Напоминание

"Слова-названия предметов разного рода" урок русского языка 2 класс ПНШ


Автор: Кондратьева Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "гимназия № 38"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Слова-названия предметов разного рода" урок русского языка 2 класс ПНШ
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:
Слова-названия предметов разного рода

Форма организации урока:
 тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями;  целевое назначение: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решен я учебных задач;  оценка результативности обучения: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Цели урока:
1.
Достижение предметных результатов:
1. различать изменяемые и неизменяемые слова; 2. находить значимые части слова (окончание); 3. выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания); противопоставлять слова имеющие окончания, словам без окончаний. 2.
Формирование УУД:
1. формирование личностных УУД (учебная мотивация); 2. формирование познавательных УУД (формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации; применение и представление информации; оценка достоверности получаемой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями); 3)формирование регулятивных УУД (в области контроля и самоконтроля -понимать, что модно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; научится проверять выполненную работу , используя правило и словари); 4) формирование коммуникативных УУД (коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)-учет позиции собеседника.
Оборудование:
Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс: учебник: в 3 ч.; часть 1; Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс: учебник: в 3 ч.; часть 2; Тетради; Карточки; Листочки трёхцветные; 1
Плакаты
Основные этапы урока

Дидактическая

задача

Содержание, вид учебной деятельности

Формирование

регулятивных УУД
1.
Организационный

момент
Организация направленного внимания на начало учебного занятия Приветствие. Этический заряд: -Прозвенел звонок весёлый. Тише: ротик на замок- Начинается урок. -Скажите, какой девиз у нас, ребята. -Мы умные, мы дружные, Мы внимательные, мы старательные, Мы отлично учимся- Всё у нас получится! Саморегуляция
2.

Актуализация
Создание ситуации необходимости получения новых знаний . -На уроках мы всегда определяем тему и цели урока, работаем по плану. -Найдите рабочую страницу в учебнике. (с.60) -Какой это урок: продолжение начатой темы или открытие новых знаний? -Ребята, вот второй месяц осени хозяйничает вокруг. Он заглянул к нам на урок в виде игристого ветерка и оставил свои следы. Например, в этом задании слова разлетелись и легли вот так. Найдите, какое слово лишнее в каждой группе и обоснуйте свой ответ:
1.
Озеро, масло, мыло, слово, лапа
2.
Ложка, зима, поле, будка, утка
3.
Директор, берёза, бокал, сад, уж -Догадались ли вы, что будем повторять на уроке? (Род существительных и их окончания). Это и есть тема нашего урока 1.Умение следовать инструкции 2.Умение удерживать учебную задачу 2

3.

Постановка цели

урока
Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме - Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке? Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
4.

Минутка

чистописания
Развитие каллиграфически х навыков -С чего начинаем каждый урок русского языка? -А для чего нам нужно чистописание? На доске: он она оно - На прошлом уроке мы повторили написание букв Оо. -Сегодня пропишите слова со строчной буквой о. - Какие здесь вы видите соединения? -Напишите слова до конца рабочей строки.
5.

Словарная работа
Обогащение тезауруса детей. Развитие орфографической зоркости. Словарная работа: -Что следует после минутки чистописания? -Ветерок также разбросал слова и здесь, нам нужно расположить их в определённом порядке. -Какое бы вы дали задание себе и товарищам? (Расположить слова по алфавиту) -Расположите слова в алфавитном порядке, подчеркни все опасные места - орфограммы. Будьте внимательны: На доске:Арбуз, газета, блюдце, вокзал, девочка, пальто.(работа в тетради) - Где нам нужен алфавит? (В словарях). Пригодится сегодня. 3
- Одинакового ли рода все слова? (Слова разного рода) - Какие слова помощники мы используем для определения рода существительных? (ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ)- (памятка на доске): -Обозначьте род существительных простым карандашом над словами. -Назовите слова женского рода (газета, девочка) -Слова среднего рода (блюдце, пальто) -Слова мужского рода (арбуз, скворечник)
6.

Работа с

предложением
- Маша считает, что среди этих слов есть лишнее. А как вы думаете? (Да, пальто) -Почему? ( Оно неизменяемое - слово-иностранец, нет окончания) -Придумайте предложение со словом пальто (ответы детей) -А Маша придумала вот такие предложения: Маша надела новое пальто. Я пошёл гулять без пальто. Два пальто висят на вешалке. СЛАЙД - Запишите одно предложение с этим словом. -Подчеркните опасные места.
7.

Работа в парах
Смена видов деятельности Карточка: Ребята 1 варианта выпишут неизменяемые слова, а ребята 2 варианта - все остальные: Эскимо, желе, молоко, топор, лото, метро, мороз, шимпанзе, лопата, линейка. Как можно назвать по–другому слова, которые выписал ты? Коммуникативные УУД (умение сотрудничать) 4

8.

Динамическая пауза
-Как показать это письменно? (подчеркнуть основы и окончания) Физминутка 1. СЛАЙД- разминка для глаз 2.Называю слова разного рода. 1ряд хлопки на слова Ж.Р., 2 ряд –М.Р., 3 ряд- Ср.Р. Россия, сердце, солнце, урок, учебник, мама, папа, дитё, тетрадь, полотенце, Валя, золото, Женя. 9.
Первичное

восприятие и

усвоение нового

теоретического

материала
Смена видов деятельности Откройте учебник - Сравните в упр. 37 слова в парах. -Что означает слово «пыл»? Проверь себя по толковому словарю (стр.122) -Слово «мель»- мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря… -Какого рода первое слово в каждой паре? -Докажите, что у них нулевые окончания. - Какого рода второе слово в каждой паре? -Докажите, что у них тоже нулевые окончания. -Почему последние буквы в словах «мел» и «мель» записаны звуками? -Какое открытие мы сделали, работая над упражнением?
-У слов женского рода тоже могут быть нулевые

окончания! Если в других формах появляются

окончания, значит в самой первой (начальной)

форме у этих слов нулевое окончание.
1.Умение следовать инструкции. 2.Умение удерживать учебную задачу. 3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время) 10.
Применение

теоретических

положений в
Воспроизведение учащимися способов Упражнение 38 с 61- пошаговое выполнение: -Запиши первые 8 слов в 2 столбика, как это указано на стр.62 1.Планирование как способность самостоятельно 5

условиях

выполнения

упражнений и

решения задач
выполнения заданий, выполнение упражнений по образцу -Что получилось? (По 4 слова в каждом столбике) -Докажи письменно, что у этих слов нулевые окончания, воспользуйтесь словами: нет, дам, любуюсь. -Теперь запишите слова полностью буквами и покажите, какие у них окончания. -Какие окончания вы выделили? определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач. 2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки 11.
Самостоятельное

использование

сформированных
a.
умений и

навыков
Творческое применение умений и навыков Упражнение 39 выполняется самостоятельно аналогично предыдущему. После распределения слов, получится по 5 в каждом столбике. Все слова с нулевыми окончаниями. Возле каждого выписанного слова поставили пустые квадратики нулевых окончаний. -Вернитесь к плакату Летучей Мыши на странице 59. Перечитайте пункт. -Вы соглашаетесь с ним? -Запишите его в тетрадь и подтвердите своими примерами. ( на
–а-
:красавица, сказка, радуга; на
–я-
:тётя, фантазия, яблоня; нулевое окончание: сирень, метель, постель) 1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач. 2.Умение удерживать учебную задачу. 3.Умение следовать инструкции. 4.Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки 6
12.
Обобщение

изученного и

включение его в

систему ранее

изученных ЗУН и

УУД
Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений -Подведём итог урока. -Какова была цель урока? -Мы её выполнили? -Чему мы учились сегодня на уроке? (Определять родовые окончания, определять нулевое окончание слов-названий предметов, заканчивающихся на – ь -) Что нового узнали на уроке? (Если в других формах появляются окончания, значит в самой первой (начальной) форме у этих слов нулевое окончание) Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. 13.
Рефлексия

деятельности
Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности За что ты можешь себя похвалить? Слайд осень В начале урока к нам прилетал ветерок, сейчас он тоже с нами. Когда облетают листочки с деревьев, как называется это явление? (листопад) Так вот, ветерок налетел и разбросал разноцветные листики. А нам нужно их собрать. Просигнальте- Слайд Красный - всё было интересно и легко на уроке Жёлтый - иногда были трудности, сомнения Зелёный - не разобрался в теме, нужна помощь Домашнее задание: придумать и записать по 5 слов мужского, женского и среднего рода. Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. 14.
Контроль
Проявляется в устных 7
высказываниях детей и визуальном контроле учителя письменных работ На всех этапах урока 8


В раздел образования