Автор: Елена Алексеевна Сюксюмова
Должность: учитель - логопед,учитель музыки
Учебное заведение: учитель - логопед,учитель музыки и МХК,учитель истории и обществознания
Населённый пункт: р.п.Мулловка, Мелекесский р-он, Ульяновская область
Наименование материала: статья (в рамках консультации для родителей)
Тема: Шесть проблем с речью у первоклассников
Раздел: начальное образование
Консультация учителя-логопеда МБОУ СШ № 1 р.п. Мулловка Сюксюмовой
Елены Алексеевны
для родителей
Тема: «Шесть проблем с речью у первоклассников»
№
слайд
читать
1
Шесть проблем
с речью
первоклассника
-
2
3
Картинка
ребенка
Благополучие ребенка в школе зависит от многих факторов.
И не последнюю роль здесь играет уровень развития речи
первоклассника.
Основой школьного обучения является хорошее владение
письменной речью (писать/читать) - прочитать и понять
задание, записать важную информацию, запомнить и
воспроизвести.
Формирование этих умений не всегда дается детям легко.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью
овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно
развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно
строить предложения.
Однако не у всех процесс овладения речью происходит
одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у
детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающий
нормальный ход её развития .
4
Особенности устной речи первоклассника, которые могут мешать обучению в
школе:
51.
1.Нарушение
произношения и
невнятная
речь
Эти недостатки не всегда удается преодолеть в дошкольном
возрасте. -Звук есть в потоке речи, но произносится
искаженно (например, горловой Р)
-звук заменяется на другой (напр., Р на Л, Ш на С). Такое
произношение обязательно проявится на уроках русского языка
и чтения.
Напр., вместо «Маша ест суп» ребенок может написать «Маса
ешт суп».
И это совсем не из-за невнимательности.
Причина – в нарушении фонематического слуха.
- При общей нечеткости, смазанности речи, обусловленной
наличием дизартрии (диагноз ставится логопедом и
неврологом), возможны аналогичные проблемы.
6
2.Скудный
словарный запас
С объемом словарного запаса связано не только умение точно и
ярко изложить свою мысль, но и понимание речи.
Напр.: Представьте, что вы читаете ребенку сказку с
большим количеством непонятных слов. Сначала вы
пытаетесь объяснять ребенку непонятные слова, а некоторые
пропускаете в надежде, что малыш поймет смысл
услышанного по контексту. Но незнакомых слов так много,
что ребенок не в состоянии уловить общий смысл сказки. Он
начинает терять интерес, отвлекаться… Сеанс чтения
провален. В чем причина?
Словарный запас ребенка значительно беднее того, который
используется в сказке. Это мешает восприятию текста и делает
практически невозможным его понимание и запоминание. А
что если вместо сказки ученик слушает объяснение
учительницы на уроке? Непонятные моменты накапливаются.
А ведь на их базе основана дальнейшая работа.
7
3.Нарушение
слоговой
структуры
сложных слов
Отмечаются особенности произнесения длинных слов:
переставляют слоги местами, пропускают слоги, добавляют
лишние («висипед» - три слога вместо четырех в слове «ве-ло-
си-пед»). То же самое может происходить с отдельными
звуками внутри слов (вместо слова «космонавт» ребенок
говорит «москонавт», вместо «медведь» - «медедь»). К
школьному возрасту такие нарушения должны уйти из устной
речи.
Единичные случаи ошибок, которые можно назвать
«индивидуальной особенностью» ребенка, легко исправляются
путем привлечения внимания школьника к правильному
произношению. А вот регулярные и многочисленные ошибки
такого рода требуют длительной работы с логопедом (в
идеале еще до школы).
!!! Нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов
неизбежно ведет к ошибкам: первоклассник диктует себе слово
и пишет так, как произносит, то есть искажая слово.
8
4.Грамматические
ошибки
Нарушения грамматического строя речи проявляются в
неправильном согласовании слов с помощью окончаний и
предлогов («лежит на столУ»), неправильном изменении слов
по родам, падежам и числам («пять карандашов»), ошибках в
образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов
(«соглашиваюсь с тобой» - «соглашаюсь с тобой»).
Поскольку при написании дети сначала шепотом, а потом
мысленно диктуют себе, то грамматические ошибки устной
речи будут перекочевывать в тетради и иметь системный
стойкий характер ошибок. А, это уже повод насторожиться! В
таком случае потребуется консультация логопеда.
9
5.
Низкий
уровень развития
связной речи
Насколько развита связная речь ребенка становится понятно из
его рассказа о событии или книге. Удается ли ребенку
передать смысл, не пропуская ключевые эпизоды, легко ли он
подбирает слова?
Связную речь необходимо развивать с раннего возраста, когда
ребенок уверенно начинает говорить предложениями.
Если у ребенка нет нарушений речи, то с такой задачей
справляются и родители, ежедневно беседуя и демонстрируя
пример собственных высказываний. А вот развитием связной
речи у детей с ОНР,ТНР занимается логопед на коррекционных
занятиях в течение 2-3 лет.
Умение связно рассказывать пригодится на всех школьных
уроках для воспроизведения прочитанной или услышанной
информации (при проверке домашнего задания по устным
предметам, при пересказах по чтению, при записи изложений
на уроках русского языка).
10
6.
Плохое
запоминание
стихотворных
текстов
Если ребенок плохо запоминает стихи, родители всегда об этом
знают. Обычно проблема обнаруживается еще в раннем
детстве. Плохое запоминание во многих случаях является
следствием нарушения слухоречевой памяти.
(Часто дети с низким уровнем запоминания впоследствии
оказываются в кабинете логопеда или в логопедической группе,
потому что такую особенность имеют все дети ОНР 3-4
уровня).
Дети с низкой слухоречевой памятью не могут до конца
запомнить предложение, которое диктует учитель, не в
состоянии записать домашнее задание, если не видят его на
доске.
Низкий объем запоминания, быстрое стирание из памяти
услышанной информации требует от ребенка дополнительных
усилий на припоминание, которые не всегда дают эффект.
Слухоречевая память очень важна для обучения и требует
развития.
11
Экран экспресс – диагностики звукопроизношения учащихся 1 класса
12
Недостатки
устной речи
отражаются
- на письме и в чтении (делают письмо неграмотным,
затрудняют понимание прочитанного),
-
сказываются на оценках за письменные работы и чтение
уже в начальной школе
-
в итоге, ведут к школьной дезадаптации, так как
подрывают веру в успех у ученика.
Зачастую речевые ошибки сигналят о необходимости
посещения логопеда. Может, было упущено время в
дошкольном возрасте, когда можно было скорректировать
речь.
Но, мы помним, что лучше поздно, чем никогда!
Сомневаетесь? Посоветуйтесь с логопедом.
И успехов в школе вашим деткам!