Автор: Наталья Витальевна Пахомова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Паньковская основная общеобразовательная школа» Орловского муниципального округа
Населённый пункт: д. Паньково, Орловского муниципального округа, Орловской области
Наименование материала: Методический материал
Тема: Функциональная грамотность и ее формирование на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование
Функциональная грамотность и ее формирование
на уроках математики в начальных классах
До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и
писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)
В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из
важнейших показателей уровня социального развития государства и общества.
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки
простых умений-навыков читать - писать и постепенно начинает включать
более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и
стратегических
задач
нашей
страны.
В
указе
Президента
Российской
Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из
10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно
внедрять «методики и технологии, обеспечивающие освоение обучающимися
базовых навыков и умений».
Функциональная грамотность
– это способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней.
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей
нужно учить ориентироваться в ней.Функциональная грамотность сегодня —
это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим
миром.
Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и
жизненные задачи.
Способностью строить социальные отношения.
Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Виды функциональной грамотности
1.Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию
учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать,
использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в
повседневной
жизни.
Читательская
грамотность
–
это
базовый
навык
функциональной грамотности.
2. Математическая грамотность - это способность формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она
включает
математические
рассуждения,
использование
математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления.
3. Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
4. Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и
финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые
для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,
а также возможности участия в экономической жизни.
5. Глобальные компетенции - это способность смотреть на мировые и
межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать,
как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления
о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном
взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на
основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
6. Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в
процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания,
и/или эффектного выражения воображения.
III.Одним
из
направлений
функциональной
грамотности
являетсяматематическая грамотность.
«Математическая грамотность – это способность
индивидуума
проводить математические рассуждения
и
формулировать,
применять,
интерпретировать математику для
решения
проблем
в
разнообразных
контекстах реального мира.
Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности
младшего
школьника
очень
велик.
Она
влияет
на
информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность,
информацию
общекультурной
направленности.
Знания
математики
используются на уроках технологии, окружающего мира.
Математическая
функциональная
грамотность –
это
комплекс
трех
компонентов:
1-й компонент математической грамотности:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать
учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые
требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ
на вопрос ученика: «А зачем мне
математика нужна?». Поэтому на уроке
важный
момент –
проанализировать
ситуацию,
которая
стимулирует
потребность и желание изучать математику.
2-й компонент математической грамотности –
- способность устанавливать математические отношения и зависимости,
работать с математической информацией: применять умственные операции,
математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с
практической деятельностью человека.
3-й компонент математической грамотности –
- владение математическими фактами (принадлежность, истинность),
использование математического языка для решения учебных задач, построения
математических суждений, на примере семейно-практического содержания
(ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
IV.Ориентиром
для
нас
является
стандарт
начального
общего
образования.
Цель учителя: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и
применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и
на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы,
используемые
педагогом,
должны
быть
направлены
на
развитие
познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена
на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, на развитие его
функциональной грамотности.
Наша
задача
сегодня
через
содержание
учебного
материала,
через
построение урока найти то направление, которое приведет к достижению
хорошего уровня функциональной математической грамотности.
В начальной школе нужно научить решать около 40 видов различных задач.
Я работаю по программе «Школа России». В учебнике много задач, связанных
с реальной жизнью, особенно в
3-4 классе, когда
от ребят требуется
применение практических действий. Материал для задач можно брать и в
окружающей нас жизни. Следовательно, такие задачи учитель может сам
проектировать.
Задачи
на
формирование
математической
грамотности
младших
школьников я применяю на этапах – изучение нового материала, закрепление
полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваюсь от раздела и темы
урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираюсь на
1-й
компонент
математической
грамотности
–
понимание
учеником
необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных
задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь
домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных
учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических
знаний, умений.
2-й компонент математической грамотности использую при изучении
тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».
При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание,
умножение и деление)»,
я применяю 3-й компонент математической
грамотности
-
владение
математическими
фактами
(принадлежность,
истинность), использование математического языка для решения учебных
задач,
построения
математических
суждений,
на
примере
семейно-
практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
Используемые формы работы над задачей
1. Анализ решенной задачи.
Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения
задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от
данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно
представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации.
Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с
помощью чертежа, рисунка.
Например:
-Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже
Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке
приходили гости? (обозначь на отрезке)
) с помощью рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
Составить задачу:
используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше,
на столько меньше; решаемую в 1, 2, 3 действия;
по данному ее плану решения, действиям и ответу;
по выражению.
6. Решение задач с недостающими данными.
Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во
втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
7. Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что
означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются
ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим
действием.
И другие
VI. Нестандартные задачи.
Как
показывает
опыт,
в
младшем
школьном
возрасте
одним
из
эффективных способов развития мышления является решение школьниками
нестандартных логических задач.Нестандартные задачи требуют повышенного
внимания
к
анализу
условия
и
построения
цепочки
взаимосвязанных
логических рассуждений.
На этапе актуализации знаний, я предлагаю ребятам решить логические
задачки, направленные на формирование математической грамотности. Такие
задания я называю «Задачи с крючком». Решение таких задач занимает от
минуты до трех минут, но я считаю, такое использование времени урока вполне
рациональным, так как при этом активизируется внимание учащихся, все
ребята вовлекаются в учебный процесс, они знакомятся с различными видами
логических задач, тем самым пополняется запас заданий по математической
грамотности.
Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся
неизвестен, то есть учащиеся не знают заранее ни способов решения, ни того,
на какой учебный материал опирается решение.
Виды нестандартных задач:
1. Логические задачи - это такие задачи, для решения которых, как правило,
не требуется выполнение вычислений, а используются лишь логические
рассуждения.
- задачи на переливание;
- задачи на взвешивание;
- задачи на переправы;
- задачи на разъезды;
- задачи на дележи;
- задачи на соответствие и порядок;
- истинностные задачи;
- задачи на распиливание, разрезание;
- задачи на принцип Дирихле.
2.
Геометрические
задачи- геометрические головоломки, геометрия в
пространстве, геометрия на клетчатой бумаге.
3. Нестандартные арифметические задачи – это текстовые задачи, в которых
требуется найти значение некоторой величины с помощью арифметических
действий над числами и для которых в курсе математики начальной школы нет
общих правил и положений, определяющих решение.
4. Комбинаторные задачи - это задачи, требующие осуществления перебора
всех возможных вариантов или подсчета их числа.
5.
Простейшие задачи вероятностного содержания. Это задачи
на
классификацию событий, задачи об исходах в испытаниях.
Методы решения нестандартных задач
Арифметический
Алгебраический
Графический и практический
Подбора
Последовательного и упорядоченного перебора
Метод предположения ответа
Этапы работы над задачей
1. анализ текста задачи
2. поиск решения (разбор решения и составление плана решения)
3. осуществление плана решения
4. проверка решения задачи
Приведу примеры нестандартных задач, геометрических, комбинаторных и
др., ответ на которые необходимо логически обосновать:
В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному изэтих
попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться?
-Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по
3 кубика? Нарисуй.
-На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в
порядке возрастания, т. е. каждая следующая цифра больше предыдущей.
Вторая цифра в этом пароле — «3», пятая — «6».
Какая цифра в пароле идёт третьей?
-Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного
крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
Задачи практической направленности (их мы встречаем в ВПР)
-В магазине продаются бакалейные товары в упаковках. На рисунке
показаны цены.
Сколько всего рублей надо заплатить за две упаковки риса и одну упаковку
кукурузной крупы? Запиши решение и ответ.
Учителем составлен график пропусков уроков. Наибольшее число детей,
отсутствующих на занятиях было
-Соня написала сочинение «Наш посёлок».
Есть ли в вашем посёлке улица с названием Хвост? А у нас есть улица
Хвост. Она извивается как хвост у сердитой кошки. Она проходит между
безымянным озером и небольшим сырым лесочком, где растут берёзы и осины.
Лесок тоже безымянный. Бабушка говорит: «Пойдём, Соня, в лес, на хвост
наступим». Я всегда смеюсь.
Если встать на улице Хвост лицом к озеру, то слева будет Липская улица,
а справа — Заводская улица. Липская улица проходит мимо леска и сразу
пересекается с Хвойной улицей. Удивительно — в лесу ни одной сосны, а улица
Хвойная. Говорят, раньше были сосны, но потом лиственный лес их задавил.
Хвойная пересекается с Заводской и затем с Огородным шоссе. Огородное
шоссе специально построили в объезд посёлка. Там теперь много машин, а
наша
Заводская
стала
тихой.
Около озера Заводская пересекается с Хвостом, а затем с улицей Вечной,
которая проходит за озером. Вечная улица мне нравится. Она немного
загадочная: идёт в одну сторону к Липской, а с другой стороны пересекается
и с Заводской улицей, и с Огородным шоссе и идёт дальше, но туда я ни разу
ещё не ходила. Как-нибудь схожу, а потом напишу, что там.
Прочти сочинение и рассмотри план. Пользуясь описанием, которое дала
Соня, надпиши названия всех улиц и шоссе на плане.
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 130
длина дорожки 60
площадь кухни 15
высота окна 149
длина гвоздя 150
высота дома 25
рост школьника 1450
VII. Заключение
Нестандартные
задачи
призваны
пробудить
у
учащихся
интерес
к
математике.
А заинтересованный занимательными задачами ученик начинает увлекаться
математикой и переносит интерес к ней и на скучные разделы, неизбежные в
каждом предмете.
В конечном счете, это способствует быстротеи глубине усвоения, прочности
знаний