Автор: Камалетдинова Ирина Магизовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ" МР Илишевский район РБ
Населённый пункт: село Верхнеяркеево
Наименование материала: Конспект открытого урока по фортепиано
Тема: "Формирование и развитие маленьких пианистов на начальном этапе обучения.1 класс фортепиано.
Раздел: дополнительное образование
Детская школа искусств Илишевского района РБ
Конспект открытого урока на тему:
Формирование и развитие маленьких пианистов
на начальном этапе обучения.1 класс фортепиано.
Выполнила преподаватель теоретических дисциплин
Камалетдинова Ирина Магизовна
Верхнеяркеево - 2024
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему: краткий рассказ о Д.Д Шостаковиче.
III.
Основной этап: разминка, подготовка игрового аппарата, работа с
музыкальным материалом.
IV.
Заключительная часть, итоги урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок по
предмету «Специального фортепиано» с обучающимся 1 класса Фортепиано.
Основная задача педагога дополнительного образования — подобрать
такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали интересными и
любимыми. Основным условием является желание самого ребенка научиться
играть на фортепиано и его готовность к обучению.
На занятиях с маленькими детьми важно быть особенным чутким
педагогом. Прекрасно, когда обучение превращается в увлекательное
занятие, похожее на игру.Занятия следует организовать так, чтобы вызвать у
них интерес и желание заниматься музыкой. Важно учитывать возрастные
психологические особенности ребёнка: урок должен быть увлекательным, а
материал – доступным и понятным.
Крайне важно не отвлекать ребёнка от игры и мира детских фантазий.
Маленькие пианисты легко вовлекаются в игру. Поэтому на уроках мы
рассказываем сказки, создаем истории и разгадываем музыкальные загадки.
Развитие эмоциональной сферы и образного мышления имеет
первостепенное значение, так как без этого трудно стать творческой
личностью. На начальном этапе обучения особенно важно, чтобы маленький
пианист испытывал радость от занятий.
II.Введение в тему.
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге.
Он проявил музыкальные способности с раннего возраста и изучал
фортепиано и композицию. Его первая симфония была написана в 1924 году
и сразу же принесла ему известность. Шостакович создавал свою музыку в
условиях сложной политической обстановки в Советском Союзе, что часто
отражалось в его произведениях. Вклад Шостаковича в музыку огромен: он
комбинировал элементы классической и народной музыки, создавая
уникальный стиль. Его симфонии, концерты и камерные ансамбли стали
основой современного российского музыкального наследия.
Одним из важнейших жанров, в которых работал Шостакович, является
марш. Марш – это музыкальное произведение, чаще всего с ритмичным и
тяжелым движением. Основная его функция – сопровождать военные
действия или церемонии. У марша четкая структура и определенный ритм,
что помогает создавать атмосферу уверенности и торжественности.
Шостакович использовал марш в своих композициях, чтобы передать
чувство борьбы и стойкости. Примером может служить "Ленинградская
симфония", где марш становится символом мужества. Музыка марша
вдохновляет и мобилизует, а также может вызывать глубочайшие эмоции.
Вклад Шостаковича в искусство слишком велик, чтобы быть полностью
оцененным лишь одним жанром или стилем; его музыку можно считать
отражением сложной и трагической истории XX века.
III. Основной этап: разминка, подготовка игрового аппарата, работа с
музыкальным материалом.
1) Упражнение «Шалтай- болтай» сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
2) Упражнение «Лебедь» заключается в свободном движении руками,
имитирующими полёт лебедя.
3) Упражнение «Колечко» предполагает последовательное соединение
кончиков большого пальца с остальными пальцами, при этом важно, чтобы
пальцы образовывали круглое «окошечко».
4) Упражнение «Лошадка» выполняется так: руки с локтями опущены на
стол, и необходимо поочерёдно стучать всеми пальцами, добиваясь четкого
звука на кончике пальцеы. Важно, чтобы кисть оставалась расслабленной и
закруглённой.
Я люблю свою лощадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик –
А потом поеду в гости!
Работа за инструментом, на крышке инструмента:
5) Умеют ли пальцы говорить? Мы можем «проговорить», то есть простучать
ритмический рисунок.
6) Упражнение «Говорящие пальцы»
Фокус-покус, трали- вали
11221133
Едет мышь на самосвале.
11441155
Ты чего же это мышь.
1122113
Сверху вниз на нас глядишь?
11441155
Кыш, кыш, кыш!
Всеми пальцами.
7) Упражнение «Радуга» предполагает исполнение ноты «до» третьим
пальцем, «рисуя» радугу до ноты «до» следующей октавы. Сначала играем
каждой рукой отдельно, затем используем обе руки, двигаясь в разные
стороны. Важно следить за расслабленностью рук и правильностью
«рисования» дуги.
Вышла радуга-дуга
На зеленые луга.
Работа с музыкальным материалом.
Прослушивание музыки - аудиозапись «Марша». Обсуждение
впечатлений: что слышал, какие эмоции вызвала музыка, каким образом
марш передает движение и уверенность?
«Марш» До мажор для фортепиано из «Детской тетради» Шостаковича.
Марш имеет шутливый и весёлый характер, который композитор создаёт с
помощью контрастов в динамике, акцентах и отрывистом звучании. При
исполнении важно сохранять цельность мелодий, избегая лишних акцентов,
которые могут разрушить фразы. Иногда можно услышать, как два акцента
играются в такте (на 1-й и 3-й доле) вместо одного, что указал композитор
(на 1-й доле). Это утяжеляет звучание и делает его менее динамичным.
Необходимо объединить фразы по четыре такта с усилением к концу (к
первой доле четвёртого такта), чтобы акценты не звучали однообразно. Темп
должен быть оживлённым. В крайних частях (в простой трёхчастной форме)
стоит играть легко и прозрачно. Это достигается ясным звучанием мелодии в
правой руке и лёгким аккомпанементом в левой. Стаккато должно
исполняться коротко и чётко. Средняя часть должна звучать смело и ярко. В
конце важно услышать элементы полифонии: мелодия в левой руке, а правая
уверенно «перебивает» её в верхнем регистре.
IV.Заключительная часть: обсуждение урока: что понравилось, что нового
узнал.
Домашнее задание - подготовить короткий рассказ о Д.Шостаковиче или
найти информацию о другом маршевом произведении.
Список использованной литературы.
1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие.
Часть 1. М.: Рос. муз. изд., 1996.
2. Баренбойм
Л, Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для
начинающих обучаться игре на фортепиано / Общ. Ред. Л.Баренмойма. -Л.:
«Советский композитор», 1988.
3.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.:
«Музыка», 1974.
4. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений / И. Э.
Сафарова, 1995.
5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М.: Просвещение, 1984.
6. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на
фортепиано: учебное пособие.- М.: МГПИ, 1975.