Напоминание

Формирование техники бега на короткие дистанции у детей среднего школьного возраста


Автор: Дорогов Александр Александрович
Должность: Преподаватель ОД (ФК)
Учебное заведение: Президентское кадетское училище
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование техники бега на короткие дистанции у детей среднего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование техники бега на короткие дистанции у

детей среднего школьного возраста

Дорогов Александр Александрович

Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ

г. Ставрополь, Россия

Аннотация.

В статье рассматривается средства и методы формирования

техники бега на короткие дистанции у детей среднего возраста. Проводится

характеристика

антропометрических

особенностей

детей

среднего

школьного

возраста, а также рассматривается преимущественно метод эстафетного бега.

Ключевые слова: техника бега; готовность; двигательные навыки; соревнование;

Легкая атлетика.

Актуальность

исследования.

Ученикам

среднего

школьного

возраста

необходима высокая двигательная активность, которая естественна, так как данный

возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей – главным

образом скоростных. Школьный возраст – период, когда активно формируются

физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных

навыков и совершенствуются функциональные возможности организма. Наиболее

равномерно и гармонично развивают организм ребенка беговые упражнения. Но

практически

у

90%

детей

8-9

летнего

возраста

отмечается

целый

ряд

нерациональных движений и ошибок в беге: 1) при отталкивании в беге разгибание

толчковой ноги неполное; 2) фаза опоры более продолжительна по времени, чем

фаза полета; 3) от проекции ОЦМ тела нога ставится на дорожку далеко, от чего

замедляется скорость бега в фазе передней опоры; 4) постановка ноги начинает

выполняться с пятки; 5) при выполнении бега носок натягивают на себя перед

постановкой ноги на дорожку; 6) след правой ноги заходит влево за среднюю

линию; как только стопа теряет опору и начинается сгибание ее в коленном суставе,

нога, ставшая уже маховой, движется вперед не параллельно другой, а заходит за

нее,

т.е.

ноги

работают

перекрестно.

4

В

связи

с

этим

необходимо

квалифицированное педагогическое воздействие на формирование правильного

двигательного навыка в беге.

Обучение

технике

бега

на

короткие

дистанции

это

специально

организованный и целенаправленный педагогический процесс овладения знаниями и

формирования умений и навыков бега. Оно осуществляется в три этапа: 1 -

ознакомление или начальное уяснение техники движений; 2 - разучивание техники

движений; 3 - закрепление и совершенствование техники двигательного действия.

Обучение бегу на короткие дистанции несколько отличается от обучения другим

видам легкой атлетики, так как бег - естественная способность человека, генетически

заложенная в нем. Большинство детей, владеет рациональной схемой движений.

Однако у них имеются отклонения от правильной техники (наклон туловища,

разведение стоп и др.), связанные с непропорциональностью их антропометрического

и физического развития и более серьезные недостатки, отрицательно влияющие на

результат бега. С первых же занятий следует уделять большое внимание сохранению

свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление

ребенка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и

искажениям естественных движений. В беге на короткие дистанции развиваются

максимальные усилия, что создает предпосылки к возникновению скованности и

искажения

рациональной

формы

движений

и

целесообразной

координации

развиваемых усилий. Напрягаются мышцы, не участвующие в выполнении беговых

движений и это, вызывает лишние энерготраты, снижает частоту рабочих движений.

На формирование правильной координации сокращения и расслабления мышц тела

ученика отрицательное влияние оказывает ранее начало обучения бегу со старта, и

особенно с низкого. Понятие «раннее начало» сугубо индивидуально, и педагог

должен умело определить время готовности отдельно каждого ученика к изучению

техники бега со старта, особенно старта по сигналу. Методика обучения бегу на

короткие дистанции должна быть: доступной, постепенной (от простого к сложному),

систематичной, мотивирующей с грамотной спортивной терминологией.

Выводы о результатах исследования:

Типовое планирование проведения уроков «Легкой атлетики» не совершенно, и

имеет возможность доработки.

На мой взгляд, более эффективное развитие скоростных способностей

экспериментальной группы произошло по следующим причинам:

- Постепенный и правильный подход к выбору легкоатлетических упражнений,

позволяет сформировать у обучающихся правильное представление о технике бега на

короткие дистанции.

-

Систематическое

применение

различных

эстафет

со

скоростной

направленностью,

включающие

соревновательный

метод,

позволили

достичь

хорошего результата.

- Выполнение эстафет уже на первом этапе возможно благодаря методическим

особенностям обучения в разделе «Легкая атлетика».

Применение на этапе закрепления эстафет, позволяющих добиться динамики

результатов при осознанном контроле. Проведение на уроках эстафет позволили в

дальнейшем сформировать технику бега на короткие дистанции с большей

стабильностью.

Таким образом было выявлено:

1. Урок физической культуры является основной формой организации учебного

процесса. При помощи средств и методов – распределение нагрузки, все содержание

урока направлено на решение поставленных задач. Применение соревновательного

метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, а использование

на уроках физической культуры эстафет, мотивирует младших школьников к

обучению техники бега на короткие дистанции.

2. Для эффективного формирования техники бега рекомендуется использовать

комплекс эстафет, объединяющий упражнения с предметами, беговые, специально-

беговые, комбинированные, с преодолением препятствий.

3.

Использование

данного

комплекса

обеспечило

прирост

результатов

в

экспериментальной группе. Однако статистические достоверные различия между

контрольной и экспериментальной группой не выявлены. Это связано с небольшим

различием результатов и однородным уровнем подготовленности детей.

Литература

1.

Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития

физических качеств / В.И. Лях – Москва: Терра спорт, 2020. – 192 с.

2.

Лях, В.И. Программа общеобразовательных учебных заведений для учащихся 1-11

комплексная программа физического воспитания / В.И. Лях, А.А. Зданевич – Москва:

Просвещение, 2020. – 127 с.



В раздел образования