Автор: Лойко Алёна Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 39 Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: конспект Тема: урок окружающий мир "Стороны горизонта" 2 класс Раздел: начальное образование
Учитель: Лойко Алёна Васильевна
УМК «Школа России»
Окружающий мир - 2 класс
Тема урока:« Посмотри вокруг. Стороны горизонта»
Цели и задачи урока:
предметные:
-познакомить учащихся с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны
горизонта», учить определять стороны горизонта
метапредметные:
-развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас,
- способствовать воспитанию интереса к предмету
Планируемые результаты:
- уч-ся должны знать названия сторон горизонта, уметь определять их
Ресурсы: мяч, индивидуальные рабочие листы для учащихся, учебники, таблички со словами,
слайды для интерактивной доски
Ход урока:
Этапы урока
Предметные учебные действия
Формирование универсальных учебных
действий
Организационный
момент
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать!
Учебная ситуация
Целеполагание
- Ребята, на летних каникулах мы планируем с
вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не
заблудиться, не сбиться с пути, дойти до
нужной цели, нужно уже сегодня начать к
нему готовиться.
-Какие знания и умения нам понадобятся в
походе?
-Как вы думаете, а что будет самым
главным, чему мы должны научиться?
- Какова же цель нашего урока?
- Назовите тему нашего урока.
Получение новых
знаний
- Мы с вами живём на большой красивой
планете. Как она называется?
- Уже в древности мудрецы размышляли об
этом. Они думали, что Земля – плоский остров.
Он лежит на спинах больших слонов, которые
стоят на панцире огромной черепахи,
плавающей в океане.
- А задумывались ли вы над тем, какую
форму имеет планета Земля?
- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?
- В том, что Земля имеет форму шара, люди
убедились задолго до того, как поднялись в
космос.
- Когда люди научились строить парусные
корабли и стали плавать по морям, они
заметили одну интересную особенность: когда
мореплаватели встречали другой корабль, то
- Какую же форму имеет Земля?
- Подумайте, как, какими способами люди
могли исследовать Землю?
- Как вы думаете, почему так происходило?
вначале они видели лишь флаг на верхушке
мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и
весь корабль.
- Прошло много лет с тех пор, как отважный
капитан Фернан Магеллан и его товарищи
отправились в кругосветное путешествие.
- Всё время они плыли в одну и ту же
- Что доказало это путешествие?
- Как вы думаете, какой вывод о форме
Земли сделал Магеллан после своего
путешествия?
сторону на парусных кораблях в течение трёх
долгих лет и возвратились домой с
противоположной стороны.
- Правильно. Это путешествие ещё раз доказало,
что Земля имеет форму шара.
- Отправляясь в путешествие, люди узнавали
всё больше нового. Земную поверхность,
которую они видели вокруг
себя, люди стали называть горизонтом.
- Откройте учебник на странице 70 и найдите в
нём определение горизонта, прочитайте.
- Прочитайте определение, которое даётся в
-Что же называют горизонтом?
- А как будет называться линия, где небо
как бы сходится с землёй?
- Как вы думаете, можно ли добраться до
линии горизонта?
-Что вы увидите, если будете двигаться в
каком – нибудь направлении?
- Сделайте вывод. Можно ли дойти до
линии горизонта?
учебнике.
-Проведём опыт. Какую форму имеет планета
Земля?
- Для опыта возьмём мяч, который имеет
почти такую же форму.
- Представьте, что вы стоите на огромном-
преогромном шаре. Вы не можете сразу
увидеть всю его поверхность, а только ту
часть, которая находится с вашей стороны,
вокруг вас.
- Вы увидите новые поверхности, но никогда
не закончите своё путешествие. Ведь по шару,
как по кольцу, можно ходить бесконечно.
- Послушайте загадку, о чём она?
- Он и летом и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди. ( горизонт)
- Как догадались, что загадка о горизонте?
- По каким словам?
Физкультминутка:
- Мы сейчас все дружно встанем
И немного отдохнём.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь.
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Получение новых
знаний
-Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно
каждое утро восходит с одной стороны, а
закатывается, садится с противоположной.
- Ещё в глубокой древности люди научились
- Как в старину мореходам удавалось
плыть всё время в нужном направлении,
не сбиваясь с пути?
-Подумайте, как будет называться та
сторона, где солнце восходит, где заходит?
определять по Солнцу две стороны света –
восток и запад, а со временем ещё две –
север и юг.
-Это четыре основных направления, их
называют стороны света или стороны
горизонта.
-Посмотрите на схему.
- На схемах и картах север всегда вверху, юг –
внизу, запад – слева, восток – справа.
-Как обозначаются название сторон
горизонта на русском языке?
-Послушайте сказку.
Сказка про Север, Юг, Запад, Восток .
(инсценирование сказки)
Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг,
Запад и Восток, чтобы решить, кто из них
важнее.
Север: - Я холодными ветрами управляю,
льдами да снегами. Я - самый важный и самый
главный! Я всех заморозить могу!
Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь
- такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми
ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я
тёплыми морями управляю.
Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А
где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый
главный из вас – я!
Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом
на закате ко мне на запад уходит. Значит,
Больше ему там нравится. Поэтому самый
важный – я!
Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их
спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
-Как вы думаете, какая из сторон горизонта
важнее?
Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны –
вы людям правильный путь находить
помогаете!
-Сделайте вывод: какая из сторон
горизонта важнее?
-Какие стороны горизонта вы знаете?
-Зачем нужно их знать?
Первичное
закрепление
- В походе нам нужно быть внимательными.
Проведём игру на внимание.
- Встань, пожалуйста, Аня.
- Поднимитесь те ребята, которые сидят
севернее Ани, южнее, на западе, на востоке от
неё.
(аналогичные задания для 2-3 случаев)
- Молодцы, все были внимательными.
Самостоятельная
работа
- А сейчас я предлагаю вам поработать
самостоятельно.
-Чтобы в буквах не заблудиться, нужно
двигаться строго по маршруту, указанному
ниже. Один шаг – одна клетка. Движение
начинайте от стрелки вверху таблицы.
-Среди этих букв «спряталось» слово.
-Как вы думаете, как его отыскать?
(самостоятельная работа учащихся с
самопроверкой на индивидуальных
рабочих листах)
- Какое слово у вас получилось?
- Как вы думаете, почему именно это слово
«спряталось»?
Физкультминутка под музыку:
- Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Нам за парты сесть вели.
- Через какие стороны горизонта летел
лепесток?
Получение новых
знаний
- Расстояние от одной стороны горизонта до
другой довольно велико. Это создавало
трудности в ориентировании. Тогда люди
договорились дать названия промежуточным
сторонам и обозначить их двумя словами и
буквами.
-Подумайте, какая сторона горизонта будет
находиться между севером и западом,
севером и востоком, югом и западом, югом
и востоком?
СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад
СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток
- Это промежуточные стороны горизонта.
Подробнее вы будете их изучать на уроках
географии в старших классах.
Самостоятельная
работа в паре
- В одной из песен есть замечательные слова:
«Посмотри, как хорош, край, в котором ты
живёшь!»
- Наш край очень красив. К нам приезжает
огромное количество туристических групп.
-Чтобы увидеть наши красоты: солёное озеро
Баскунчак, гору Богдо.
- Для одной такой туристической группы из г.
Астрахань нам предстоит составить маршрут их
поездки, определить направления их движения.
- Молодцы, справились с заданием. Туристы
могут смело приезжать к нам на экскурсию,
теперь они точно не заблудятся.
-Как вы думаете, почему?
- Что нужно знать и уметь, чтобы
справиться с этим заданием?
Домашнее
задание
- Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 –
73).
- Составьте и нарисуйте маршрут вашего
-Что нужно знать, чтобы правильно
движения из школы домой.
выполнить это задание?
- Для чего выполняем задания дома?
Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Я думаю, что на летних каникулах мы можем
смело отправляться в поход. Ведь у нас в
классе много ребят, которые показали на
уроке, что они внимательные, наблюдательные,
знают и умеют определять стороны горизонта,
прокладывать маршрут движения.
- С какими новыми словами познакомились
на уроке?
- О каких знаниях и умениях, которые
понадобятся в походе, говорили на уроке?
-Что каждый из вас узнал сегодня на
уроке?
- Где сможем применять свои знания?
Рефлексия
- У вас на партах лежат рисунки с
изображением нашей красивой планеты.
- Если на уроке вам было интересно, вы
узнали что-то новое – покажите мне
цветную сторону рисунка.
- Если вам было неинтересно, вы ничего не
узнали – покажите белую сторону рисунка.