Авторы: Мащенко Ольга Николаевна, Вашурина Оксана Геннадьевна
Должность: Старший инструктор-методист, инструктор-методист
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ульяновское училище (техникум) олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ"
Раздел: дополнительное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
На базе Областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения "Ульяновское
училище (техникум) олимпийского резерва"
Автор составитель:
Мащенко
Ольга
Николаевна
Старший
инструктор-методист,
Областное
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
"Ульяновское
училище
(техникум)
олимпийского резерва" г. Ульяновск
Организация
методической
работы
в
спортивной
школе
предполагает следующее:
помощь
тренеру-преподавателю
в
обучении,
воспитании и развитии воспитанников.
Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:
• знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, мышление
развивать, способами деятельности овладевать;
•
совершенствуя
собственное
сознание,
мы
совершенствуем
образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед
воспитанниками;
• личностный рост педагога – рост творческого и нравственного
потенциала;
• безусловно, только творческий педагог может заразить вирусом
творчества детей, научить их творческому отношению к жизни и помочь
преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.
Определение цели и задач методической работы позволяют правильно
конкретизировать функции методической службы, а именно:
•
помощь
тренеру
в
овладении
методологическими
основами
педагогики;
•
помощь
тренеру-преподавателю
в
развитии
педагогического
мышления – от рассудочного эмпирического к разумно организованному
теоретическому, к мышлению понятиями;
• помощь тренеру в преодолении всех трудностей перехода от практики
традиционного обучения к обучению развивающему.
В
настоящее
время
в
большинстве
спортивных
организаций,
независимо
от
ведомственной
принадлежности,
методическую
работу
организуют:
директор,
замдиректора
по
учебно-спортивной
работе,
инструктор-методист,
обеспечивающий
работу
с
детьми (спортивно-
массовый
отдел),
инструкторы-методисты по организационно-
спортивной работе, а также руководители структурных подразделений по
видам спорта.
Распределение функций среди организаторов методической работы
происходит следующим образом:
• директор – это общее руководство деятельностью спортивной
организации;
• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты
- это
программно-методическое
обеспечение
проектной
деятельности
в
организации;
• заместитель директора по УСР и руководители структурных
подразделений по видам спорта – это программно-методическое обеспе-
чение деятельности
СО
в
рамках
педагогического
проектирования
воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;
•
руководители
структурных
подразделений
по
видам
спорта
(инструкторы-методисты отделений, или иные специалисты) – это мето-
дическая помощь в проектировании учебных занятий, открытых и итоговых
спортивно-массовых мероприятий, помощь в организации мониторинга
качества образовательных программ и результативности соревновательной
деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического
опыта.
Разработана
программа
методической
учебы.
Методическая
служба спортивной организации, состоящая из заместителя директора по
УСР и инструкторов-методистов, руководит методической учебой и работой
в подразделениях. Также систематически привлекаются тренеры высшей и
первой квалификационной категорий, способных к аналитической и иссле-
довательской деятельности.
В основу плана методической работы спортивной организации берутся
результаты диагностики системных затруднений тренеров, выявленных в
ходе административного контроля. Построение плана методической учебы
дифференцировано в соответствие уровня профессионального мастерства
тренеров.
Цель по отношению к опытным тренерам-преподавателям – создание
условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.
Цель
по
отношению
к
молодым
тренерам
–
развитие
профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагоги-
ческого образования.
Цель по отношению к начинающим и малоопытным тренерам
– оказание помощи в становлении профессиональных умений, расширение и
углубление психолого-педагогических знаний.
Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие
в режиме профессионального становления (без категории, вторая категория),
проходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом
профессионального роста под руководством педагогов-наставников.
Методическая работа в спортивной организации способствует:
1. Осмыслению программно-методических требований, нормативных
документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы,
по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это
показатель
достаточно
высокого
уровня
компетентности
тренерского
состава.
2. Изучению и системному анализу новых технологий и методик
обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конкурировать с
другими спортивными организациями в различных конкурсах профессио-
нального мастерства.
3. Обобщению и распространению передового педагогического опыта,
рожденного внутри коллектива.
4.
Мотивации педагогической и профессиональной деятельности.
Ежегодно спортсмены школы успешно принимают участие в городских,
областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.
6.
Формированию
готовности
к
профессиональному
самообразованию. Каждый тренер работает над выбранной методической
темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых
и воспитательных мероприятиях.
Формы организации методической работы
1. Педагогический совет (тренерский совет).
2. Работа над единой методической темой спортивной организации.
3.
Индивидуальные консультации администрации и инструкторов-
методистов.
4.
В
течение
года
ежемесячные
психолого-педагогические
консультации.
5. Открытые занятия и воспитательные мероприятия.
6.
Подготовка методической продукции для участия в городских,
областных и всероссийских конкурсах различной направленности по профи-
лю работы.
7. Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.
В течение учебного года педагогические (тренерские) советы про-
водятся, к примеру, по следующим темам:
• «Развитие образовательного процесса в СО. Обновление программно-
методического обеспечения. Опыт создания образовательных программ».
• «Психолого-педагогическое обеспечение воспитывающей среды в
СО.
• «Воспитание в структуре тренировочного процесса».
• «Защита учебной программы».
• «Технология педагогического общения».
• «Педагогическое проектирование в деятельности тренера»
• «Спортивно-массовая работа: проблемы, решения, перспективы
развития».
•
«Мониторинг
качества
реализации
образовательных программ,
проблема сохранности детского контингента и пути ее решения».
• «Экспериментальная деятельность как фактор совершенствования
процесса обучения и личностного роста педагогов».
• «Новые формы организации летних спортивных сборов детей и
подростков города, обобщение опыта военно-патриотического воспитания,
работа летних спортивных лагерей».
Работа над единой методической темой способствует решению
частных методических задач в процессе коллективной работы над единым
проектом. Так, с 2019 года под руководством доктора педагогических наук,
заслуженного
тренера-преподавателя
России
Головихина
Евгения
Васильевича
было
разработано
положение
о
создании
«Опытно-
экспериментальной площадки» и стартовал проект в учреждении по
подготовке спортсменов различного уровня. От 1 разряда и выше.
Данная
программа
позволяет
привлечь
дополнительные
группы
занимающихся спортсменов и увеличить количество учеников спортивной
школы.
Психолого-педагогические консультации в рамках ОЭП рассматри-
ваются нами как активная форма пополнения теоретических знаний
тренеров-преподавателей,
позволяющая
совершенс-
твовать уровень педагогической
компетентности.
Были
проведены
консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с
детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в
процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг
качества и результативности тренировочного процесса в спортивной школе»;
«Педагогические технологии развивающего обучения» и др.
Педагогический коллектив спортивной организации ведет работу по
созданию учебных программ нового поколения, соответствующих требова-
ниям,
утвержденным
Научно-методическим
советом
Минобразования
России,
накопленному
опыту
педагогов,
целям
и
задачам
информационного
общества XXI века.
Работа
по
совершенствованию
программно-методического
обеспечения
–
непрерывный
процесс,
осуществляемый всеми и инструктором-методистом, и каждым тренером.
Эффективность
методической
работы
спортивной
организации
подтверждается высокими результатами участия в турнирах и соревнованиях
различного
уровня:
городского,
областного,
Всероссийского
и
Международного. Появлением в спортивной школе членов сборной команды
России. Что в дальнейшем позволит повысить статус учреждения, стать
спортивной школой олимпийского резерва.
ВЫВОДЫ
1. Разработка учебных планов и программ: Методист занимается
созданием и актуализацией учебных планов и программ, принимая во
внимание современные тренды и требования в спортивной педагогике.
2.
Кадровое
обеспечение:
Подбор
и
обучение
тренеров
и
преподавателей, проведение семинаров и мастер-классов для повышения
квалификации сотрудников.
3.
Методическая
работа:
Разработка
методических
материалов,
пособий,
инструкций
и
рекомендаций
по
обучению
и
тренировкам
спортсменов.
4. Научно-методическая деятельность: Исследование новых тенденций
в спорте, внедрение научно обоснованных методов тренировки и воспитания
юных спортсменов.
5. Оценка и анализ деятельности: Проведение мониторинга и оценки
эффективности тренировочного процесса, анализ результатов выступлений
спортсменов.
6. Организация соревнований и мероприятий: Участие в организации и
проведении учебно-тренировочных сборов, соревнований и турниров.
7.
Работа
с
родителями
и
воспитанниками:
Консультирование
родителей, разъяснение спортивной направленности обучения, поддержка
активного участия родителей в жизни школы.
8. Психологическая поддержка: Разработка программ по психологии
спорта,
работа
с
мотивацией
и
психоэмоциональным
состоянием
спортсменов.
9. Внедрение новых технологий: Ознакомление и обучение тренеров
современным технологиям, использующимся в спортивной подготовке,
например, аналитика данных с помощью видеонаблюдения или программ для
оценки физических показателей.
10. Сотрудничество с общественными и спортивными организациями:
Установление связей с другими спортивными учреждениями, федерациями и
клубами для обмена опытом и совместной работы.
Таким образом, методист в спортивной школе выполняет ключевую
роль в организации учебного процесса и развитии спортивной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алабин В. Г. Организационно-методические основы многолетней
тренировки юных тхэквондистов ВТФ: Учебное пособие. - Челябинск, 1999-
211с.
2.
Васильев В.А. Психофакторы успешности в детском спорте: М.,
изд-во Весна.2005.-255с.
3.
Вацула И. и др. Азбука тренировки тхэквондиста ВТФ. - Минск:
Полымя, 1996, -57с.
4.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.
- М.: Физкультура и спорт, 1980.-117с.
5.
Головихин Е.В. Позитивная коррекция личностных установок у
занимающихся в группах спортивного оздоровления и начальной подготовки
обучения в секциях кёкусин каратэ // Научно-методический журнал:
Физическая культура / Детский тренер/4’2006.c34-37
6.
Головихин Е.В. Особенности организации занятий с группами
начальной подготовки 1 года обучения в СДЮСШОР на примере тхэквондо
ВТФ// Научно-методический журнал: Физическая культура / Детский
тренер/7,2007. с41-45
7.
Гордеева Г.А
Комплексный контроль в тхэквондо// Тхэквондо
Москва 2004., с11-14
8.
Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней
спортивной ориентации. - М., 1998.-89с.
9.
Зеличеиок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Тхэквондо ВТФ:
критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000-77с.
10.
Карпов
М.А.
Индивидуализация
учебно-тренировочного
процесса
юных
тхэквондистов
на
этапе
начальной
спортивной
специализации: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 : Челябинск, 2001 162 c.
11.
Кашкаров
В.А.,
Вишняков
А.В.,
Гуркин
СВ.
Методика
тестирования важнейших двигательных способностей тхэквондистов на
этапе начальной подготовки // Тхэквондо. - 1998. -№3. - С. 9-11
12.
Ли
Чжон
Ки
диссертация
к.п.н.
Технико
-
тактические
характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ М:
РГАФК 2003.-132с с ил.
13.
Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки.-М.: Физкультура и
спорт, 1977-421с.
14.
Минеев
К.П.
Возрастные
особенности
развития
детей
дошкольного возраста в спортивно-образовательных учреждениях. Пермь:
изд-во Саяны, 2005. 227 с.
15.
Нормативно-правовые
основы,
регулирующие
деятельность
спортивных школ. - М., 1995.-34с
16.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред.
М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.-С23-25
17.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.:
Физкультура и спорт, 1986.-344с