Автор: Оводова Наталия Сергеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ √7 им. А. Ключарева г. Казани"
Населённый пункт: республика Татарстан г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема постановки рук в классе общего фортепиано. "
Раздел: дополнительное образование
ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ РУК В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО
Постановка рук - это один из самых важных аспектов игры на
фортепиано,
который
напрямую
влияет
на
развитие
музыкальных
навыков
и
долговечность
исполнения.
Однако
в
классе
общего
фортепиано, где преподаватели часто сталкиваются с разнообразием
учеников,
эта
проблема
становится
особенно
актуальной.
Многие
начинающие
пианисты
сталкиваются
с
трудностью
правильной
постановки рук, что может привести к физическим и музыкальным
проблемам в дальнейшем. В этой статье мы рассмотрим основные
трудности,
с
которыми
сталкиваются
ученики,
и
подходы
к
их
решению.
Основные проблемы постановки рук
Неправильная форма кисти
Одна
из
самых
частых
ошибок
заключается
в
излишнем
напряжении
кисти.
Студенты,
не
имея
достаточного
опыта,
могут
тянуть пальцы или зажимать кисти, что в свою очередь приводит к
плохой
гибкости
и
излишней
нагрузке
на
мышцы.
Неправильная
форма кисти и отсутствие плавности движений затрудняют точность и
скорость исполнения.
Неверное положение пальцев
Ученики часто не могут удерживать пальцы в правильной форме,
что приводит к их перегибу или, наоборот, к жесткости. Особенно это
заметно
в
более
сложных
произведениях,
где
требуется
высокая
точность
движения
каждого
пальца.
В
некоторых
случаях пальцы
могут расползаться, что нарушает равномерность звучания.
Недостаточное внимание к локтям и плечам
Кроме
кистей
и
пальцев,
не
менее
важно
контролировать
положение локтей и плеч. Часто начинающие музыканты не замечают,
как они начинают играть, держась слишком зажато или с напряжением
в
этих
частях
тела.
Это
может
повлиять
не
только
на
качество
исполнения, но и на физическое состояние музыканта.
Причины проблем с постановкой рук
Отсутствие раннего внимания к технике
Одной из главных причин, по которой проблема постановки рук
становится актуальной, является недостаточное внимание к технике
игры на начальных этапах обучения. В классе общего фортепиано
преподаватели иногда могут акцентировать внимание на чтении с
листа
и
музыкальной
теории,
забывая
о
важности
правильной
физической подготовки.
Использование неверных методик обучения
Многие учебники и методики, предназначенные для начинающих,
описывают схематичные методы постановки рук, что может создать
ложное
представление
у
ученика
о
том,
как
должна
выглядеть
идеальная техника. При этом излишнее внимание к «классическим»
методам может не учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Психологические барьеры и самокритика
Многие студенты испытывают давление из-за желания играть
быстро и красиво, что может привести к напряжению. Постоянное
стремление
к
совершенству
может
привести
к
чрезмерной
самокритике и потере уверенности, что, в свою очередь, отражается
на естественности движений рук.
Методы исправления и профилактики
Акцент на расслабление
Одним из наиболее эффективных методов является работа над
расслаблением
рук
и
тела
в
процессе
игры.
Ученикам
стоит
показывать важность естественности движений, включая дыхание, и
избегать
излишнего
напряжения
в
плечах
и
кистях.
Разминка
и
специальные
упражнения
на
расслабление
помогают
снизить
напряжение и способствуют правильному позиционированию рук.
Использование визуализации и обратной связи
Важным
инструментом
является
использование
зеркала
или
видеозаписи,
чтобы
ученик
мог
увидеть,
как
правильно
или
неправильно
располагаются
его
руки.
Обратная
связь
от
преподавателя
в
реальном
времени,
а
также
постоянная
корректировка позы и движений помогут студентам быстрее устранить
ошибки.
Регулярная практика медленных темпов
На первых этапах обучения важно уделять внимание не только
скорости исполнения, но и правильности движений. Игра в медленном
темпе позволяет ученику сосредоточиться на точности и аккуратности
всех движений, включая постановку рук.
Индивидуальный подход к каждому ученику
Так
как
постановка
рук
зависит
от
физиологических
особенностей
ученика,
важно
учитывать
их
индивидуальные
особенности. Например, для людей с меньшими руками или длинными
пальцами подход к постановке будет различаться. Преподаватель
должен
быть
готов
адаптировать
свои
методы
под
потребности
каждого ученика, чтобы достичь наилучшего результата.
Заключение
Проблема постановки рук в классе общего фортепиано - это
важный аспект обучения, который оказывает влияние на физическое
состояние
музыканта
и
на
качество
исполнения.
Преподаватель
должен
быть
внимателен
к
технике
и
обратить
внимание
на
правильную постановку рук уже на начальных этапах обучения. Важно
помнить, что только сочетание правильной техники, расслабления и
индивидуального подхода приведет к успешному решению проблемы.