Автор: Базылева Тамара Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДЭБЦ "Натуралист"
Населённый пункт: г.Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание ситуации успеха - путь к достижению результата"
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Создание ситуации
успеха - путь к достижению
результата»
Базылева,Т.В.
Педагог дополнительного образования
МБУДО ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной
деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно
положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной
деятельности. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать
каждому обучающемуся ситуацию успеха. Но здесь важно разделить понятия “успех” и
“ситуация успеха”. Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того,
что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо
превзошел их. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Это результат продуманной, подготовленной деятельности, это то, что способен
организовать педагог. Сам успех – результат подобной ситуации. Без ощущения успеха у
ребенка пропадает интерес к занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности
затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и
умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая
саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для ребёнка
ситуации успеха.
Главная цель моей работы – развитие личности ученика, приобретение им различного
рода компетенций, в частности, функционального навыка исследования как способа
освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления,
активизации личностной позиции. Для достижения этой цели использую элементы
современных образовательных технологий. Владею и применяю педагогические
технологии:
1 Технология сотрудничества,
2 Технология личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
3 Элементы здоровьесберегающих технологий.
4 Технология проектной деятельности.
В своей практике использую различные методы обучения: частично-поисковый,
исследовательский, метод проблемного изложения мысли.
Одним из основных направлений своей работы считаю формирование у учащихся
приемов умственной и коммуникативной деятельности: умение анализировать,
сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать; развиваю креативное
мышление. Уделяю внимание вопросам формирования рефлексивного вида самоконтроля.
Что необходимо учителю чтобы создать успешность ученика?
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть
вдохновение, рождающееся от успеха».
Используя различные технологии, создаю ситуации успеха для своих учеников.
В дальнейшем, уже становясь старше, мои ученики добиваются высоких результатов. Они
успешны. Во взаимодействии дополнительного и дошкольного образования, происходит
построение и закрепление знаний детей, полученных в детском саду, при этом, в памяти
детей не только вторично фиксируются изученные факты и навыки, придаётся им
большая прочность и осмысленность, но и выясняются новые стороны явлений,
формируются универсальные учебные действия. Взаимодополняемость детского сада и
дополнительного образования способствует формированию единого образовательного
пространства. Расширение возможностей для участия детей в разных формах совместной,
творческой, научной, проектной и исследовательской деятельности. В объединении
«Игровая экология» видна степень успешности ребёнка по его показаниям в учебе, в
победах на научно-исследовательских конференциях. Здесь результаты в виде грамот,
кубков, призовых мест. А еще есть результат очень важный для каждого- Быть Человеком.
Воспитанным, совестливым, умеющим подать руку помощи нуждающемуся.
Я веду занятия в объединении социально- гуманитарного направления- это объединение
«Экология души». Здесь сложнее определить степень успешности ученика. В
современном информационном потоке дети теряются -где правда, а где ложь? Как
обеспечить безопасность в интернете? Как рассказать детям по каким критериям
выбирают друзей? Как дорожить дружбой и сохранить ее на долгие годы? Ответы на эти
вопросы мы ищем с ребятами вместе. Большое внимание уделяю я, особенно в последнее
время, вопросам национальной розни. В классах есть дети разных национальностей.
Прошу принести фото мест откуда они родом. Прошу детей рассказать об их обычаях.
Сама готовлю презентации об национальностях детей. Воспитываю уважение к традициям
братских республик. Предоставляю детям возможность получить углубленные
качественные знания о разных национальностях. Отсюда и рождается крепкая дружба
между детьми разных национальностей.
У нас, у нашей группы, есть друг Александр Чумутин. Он сейчас находится в зоне СВО.
Мы стараемся побольше узнать о его службе. Поддерживаем его своими рисунками и
письмами. Так как лично с ним есть связь по телефону у меня, то я фотографирую детские
рисунки, приветы учеников. Отсылаю видео, где дети поздравляли бойцов с днём
Российской армии.
Ребята нашего объединения участвуют в различных акциях, общественных мероприятиях.
Итак, успех — это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный
позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу
мышления, хорошему всестороннему образованию, оптимистичному способу жизни,
сильному желанию человека достичь определенных вершин и неуёмной деятельности,
направленной на их покорение.
УСПЕХ - ЭТО НЕ СТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ ИМЕЕШЬ, СКОЛЬКО ТО, КЕМ ТЫ В
РЕЗУЛЬТАТЕ СТАНОВИШЬСЯ, ТО КАК ТЫ ПОСТУПАЕШЬ.