Напоминание

"Проблема постановки рук в классе общего фортепиано. "


Автор: Оводова Наталия Сергеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ √7 им. А. Ключарева г. Казани"
Населённый пункт: республика Татарстан г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблема постановки рук в классе общего фортепиано. "
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ РУК В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО

Постановка рук - это один из самых важных аспектов игры на

фортепиано,

который

напрямую

влияет

на

развитие

музыкальных

навыков

и

долговечность

исполнения.

Однако

в

классе

общего

фортепиано, где преподаватели часто сталкиваются с разнообразием

учеников,

эта

проблема

становится

особенно

актуальной.

Многие

начинающие

пианисты

сталкиваются

с

трудностью

правильной

постановки рук, что может привести к физическим и музыкальным

проблемам в дальнейшем. В этой статье мы рассмотрим основные

трудности,

с

которыми

сталкиваются

ученики,

и

подходы

к

их

решению.

Основные проблемы постановки рук

Неправильная форма кисти

Одна

из

самых

частых

ошибок

заключается

в

излишнем

напряжении

кисти.

Студенты,

не

имея

достаточного

опыта,

могут

тянуть пальцы или зажимать кисти, что в свою очередь приводит к

плохой

гибкости

и

излишней

нагрузке

на

мышцы.

Неправильная

форма кисти и отсутствие плавности движений затрудняют точность и

скорость исполнения.

Неверное положение пальцев

Ученики часто не могут удерживать пальцы в правильной форме,

что приводит к их перегибу или, наоборот, к жесткости. Особенно это

заметно

в

более

сложных

произведениях,

где

требуется

высокая

точность

движения

каждого

пальца.

В

некоторых

случаях пальцы

могут расползаться, что нарушает равномерность звучания.

Недостаточное внимание к локтям и плечам

Кроме

кистей

и

пальцев,

не

менее

важно

контролировать

положение локтей и плеч. Часто начинающие музыканты не замечают,

как они начинают играть, держась слишком зажато или с напряжением

в

этих

частях

тела.

Это

может

повлиять

не

только

на

качество

исполнения, но и на физическое состояние музыканта.

Причины проблем с постановкой рук

Отсутствие раннего внимания к технике

Одной из главных причин, по которой проблема постановки рук

становится актуальной, является недостаточное внимание к технике

игры на начальных этапах обучения. В классе общего фортепиано

преподаватели иногда могут акцентировать внимание на чтении с

листа

и

музыкальной

теории,

забывая

о

важности

правильной

физической подготовки.

Использование неверных методик обучения

Многие учебники и методики, предназначенные для начинающих,

описывают схематичные методы постановки рук, что может создать

ложное

представление

у

ученика

о

том,

как

должна

выглядеть

идеальная техника. При этом излишнее внимание к «классическим»

методам может не учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Психологические барьеры и самокритика

Многие студенты испытывают давление из-за желания играть

быстро и красиво, что может привести к напряжению. Постоянное

стремление

к

совершенству

может

привести

к

чрезмерной

самокритике и потере уверенности, что, в свою очередь, отражается

на естественности движений рук.

Методы исправления и профилактики

Акцент на расслабление

Одним из наиболее эффективных методов является работа над

расслаблением

рук

и

тела

в

процессе

игры.

Ученикам

стоит

показывать важность естественности движений, включая дыхание, и

избегать

излишнего

напряжения

в

плечах

и

кистях.

Разминка

и

специальные

упражнения

на

расслабление

помогают

снизить

напряжение и способствуют правильному позиционированию рук.

Использование визуализации и обратной связи

Важным

инструментом

является

использование

зеркала

или

видеозаписи,

чтобы

ученик

мог

увидеть,

как

правильно

или

неправильно

располагаются

его

руки.

Обратная

связь

от

преподавателя

в

реальном

времени,

а

также

постоянная

корректировка позы и движений помогут студентам быстрее устранить

ошибки.

Регулярная практика медленных темпов

На первых этапах обучения важно уделять внимание не только

скорости исполнения, но и правильности движений. Игра в медленном

темпе позволяет ученику сосредоточиться на точности и аккуратности

всех движений, включая постановку рук.

Индивидуальный подход к каждому ученику

Так

как

постановка

рук

зависит

от

физиологических

особенностей

ученика,

важно

учитывать

их

индивидуальные

особенности. Например, для людей с меньшими руками или длинными

пальцами подход к постановке будет различаться. Преподаватель

должен

быть

готов

адаптировать

свои

методы

под

потребности

каждого ученика, чтобы достичь наилучшего результата.

Заключение

Проблема постановки рук в классе общего фортепиано - это

важный аспект обучения, который оказывает влияние на физическое

состояние

музыканта

и

на

качество

исполнения.

Преподаватель

должен

быть

внимателен

к

технике

и

обратить

внимание

на

правильную постановку рук уже на начальных этапах обучения. Важно

помнить, что только сочетание правильной техники, расслабления и

индивидуального подхода приведет к успешному решению проблемы.



В раздел образования