Автор: Дорогов Александр Александрович
Должность: Преподаватель ОД (ФК)
Учебное заведение: Президентское кадетское училище
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование техники бега на короткие дистанции у детей среднего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Формирование техники бега на короткие дистанции у
детей среднего школьного возраста
Дорогов Александр Александрович
Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ
г. Ставрополь, Россия
Аннотация.
В статье рассматривается средства и методы формирования
техники бега на короткие дистанции у детей среднего возраста. Проводится
характеристика
антропометрических
особенностей
детей
среднего
школьного
возраста, а также рассматривается преимущественно метод эстафетного бега.
Ключевые слова: техника бега; готовность; двигательные навыки; соревнование;
Легкая атлетика.
Актуальность
исследования.
Ученикам
среднего
школьного
возраста
необходима высокая двигательная активность, которая естественна, так как данный
возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей – главным
образом скоростных. Школьный возраст – период, когда активно формируются
физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных
навыков и совершенствуются функциональные возможности организма. Наиболее
равномерно и гармонично развивают организм ребенка беговые упражнения. Но
практически
у
90%
детей
8-9
летнего
возраста
отмечается
целый
ряд
нерациональных движений и ошибок в беге: 1) при отталкивании в беге разгибание
толчковой ноги неполное; 2) фаза опоры более продолжительна по времени, чем
фаза полета; 3) от проекции ОЦМ тела нога ставится на дорожку далеко, от чего
замедляется скорость бега в фазе передней опоры; 4) постановка ноги начинает
выполняться с пятки; 5) при выполнении бега носок натягивают на себя перед
постановкой ноги на дорожку; 6) след правой ноги заходит влево за среднюю
линию; как только стопа теряет опору и начинается сгибание ее в коленном суставе,
нога, ставшая уже маховой, движется вперед не параллельно другой, а заходит за
нее,
т.е.
ноги
работают
перекрестно.
4
В
связи
с
этим
необходимо
квалифицированное педагогическое воздействие на формирование правильного
двигательного навыка в беге.
Обучение
технике
бега
на
короткие
дистанции
–
это
специально
организованный и целенаправленный педагогический процесс овладения знаниями и
формирования умений и навыков бега. Оно осуществляется в три этапа: 1 -
ознакомление или начальное уяснение техники движений; 2 - разучивание техники
движений; 3 - закрепление и совершенствование техники двигательного действия.
Обучение бегу на короткие дистанции несколько отличается от обучения другим
видам легкой атлетики, так как бег - естественная способность человека, генетически
заложенная в нем. Большинство детей, владеет рациональной схемой движений.
Однако у них имеются отклонения от правильной техники (наклон туловища,
разведение стоп и др.), связанные с непропорциональностью их антропометрического
и физического развития и более серьезные недостатки, отрицательно влияющие на
результат бега. С первых же занятий следует уделять большое внимание сохранению
свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление
ребенка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и
искажениям естественных движений. В беге на короткие дистанции развиваются
максимальные усилия, что создает предпосылки к возникновению скованности и
искажения
рациональной
формы
движений
и
целесообразной
координации
развиваемых усилий. Напрягаются мышцы, не участвующие в выполнении беговых
движений и это, вызывает лишние энерготраты, снижает частоту рабочих движений.
На формирование правильной координации сокращения и расслабления мышц тела
ученика отрицательное влияние оказывает ранее начало обучения бегу со старта, и
особенно с низкого. Понятие «раннее начало» сугубо индивидуально, и педагог
должен умело определить время готовности отдельно каждого ученика к изучению
техники бега со старта, особенно старта по сигналу. Методика обучения бегу на
короткие дистанции должна быть: доступной, постепенной (от простого к сложному),
систематичной, мотивирующей с грамотной спортивной терминологией.
Выводы о результатах исследования:
Типовое планирование проведения уроков «Легкой атлетики» не совершенно, и
имеет возможность доработки.
На мой взгляд, более эффективное развитие скоростных способностей
экспериментальной группы произошло по следующим причинам:
- Постепенный и правильный подход к выбору легкоатлетических упражнений,
позволяет сформировать у обучающихся правильное представление о технике бега на
короткие дистанции.
-
Систематическое
применение
различных
эстафет
со
скоростной
направленностью,
включающие
соревновательный
метод,
позволили
достичь
хорошего результата.
- Выполнение эстафет уже на первом этапе возможно благодаря методическим
особенностям обучения в разделе «Легкая атлетика».
Применение на этапе закрепления эстафет, позволяющих добиться динамики
результатов при осознанном контроле. Проведение на уроках эстафет позволили в
дальнейшем сформировать технику бега на короткие дистанции с большей
стабильностью.
Таким образом было выявлено:
1. Урок физической культуры является основной формой организации учебного
процесса. При помощи средств и методов – распределение нагрузки, все содержание
урока направлено на решение поставленных задач. Применение соревновательного
метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, а использование
на уроках физической культуры эстафет, мотивирует младших школьников к
обучению техники бега на короткие дистанции.
2. Для эффективного формирования техники бега рекомендуется использовать
комплекс эстафет, объединяющий упражнения с предметами, беговые, специально-
беговые, комбинированные, с преодолением препятствий.
3.
Использование
данного
комплекса
обеспечило
прирост
результатов
в
экспериментальной группе. Однако статистические достоверные различия между
контрольной и экспериментальной группой не выявлены. Это связано с небольшим
различием результатов и однородным уровнем подготовленности детей.
Литература
1.
Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития
физических качеств / В.И. Лях – Москва: Терра спорт, 2020. – 192 с.
2.
Лях, В.И. Программа общеобразовательных учебных заведений для учащихся 1-11
комплексная программа физического воспитания / В.И. Лях, А.А. Зданевич – Москва:
Просвещение, 2020. – 127 с.