для чего выполняем задания дома? Итог урока - Вот и подошёл к концу наш урок. - Я думаю, что на летних каникулах мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения. - С какими новыми словами познакомились на уроке? - О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке? -Что каждый из вас узнал сегодня на уроке? - Где сможем применять свои знания? Рефлексия - У вас на партах лежат рисунки с изображением нашей красивой планеты. - Если на уроке вам было интересно, вы узнали что-то новое – покажите мне цветную сторону рисунка. - Если вам было неинтересно, вы ничего не узнали – покажите белую сторону рисунка.


В раздел образования