Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Искусство видеть мир.эстетическое воспитание обучающихся в объединении изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
г. Минеральные Воды
«
Искусство видеть мир»
Эстетическое воспитание обучающихся на занятиях
изобразительного искусства.
Педагог дополнительного образования
Саломахина Марина Петровна.
2024 г.
Воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – одна
из важнейших задач современного общества. Эстетическое воспитание
способствует развитию в человеке потребности и способности не только к
творческому освоению действительности, но и к её перестройке по законам
красоты. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды и
чувства, вкусы и идеалы человека, что тесно связано с нравственным и
творчески активным воспитанием личности. Эстетически личность
складывается под влиянием многих факторов – таких, как искусство,
природа, трудовая деятельность людей, их общественные отношения, быт,
научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту
объективных законов действительности.
Под эстетическим воспитанием мы понимаем воспитание
способностей воспринимать, чувствовать и правильно оценивать
прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни. Воспитание любви
к прекрасному и умению воплощать его в творческой деятельности, и в
повседневной жизни.
Важное место в эстетическом воспитании принадлежит искусству.
Уникальность каждого вида искусства представлена своеобразием его
художественного языка, оказывающего особое воздействие на человека
( слово, звук, цвет, форма, гармония и т. п.) Например, скульптура наглядно
передает объемную, пластическую выразительность тела, развивая у детей
способности воспринимать его форму, гармонию и т. д. Живопись же
обращена к нашему восприятию чувства формы и цвета; созерцая
живописное полотно, мы не только замечаем общий колорит,
распределение цвета, гармонию тонов, но и следим за композицией
расположения фигур и выразительностью рисунка.
Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое
наслаждение, но и приобщает к очень сложному и трудному искусству –
искусству видеть мир. Мир красок и форм, гармонической закономерности
постоянно окружает нас, но заметить его умеет не каждый. Шел человек
по улице, посмотрел на осеннее, хмурое небо и ничего не заметил. Он
увидел серое небо. А на самом деле оно имеет серебристый оттенок, с
тонкими переходами от светло - серо – голубого, до желтовато –
перламутрового. А там, где тучи сгустились, ясно виден фиолетовый оттенок.
Или в лесу. Кто – то, смотря на обнажившиеся корни деревьев или
причудливые сплетения веток, ничего интересного не увидит – осень, голые
ветки. А художник может увидеть в этом целый мир фантастических
образов.
Искусство видеть мир – сложное искусство. Овладеть им может
каждый. Вот как пишет К. Паустовский в своем рассказе «Искусство
видеть мир»: « Я послушался художника, и действительно – и люди, и вещи
оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и
торопливо. И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени.
Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей!».
Рассмотрим возможности решения вопросов эстетического воспитания
учащихся средствами изобразительного искусства. Данный вид искусства не
только воплощает многообразие окружающего мира в его конкретно –
чувственных образах, но и выражает философско – эстетическое
мировосприятие художника. В изоискусстве отражаются все стороны
нашей
жизни – труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно
средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважения к
тому, что создается трудом человека.
Программой дополнительного образования объединения
изобразительного искусства «Радуга» предусмотрено четыре основных
вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и
беседы об изобразительном искусстве. Для каждого типа урока изоискусства
характерна определенная структура. На уроках изоискусства обучающиеся
знакомятся с различными видами и жанрами изоискусства и декоративно –
прикладного творчества. Актуальной задачей эстетического воспитания
обучающихся средствами изоискусства является развитие у них способности
эмоционально воспринимать изображаемые предметы, постигая их
эстетическую сущность. Эмоционально – эстетическое восприятие, прежде
всего, предполагает направленность зрительного восприятия на те,
особенности предметов, которые выражают их эстетическое содержание:
соразмерность, пропорциональность объемных форм и поверхностей,
гибкость, изящество линий и очертаний предмета, гармоничность отношений
светотени и световых оттенков.
Впечатления детства имеют большое значение для формирования
эстетических чувств. В этом отношении изоискусство как средство
эстетического воспитания оказывается в самых благоприятных условиях. У
всех детей наблюдается повышенная тяга к изоискусству – они с радостью
выступают и как зрители, и как творцы. Рисование – это творческий акт,
позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно
свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов сильных переживаний,
быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только
отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её
моделирование. Процесс эстетического воспитания на уроках изоискусства
должен осуществляться в единстве различных видов занятий: проведение
бесед и докладов по живописи, рисунку, скульптуре, декоративно –
прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на
выставки, в мастерские художников; организацию выставок, выходов на
природу с целью наблюдения и зарисовок. К формам эстетического
воспитания обучающихся средствами изоискусства также относятся
художественный салон, конкурс рисунков, викторины, виртуальное
путешествие по музеям мира и России.
Важным условием эффективности и эстетического воспитания детей
выступает организация эмоционально насыщенного общения с
изобразительным искусством на основе сотрудничества, совместного
художественного творчества педагога и обучающихся, в процессе которого
создаются новые образы. Другим моментом, ведущим ребенка к успеху,
является длительная творческая дружба с педагогом. Дети должны
привыкнуть к педагогу, желать с ним встречи и получать радость от
совместной работы.
Встреча с явлениями искусства не делает ребенка сразу эстетически
развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ему
хочется вновь испытать знакомые эмоции и чувства, возникшие от встречи с
прекрасным. Успех эстетического воспитания возможен лишь при условии
планомерного, систематического приобщения к искусству, и чем раньше оно
начинается, тем лучше, так как, органы чувств, в детском возрасте особенно
восприимчивы. Эстетические переживания детских лет оставляют глубокий
след в памяти человека. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать
у школьников способность наслаждаться искусством, развивать эстетические
потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и
идеала.