Напоминание

Функциональная грамотность и ее формирование на уроках математики в начальных классах


Автор: Наталья Витальевна Пахомова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Паньковская основная общеобразовательная школа» Орловского муниципального округа
Населённый пункт: д. Паньково, Орловского муниципального округа, Орловской области
Наименование материала: Методический материал
Тема: Функциональная грамотность и ее формирование на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Функциональная грамотность и ее формирование

на уроках математики в начальных классах

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и

писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из

важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки

простых умений-навыков читать - писать и постепенно начинает включать

более широкие сферы общественной и культурной жизни.

Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и

стратегических

задач

нашей

страны.

В

указе

Президента

Российской

Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из

10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно

внедрять «методики и технологии, обеспечивающие освоение обучающимися

базовых навыков и умений».

Функциональная грамотность

– это способность человека вступать в

отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и

функционировать в ней.

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей

нужно учить ориентироваться в ней.Функциональная грамотность сегодня —

это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим

миром.

Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и

жизненные задачи.

Способностью строить социальные отношения.

Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей

грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Виды функциональной грамотности

1.Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию

учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать,

использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в

повседневной

жизни.

Читательская

грамотность

это

базовый

навык

функциональной грамотности.

2. Математическая грамотность - это способность формулировать,

применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она

включает

математические

рассуждения,

использование

математических

понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и

предсказать явления.

3. Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать

активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными

науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

4. Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и

финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые

для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,

способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,

а также возможности участия в экономической жизни.

5. Глобальные компетенции - это способность смотреть на мировые и

межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать,

как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления

о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном

взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на

основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

6. Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в

процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на

получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания,

и/или эффектного выражения воображения.

III.Одним

из

направлений

функциональной

грамотности

являетсяматематическая грамотность.

«Математическая грамотность – это способность

индивидуума

проводить математические рассуждения

и

формулировать,

применять,

интерпретировать математику для

решения

проблем

в

разнообразных

контекстах реального мира.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности

младшего

школьника

очень

велик.

Она

влияет

на

информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность,

информацию

общекультурной

направленности.

Знания

математики

используются на уроках технологии, окружающего мира.

Математическая

функциональная

грамотность –

это

комплекс

трех

компонентов:

1-й компонент математической грамотности:

-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать

учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые

требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ

на вопрос ученика: «А зачем мне

математика нужна?». Поэтому на уроке

важный

момент –

проанализировать

ситуацию,

которая

стимулирует

потребность и желание изучать математику.

2-й компонент математической грамотности –

- способность устанавливать математические отношения и зависимости,

работать с математической информацией: применять умственные операции,

математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с

практической деятельностью человека.

3-й компонент математической грамотности –

- владение математическими фактами (принадлежность, истинность),

использование математического языка для решения учебных задач, построения

математических суждений, на примере семейно-практического содержания

(ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

IV.Ориентиром

для

нас

является

стандарт

начального

общего

образования.

Цель учителя: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и

применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и

на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы,

используемые

педагогом,

должны

быть

направлены

на

развитие

познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена

на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, на развитие его

функциональной грамотности.

Наша

задача

сегодня

через

содержание

учебного

материала,

через

построение урока найти то направление, которое приведет к достижению

хорошего уровня функциональной математической грамотности.

В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач.

Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных

с реальной жизнью, особенно в

3-4 классе, когда

от ребят требуется

применение практических действий. Материал для задач можно брать и в

окружающей нас жизни. Следовательно, такие задачи учитель может сам

проектировать.

Задачи

на

формирование

математической

грамотности

младших

школьников я применяю на этапах – изучение нового материала, закрепление

полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваюсь от раздела и темы

урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на

1-й

компонент

математической

грамотности

понимание

учеником

необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных

задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь

домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных

учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических

знаний, умений.

2-й компонент математической грамотности использую при изучении

тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».

При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание,

умножение и деление)»,

я применяю 3-й компонент математической

грамотности

-

владение

математическими

фактами

(принадлежность,

истинность), использование математического языка для решения учебных

задач,

построения

математических

суждений,

на

примере

семейно-

практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).

Используемые формы работы над задачей

1. Анализ решенной задачи.

Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения

задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач различными способами.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от

данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно

представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации.

Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с

помощью чертежа, рисунка.

Например:

-Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже

Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.

Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке

приходили гости? (обозначь на отрезке)

) с помощью рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

Составить задачу:

используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше,

на столько меньше; решаемую в 1, 2, 3 действия;

по данному ее плану решения, действиям и ответу;

по выражению.

6. Решение задач с недостающими данными.

Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во

втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

7. Изменение вопроса задачи.

У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что

означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются

ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим

действием.

И другие

VI. Нестандартные задачи.

Как

показывает

опыт,

в

младшем

школьном

возрасте

одним

из

эффективных способов развития мышления является решение школьниками

нестандартных логических задач.Нестандартные задачи требуют повышенного

внимания

к

анализу

условия

и

построения

цепочки

взаимосвязанных

логических рассуждений.

На этапе актуализации знаний, я предлагаю ребятам решить логические

задачки, направленные на формирование математической грамотности. Такие

задания я называю «Задачи с крючком». Решение таких задач занимает от

минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времени урока вполне

рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся, все

ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными видами

логических задач, тем самым пополняется запас заданий по математической

грамотности.

Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся

неизвестен, то есть учащиеся не знают заранее ни способов решения, ни того,

на какой учебный материал опирается решение.

Виды нестандартных задач:

1. Логические задачи - это такие задачи, для решения которых, как правило,

не требуется выполнение вычислений, а используются лишь логические

рассуждения.

- задачи на переливание;

- задачи на взвешивание;

- задачи на переправы;

- задачи на разъезды;

- задачи на дележи;

- задачи на соответствие и порядок;

- истинностные задачи;

- задачи на распиливание, разрезание;

- задачи на принцип Дирихле.

2.

Геометрические

задачи- геометрические головоломки, геометрия в

пространстве, геометрия на клетчатой бумаге.

3. Нестандартные арифметические задачи – это текстовые задачи, в которых

требуется найти значение некоторой величины с помощью арифметических

действий над числами и для которых в курсе математики начальной школы нет

общих правил и положений, определяющих решение.

4. Комбинаторные задачи - это задачи, требующие осуществления перебора

всех возможных вариантов или подсчета их числа.

5.

Простейшие задачи вероятностного содержания. Это задачи

на

классификацию событий, задачи об исходах в испытаниях.

Методы решения нестандартных задач

Арифметический

Алгебраический

Графический и практический

Подбора

Последовательного и упорядоченного перебора

Метод предположения ответа

Этапы работы над задачей

1. анализ текста задачи

2. поиск решения (разбор решения и составление плана решения)

3. осуществление плана решения

4. проверка решения задачи

Приведу примеры нестандартных задач, геометрических, комбинаторных и

др., ответ на которые необходимо логически обосновать:

В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному изэтих

попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться?

-Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по

3 кубика? Нарисуй.

-На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в

порядке возрастания, т. е. каждая следующая цифра больше предыдущей.

Вторая цифра в этом пароле — «3», пятая — «6».

Какая цифра в пароле идёт третьей?

-Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного

крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

Задачи практической направленности (их мы встречаем в ВПР)

-В магазине продаются бакалейные товары в упаковках. На рисунке

показаны цены.

Сколько всего рублей надо заплатить за две упаковки риса и одну упаковку

кукурузной крупы? Запиши решение и ответ.

Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей,

отсутствующих на занятиях было

-Соня написала сочинение «Наш посёлок».

Есть ли в вашем посёлке улица с названием Хвост? А у нас есть улица

Хвост. Она извивается как хвост у сердитой кошки. Она проходит между

безымянным озером и небольшим сырым лесочком, где растут берёзы и осины.

Лесок тоже безымянный. Бабушка говорит: «Пойдём, Соня, в лес, на хвост

наступим». Я всегда смеюсь.

Если встать на улице Хвост лицом к озеру, то слева будет Липская улица,

а справа — Заводская улица. Липская улица проходит мимо леска и сразу

пересекается с Хвойной улицей. Удивительно — в лесу ни одной сосны, а улица

Хвойная. Говорят, раньше были сосны, но потом лиственный лес их задавил.

Хвойная пересекается с Заводской и затем с Огородным шоссе. Огородное

шоссе специально построили в объезд посёлка. Там теперь много машин, а

наша

Заводская

стала

тихой.

Около озера Заводская пересекается с Хвостом, а затем с улицей Вечной,

которая проходит за озером. Вечная улица мне нравится. Она немного

загадочная: идёт в одну сторону к Липской, а с другой стороны пересекается

и с Заводской улицей, и с Огородным шоссе и идёт дальше, но туда я ни разу

ещё не ходила. Как-нибудь схожу, а потом напишу, что там.

Прочти сочинение и рассмотри план. Пользуясь описанием, которое дала

Соня, надпиши названия всех улиц и шоссе на плане.

Допиши единицы измерений:

площадь школьного пенала прямоугольной формы 130

длина дорожки 60

площадь кухни 15

высота окна 149

длина гвоздя 150

высота дома 25

рост школьника 1450

VII. Заключение

Нестандартные

задачи

призваны

пробудить

у

учащихся

интерес

к

математике.

А заинтересованный занимательными задачами ученик начинает увлекаться

математикой и переносит интерес к ней и на скучные разделы, неизбежные в

каждом предмете.

В конечном счете, это способствует быстротеи глубине усвоения, прочности

знаний



В раздел образования