Автор: Плахотник Владислав Витальевич
Должность: Преподаватель ОД (ФК)
Учебное заведение: Ставропольского президентского кадетского училища
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Раздел: дополнительное образование
1
/224
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Плахотник Владислав Витальевич
Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ
г. Ставрополь, Россия
Аннотация.
В
статье
рассматривается
современное
состояние
проблемы
специальной психологической подготовки футболистов подростков к соревнованиям,
дается определение
«психологическая
подготовка»,
проводится
характеристика
психологической
подго-
товки в футболе, выявляются психологические особенности личности футболиста-
подростка, а также проводится диагностика психологической готовности к соревнова-
ниям и описываются рекомендации по психологической подготовке подростков-фут-
болистов.
Ключевые слова: психологическая подготовка; готовность; подростки; футбо-
листы; соревнование.
2
/224
Актуальность
исследования.
Деятельность
футболиста
отли-
чается
необходимостью выполнять сложные технические действия в условиях дефи- цита
времени и значительных физических и психологических нагрузок. В качестве
повышения психологической устойчивости юных футболистов можно рассматривать
большое разнообразие специальных упражнений и методических приемов. Извест-
но, что самым лучшим методом подготовки к выступлению на соревновании являет-
ся участие в соревнованиях. Изучение этого вопроса позволило нам констатировать
факт того, что школьные учителя физической культуры в роли тренера не обладают
достаточной
профессиональной
компетентностью
в
отношении
методического
обес-
печения психологической подготовки юных футболистов к участию в
соревнованиях, учитывая способ моделирования психологических препятствий и
трудностей сорев- новательного характера.
В данной работе использованы следующие методы исследования:
-
теоретический анализ психологической, методической литературы;
-
эмпирические методы – тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация
боязни неудачи»
(автор
А.
Реан),
методика
«Изучение
отношения
спортсменов
к
конкретному
соревнованию»
(автор
Ю.Л.
Ханин);
методы
качественной
и
количест- венной обработки данных.
Выводы о результатах исследования:
1.
Психологическая
подготовка
–
это
процесс
направленной
организации
сознания и действий спортсмена [Пуни, 2019, с. 38-39]. Цель психологической подго-
товки – достичь высоких результатов с помощью спортивных тренировок и психи-
ческих возможностей. Психологическая подготовка выполняет функцию формиро-
вания субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной рабо-
ты
для
успеха
в
спортивной
деятельности.
Выделяют
общую
психологическую
подго- товку к соревнованиям и специальную.
Общая психологическая подготовка решает учебно-воспитательные задачи тре-
нировки и адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревновательной
деятельности.
Специальная психологическая подготовка входит составной частью в формиро-
вание целостной готовности футболиста к участию в каждой игре, но направлена
конкретно на создание у него состояния психической готовности.
Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личнос-
тей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы
и убеждения.
Результатом
спортивной
деятельности
являются
не
только
физическая,
технико-
тактическая
подготовленность
и
спортивный
результат,
но
и
психологические прио- бретения, к которым относится личность.
2.
Для диагностики психологической готовности к соревнованиям у подрост-
ков-футболистов мы организовали опытно-практическую работу на базе МБУ СШОР
№ 26 (11 человек) и «Динамовская СШ» (15 человек). Эмпири- ческое исследование
включало
три
этапа:
организация
и
планирование
исследова-
ния;
сбор
эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов.
3
/224
На основе анализа методик нами были отобраны следующие: тест-опросник
«Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (А. Реан); методика «Изучение
отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин).
Первая методика направлена на изучение типа мотивации футболистов-под-
ростков к соревнованиям. Проанализировав полученные результаты, мы пришли
к
выводу,
что
у
большинства
испытуемых
диагностируется
мотивация
успеха
(«Олимпия» - 72,7%, школьники из сельской местности – 60%). Мы диагностировали
футболистов-подростков, которые тяготеют к мотивации боязни неудачи («Олим-
пия» - 9,1%, «Динамовская СШ» - 13,3%), а также испытуемых склонных к мотивации
успеха («Олимпия» - 18,2%, «Динамовская СШ» - 20%). Мотивация боязни неудачи
обнаружена у 1 человека (6,7 %) из «Динамовской СШ» (в спортивной школе такие
ребята не обнаружены).
Вторая методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнова-
нию»
(автор
Ю.
Л.
Ханин)
направлена
на
выявление
особенностей
восприятия
подростков-футболистов в предсоревновательной ситуации и предсказывание их
состояния перед ответственным стартом. Полученные результаты, свидетельствуют
о том, что у большинства подростков-футболистов высокая готовность к соревнова-
нию
(из
спортивной
школы
–
72,7%,
школьники
«Динамовской
СШ»
-
46,7%);
средняя оценка готовности соперников («Олимпия» – 63,6%, «Динамовская СШ» -
53,3%); высокая субъективная значимость соревнования и большого желания высту-
пать (футболисты – 81,8%, школьники - 53,3%);средняя самооценка собственных
возможностей (футболисты из спортивной школы – 63,6%, школьники «Динамов-
ской СШ» - 46,7%).
Сравнив результаты методики Ю. Л. Ханина, можно утверждать, что у под-
ростков из спортивной школы «Олимпия» показатели психологической готовности
к соревнованию выше (лучше), чем у школьников из сельской местности, профес-
сионально не занимающихся футболом.
3.
Психологическая подготовка подростков-футболистов к соревнованию со-
стоит из следующих рекомендаций:
получение информации об условиях предстоящих соревнований и сопер-
никах;
пополнение и уточнение информации об уровне подготовки, индивидуаль-
ных возможностях футболиста (или команды) и перспективах их изменения к началу
соревнований;
верное
определение
и
формулирование
целей
участия
в
конкурсе
(достиже- ние намеченного результата);
формирование соответствующих целям мотивов соревнования;
моделирование соревновательной деятельности (создание моделей усло-
вий предстоящего соревнования, стратегия тактического плана);
подготовка
к
встрече
с
соревновательными
препятствиями
различной
степе- ни сложности и упражнения по их преодолению;
использование приемов саморегуляции при возможных неблагоприятных
внутренних состояниях;
4
/224
выбор и использование методов сохранения нервно-психической свежести
к началу соревнований, ее восстановление в ходе соревнований [Малкин, 2016].
Психологическая подготовка к соревнованию - система взаимосвязанных мето-
дических рекомендаций, которые реализуются в учебно-тренировочном процессе.
Модель психологической подготовки подростков-футболистов к выступлению на
соревнованиях
определяется
этапностью
решения
задач
обучения
(подготови-
тельный, основной, заключительный этапы). Проведение мероприятий по психоло-
гической подготовке регламентировано временными параметрами: подготовитель-
ный этап за месяц до соревнования, основной этап в течение месяца до начала
соревнования, заключительный этап за два-три дня до начала соревнования.
Литература
1.
Малкин В. Р. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе /
В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. – Екатеринбург : Уральский университет,2016. – 102 с.
2.
Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. –
Москва : Физкультура и спорт, 2019. – 88 с.