Напоминание

Искусство видеть мир.эстетическое воспитание обучающихся в объединении изобразительного искусства


Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Искусство видеть мир.эстетическое воспитание обучающихся в объединении изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

г. Минеральные Воды

«

Искусство видеть мир»

Эстетическое воспитание обучающихся на занятиях

изобразительного искусства.

Педагог дополнительного образования

Саломахина Марина Петровна.

2024 г.

Воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – одна

из важнейших задач современного общества. Эстетическое воспитание

способствует развитию в человеке потребности и способности не только к

творческому освоению действительности, но и к её перестройке по законам

красоты. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды и

чувства, вкусы и идеалы человека, что тесно связано с нравственным и

творчески активным воспитанием личности. Эстетически личность

складывается под влиянием многих факторов – таких, как искусство,

природа, трудовая деятельность людей, их общественные отношения, быт,

научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту

объективных законов действительности.

Под эстетическим воспитанием мы понимаем воспитание

способностей воспринимать, чувствовать и правильно оценивать

прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни. Воспитание любви

к прекрасному и умению воплощать его в творческой деятельности, и в

повседневной жизни.

Важное место в эстетическом воспитании принадлежит искусству.

Уникальность каждого вида искусства представлена своеобразием его

художественного языка, оказывающего особое воздействие на человека

( слово, звук, цвет, форма, гармония и т. п.) Например, скульптура наглядно

передает объемную, пластическую выразительность тела, развивая у детей

способности воспринимать его форму, гармонию и т. д. Живопись же

обращена к нашему восприятию чувства формы и цвета; созерцая

живописное полотно, мы не только замечаем общий колорит,

распределение цвета, гармонию тонов, но и следим за композицией

расположения фигур и выразительностью рисунка.

Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое

наслаждение, но и приобщает к очень сложному и трудному искусству –

искусству видеть мир. Мир красок и форм, гармонической закономерности

постоянно окружает нас, но заметить его умеет не каждый. Шел человек

по улице, посмотрел на осеннее, хмурое небо и ничего не заметил. Он

увидел серое небо. А на самом деле оно имеет серебристый оттенок, с

тонкими переходами от светло - серо – голубого, до желтовато –

перламутрового. А там, где тучи сгустились, ясно виден фиолетовый оттенок.

Или в лесу. Кто – то, смотря на обнажившиеся корни деревьев или

причудливые сплетения веток, ничего интересного не увидит – осень, голые

ветки. А художник может увидеть в этом целый мир фантастических

образов.

Искусство видеть мир – сложное искусство. Овладеть им может

каждый. Вот как пишет К. Паустовский в своем рассказе «Искусство

видеть мир»: « Я послушался художника, и действительно – и люди, и вещи

оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и

торопливо. И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени.

Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей!».

Рассмотрим возможности решения вопросов эстетического воспитания

учащихся средствами изобразительного искусства. Данный вид искусства не

только воплощает многообразие окружающего мира в его конкретно –

чувственных образах, но и выражает философско – эстетическое

мировосприятие художника. В изоискусстве отражаются все стороны

нашей

жизни – труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно

средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважения к

тому, что создается трудом человека.

Программой дополнительного образования объединения

изобразительного искусства «Радуга» предусмотрено четыре основных

вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и

беседы об изобразительном искусстве. Для каждого типа урока изоискусства

характерна определенная структура. На уроках изоискусства обучающиеся

знакомятся с различными видами и жанрами изоискусства и декоративно –

прикладного творчества. Актуальной задачей эстетического воспитания

обучающихся средствами изоискусства является развитие у них способности

эмоционально воспринимать изображаемые предметы, постигая их

эстетическую сущность. Эмоционально – эстетическое восприятие, прежде

всего, предполагает направленность зрительного восприятия на те,

особенности предметов, которые выражают их эстетическое содержание:

соразмерность, пропорциональность объемных форм и поверхностей,

гибкость, изящество линий и очертаний предмета, гармоничность отношений

светотени и световых оттенков.

Впечатления детства имеют большое значение для формирования

эстетических чувств. В этом отношении изоискусство как средство

эстетического воспитания оказывается в самых благоприятных условиях. У

всех детей наблюдается повышенная тяга к изоискусству – они с радостью

выступают и как зрители, и как творцы. Рисование – это творческий акт,

позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно

свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов сильных переживаний,

быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только

отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её

моделирование. Процесс эстетического воспитания на уроках изоискусства

должен осуществляться в единстве различных видов занятий: проведение

бесед и докладов по живописи, рисунку, скульптуре, декоративно –

прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на

выставки, в мастерские художников; организацию выставок, выходов на

природу с целью наблюдения и зарисовок. К формам эстетического

воспитания обучающихся средствами изоискусства также относятся

художественный салон, конкурс рисунков, викторины, виртуальное

путешествие по музеям мира и России.

Важным условием эффективности и эстетического воспитания детей

выступает организация эмоционально насыщенного общения с

изобразительным искусством на основе сотрудничества, совместного

художественного творчества педагога и обучающихся, в процессе которого

создаются новые образы. Другим моментом, ведущим ребенка к успеху,

является длительная творческая дружба с педагогом. Дети должны

привыкнуть к педагогу, желать с ним встречи и получать радость от

совместной работы.

Встреча с явлениями искусства не делает ребенка сразу эстетически

развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ему

хочется вновь испытать знакомые эмоции и чувства, возникшие от встречи с

прекрасным. Успех эстетического воспитания возможен лишь при условии

планомерного, систематического приобщения к искусству, и чем раньше оно

начинается, тем лучше, так как, органы чувств, в детском возрасте особенно

восприимчивы. Эстетические переживания детских лет оставляют глубокий

след в памяти человека. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать

у школьников способность наслаждаться искусством, развивать эстетические

потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и

идеала.



В раздел образования