Напоминание

Индивидуально-природные основы одарённости


Автор: Кончакова Ирина Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №7
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуально-природные основы одарённости
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 7»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Индивидуально-природные основы одарённости»

Подготовила:

преподаватель, концертмейстер

Кончакова И.А.

Курск – 2024

В

младшем

возрасте

очень

заметны

индивидуальные

различия

по степени умственного развития, по уровню умственных возможностей. Для нас

особый интерес будут представлять дети, резко выделяющиеся своим высоким

умственным уровнем (крайние случаи - интеллектуальные вундеркинды). Такие

дети обнаруживаются

в каждом

поколение. И не так уж это редко, когда

ребёнок очень быстро развивается в умственном отношении и при прочих равных

условиях далеко опережаетсверстников. Сама жизнь в этих случаях в острой и

яркой форме привлекает внимание к проблеме становления способностей и их

связи с возрастным развитием.

Выдающиеся в умственном отношении дети иногда бывают настолько

удивительными, их особенности указывают на такие огромные возможности

детства, что и достовернейшие сведения о них могут казаться невероятными. Но

они есть, эти "чудо-дети", далеко опережающие своих ровесников.

Издавна

наряду

с

восхищением

и

любованием

такими

детьми

сложилось, а затем стало преобладать весьма критическое, недоверчивое

отношение к ним. Само слово «вундеркинд» употребляется по большей части с

ироническим оттенком. Получили распространение взгляды, согласно которым

очень раннее умственное развитие - болезненное явление или результат

«натаскивания». Считалось будто бы установленным, что интеллектуальные

вундеркинды не сохраняют в дальнейшим своих дарований. Такое скептическое и

настороженное отношение к детям с ранним подъёмом умственных сил было

своего рода реакций на неумеренные восторги и имело реальные основания -

разочаровывающие

спады,

очень

заметные

случаи

несоответствия

между

«заявленным» в детстве и достигаемым в годы зрелости. Однако известно и

другое: немало выдающихся людей в самых разных областях деятельности были в

детстве рано созревшими. Очень рано может заявить о себе не только

специальный талант в области искусства (такие случаи широко известны), но и

собственно умственная одарённость. Основатель кибернетики. Н. Винер назвал

свою автобиографическую книгу так: «Бывший вундеркинд» (он в 12 лет

поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Интересно,

что почти все учёные, проявившие себя до 20 лет, были математиками (Паскаль,

Лейбниц,

Гаусс),

но

необыкновенно

ранние

проявления

выдающихся

способностей встречаются и в других областях науки и культуры. Вундеркиндом

считался, например, Виктор Гюго, который в 15лет получил почетный отзыв

Французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А.С. Грибоедова

или И.И. Мечникова в их детские годы. Грибоедов в 11лет поступил в

Московский университет, а в 15 лет уже окончил два отделения (словесное и

юридическое) философского факультета. У Мечникова любовь к природе

проявилась с детских лет. Едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике

и «читал лекции» своим братьям и другим детям. Он за два года окончил с

отличием Харьковский университет.

Ранние проявления умственных способностей не должны оставлять

равнодушными родителей, педагогов, общественность - ведь они могут указывать

на предпосылки подлинного таланта. В газетах время от времени появляются

характерные сообщения не только об очень юных пианистах, дирижёрах,

художниках, ставших лауреатами, о рекордсменах школьного возраста - пловцах

и гимнастах, но и о детях, которые выделяются своими умственными

возможностями - за один учебный год проходят по два-три класса, оканчивают

школу в12-13 лет и т.п.

Однако, пожалуй, только в музыке, рисовании и некоторых видах спорта,

где накоплен большой опыт воспитания одарённых детей, ранние достижение

воспринимаются как реальный залог успехов в дальнейшем. Что же касается

детей с необыкновенными для их возраста умственными проявлениями, то не

только в житейском представлении, но и для педагога-практика они нередко

кажутся чем-то сомнительным и как бы ненужным. Имеются определённые

основания считать, что ранний умственный подъём (если, разумеется, он

обусловлен особенностями самого ребенка, а не давлением со стороны

окружающих) – признак, во всяком случае,

благоприятный. Такие дети

независимо от того, разовьется ли социально значимый талант в том или другом

случае, конечно же, требуют к себе внимания.

Какие

они,

чем

замечательны

эти

дети?

Такие

дети

чаще

всего

обнаруживают свою необычность с 2-3 лет. Они неудержно тянутся к умственным

занятиям. К 3-4 годам (а некоторые и раньше) они умеют читать, считать, затем

нередко

увлекаются

какой-нибудь

областью

знания,

и

одно

увлечение

прекращается, только сменяясь другим. Такой ребёнок испытывает нужду в

умственной нагрузке - он радуется получаемым знаниям больше, чем лакомствам

и игрушкам. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств:

проблемы со сном (такие детиспят, как правило, значительно меньше обычных

детей), с едой и т.д. Начинаются трудности, связанные с повышенной

познавательной

активностью

одарённого

малыша

(сломанные

телефоны,

электроприборы, разобранные часы и швейные машинки и т.д.). Среди других

проблем, волнующих родителей одаренных детей - бесконечные вопросы,

которые задают эти дети, а также трудности, которое возникают у одарённых

детей на ранних этапах школьного обучения. Рано формируется зона его особых

интересов. На школьные предметы, у одарённого ребёнка просто не остаётся

нивремени, ни желания. Очень часто родители хотят видеть своего ребенка таким,

как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для

которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной».

Что же такое "одаренность" и как она проявляется в маленьком ребенке?

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный

запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность (« Она всё

замечает»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!»), отличная

память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»). У одарённых и

талантливых детей биохимическая иэлектрическая активность мозга повышена.

Их мозг отличается громадным «аппетитом» - да ещё и гаргантюанской

способностью «переваривать» интеллектуальную пищу. Одарённых детей в

раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно - следственные

связи и делать соответствующие выводы, обычно обладают отличной памятью,

способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт. Одаренные

дети с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть

не могут, когда им навязывают готовый ответ. Бурное умственное развитие,

чрезвычайность умственных возможностей такого ребёнка могут вызватьу

родителей, у дедушек и бабушек не только гордость, нои чувство тревоги. Вот

выдержка из одного письма:

«…Внука звать Алёша. Ему 3,5 года, но он уже 1,5 года тому

назад

научился читать и сейчас читает бегло. Особенно любит числа и удивительно их

запоминает. Помнит номер дома, квартиры и т.д. Безошибочно скажет время по

часами. В пределах 10 решает задачи мгновенно. Называем любое число месяца -

января, февраля, марта, и он скажет, какой день. Проверяем по календарю –

точно. Зачем ему такая мудрость? Что нам делать дальше?»

Вот другое письмо: «Моему сыну 5,5 года. В 2 года он научился читать. К 3

годам он настолько свободно и бегло читал, что стал читать не вслух, а про себя,

пробегая глазами. Тогда же он научился писать печатными буквами и пишет

довольно грамотно. В том же возрасте он стал легко решать задачи для второго и

третьего классов школы. С большим интересом стал «изучать»географию. Он

знает все материки, океаны, моря, реки, все страны мира, их столицы, население,

быстрои безошибочно находит всё это на карте. Из истории знает всех русских

царей и правителей, когда и с кем вела войны Россия, этапы французской

революции и т.д. Очень хорошо знаком с животным миром по книгам. У него

появилась страсть к систематизации. Он графит бумагу и заносит в графы (то по

континентам, по государственному устройству, то по алфавиту и др. признакам)

страны, столицы мира. У него огромная жажда знаний, просит учить его языкам,

забрасывает вопросами из области географии, истории, естествознания и

нередкоставит нас в тупик. Мы опасаемся, что такое количество знаний в таком

возрасте может повлиять на психику ребёнка. Я не знаю, как его дальше

воспитывать. Хочу добавить, что он очень живой и веселый мальчик, любит

побегать, поиграть, но охотнее всего возвращается к книгам».

Таких детей, поражающих воображение, уже неоднократно описывали в

психологической литературе, отечественной и зарубежной. Каждый такой

ребёнок, конечно, явление исключительное. И вместе с тем - не столь уже

редкостное.

С поступлением такого ребенка в школу необычайность его умственных

возможностей становится проблемой не только для семьи, но и для учителей.

Ведь удивительный темп его умственного развитие требует какого-то особого

подхода. Здесь пробуют разные варианты. Иногда ребенка принимают в школу на

один-два года раньше срока, иногда с наступлением школьного возраста

определяют сразу во второй или третий класс, иногда за один учебный год

ребёнок проходит программу 2-х, 3-х классов.

Одарённые дети опережают других в количестве и силе восприятия

окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они

больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут

следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак.

Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения

окружающих людей. Но такая способность к восприятию идёт бок о бок с

уязвимостью,

рождаемой

повышенной

чувствительностью.

Эти

дети

всё

воспринимают и на всё реагируют. Стрелы и камни ежедневного общения,

которые могут и не задеть обычного ребёнка, способны больно ранить

одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чём не

обвиняют. Родители должны с большой долей терпения и спокойствия

воспринимать эмоциональные перепады одарённого ребёнка. Таким детям

требуется помощь разобраться в том, что не все замечания относятся

непосредственно к ним. Ещё одно выдающееся свойство, часто отличаемое у

одарённых детей, - это громадное упорство в области их интересов. Ребёнок

бывает, поглощён своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в

течение нескольких дней, чего трудно ожидать от обычного ребёнка. Столь

высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному

стремлению

доводить

все

дело

до

полного

совершенства.

Повышенные

требования одарённого ребёнка часто приводят к тому, что собственную работу в

той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе

ненужную боль и переживания. Обязательно нужно поощрять за старание, даже

если результат далёк от желаемого, награждать за участие, а не только за победу.

Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь

заниматься только тем, в чём преуспевают. Одарённые дети обладают отличным

чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятие

смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников. Им недостаёт

эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

Весьма распространено мнение о вундеркинде как о физически слабом,

особенном ребёнке, маленьком старичке. Только в немногих случаях это

соответствует действительности. По отношению к большинству детей с ранним

умственным подъёмом такие представления - миф. Определённую информацию о

том, какие они, дети с признаками умственной одаренности, дало выполненное на

большом материале исследования американских психологов, начатые ещё в

начале 20-х годов под руководством Л. Термена. Тогда было отобрано около

полутора тысяч учеников, в возрасте от 6 до 12 лет, выдающихся по общему

умственному развитию и способностям к учению. Отбор производился как по

результатам тестирования, так и по характеристикам учителей. Затем дальнейшая

судьба детей прослеживалась на протяжении десятилетий. Оказалось, что такие

школьники в большинстве своём, вопреки некоторым ходячим представлениям,

не отличаются чрезмерной болезненностью, склонностью к нервным срывам;

наоборот, они оказывались чаще всего рослыми, здоровыми, во всех отношениях

полноценными детьми.

Самая общая, коренная психологическая особенность детей с ранним

развитием способностей при всём своеобразии ума и характера каждого из них -

высокая активность ума. Как известно, потребность деятельности - весьма

заметная особенность любого ребёнка. Однако различия между детьми в

склонности к умственному напряжению очень велики. Одарённым детям присущи

особенная сила и постоянство потребности в умственных занятиях. Иногда

родителей таких детей беспокоит то, о чём другие воспитатели, казалось бы,

могут только мечтать: ребёнок прочитывает все книги в доме; он поглощён

решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств и т.п.

Для одарённых детей умственная работа – это, прежде всего, увлекательное

упражнение. Они не знают, что такое скука. Они умеют с увлечением работать в

неблагоприятных условиях: во время шумной, весёлой перемены в школе, среди

громкого разговора дома.

Уровень

интеллектуального

развития

позволяет

одарённым

детям

анализировать особенное поведение, но в силу нормального возрастного

эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Учителя и

воспитатели одарённых детей часто отличают их стремление прерывать

собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания. Одна из

наиболее часто отличаемых неприятных черт одарённых детей - стремление

прервать собеседника. Порой они уже в курсе того о чём говорят, и готовы

завершить мысль собеседника за него. В каждом таком случае ребёнок, очевидно,

полагает, что и все другие слушатели, участвующие в данной беседе,

воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью. Нужно

помочь ребёнку научиться терпению - добродетели, которой одарённым детям

часто недостаёт. Другой стороной проблемы является поведение ребёнка на

уроке. Одарённый ребёнок всегда первым тянет руку в ответ на вопрос, заданный

учителем. Это частенько рождает некую отчуждённость одноклассников, и даже

раздражение

самого

учителя.

Нужно

объяснить

ребёнку,

что

учитель

догадывается, что он знает ответ и не спрашивает его первым, давая возможность

подумать остальным ученикам. Не нужно на это обижаться. Ещё один негативный

эпитет, который присваивается одарённым детям, - это " всезнайка". Сверстникам

кажется, что этот "умник" непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его

примечательные или остроумные замечания игнорируются.

Всем детям присуща сильная потребность в признании, общности с

коллективом.

Услышав

чей-нибудь

взволнованный

интересный

рассказ,

одарённый ребёнок в своём стремлении быть вместе со всеми часто хочет

поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что получается? Его

рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей

памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым

чувством юмора. Первый рассказчик уходит как бы в тень, считая, что второй

имел единственную цель - продемонстрировать своё превосходство. В результате

одарённый ребёнок наталкивается на отчуждение. Здесь уместно вспомнить одну

историю. Талантливый 4- летний мальчик в ответ на вопрос психолога о том, кто

его лучшие друзья, назвал несколько взрослых мужчин - друзей своего отца.

Перевод ребёнка в школу для одарённых детей при нью-йоркском колледже

Хантера принёс желаемые перемены: он смог учиться и играть с аналогичными

детьми. Стремление к автономии

и индивидуализм здесь уравновешиваются

потребностью в сообществе и сопричастности.

Никто не хочет ощущать себя настолько отличным от других, чтобы нигде

не

находить

себе

места.

Окружение

часто

заставляет

одарённых

детей

чувствовать себя странными, «не такими, как все». Происходит это именно из-за

их особых дарований. Очень важна поддержка, как родителей, так и учителей.

Необходимо создавать специальные программы для одаренных детей, педагогам и

родителям учитывать проблемы таких детей:

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется от того, что

учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребенка. Нарушения в

поведении одаренных детей могут появиться потому, что учебный план не

соответствует их способностям.

2.

Игровые интересы. Одарённым детям нравится сложные игры и

неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно

задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные

верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для

среднего ребёнка.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным

развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми

старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как

они уступают последним в физическом развитии.

5.

Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей

характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не

достигнув высшего уровня.

6.

Потребность

во

внимании

и

взрослых.

В

силу

природной

любознательности

и

стремления

к

познанию

одарённые

дети

нередко

монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает

трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого

внимания.

7. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью

относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут

отталкивать

окружающих

замечаниями,

выражающими

презрение

или

нетерпение.

Когда речь заходит о составлении специальных учебных программ для

одарённых детей, часто возникает следующий вопрос: " Какого ребёнка считать

одарённым?". Учёные приходят к следующему определению: одарёнными и

талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных

специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие

достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

Перспективы таких детей определяются уровнем их достижения и (или)

потенциальными

возможностями

в

одной

или

нескольких

сферах:

интеллектуальной;

академических достижений;

творческого или продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественной деятельности;

двигательной.

Разумеется, ни один одарённый или талантливый ребёнок не похож на

другого, но приводимые ниже 6 областей или сфер одаренности охватывают

способности большей части детей.

1.

Интеллектуальная сфера. Ребёнок отличается остротой мышления,

наблюдательностью и исключительной

памятью, проявляет выраженную и

разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное

занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли,

демонстрируют способности к практическому приложению знаний, знает многое,

о чём его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к

решению задач.

2.

Сфера академических достижений.

Чтение: часто выбирает своим

занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические

структуры;

подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго

удерживать в памяти символы, буквы и слова, проявляет необыкновенный интерес

к написанию имён, букв и слов, демонстрирует умение читать.

Математика:

проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, демонстрирует легкость

восприятии и запоминании цифр и знаков, с легкостью выполняет операции

сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или

денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не

имеющих отношение к математике. Естествознание: внимателен к предметам и

явлениям, интерес и способности к классификации, часто задает вопросы о

происхождениях или функциях предметов, проявляет большой интерес к

естественнонаучным опытам и экспериментам, демонстрирует опережающее его

возраст понимание причинно-следственных связей.

3. Творчество. Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с

головой

уходить

в

интересующее

его

занятие,

демонстрирует

высокую

продуктивность или интерес к множеству разных вещей; часто делает всё по-

своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании

материалов и идей: способен по-разному подойти к проблеме и использованию

материалов; способен находить оригинальный результат; склонен к завершенности

и точности художественно-прикладных занятиях и играх.

4.

Общение и лидерство. Легко приспосабливается к новым ситуациям;

сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей; имеет тенденцию

руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими

детьми и с взрослыми; проявляет инициативу, ответственность берёт на себя;

другие дети часто обращаются к нему за помощью.

5.

Сфера

художественной

деятельности.

Изобразительное

искусство:

проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших

деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или

лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально

использует средство художественной выразительности; экспериментируют с

использованием традиционных материалов; особенно строит композицию картин

или рисунков, работы оригинальны, индивидуальны. Музыка: ребёнок проявляет

необыкновенный интерес к музыкальным знаниям; реагируют на характер и

настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнаёт знакомые

мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух

нот выше или ниже.

6.

Двигательная сфера. Ребёнок обладает хорошей зрительно-моторной

координацией. Любит движение (бег, прыжки, лазание), прекрасно удерживает

равновесие (на бревне, трамплине), прекрасно владеет телом при маневрировании

(стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление); для своего

возраста обладает исключительной физической силой.

Суммируя, можно сказать, что в целом одарённые дети обладают

преимуществами почти по всем параметрам развития. Более приспособлены в

эмоциональном и социальном плане они легче учатся в школе и лучше усваивают

материал, более здоровые и высокие, чем средний ребёнок. Период концентрации

внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более

способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и

зубрёжке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и

независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны,

любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки

к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее

реагируют на несправедливость.

В сферах, отвечающих их одарённости, такие дети не только достигают

уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и

результаты

их

деятельности

имеют

уникальный

характер.

Ни у кого не вызывает сомнения, что процесс цивилизации зависит от

исключительно одарённых людей!

Библиография

1. Лейтес Н. Дети с ранним развитием способностей|| Популярная психология:

Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов| сост. Мироненко

В.В. - М: Просвещение, 1990-325-334с.

2. Одарённые дети: Пер. с англ. |Общая редакция Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М.

- М.: Прогресс, 1991- 376 с.



В раздел образования