Автор: Зыкова Марина Ивановна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Атемарская ДШИ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Лямбирский район, С. Атемар
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: «Зарисовка с натуры женской фигуры в положении стоя»
Раздел: дополнительное образование
План-конспект урока
«Зарисовка с натуры женской фигуры в положении стоя»
Тема урока:
Линейные зарисовки человека в положении стоя
Место урока в дополнительной образовательной программе:
В рамках программы по
(
5
), 4
,
.
рисунку
срок обучения
лет
класс
первое полугодие
Степень сложности
:
Изучение данного материала может вызвать сложность у детей
,
.
при подсчете частей целого сравнении их
Тип урока
:
изучение нового материала
Вид урока
:
комбинированный
Цель урока
:
,
развить навыки изображения фигуры человека в контрапосте
в статике
соблюдая пропорции
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у учащихся
интерес
.
к изучению фигуры человека
Развивающая:
развивать теоретические основы и практические навыки изображения
,
.
фигуры человека в статике
с соблюдением всех пропорций
Обучающая:
.
продолжение знакомства с пропорциями фигуры человека
Научить
.
изображать фигуру человека с натуры и по представлению
;
Учить закомпоновать на листе фигуру человека
верно передать у
стоящей фигуры с направление осей плечевого пояса и таза
(
).
контрапост
Учить поэтапному рисованию фигуры человека с учетом определенной
.
последовательности
Оборудование для учащихся
:
,
(
3),
;
мольберты бумага
формат А
кнопки
,
;
карандаши различной мягкости ластик
;
иллюстративный раздаточный материал
.
наглядные пособия
Оборудование для преподавателя:
методические наглядные пособия
Структура урока:
–
– 3
.
I
Организационный момент
мин
;
,
Приветствие
проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям
,
.
проверка присутствующих заполнение журнала
–
-1
II
Изучение нового материала
0
.
мин
1.
-
Введение в тему урока
5
.
мин
2.
- 15
.
Объяснение новой темы
мин
3.
-
Объяснение
педагогом последовательности действий учащихся
10
.
мин
–
(
);
III
Практическое выполнение работы на усмотрение учителя
5
динамическая пауза
мин
;
–
.
.
IV
Подведение итогов
Просмотр Выявление ошибок и пути
10
.
исправления
мин
–
- 5
.
V
Домашнее задание
мин
Список используемой литературы:
1.
.
,
Полное руководство по рисованию фигуры человека
Энтони Райдер
: "
"; 2004 .
Издательство
Попурри
г
Ход урока
:
I. Организационный момент
;
.
Приветствие
проверка готовности учащихся и кабинета к уроку
II. Изучение нового материала.
1. Введение в тему урока
Основные термины:
КАНОН
"
", "
"
в переводе с греческого означает
закон
правило
КОНТРАПОСТ
(
от
.
итал
contrapposto
— «
»)
противоположность
Пропорция
(
.
–
,
) –
от лат
proportio
соотношение
соразмерность
размерные
соотношения всех частей формы между собой и их соответствие друг другу и
.
соотношения между различными объектами в целом
«
»
,
,
,
,
Термин
пропорция
используется в математике
физике
химии архитектуре
,
.
дизайне
медицине и других областях науки и искусства
Пропорциональный
—
-
значит находящийся в определенном отношении к какой либо
.
величине
2. Объяснение новой темы .
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан
специальный
канон
—
,
то есть такая система пропорций человеческой фигуры
которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить
.
,
,
другую Были установлены каноны изображения стоящего идущего сидящего
.
.
человека и т д Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы
.
изображения по таблицам и образцам За единицу измерения была принята
.
величина среднего пальца руки
Художники Древней в отличии от египтян наблюдали и изучали человеческое тело
.
:
во всех его деталях В основе изображения лежало рисование с натуры появились
,
так называемые древнегреческие каноны определяющие точность пропорций
.
фигуры человека
Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под
названием
«Канон» (что значит «правило»),.
За единицу измерения он принял голову
.
,
человека
По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть
лицо и
—
,
—
.
кисть руки
одну десятую ступня
одну шестую
Впервые в истории изобразительного искусства
Поликлет разрешил проблему
контрапоста — то есть внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу
.
.
В делении на восемь частей принята за модуль длина головы В этой схеме
,
,
делящие линии удобно определяют положение середины груди локтей верхней
,
.
линии лонного сращения
концов пальцев рук и коленных чашечек
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1.
,
—
2
Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы у женщины
ширине
.
голов
2.
.
Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки
3.
Длина руки с кистью равна трем высотам головы
4.
,
Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка
в
—
.
верхнем
на уровне макушки головы
5.
.
Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы
6.
.
Высота головы равна длине ступни и длине предплечья
7.
(
)
Длина кисти равна лицевой части
от подбородка до волос
8.
.
Ширина кисти равна длине среднего пальца
9.
2
;
2
Окружность талии в
раза больше окружности шеи окружность шеи в
раза
.
больше окружности запястья
4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся.
.
Преподаватель показывает последовательность изображения фигуры в статике
Последовательность рисунка статичной
фигуры человека
(положение стоя)
1.
.
Компоновка и построение
,
Определив на листе бумаги положение и размер рисунка
наметьте точками или
,
,
,
,
;
штрихами верх головы плечи локти бедра
колени и стопы
,
.
найдите середину фигуры затем наметьте места стоп После этого начните
мелкими штрихами прорисовывать фигуру в одежде сначала от середины в низ к
.
,
стопам ног
При этом ноги наметьте сначала сверху до колен а потом от колен до
;
стоп
.
затем торс фигура
в одежде свяжите линией
с головой При этом размер головы
(
)
;
определите путём сравнения её величины с величиной
ростом всей фигуры
,
поле этого наметьте общие формы рук до локтя
а затем от локтя до кисти и
,
.
наконец предполагаемое местонахождение кисти руки
:
,
,
,
,
,
.
Проведите оси головы туловища
плеч
шеи таза
рук и ног
При этом найденные
пропорции всё время проверяйте по натуре путём сравнения одних частей тела с
.
другими и общим размером фигуры
(
)
Схематично составьте контур тела из геометрических фигур
овала и трапеций
.
,
–
,
,
разных пропорций Овал используйте для головы а трапеции
для шеи торса
.
таза и ног
,
.
Расположите эти геометрические по форме элементы так
как проведены их оси
Эти геометрические формы позволят более точно построить контур общей формы
.
тела
,
,
Обозначьте единой контурной линией общую форму тела
включая волосы обводя
.
овал и трапеции
.
Дополнить изображение фигуры штриховкой
III – Практическое выполнение работы
,
После объяснения преподавателем как изображать фигуру человека
учащиеся
:
выполняют работу
1)
(
)
фигура в статике
положение стоя
.
Учащиеся работают по образцу с консультацией преподавателя
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления.
.
.
Сравнение результатов работ
Выявление ошибок и пути их исправления
:
Критерии оценки Обоснованная композиция изображения
Точное определение пропорций
.
и форм в изображении рисунка человека
V – Домашнее задание.
Линейные наброски и зарисовки фигуры человека в различных положениях на
-3,
-4.
формате А
А