Автор: Садырина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование финансовой грамотности в начальной школе. Методы и приёмы.
Раздел: начальное образование
Формирование финансовой грамотности в начальной школе. Методы и приёмы.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней
образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации».
Нельзя себе представить сегодня мир без денег.
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека.
Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют
представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо
актуальны.
Необходимость внедрения основ финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что
современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами,
делают покупки в Интернете.
финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами,
принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их
приумножать.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета,
связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому календарный план рассчитан на
встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир,
математика, технология и литературное чтение.
Рекомендую темы занятий (фрагменты занятий) по основам финансовой грамотности для встраивания в
содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1–4 классах.
Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу
начальной школы
1 класс
Таблица 1
Возрастная группа
1 класс
№п/п
Предмет
Примерная
дата
Тема, заявленная в
программе по предмету
Тема занятия по финансовой
грамотности
1.
Окружающий
мир
Сентябрь
Моя семья
Что нужно семье
2.
Окружающий
мир
Октябрь
«Как, откуда и куда?»
Что такое финансовая
грамотность?
3.
Математика
Ноябрь
Математика вокруг нас
Как распоряжаться карманными
деньгами
4.
Обучение
грамоте
(чтение)
Декабрь
Золотой ключик или
Приключения Буратино
Где лучше хранить деньги
5.
Обучение
грамоте
(чтение)
Январь
Доброе дело – великое
счастье. Отработка
техники чтения.
Зачем сем
ь
е
сбережения?
6.
Окружающий
мир
Февраль
Мир профессий
В мире профессий
7.
Технология
Март
Учимся шить.
Финансовая игра «Шаги к
успеху»
8.
Окружающий
мир
Апрель
Зачем нужны
автомобили, поезда.
Сколько стоит автомобиль и
проезд в транспорте.
9.
Технология
Май
Работа с бумагой
Предпринимательство. Что
такое свое дело
2 класс
Таблица 2
Возрастная группа
2 класс
№п/п
Предмет
Тема, заявленная в
программе по предмету
Занятия по финансовой
грамотности
1.
Окружающий мир
Сентябрь
Как построить дом
Как тратить деньги с умом
2.
Окружающий мир
Октябрь
Что такое экономика
Как разумно делать покупки
3.
Окружающий мир
Ноябрь
Опасные незнакомцы
Кто такие мошенники
4.
Литературное
чтение
Декабрь
Каша из топора
Сколько денег нужно
потратить, чтобы сварить
кашу
5.
Математика
Январь
Задачи цена количество
стоимость
Жизненная арифметика
6.
Окружающий мир
Февраль
Наша дружная семья
Откуда в семью приходят
деньги
7.
Математика
Март
Д
еление
с ос
т
а
т
ком
Покупки.
На что
обра
щ
а
т
ь внима
ни
е?
8.
Математика
Апрель
Повторение: деление на
3
Сколько стоит свое дело
9.
Математика
Май
Повторение: сложение и
вычитание
Зачем планировать расходы
семьи
3 класс
Таблица 3
Возрастная группа
3 класс
№п/п
Предмет
Тема ,заявленная в
программе по предмету
Занятия по финансовой
грамотности
1.
Технология
Сентябрь
Изделие из бумаги
Деньги настоящие и
ненастоящие
2.
Окружающий мир
Октябрь
Как устроен этот мир
Что могут деньги
3.
Окружающий мир
Ноябрь
Опасные места
Когда рискуешь деньгами
4.
Окружающий мир
Декабрь
Семейный бюджет
Зачем семье сбережения
5.
Математика
Январь
Р
е
ш
ение
з
адач
и
з
акрепление ма
т
ериала
Ис
т
очники формирования
семейного б
ю
джета
6.
Математика
Февраль
Решение задач и
закрепление материала
Легко ли вести свое дело?
7.
Математика
Март
Задачи-расчёты
История происхождения и
роль денег. Виды денег.
8.
Технология
Апрель
И
з
го
т
овление игру
ш
ек
Как
ра
з
ви
ть
качество
предпринима
т
е
л
я?
9.
Математика
Май
Пов
т
орение.
Д
еление на 3
Нужны ли знания по
предпринимателю?
4 класс
Таблица 4
Возрастная группа
4 класс
№п/п
Предмет
Примерная дата
Тема, заявленная в
программе по
предмету
Занятия по финансовой
грамотности
1.
Технология
Сентябрь
Человек и
информация
Offline ил
и
online
покупки?
2.
Родной язык (русский)
Октябрь
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы
Выяснить появление
фразы «деньги не
пахнут».
3.
Математика
Октябрь
Математика вокруг нас
Зачем семье вести
бюджет
4.
Математика
Ноябрь
Закрепление темы
«Умножение и
деление»
Личные деньги
5.
Окружающий мир
Декабрь
Основной закон России
Когда берешь в долг
6.
Технология
Январь
Человек и информация
Где можно делать
покупки
7.
Математика
Февраль
Д
еление
с
ос
т
а
т
ком
Деловая игра «Магазин»
8.
Технология
Март
Переплетные работы
Привлекательное дело
9.
Окружающий мир
Апрель
Путешествие по России
Как пользоваться
банковской картой
10.
Окружающий мир
Апрель
Пу
т
е
ш
ес
т
вия по
городам и с
т
ранам
Д
ен
ь
ги
в
ра
зн
ых
с
т
ранах
11.
Окружающий мир
Май
Итоговое занятие по
теме «Родной край»
Что такое страхование?
Р
екоме
н
дова
нн
ые за
н
ят
и
я, сосредо
т
очены на и
з
учение о с н о в финансовой грамот
н
ост
и
,
ор
и
е
н
т
и
рова
н
ы
н
а
п
ере
н
ос
п
олученных
знаний
на самос
т
оя
т
ел
ь
ные мо
т
ивированные де
й
ств
и
я
обуча
ющи
хся, выража
ющ
иеся в финансово-грамо
т
ных моделях поведе
ни
я.
Добиться поставленных целей можно только в том случае, если включать темы по финансовой
грамотности как в урочную, так и внеурочную деятельность, и не только в рамках отдельных программ и
внеурочных занятий таких как: «Финансовая грамотность» или «Функциональная грамотность», но и в
занятия
духовно-нравственного,
интеллектуального,
творческого
общекультурного
направления.
Внеурочные занятия для начальной школы не ставят своей целью всеобщий охват экономических и
финансовых категорий, но учащимся предлагается ряд базовых понятий. Из которых складывается
фундамент будущего изучения финансов.
Предлагаю свои темы занятий (фрагменты занятий) по финансовой грамотности для встраивания в
содержания занятий по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» и «Литературной гостиной». Таблица
аналогична таблице по урочной деятельности.
В гостях у сказки. 1 класс.
№п/п
Примерная
дата
Тема занятия, заявленная в программе
Тема занятия по финансовой
грамотности
1.
Сентябрь
Русская народная сказка «Петушок и
бобовое зернышко»
Бережливость.
2.
Октябрь
К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»
Поход на рынок.
3.
Ноябрь
Русская народная сказка «Как старик
корову продавал»
Зачем нужна реклама?
4.
Декабрь
А.Л.Барто «Копейкин». Чтение по
ролям.
Беседа о собственности.
5.
Январь
С.Михалков песенка «Овощи»
Прайс-лист покупок овощей для
борща.
6.
Февраль
Русская народная сказка «Колобок»
Деловая игра «Находчивый
колобок».
7.
Март
С.Михалков «Жадный богач»
Выгодная сделка.
8.
Апрель
В.Одоевский «Золотая антилопа»
Беседа о том, что не стоит
нарушать договорённости.
9.
Май
Сказка «Копилка» (по мотивам сказки
«Три поросёнка»)
Доходы и расходы.
Литературная гостиная
№п/п
Примерная
дата
Тема занятия, заявленная в
программе
Тема занятия по финансовой
грамотности
1.
Сентябрь
Э.Успенский «Трое из
Простоквашино»
Основы предпринимательства.
2.
Октябрь
Э.Успенский «Трое из
Простоквашино»
Клад. Кладоискатели.
3.
Ноябрь
А.С.Пушкин «Сказка о попе и
оработнике его Балде»
Обмен и потребление.
4.
Декабрь
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
Скупость, жадность, экономия.
5.
Январь
Н.Носов «Автомобиль»
«Сколько стоит автомобиль?»
6.
Февраль
А.Н.Толстой «Золотой ключик или
приключение Буратино».
Опасность быстрого и лёгкого
обогащения».
7.
Март
П. Бажов «Серебряное копытце»
Беседа о том, что если выпадает
возможность сильно разбогатеть, нужно
быть скромным и не жадным к деньгам.
8.
Апрель
В.В.Маяковский «Кем быть?»
С.Михалков «А что у вас?»
Просмотр иллюстраций, беседа о
профессиях.
9.
Май
Ирен Тримбел «Принцесса и
лягушка»
Беседа о сбережениях.
Неоценимую помощь в вопросах финансового просвещения в младшем школьном возрасте могут
оказать сказки. В понятной и доступной форме мы можем научить детей смекалке, бережливости,
трудолюбию, умению планировать дела и финансы. Сказки помогают понять значение таких «финансовых»
качеств личности, как экономность, предприимчивость, практичность.
Выделяют 5 проверенных временем сказок, которые помогут учить детей основам финансовой
грамотности:
1.А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».
2. В.Одоевский «Золотая антилопа».
3. Ирен Тримбел «Принцесса и лягушка».
4. С.Михалков «Жадный богач».
5. Русская народная сказка «Как старик корову продавал».
Кроме того, есть картотека финансовых сказок, в основе многих из них лежат сюжеты и мотивы
русских народных сказок, но с уклоном на финансы. Каждая сказка включает в себя интересные персонажи,
увлекательные приключения и уроки, которые можно извлечь, развивают финансовое мышление и помогают
малышам научиться ценить деньги. Структура занятия по каждой сказке инвариантна: включает цели,
краткое содержание, материал, экономические категории, социально-нравственные качества, вопросы,
выводы.
Т.е. можно сказать, что через чтение и обсуждение сказок мы прививаем детям финансовую
грамотность и ответственность.
Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия финансовой
грамотности. Народная мудрость учит трудолюбию, бережливости.
Поэтому Зада
ни
я с
п
о
г
оворкам
и
и
п
ословицами к данной
т
еме по
з
воля
ют
че
т
ко сформу
ли
роват
ь
ос
н
ов
н
ые
рекоме
н
да
ции
п
о совер
ш
ени
ю
покупок.
Соо
т
носят час
т
и поговорок и рассуждают об
и
х
зн
аче
нии.
Согласно данному плану можно также порекомендовать следующие формы, методы и приёмы
работы по формированию финансовых компетенций как в урочной так и внеурочной деятельности.
«Кластер»
Который использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают
деньги и составить кластер со словом «Деньги», бюджет, доходы, расходы.
Работа с кроссвордами и ребусами
Через работу с кроссвордами и ребусами можно познакомить с такими понятиями, как товар. Скидка,
аукцион, распродажа, качество, деньги.
Еще один приём Преобразование финансовой информации в таблицу.
Ученикам дается текст
«В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи,
раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это
произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в
роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему
мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Предметы, выступающие в роли денег
Компактност
ь
Делимость
Долговечность
Соль
-
-
+
Каменные колеса
-
-
+
Рыба
-
-
-
Золото
-
+
+
Медные монеты
+
+
+
Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников
наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые
предусматривают решение задач. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой
сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения математических, экономических задач, задач-расчётов.
Решение задач
задача 1
Топор можно было обменять на 10 стрел или на 2 копья, или на на 2 горшка, или 1 овцу.
Укажи:
1) Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?
2) Сколько оно получит копьев, обменяв 3 топора?
3) Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?
4) Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?
5) Может ли племя на 6 стрел обменять 1 топор? Почему?
Одним из видов работы могут стать учебные экскурсии
Это проведение занятий не только в финансовые организации: - пенсионный фонд, страховую компанию, в
банк, но и в школьную столовую, детское кафе.
Цель их: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг,
оказывает различные финансовые услуги)
Считаю уместным в на уровне начального образования, применить технологию игровой деятельности.
Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой
семейный бюджет.
Игра «Хочу» и «Надо»
Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не
являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Какие остались
предметы, к которым относится понятие «Надо».
Игра «Блокнот»
В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации:
«Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка»,
«Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на
телефон», «Купили подарок другу».
Работу по профориентации можно связать с деловой игрой «Мир профессий»
Такая деловая игра прошла у нас в начальной школе. Дети приходили в костюмах разных профессий, с
реквизитом и рассказывали о своей профессии.
Ярмарки. Дети на уроках труда делали игрушки и поделки. Продажа игрушек прошла на
благотворительной ярмарке в рамках акции «СвоихНебросаем».
Особая роль формированию финансовой грамотности
отводится проектной технологии.
Темы
проектных работ могут быть следующие:
«Какие деньги предпочитают в моей семье: наличные или безналичные»
«Детский экономический словарь»
«Деньги будущего»
Следующее внеаудиторное занятие, на котором я бы хотела остановиться – это «Культура народов
Якутии». Нужно отметить, что в якутской литературе много произведений, на примере которых можно
формировать основы финансовой грамотности.
Одно из них
- сказка Тимофея Егоровича Сметанина «Куорэгэй».
История о бедной девочке
Күөрэгэй, которая страдала под гнетом своей мачехи, и выполняла по дому всю работу. Однажды её
несправедливо обвинили и сослали в наказание в заброшенную избушку в лесу. Домашний дух Чөчүөккэ,
который видел, как росла девочка, пожалел её и стал помогать, опекать Күөрэгэй в её делах, как-то раз он
даже наградил её кладом из серебряных монет. Пройдя множество испытаний, она в итоге обрела своё
счастье.
Или аналогичная якутская народная сказка «Девять сестёр». Уроки, которые можно извлечь из
данных сказок, что работа и усердие могут принести награду. Главные персонажи достигают успеха
благодаря своему труду и настойчивости. Это показывает, что финансовая грамотность включает в себя не
только управление деньгами, но и умение работать и стремиться к достижению целей.
Изучая тему «Якутия – мой край родной», путешествуя по родному краю и стране, можно предложить
рассмотреть таблицу «Стоимость авиабилета Нерюнгри – Москва» и сделайте выводы.
Сегодня в Якутии несколько авиакомпаний, которые перевозят людей из города в город. Среди них
есть популярные, известные и малоизвестные. Каждая отличается своим логотипом и набором предлагаемых
услуг. Предлагаю сравнить две известные авиакомпании «Якутия» и «S7Airlines». Проанализировав таблицу,
дети должны ответить
Название
авиакомпании
Якутия
S7Airlines
Бизнес-класс
Эконом-класс
Бизнес-класс
Эконом-класс
Стоимость
билета
за
день
до
вылета
25555
27119
36920
41960
Стоимость за
неделю
до
вылета
29571
19471
63691
23941
Стоимость
билета
за
месяц
до
вылета
25555
15555
36920
19101
Беседа по таблице
- От чего зависит стоимость авиабилета? (от авиакомпании, класса перевозки, времени покупки
билета) Ещё авиакомпании поднимают цены в выходные и праздничные дни.
- Чем отличается бизнес-класс и эконом-класс?
- Как купить наиболее выгодно билет для себя? (Билет надо покупать заранее, за один день цены
снижаются только на билеты бизнес-класса. Возможна у семьи есть какие-то льготы, милли.)
И, конечно - задачи. Допустим при работе с раскраской, предложить ребятам рассчитать стоимость
национальных костюмов.
Задача. Рассчитать стоимость национального костюма.
Шапка Эвнкика – 15т.
Шуба – 150т.
Унты 45т.
ЗАДАЧА. Рассчитать выручку охотника от продажи 9 шкурок лисицы, если цена одной шкурки
18т.руб. и 10 шкурок песца по цене 14т.руб.
Сюжетно-ролевые игры
•
«Лавка народных промыслов»
•
«АлмазБанк»
•
«Моя семейная ферма»
Еще один приём – это работа с прайс-листом. Детям выдается прайс-лист
Прайс – лист (овощи для борща)
Мама выдала 500 руб., чтобы на рынке купить овощи для борща, при выборе продуктов нужно
постараться сэкономить, чтобы купить себе пирожное картошка за 50руб. Детям выдан прайс-лист с ценами
продуктов для борща.
Ещё одно внеаудиторное занятие – МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС.
При изучении темы: «Какие деньги были на Руси?» на занятии идёт работа с фольгой и моделирование
монет способом чеканки и рисование в технике Фроттаж.
И хотя уже считается, что копилки устарели, но тем не менее, они помогают детям сделать первые
сбережения, поэтому на занятиях будет уместно изготовление копилок и разных видов кошельков.
Творческие работы
Нарисовать покупки: нужные – ненужные
И
н
с
ц
е
ни
ровка «Еще од
н
о пла
ть
е»
Конкурс «Финансовый мир
гл
а
з
ам
и
ребе
н
ка»
1.«Синквейн» – любимое занятие ребят, является одной из технологий критического мышления, которая
активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. На тему деньги бюджет.
В ко
нц
е учебного года можно органи
з
ова
т
ь конкурс «Финансовый мир
гл
а
з
ам
и
ребе
н
ка» сред
и
обучающ
и
хся 1-
4
класса.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
понимание природы и функции денег;
умение ценить и считать деньги;
умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
умение экономить и сберегать;
умение тратить деньги и жить по средствам;
умение делиться.
Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из
приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в
формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись
целенаправленно, системно и непрерывно.