Автор: Светлана Владимировна Голенева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное образовательное учреждение Среднецарицынская средняя школа
Населённый пункт: х Среднецарицынский Серафимовичского района, Волгоградская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Моя большая и малая Родина
Раздел: начальное образование
Конспект урока в 4 классе на тему: «Моя большая и малая Родина»
Разработала учитель начальных классов
Голенева С.В.
Тип урока:
Интегрированный (окружающий мир, литературное чтение, музыка)
Форма проведения:
Открытый урок.
Оборудование: компьютер или магнитофон
(для прослушивания песен)
, ладошки
и цветы вырезанные из бумаги, ручки, клей, ножницы.
Цель:
Воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой
Родине.
Задачи:
Расширить и конкретизировать представление о нашей Родине – России;
раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
способствовать воспитанию чувства гордости за свою «малую» родину,
формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное
отношение к культуре родной страны;
вспомнить символику России, о понятиях "гимн", " герб", "флаг";
создавать эмоционально-положительную основу для развития
патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за
героическое прошлое своей Родины.
Оформление доски.
Фотографии родного края
Изображение глобуса с выделением России
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит песня «Я – гражданин России»
Учитель:
Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и
думаю, что этот час принесет вам радость, общение друг с другом.
II. Введение в тему урока
- Сейчас, ребятки, я прочитаю стихотворение великого поэта Петра Алексеевича
Синявского. А вы, подготовьтесь определить тему нашего классного часа.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
III. Определение темы и цели урока
- Какое главное слово в этом стихотворении?
- Сформулируйте тему урока.
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
- На каком материке находится?
Ребята, посмотрите на карту Российской Федерации.
Какая у нас большая страна!
- Назовите столицу России.
-Кто является президентом РФ?
- Сколько символов бывает у каждой страны? Какие?
1 ребёнок - Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором
изображён золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - символ вечности России.
На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица
могучего Российского государства.
Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже щит.
Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. По-другому можно сказать, что герб -
это эмблема государства.
2 ребёнок - Флаг России показывает полную независимость государства от
других государств, его самостоятельность. Российский флаг состоит из трёх полос
одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. В
России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения:
белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Мы
должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет!
3 ребёнок - Гимн - это торжественная песня, славящая кого - либо. При
исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы.
Государственный гимн исполняют в торжественных случаях, например при
награждении победителей международных спортивных соревнований. Наш гимн
величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Наш гимн
значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.
- Ребята давайте вспомним с вами первые строчки припева гимна России.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой
Живут в России более 190 народов и народностей с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним – милее осень, другим - милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна.
Учитель:
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы –
россияне! Россия – огромная страна! Как поётся в гимне во 2 куплете, помогите
мне:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и
бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы,
солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в
Европе и в Азии.
Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и
талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина
Звучит песня «С чего начинается Родина»
– тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши
родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина –
небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный
зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая
Родина у каждого своя!
- В каком субъекте РФ мы живём?
- Какой главный город нашего субъекта?
- В каком хуторе мы с вами живём?
- Что вы знаете о своём хуторе?
Вдоль Дона до самого моря полосой тянется Гетманский шлях. В середине
16 века вдоль одной из речек раскинулись наши родные хутора, жильё наших
предков - отчаянных донских казаков. Впервые хутора обустраивали на левом,
берегу, после появлялись казачьи куренья и на правой стороне нашей речки
Царицы: Нижне -Фомихинский, Верхне –Фомихинский, Карагичев,
Среднецарицынский, Коротовский, Карасев, Жирки, и много еще мелких
поселений до самого казачьего Калача, стоящего у истоков речки Чир, которая
и впадает в Дон. Таким образом наша речка Царица, берущая свое начало от
истоков балки Грачи, во время половодья доносила свои воды до Дона и до
Азовского моря. В середине 19 века в станице Усть-Медведицкой и в больших
хуторах, так и в нашем Среднецарицынском, появляются школы, земские
больницы. В феврале 1929 года, перед посевной были организованны колхозы.
Колхоз занимались животноводством, земледелием.
Мирную жизнь прервала война. В нашем хуторе оккупанты менялись.
Первыми пришли немцы, затем - итальянцы, им на смену – венгры, их
называли мадьяры, потом - румыны. Румыны были дольше всех в Средней
Царице. Наступление Советской Армии
началось 19 ноября 1942 год.
Основные боевые действия проходили в Верхне-Фомихинском, где были
сосредоточены основные силы противника. Братские могилы находятся в
Коротовском,
в Фомихине
и Б-Немухе.
6 мая 2017 года состоялось
перезахоронение четырёх солдат с Б-Немухи в хутор Фомихинский.
Сейчас на
братских могилах установлены памятники. 19 ноября и 2 февраля там
возлагаются венки, а на День Победы у Братских Могил проводятся митинги с
участием ветеранов Великой Отечественной войны у братских могил. В школе
в конце 1960 годов была организована группа "Поиск" под руководством
Грибенниковой Марии Вионоровны, потом её дело продолжили Петровы
Эдуард Илларионович и Валентина Ефимовна. Вместе с учащимися они
нашли
родственников
многих
погибших
и
сообщили
о
захоронении.
Некоторые семьи приезжали на братские могилы. И до сих пор они держат
связь с администрацией хутора, просят присылать фотографии.
Творческая работа
Задание:
а)Вырезать рисунки (голуби, цветы).
б)Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.
в) Нарисовать в ладошке напишите одним словом своё пожелание.
Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы
пожелаете нашей стране, хутору, школе? Напишите на ладошке эти пожилания.
На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нем территорией
России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и
цветы.)
- Что символизирует получившийся рисунок?
На столе у вас задание на дом, заполните этот лист дома и принесите на
следующее занятие.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Стихотворение читает учащийся
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Песня «Россия-Родина моя»
Учитель: Ребята, мы ещё не раз с вами будем разговаривать на эту тему. А сейчас
давайте оценим, с каким настроением вы уйдёте с урока. (смайлики)