Напоминание

Роль и задачи концертмейстера в работе с домристами над музыкальным произведением.


Автор: Жиряева Юлия Владимировна
Должность: Преподаватель по классу домры
Учебное заведение: Лицей искусств "Санкт-Петербург"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль и задачи концертмейстера в работе с домристами над музыкальным произведением.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«РОЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С

ДОМРИСТАМИ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ»

Введение

Концертмейстер

ключевая

фигура

в

работе

с

инструменталистами, в том числе с домристами. Его главная задача

заключается в обеспечении музыкального сопровождения, а также в

тесном взаимодействии с исполнителем для создания полноценной

художественной

интерпретации

произведения.

В

данной

методической

разработке

рассмотрим

основные

роли

и

задачи

концертмейстера в процессе работы с домристами.

1. Значение концертмейстера в работе с домристами

Концертмейстер является не просто аккомпаниатором, а активным

участником музыкального процесса. Он помогает домристам:

Овладевать техническими аспектами произведения.

Понимать структуру музыкального материала.

Работать над выразительностью исполнения.

Создавать

единое

звуковое

пространство между

домрой

и

фортепиано.

2. Основные задачи концертмейстера

Концертмейстер выполняет несколько важных функций в работе с

домристами:

Поддержка

ритмической

основы.

Концертмейстер

помогает

домристу

сохранять

стабильный

ритм,

акцентируя

внимание

на

сложных ритмических конструкциях и темповых переходах.

Фразировка

и

динамика.

Вместе

с

домристом

концертмейстер

работает над фразировкой произведения, динамическими нюансами и

построением музыкальных фраз. Это особенно важно для создания

выразительного исполнения.

Интерпретация произведения. Концертмейстер активно участвует

в выборе художественной интерпретации произведения, предлагая

свои идеи

по исполнению

и

помогая домристу

раскрыть замысел

композитора.

Коррекция техники исполнения. Концертмейстер может помочь в

исправлении технических ошибок, связанных с ритмом, артикуляцией

или неверной динамикой.

Работа

над

ансамблем.

Одной

из

ключевых

задач

концертмейстера является создание единого ансамбля с домристом.

Важно,

чтобы

взаимодействие

между

инструментами

было

гармоничным, а исполнение звучало слитно и органично.

3. Подготовка к работе с домристом

Для эффективной работы концертмейстер должен:

Внимательно изучить партитуру и разобраться в технических и

художественных сложностях произведения.

Согласовать с домристом интерпретационные и технические

моменты исполнения.

Проговаривать

проблемные

места,

требующие

особого

внимания

(например,

синхронизацию

темпа,

акценты,

динамические переходы).

4. Технические аспекты работы

Работа

концертмейстера

с

домристами

требует

глубокого

понимания специфики инструмента:

Артикуляция.

Домра

как

щипковый

инструмент

обладает

специфической артикуляцией, и концертмейстер должен учитывать

это при построении аккомпанемента.

Динамика.

Концертмейстеру

важно

уметь

подстраиваться

под

динамические особенности домры, не заглушая её звучание, но при

этом обеспечивая поддержку.

5. Рекомендации по репетиционному процессу

В процессе репетиций концертмейстеру следует:

Начинать работу с медленного темпа для детального разбора

произведения.

Проговаривать

с

домристом

каждый

раздел

произведения,

обращая внимание на его эмоциональную окраску.

Работать над ритмической согласованностью и синхронностью

исполнения.

Проводить

регулярные

обсуждения

музыкальной

интерпретации для поиска наиболее выразительных решений.

Заключение

Роль

концертмейстера

в

работе

с

домристами

невозможно

переоценить. Он не только поддерживает исполнителя технически, но

и

помогает

в

создании

художественной

концепции

произведения.

Успешное

сотрудничество

концертмейстера

и

домриста

залог

выразительного,

целостного

и

профессионального

исполнения

музыкального произведения.



В раздел образования