Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ"


Авторы: Мащенко Ольга Николаевна, Вашурина Оксана Геннадьевна
Должность: Старший инструктор-методист, инструктор-методист
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ульяновское училище (техникум) олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

На базе Областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения "Ульяновское

училище (техникум) олимпийского резерва"

Автор составитель:

Мащенко

Ольга

Николаевна

Старший

инструктор-методист,

Областное

государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

"Ульяновское

училище

(техникум)

олимпийского резерва" г. Ульяновск

Организация

методической

работы

в

спортивной

школе

предполагает следующее:

помощь

тренеру-преподавателю

в

обучении,

воспитании и развитии воспитанников.

Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:

• знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, мышление

развивать, способами деятельности овладевать;

совершенствуя

собственное

сознание,

мы

совершенствуем

образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед

воспитанниками;

• личностный рост педагога – рост творческого и нравственного

потенциала;

• безусловно, только творческий педагог может заразить вирусом

творчества детей, научить их творческому отношению к жизни и помочь

преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.

Определение цели и задач методической работы позволяют правильно

конкретизировать функции методической службы, а именно:

помощь

тренеру

в

овладении

методологическими

основами

педагогики;

помощь

тренеру-преподавателю

в

развитии

педагогического

мышления – от рассудочного эмпирического к разумно организованному

теоретическому, к мышлению понятиями;

• помощь тренеру в преодолении всех трудностей перехода от практики

традиционного обучения к обучению развивающему.

В

настоящее

время

в

большинстве

спортивных

организаций,

независимо

от

ведомственной

принадлежности,

методическую

работу

организуют:

директор,

замдиректора

по

учебно-спортивной

работе,

инструктор-методист,

обеспечивающий

работу

с

детьми (спортивно-

массовый

отдел),

инструкторы-методисты по организационно-

спортивной работе, а также руководители структурных подразделений по

видам спорта.

Распределение функций среди организаторов методической работы

происходит следующим образом:

• директор – это общее руководство деятельностью спортивной

организации;

• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты

- это

программно-методическое

обеспечение

проектной

деятельности

в

организации;

• заместитель директора по УСР и руководители структурных

подразделений по видам спорта – это программно-методическое обеспе-

чение деятельности

СО

в

рамках

педагогического

проектирования

воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;

руководители

структурных

подразделений

по

видам

спорта

(инструкторы-методисты отделений, или иные специалисты) – это мето-

дическая помощь в проектировании учебных занятий, открытых и итоговых

спортивно-массовых мероприятий, помощь в организации мониторинга

качества образовательных программ и результативности соревновательной

деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического

опыта.

Разработана

программа

методической

учебы.

Методическая

служба спортивной организации, состоящая из заместителя директора по

УСР и инструкторов-методистов, руководит методической учебой и работой

в подразделениях. Также систематически привлекаются тренеры высшей и

первой квалификационной категорий, способных к аналитической и иссле-

довательской деятельности.

В основу плана методической работы спортивной организации берутся

результаты диагностики системных затруднений тренеров, выявленных в

ходе административного контроля. Построение плана методической учебы

дифференцировано в соответствие уровня профессионального мастерства

тренеров.

Цель по отношению к опытным тренерам-преподавателям – создание

условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.

Цель

по

отношению

к

молодым

тренерам

развитие

профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагоги-

ческого образования.

Цель по отношению к начинающим и малоопытным тренерам

– оказание помощи в становлении профессиональных умений, расширение и

углубление психолого-педагогических знаний.

Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие

в режиме профессионального становления (без категории, вторая категория),

проходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом

профессионального роста под руководством педагогов-наставников.

Методическая работа в спортивной организации способствует:

1. Осмыслению программно-методических требований, нормативных

документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы,

по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это

показатель

достаточно

высокого

уровня

компетентности

тренерского

состава.

2. Изучению и системному анализу новых технологий и методик

обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конкурировать с

другими спортивными организациями в различных конкурсах профессио-

нального мастерства.

3. Обобщению и распространению передового педагогического опыта,

рожденного внутри коллектива.

4.

Мотивации педагогической и профессиональной деятельности.

Ежегодно спортсмены школы успешно принимают участие в городских,

областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.

6.

Формированию

готовности

к

профессиональному

самообразованию. Каждый тренер работает над выбранной методической

темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых

и воспитательных мероприятиях.

Формы организации методической работы

1. Педагогический совет (тренерский совет).

2. Работа над единой методической темой спортивной организации.

3.

Индивидуальные консультации администрации и инструкторов-

методистов.

4.

В

течение

года

ежемесячные

психолого-педагогические

консультации.

5. Открытые занятия и воспитательные мероприятия.

6.

Подготовка методической продукции для участия в городских,

областных и всероссийских конкурсах различной направленности по профи-

лю работы.

7. Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.

В течение учебного года педагогические (тренерские) советы про-

водятся, к примеру, по следующим темам:

• «Развитие образовательного процесса в СО. Обновление программно-

методического обеспечения. Опыт создания образовательных программ».

• «Психолого-педагогическое обеспечение воспитывающей среды в

СО.

• «Воспитание в структуре тренировочного процесса».

• «Защита учебной программы».

• «Технология педагогического общения».

• «Педагогическое проектирование в деятельности тренера»

• «Спортивно-массовая работа: проблемы, решения, перспективы

развития».

«Мониторинг

качества

реализации

образовательных программ,

проблема сохранности детского контингента и пути ее решения».

• «Экспериментальная деятельность как фактор совершенствования

процесса обучения и личностного роста педагогов».

• «Новые формы организации летних спортивных сборов детей и

подростков города, обобщение опыта военно-патриотического воспитания,

работа летних спортивных лагерей».

Работа над единой методической темой способствует решению

частных методических задач в процессе коллективной работы над единым

проектом. Так, с 2019 года под руководством доктора педагогических наук,

заслуженного

тренера-преподавателя

России

Головихина

Евгения

Васильевича

было

разработано

положение

о

создании

«Опытно-

экспериментальной площадки» и стартовал проект в учреждении по

подготовке спортсменов различного уровня. От 1 разряда и выше.

Данная

программа

позволяет

привлечь

дополнительные

группы

занимающихся спортсменов и увеличить количество учеников спортивной

школы.

Психолого-педагогические консультации в рамках ОЭП рассматри-

ваются нами как активная форма пополнения теоретических знаний

тренеров-преподавателей,

позволяющая

совершенс-

твовать уровень педагогической

компетентности.

Были

проведены

консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с

детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в

процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг

качества и результативности тренировочного процесса в спортивной школе»;

«Педагогические технологии развивающего обучения» и др.

Педагогический коллектив спортивной организации ведет работу по

созданию учебных программ нового поколения, соответствующих требова-

ниям,

утвержденным

Научно-методическим

советом

Минобразования

России,

накопленному

опыту

педагогов,

целям

и

задачам

информационного

общества XXI века.

Работа

по

совершенствованию

программно-методического

обеспечения

непрерывный

процесс,

осуществляемый всеми и инструктором-методистом, и каждым тренером.

Эффективность

методической

работы

спортивной

организации

подтверждается высокими результатами участия в турнирах и соревнованиях

различного

уровня:

городского,

областного,

Всероссийского

и

Международного. Появлением в спортивной школе членов сборной команды

России. Что в дальнейшем позволит повысить статус учреждения, стать

спортивной школой олимпийского резерва.

ВЫВОДЫ

1. Разработка учебных планов и программ: Методист занимается

созданием и актуализацией учебных планов и программ, принимая во

внимание современные тренды и требования в спортивной педагогике.

2.

Кадровое

обеспечение:

Подбор

и

обучение

тренеров

и

преподавателей, проведение семинаров и мастер-классов для повышения

квалификации сотрудников.

3.

Методическая

работа:

Разработка

методических

материалов,

пособий,

инструкций

и

рекомендаций

по

обучению

и

тренировкам

спортсменов.

4. Научно-методическая деятельность: Исследование новых тенденций

в спорте, внедрение научно обоснованных методов тренировки и воспитания

юных спортсменов.

5. Оценка и анализ деятельности: Проведение мониторинга и оценки

эффективности тренировочного процесса, анализ результатов выступлений

спортсменов.

6. Организация соревнований и мероприятий: Участие в организации и

проведении учебно-тренировочных сборов, соревнований и турниров.

7.

Работа

с

родителями

и

воспитанниками:

Консультирование

родителей, разъяснение спортивной направленности обучения, поддержка

активного участия родителей в жизни школы.

8. Психологическая поддержка: Разработка программ по психологии

спорта,

работа

с

мотивацией

и

психоэмоциональным

состоянием

спортсменов.

9. Внедрение новых технологий: Ознакомление и обучение тренеров

современным технологиям, использующимся в спортивной подготовке,

например, аналитика данных с помощью видеонаблюдения или программ для

оценки физических показателей.

10. Сотрудничество с общественными и спортивными организациями:

Установление связей с другими спортивными учреждениями, федерациями и

клубами для обмена опытом и совместной работы.

Таким образом, методист в спортивной школе выполняет ключевую

роль в организации учебного процесса и развитии спортивной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алабин В. Г. Организационно-методические основы многолетней

тренировки юных тхэквондистов ВТФ: Учебное пособие. - Челябинск, 1999-

211с.

2.

Васильев В.А. Психофакторы успешности в детском спорте: М.,

изд-во Весна.2005.-255с.

3.

Вацула И. и др. Азбука тренировки тхэквондиста ВТФ. - Минск:

Полымя, 1996, -57с.

4.

Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.

- М.: Физкультура и спорт, 1980.-117с.

5.

Головихин Е.В. Позитивная коррекция личностных установок у

занимающихся в группах спортивного оздоровления и начальной подготовки

обучения в секциях кёкусин каратэ // Научно-методический журнал:

Физическая культура / Детский тренер/4’2006.c34-37

6.

Головихин Е.В. Особенности организации занятий с группами

начальной подготовки 1 года обучения в СДЮСШОР на примере тхэквондо

ВТФ// Научно-методический журнал: Физическая культура / Детский

тренер/7,2007. с41-45

7.

Гордеева Г.А

Комплексный контроль в тхэквондо// Тхэквондо

Москва 2004., с11-14

8.

Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней

спортивной ориентации. - М., 1998.-89с.

9.

Зеличеиок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Тхэквондо ВТФ:

критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000-77с.

10.

Карпов

М.А.

Индивидуализация

учебно-тренировочного

процесса

юных

тхэквондистов

на

этапе

начальной

спортивной

специализации: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 : Челябинск, 2001 162 c.

11.

Кашкаров

В.А.,

Вишняков

А.В.,

Гуркин

СВ.

Методика

тестирования важнейших двигательных способностей тхэквондистов на

этапе начальной подготовки // Тхэквондо. - 1998. -№3. - С. 9-11

12.

Ли

Чжон

Ки

диссертация

к.п.н.

Технико

-

тактические

характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ М:

РГАФК 2003.-132с с ил.

13.

Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки.-М.: Физкультура и

спорт, 1977-421с.

14.

Минеев

К.П.

Возрастные

особенности

развития

детей

дошкольного возраста в спортивно-образовательных учреждениях. Пермь:

изд-во Саяны, 2005. 227 с.

15.

Нормативно-правовые

основы,

регулирующие

деятельность

спортивных школ. - М., 1995.-34с

16.

Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред.

М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.-С23-25

17.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.:

Физкультура и спорт, 1986.-344с



В раздел образования