Напоминание

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ


Автор: Плахотник Владислав Витальевич
Должность: Преподаватель ОД (ФК)
Учебное заведение: Ставропольского президентского кадетского училища
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

/224

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Плахотник Владислав Витальевич

Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ

г. Ставрополь, Россия

Аннотация.

В

статье

рассматривается

современное

состояние

проблемы

специальной психологической подготовки футболистов подростков к соревнованиям,

дается определение

«психологическая

подготовка»,

проводится

характеристика

психологической

подго-

товки в футболе, выявляются психологические особенности личности футболиста-

подростка, а также проводится диагностика психологической готовности к соревнова-

ниям и описываются рекомендации по психологической подготовке подростков-фут-

болистов.

Ключевые слова: психологическая подготовка; готовность; подростки; футбо-

листы; соревнование.

2

/224

Актуальность

исследования.

Деятельность

футболиста

отли-

чается

необходимостью выполнять сложные технические действия в условиях дефи- цита

времени и значительных физических и психологических нагрузок. В качестве

повышения психологической устойчивости юных футболистов можно рассматривать

большое разнообразие специальных упражнений и методических приемов. Извест-

но, что самым лучшим методом подготовки к выступлению на соревновании являет-

ся участие в соревнованиях. Изучение этого вопроса позволило нам констатировать

факт того, что школьные учителя физической культуры в роли тренера не обладают

достаточной

профессиональной

компетентностью

в

отношении

методического

обес-

печения психологической подготовки юных футболистов к участию в

соревнованиях, учитывая способ моделирования психологических препятствий и

трудностей сорев- новательного характера.

В данной работе использованы следующие методы исследования:

-

теоретический анализ психологической, методической литературы;

-

эмпирические методы – тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация

боязни неудачи»

(автор

А.

Реан),

методика

«Изучение

отношения

спортсменов

к

конкретному

соревнованию»

(автор

Ю.Л.

Ханин);

методы

качественной

и

количест- венной обработки данных.

Выводы о результатах исследования:

1.

Психологическая

подготовка

это

процесс

направленной

организации

сознания и действий спортсмена [Пуни, 2019, с. 38-39]. Цель психологической подго-

товки – достичь высоких результатов с помощью спортивных тренировок и психи-

ческих возможностей. Психологическая подготовка выполняет функцию формиро-

вания субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной рабо-

ты

для

успеха

в

спортивной

деятельности.

Выделяют

общую

психологическую

подго- товку к соревнованиям и специальную.

Общая психологическая подготовка решает учебно-воспитательные задачи тре-

нировки и адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревновательной

деятельности.

Специальная психологическая подготовка входит составной частью в формиро-

вание целостной готовности футболиста к участию в каждой игре, но направлена

конкретно на создание у него состояния психической готовности.

Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личнос-

тей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы

и убеждения.

Результатом

спортивной

деятельности

являются

не

только

физическая,

технико-

тактическая

подготовленность

и

спортивный

результат,

но

и

психологические прио- бретения, к которым относится личность.

2.

Для диагностики психологической готовности к соревнованиям у подрост-

ков-футболистов мы организовали опытно-практическую работу на базе МБУ СШОР

№ 26 (11 человек) и «Динамовская СШ» (15 человек). Эмпири- ческое исследование

включало

три

этапа:

организация

и

планирование

исследова-

ния;

сбор

эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов.

3

/224

На основе анализа методик нами были отобраны следующие: тест-опросник

«Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (А. Реан); методика «Изучение

отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин).

Первая методика направлена на изучение типа мотивации футболистов-под-

ростков к соревнованиям. Проанализировав полученные результаты, мы пришли

к

выводу,

что

у

большинства

испытуемых

диагностируется

мотивация

успеха

(«Олимпия» - 72,7%, школьники из сельской местности – 60%). Мы диагностировали

футболистов-подростков, которые тяготеют к мотивации боязни неудачи («Олим-

пия» - 9,1%, «Динамовская СШ» - 13,3%), а также испытуемых склонных к мотивации

успеха («Олимпия» - 18,2%, «Динамовская СШ» - 20%). Мотивация боязни неудачи

обнаружена у 1 человека (6,7 %) из «Динамовской СШ» (в спортивной школе такие

ребята не обнаружены).

Вторая методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнова-

нию»

(автор

Ю.

Л.

Ханин)

направлена

на

выявление

особенностей

восприятия

подростков-футболистов в предсоревновательной ситуации и предсказывание их

состояния перед ответственным стартом. Полученные результаты, свидетельствуют

о том, что у большинства подростков-футболистов высокая готовность к соревнова-

нию

(из

спортивной

школы

72,7%,

школьники

«Динамовской

СШ»

-

46,7%);

средняя оценка готовности соперников («Олимпия» – 63,6%, «Динамовская СШ» -

53,3%); высокая субъективная значимость соревнования и большого желания высту-

пать (футболисты – 81,8%, школьники - 53,3%);средняя самооценка собственных

возможностей (футболисты из спортивной школы – 63,6%, школьники «Динамов-

ской СШ» - 46,7%).

Сравнив результаты методики Ю. Л. Ханина, можно утверждать, что у под-

ростков из спортивной школы «Олимпия» показатели психологической готовности

к соревнованию выше (лучше), чем у школьников из сельской местности, профес-

сионально не занимающихся футболом.

3.

Психологическая подготовка подростков-футболистов к соревнованию со-

стоит из следующих рекомендаций:

получение информации об условиях предстоящих соревнований и сопер-

никах;

пополнение и уточнение информации об уровне подготовки, индивидуаль-

ных возможностях футболиста (или команды) и перспективах их изменения к началу

соревнований;

верное

определение

и

формулирование

целей

участия

в

конкурсе

(достиже- ние намеченного результата);

формирование соответствующих целям мотивов соревнования;

моделирование соревновательной деятельности (создание моделей усло-

вий предстоящего соревнования, стратегия тактического плана);

подготовка

к

встрече

с

соревновательными

препятствиями

различной

степе- ни сложности и упражнения по их преодолению;

использование приемов саморегуляции при возможных неблагоприятных

внутренних состояниях;

4

/224

выбор и использование методов сохранения нервно-психической свежести

к началу соревнований, ее восстановление в ходе соревнований [Малкин, 2016].

Психологическая подготовка к соревнованию - система взаимосвязанных мето-

дических рекомендаций, которые реализуются в учебно-тренировочном процессе.

Модель психологической подготовки подростков-футболистов к выступлению на

соревнованиях

определяется

этапностью

решения

задач

обучения

(подготови-

тельный, основной, заключительный этапы). Проведение мероприятий по психоло-

гической подготовке регламентировано временными параметрами: подготовитель-

ный этап за месяц до соревнования, основной этап в течение месяца до начала

соревнования, заключительный этап за два-три дня до начала соревнования.

Литература

1.

Малкин В. Р. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе /

В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. – Екатеринбург : Уральский университет,2016. – 102 с.

2.

Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. –

Москва : Физкультура и спорт, 2019. – 88 с.



В раздел образования