Напоминание

формирование певческой опоры в процессе голосообразования


Автор: Ирина Валентиновна Титова
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №7"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: формирование певческой опоры в процессе голосообразования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №7» г. Курска

Методическая разработка

на тему:

«Формирование певческой опоры

в процессе голосообразования»

Подготовила:

преподаватель 1 квалификационной

категории Титова И.В.

Курск 2024 г.

Содержание

I Введение

II Основная часть

1.1. Принципы вдоха и выдоха

1.2. Положение гортани в вокале

2.1. Диафрагма

2.2. Вокальная опора

2.3. Процесс голосообразования

3. Преимущества пения на опоре

4. Ошибки начинающего вокалиста

5. Некоторые рекомендации

6. Упражнения

Заключение

Список используемой литературы

I Введение

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей

хоровых и вокальных дисциплин в учреждениях дополнительного

образования детей. Материал, представленный в разработке, содержит

информацию о правильном певческом дыхании, певческой опоре и ее роли в

процессе голосообразования, а также высказывания и методы работы с

вокалистами ведущих мировых педагогов и певцов. Данный материал может

быть применим как для работы с начинающими юными вокалистами, так и

для более старшей возрастной группы с целью совершенствования

певческого мастерства. В конце работы даны несколько практических

заданий для формирования правильного вдоха и выдоха, ощущения опоры.

Данная разработка призвана помочь более успешному и осознанному

обучению певцов с учетом современных требований и задач.

Цель – познакомить учащихся с особенностями правильного дыхания и

певческой опоры, научить использовать на практике полученные знания.

Задачи

Обучающие:

1.

Получение новых знаний о дыхательном аппарате, опоре звука.

2.

Обучение правильному дыханию и чувству опоры.

3.

Применение полученных навыков в процессе пения.

Воспитательные :

1.

Воспитывать интерес и любовь к сольному пению

2.

Создавать на занятиях атмосферу заинтересованности в конечном

результате.

3.

Воспитывать чувство уверенности в своих силах.

Развивающие:

1.

Развитие навыков диафрагмального дыхания с помощью дыхательных

упражнений.

2.

Развитие певческого диапазона.

3.

Развитие музыкального слуха и чистой интонации.

Человеческий голос – самый совершенный из всех музыкальных

инструментов, и этим инструментом надо научиться владеть. Только

здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, регулярные занятия

могут служить основой, на которой выстраивается высокое творческое

достижение певца.

Главное условие качественного пения – умение владеть дыханием. Для

певца это основа, фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание

способствует естественному развитию голоса, оздоровлению всего организма

и выносливости певческого аппарата. Хорошо поставленный, опертый голос

создает у слушателя впечатление большой устойчивости звучания,

спокойствия и ненапряженности. И сам певец чувствует удобство, легкость

работы голосового аппарата .

Опора – важнейшее ощущение в пении, но возникает оно не сразу. В

начале обучения пению ученики ещё не имеют этого ощущения. Только по

мере

овладения

техникой

певческого

голосообразования

постепенно

начинают выявляться эти ощущения, при которых голос имеет наилучшие

качества. Это подсказывается и направляется педагогом, который фиксирует

внимание ученика на ощущениях, сопровождающих опертое звучание голоса.

Очень важно с самого начала занятий обращать внимание на

правильное распределение и постепенное развитие дыхания. Как голос

становится сильнее и звучнее благодаря постоянным занятиям, также

вследствие упражнений усиливается и дыхание, позволяя ученику осознанно

управлять им.

II Основная часть

1.1.

Принципы вдоха и выдоха

«Нельзя сделаться искусным певцом, не овладев искусством

управления дыханием» - сказал выдающийся певец и педагог И.К.Назаренко.

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила

и длительность звука, его тембровые краски. Певческое дыхание, как и

обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха. Фонация происходит в фазе

выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается.

Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем

регулировать сознательно, что очень важно для обучения. Во время

певческого вдоха происходит не только наполнение легких воздухом, но и

подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Дыхательный процесс

из автоматического, не контролируемого нашим сознанием переходит в

волевой. Для воспроизведения звука требуется создание достаточного

давления под голосовыми складками, и следовательно, в полости грудной

клетки. В связи с этим изменяется работа дыхательных мышц. Она

становится более интенсивной. В зависимости от того, какие органы

принимают наиболее активное участие в процессе дыхания, мы говорим о

различных типах дыхания: грудном, грудо - брюшном или диафрагмальном.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, при вдохе не

следует стараться н набирать большое количество воздуха, так как при этом

затрудняется подача звука и сам процесс пения.

Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно

раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и

бронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во

время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он

отрицательно отражается на их работе и на качестве воспроизводимого звука.

Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое

дыхание.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематически.

Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе

усваивается учеником сознательно. Учащийся должен, прежде всего, понять

поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного

дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во

время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ним ощущения,

затем путем постоянных упражнений научиться правильно их выполнять.

В настоящее время можно с полной очевидностью утверждать, что не

столь важным является тип вдоха, сколько организация выдоха. И если в

отношении типов дыхания имеется разнообразное количество мнений, то в

отношении выдоха такого не отмечается.

Во всех школах всех времен говорится о необходимости подготовки

дыхания для голосообразования, о верной атаке звука и экономии дыхания во

время пения. Основное внимание педагога должно быть направлено на

организацию выдоха и верное звучание голоса. Спокойный, умеренный,

глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача

дыхания и умение его распределять – вот те необходимые принципы,

которыми следует пользоваться в работе с учеником. Если позволять

ученику дышать часто. Он так привыкнет к этому, что потом ему будет

чрезвычайно трудно исполнять длинные фразы на одном дыхании. Следует

приучать ученика не прерывать музыкальную фразу ради дыхания.

1.2. Положение гортани в вокале

Гортань – это орган, где зарождается звук певческого голоса (участок,

соединяющий глотку с трахеей). Она отвечает за основные качества голоса,

такие как: высота, сила, тембр, вибрато. В академическом вокале гортань

обычно опущена, а верхнее нёбо поднято. Удерживание гортани в низком

положении обеспечивает ровность, гладкость звука, помогает попадать в

грудной резонатор и придает звуку необходимый объем. Более высокое

положение делает звук светлым, легким. У начинающих певцов гортань

может резко менять свое положение. Изменения происходят от неумелого

пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от

отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок.

Гортань должна постепенно сама собой приучиться занимать то положение,

которое свойственно и удобно конкретному певцу. Положение гортани

зависит от анатомических особенностей голосового аппарата певца.

Новичкам желательно с самого начала учиться петь на опущенной

гортани. Это выровняет регистры, поможет ощутить грудной резонатор и

почувствовать опору звука. Кроме того, гортань еще должна быть немного

«собрана», но не зажата. Это положение хорошо ощущается про пении

гласной «И», а на гласной «У» она принимает максимально расслабленное

положение.

А.Менабени, работавшая с детьми, писала : «При обучении пению надо

создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять

наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью

необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка,

естественного зевка и правильного дыхания. Дыхание должно быть

диафрагмальным, т.к. только при нем гортань остается естесственной и

эластичной. Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной

фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное

положение грудной клетки. При таком явлении каждый новый вдох как бы

наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом

полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох».

«Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой

организации входа в гортань. Певческий уровень гортани очень редко

совпадает с положением ее при покое и никогда не совпадает с речевой

установкой» Л.Дмитриев.

2.1. Диафрагма

Разберемся, что такое диафрагма и какую роль она играет в процессе

пения.

Диафрагма – это куполообразная эластичная мышца, которая находится

под легкими и разделяет грудной и брюшной отделы нашего организма. Она

много значит для кровообращения, охраняет сердце и легкие от случайных

повреждений. Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом, ребра

расширяются и опускают диафрагму, поэтому при правильном вдохе живот

немного выпячивается вперед. Задача певца – сохранять воздух внутри как

можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связки. Небольшими

порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет мягкого, ровного

голосообразования.

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и

успокоение нервной системы. Использование нижнего отдела легких

способствует более интенсивному насыщению мозга кислородом , более

активной его работе и поднятию общего тонуса организма.

Важно сохранять свободное положение корпуса, не напрягая мышцы

плеч и шеи. Умение правильно дышать во время пения определяет силу и

продолжительность звучания музыкальной фразы и красоту тембра.

Диафрагма, дыхание и голос в пении едины! Они не существуют сами по

себе, а работают сообща. Часто новички не могут понять эту простую истину.

Сначала берут вдох, а затем подключают мышцы диафрагмы, выпятив живот

вперед. И, наоборот, вдохнув, они только потом поджимают диафрагму

вовнутрь. Дыхание работает независимо от мышц живота, и это неправильно.

2.2. Вокальная опора.

Опора – важнейшее ощущение в пении, благодаря которому певец

спокойно и свободно распоряжается своим голосом. Чувство опоры

возникает не сразу. В начале обучения ученики еще не имеют этого

ощущения.

Только

по

мере

овладения

техникой

певческого

голосообразования постепенно начинают выявляться те ощущения, при

которых голос имеет наилучшие качества.

Термин «опора» обычно усваивается учеником тогда. Когда звук голоса

начинает

принимать

опертый

характер.

Как

правило,

этот

термин

подсказывается ученику педагогом, который фиксирует его внимание на

ощущениях, сопровождающих опертое звучание голоса.

При воспитании голоса происходит развитие тех или иных ощущений,

обратных связей, по которым певец контролирует процесс

голосообразования. Эти обратные связи многочисленны и разнообразны, и

все они принимают участие в контроле за певческой функцией, являетсябазой

для развития нужных рефлексов.

Чувство опоры, как и чувство звука, принадлежит к классу сложных

ощущений, которые представляют собой своеобразное сочетание простых

ощущений:

чувство

подсвязочного

давления,

чувство

напряжения

дыхательных и гортанных мышц, вибрационные ощущения. Своеобразно

сочетаясь у каждого певца, они создают индивидуальное чувство опоры,

поэтому певцы, как правило, неодинаково ее ощущают. Опора при пении

является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую

иную двигательную функцию человека.

Так что же такое опора? Это субъективное ощущение в области

торса, возникающее при правильном диафрагмальном дыхании во время

пения,

ощущение

внутреннего

давления.

Опора

связана

с

чувством

напряжения дыхательных мышц, давления воздуха, находящегося под и над

голосовыми складками, определенными ощущениями в области глотки и

ротовой полости.

Чувство опоры ощущается различными певцами по-разному. Одни

чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц,

другие – как столб воздуха, который поддерживается мышцами живота и

упирается в нёбо, третьи ощущают торможение воздуха на уровне гортани. У

певца развиваются, в основном, те ощущения, к анализу которых его

приучает педагог. Естественно, что и ощущение опоры получает у разных

педагогов разную интерпретацию. Однако, осознаются только те ощущения,

на которые в процессе воспитания голоса постоянно обращается внимание.

Постепенно

термин

«опертый

звук»,

«опора»

становится

синонимом

правильно поставленного певческого звука.

Следовательно, под чувством опоры голоса следует понимать

своеобразные ощущения, сопровождающие правильное голосообразование.

Опора – это особая, правильная координация в работе голосового аппарата,

это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата,

возникающий при взаимодействии гортани, органов дыхания, глотки, рта и

носа.

В основном, ощущение опоры связано не с одним, а с целым комплексом

ощущений.

Верная

координация

гортани

и

дыхания,

при

которой

надсвязочное и подсвязочное давление находятся в таком соотношении,

которое снимает с голосовых мышц часть нагрузки. В этих условиях

проявляется максимум способностей певца в смысле диапазона, силы голоса,

изменения тембра, общей выносливости. С потерей этой координации

связана резкая деградация вокальных данных, иногда наблюдаемая как в

процессе обучения, так и у профессиональных певцов.

2.3. Процесс голосообразования

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух

нагнетается через ротовую и носовую полости, глотку, гортань, трахею,

бронхи в расширенные при вдохе легкие. Затем под воздействием импульсов

из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие

голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые

голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют

свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при

вдохе, под воздействием мышц сжимается, образуя подскладочное давление.

Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, они начинают

взаимодействовать с дыханием, возникает звук.

Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох,

а грудной резонатор, не меняя своей формы при звучании голоса, делает его

объемным, мощным за счет опертого звучания.

А.Менабени, певица и педагог, говорила: «Опора дыхания ни в коем

случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это –

«игра» дыхательных мышц при постепенном расслаблении, четкое и

координированное взаимодействие их во время сокращения, т.е. движения.

Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое

изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков».

Напряжение как бы переводится с голосовых связок на дыхательную систему.

При потере чувства опоры звук сейчас же ощущается в гортани,

«садится на связки». Этому явлению предлагались различные объяснения.

Обычно явление опоры рассматривалось с точки зрения Дюшена о действии

антагонистических мышц. Расслабляющиеся мышцы постепенно уступают

сокращающимся, что делает движение плавным и хорошо регулируемым. В

дыхании мышцы вдоха и выдоха также взаимодействуют друг с другом.

Расслабление диафрагмы наступает постепенно, поддаваясь давлению

напрягающихся дыхательных мышц, что создает ощущение прочности,

опертости дыхания. Оно не улетучивается под давлением выдоха, а

сдерживается мышцами вдоха, тормозящими выдох. Такой сдержанный

выдох создает ощущение столба воздуха, как бы опирающегося на

диафрагму. При этом голосовые связки работают в наилучшем режиме, т.к.

напряжение падает на диафрагму. Легкость и неутомляемость звука зависят

от правильной координации между силой подсвязочного и надсвязочного

давления.

3. Преимущества пения на опоре

Как известно, в развитии голоса у большинства певцов наступает яркий,

запоминающийся момент, когда голос вдруг начинает звучать легко, ярко и

свободно вследствие ощущения чувства опоры, столба воздуха, на который

опираются работающие связки, ощущение прочности, устойчивости вместе с

облегчением работы гортани.

Пение на опоре помогает равномерно распределять звук, контролировать

выдох.

При

опертом

звучании

голос

обладает

всеми

необходимыми

вокальными качествами: округлостью, звонкостью, красивым тембром,

свободой выполнения различных видов вокальной техники. Легко и без

напряжения берутся высокие ноты, сводится к минимуму риск срыва голоса,

т.к. напряжение падает не на голосовые связки, а на диафрагму. Правильная

вокальная

опора

позволяет

певцу

контролировать

поток

воздуха

и

использовать

его

эффективно

для

поддержки

звука,

обеспечивает

стабильность и силу голоса.

Когда начинающий певец пробует петь, он думает, что поет горлом.

Именно там идет основная работа, там скапливается мышечное напряжение.

Как только мы смещаем фокус внимания, у нас расслабляется то, что было

напряжено. Опора помогает снять напряжение со связок и расслабить

гортань, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь.

Певец, потерявший чувство опоры, довольно быстро может начать

терять свои вокальные качества. В таких случаях говорят, что он потерял

голос. Собственно, голос не может быть потерян, теряется возможность

профессионального пения. Появляются различные дефекты: невозможность

чистой интонации, нарушение вибрато, быстрая утомляемость, изменение

тембра,

зажатость

звука,

напряженность,

дискомфорт.

Потеря

профессиональных качеств голоса всегда связана с изменением чувства

опертости.

4. Ошибки начинающего вокалиста

Пение, особенно на начальном этапе, всегда связано с определенными

страхами. Человек начинает зажиматься, боится раскрыть рот и поет очень

тихо, либо наоборот, старается петь громче, берет слишком много воздуха.

Но для пения воздуха нужно меньше, чем нам кажется вначале. Начинающие

еще не умеют держать дыхание до конца фразы, дышат вяло или

форсированно. Вялое дыхание – это неразвитые мышцы, недостаточный вдох

и вялый выдох. При таком дыхании мышцы быстро утомляются, страдает

сила звука и его тембровая окраска. Форсированное дыхание связано с

чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох обычно шумный, с

перебором дыхания, выдох происходит с большим напором. Голосовые

складки перенапрягаются, изменяется их нормальная работа, звук становится

крикливым, маловыразительным.

У начинающего певца прежде всего необходимо ликвидировать

привычку поднимать плечи при вдохе, что связано с поверхностным

ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов.

Учащийся должен прежде всего понять поставленные перед ним задачи,

осознать все составляющие фонационного дыхания (вдох. задержка и

сохранение состояния вдоха во время пения), запомнить связанные с ними

ощущения, затем путем постоянных упражнений научиться их правильно

выполнять.

Задача педагога – научить ученика ощущать движение нижних ребер в

стороны, а также натяжение мышц спины, и во время пения удерживать

состояние вдоха. Важно научиться пользовать при вдохе как носом, так и

ртом. На первоначальном этапе надо рекомендовать брать дыхание носом,

чтобы закрепить более глубокий вдох. Дыхание должно браться легко , но

обязательно глубоко. Первейшим условием свободы дыхания является

умение ритмично дышать. По мере овладения ритмичностью дыхания

усложняется и характер исполняемого музыкального материала. В рамках

одного упражнения, например, можно пройти от медленного темпа к более

быстрому. Это позволяет выработать умение пользоваться как медленным,

глубоким вдохом, так и коротким, быстрым.

5. Некоторые рекомендации

Хотя многие педагоги придерживаются того мнения, что в пении важен

не сам вдох, а тормозящий выдох, практика показала, что без освоения

правильного, глубокого, свободного вдоха трудно организовать хороший ,

рациональный

выдох.

Поэтому

с

первых

занятий

обязательно

надо

выработать правильно взятый, глубокий, устойчивый вдох. И это, в конечном

счете,

даст

впоследствии

возможность

хорошо

руководить

выдохом.

Характер «темпа вдоха» и количество набираемого воздуха зависит от темпа,

в котором исполняется упражнение или произведение.

Необходимое условие пения – умение сознательно управлять дыханием.

Дышать нужно спокойно, плавно, бесшумно и настолько глубоко, чтобы

стенки

грудной

клетки

могли

как

можно

больше

расшириться.

«Расслабленность вокалиста, спокойная уверенность во время пения – это

самый основной и необходимый фактор. Каждое напряжение для увеличения

силы голоса идет в ущерб голосовому органу. Кто кричит, тот губит голос.

Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым

опусканием груди или допускать расслабление в области диафрагмы.

Добиться этого вначале нелегко, но зато в этом единственно правильный путь

выработки красивого кантиленного пения» (М.Гарсия).

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение

корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника,

т.к. диафрагма своими веерообразными мышечными пучками прикрепляется

к верхним поясничным позвонкам. Во время вдоха ребра должны

раздвинуться и оставаться в таком положении до окончания фразы. В момент

выдоха не давать ребрам опускаться, держать их в раздвинутом состоянии.

Быстрое опускание ребер не даст возможности распределить дыхание до

конца, оно будет коротким. Не нужно чрезмерно напрягаться и стараться

взять как можно больше воздуха. Процесс дыхания и пения должен быть

физиологически естественным.

Нужно следить за тем, чтобы пауза между вдохом и выдохом была

мгновенной, но помнить, что эта мгновенная задержка чрезвычайно важна:

- она организует выдох;

- способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и

мешает точному интонированию и точной атаке звука;

- препятствует тому. Чтобы не вырывался воздух;

- устраняет потерю дыхания в начале фразы;

- это момент перестройки с вдоха на выдох, моментальная готовность,

скоординированность всех органов.

Профессиональный голос всегда характеризуется резким сужением

входа в гортань во время пения. Это можно ощутить при кряхтении,

покашливании,

задержке

дыхания,

натуживании.

Не

случайно

этими

приемами пользуются многие педагоги, желая натолкнуть своих учеников на

ощущение опоры. Однако, неумелым, неосторожным использованием этих

приемов можно нарушить свободную и легкую работу голосовых мышц. Во

всех случаях – слуховой контроль опытного вокального уха педагога над

качеством звука является главным критерием их целесообразности.

6. Упражнения

Если в начале занятий внимание ученика обращается на то, куда взять

дыхание, то на последующих занятиях оно фиксируется на том, как удержать

его, экономно расходуя, обеспечивая длительное и плавное звучание.

Для овладения глубоким дыханием на первоначальном этапе обучения

для ощущения чувства опоры рекомендуются дыхательные упражнения:

1. Лечь на пол, положить на живот не слишком тяжелый предмет.

Попробовать мышцами живота приподнять его вверх, но не надувать живот,

поднимать не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут

удерживать предмет и есть опора.

2. Постараться почувствовать ощущение беззвучного крика, сосредоточив

внимание на диафрагме.

3. Ощутить выдох так. как будто вы хотите согреть замерзшие на морозе

руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным и равномерным.

4. Встать прямо, опереться на ноги, руки поставить на нижние ребра.

Вдохнуть через нос так, чтобы руки почувствовали, как раздвигаются ребра и

передняя стенка живота немного выдвигается вперед. Выдохнуть медленно и

плавно, стараясь не поднимать плечи.

5. Покашлять. При кашле естественным образом работают мышцы опоры.

6. Очень глубоко, резко и быстро взять дыхание через нос. Резко, активно

выдохнуть через рот. Это упражнение хорошо активизирует всю систему

голосообразования.

7. Вдохнуть в живот и задержать дыхание. Медленно, в полный голос

начать считать вслух. В среднем получается до 10-15. Главное – между

цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании.

8. Глубоко вдохнуть и на выдохе активно и ритмично проговаривать звук

«с». Четыре раза коротко, один раз потянуть.

9. Самое нужное ощущение, которое поможет взять дыхание именно

диафрагмой и расширить ребра – это испуг. Эту опору и нужно удержать.

Также важно сбросить оставшийся воздух. Выдохнуть резко, чтобы

почувствовать толчок диафрагмой вперед.

10. Дуем на свечу. Одну руку положить на ребра, другую на живот.

Вдохнуть и начать выдыхать воздух тонкой, равномерной струей. Стараясь не

задуть горящую свечу. Почувствовать, как диафрагма удерживает воздух, не

давая ему выплеснуться сразу.

11. Повторить со звуком. Проследить, чтобы живот не зажимался и не

выпячивался. При пении не должен резко опадать объем грудной клетки.

12. Глубокий вдох ртом. На выдохе протянуть звук «М» на любой удобной

высоте. Губы свободны, не зажаты. Звук должен быть протяжным,

резонировать в груди и голове.

13. Резко, активно взять дыхание и коротко проинтонировать слог «ОЙ»;

14. Взять дыхание в верхнюю часть живота, почувствовать напряжение

внутри. Не расслабляясь, подать воздух на связки, пропеть на любой высоте

гласную «У» сначала коротко, затем потянуть.

15. Вдохнуть в зависимости от характера произведения и произнести слова

активным шепотом, с четкой дикцией в ритме мелодии;

16. Коротко и глубоко вдохнуть носом, задержать дыхание, мягко

воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты и тянуть его ровным,

умеренным по силе, голосом.

Главное при пении – естественность и свобода, отсутствие зажатий и

лишних усилий. Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать

певческий выдох, а грудной резонатор, не меняя своей формы, делает его

объемным и сильным. Именно это и называется опорой на диафрагму.

Заключение

Процесс овладения певческим дыханием и пением на опоре является

достаточно сложным. Огромная работа должна быть проделана певцом для

того, чтобы добиться полной свободы в контроле над своим голосом и

передаче музыкальных образов. Овладение техникой диафрагмального

дыхания помогает в пении выдыхать свободной, плавной струей, плотной и

непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и сильным.

Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если

учащийся будет работать вяло, без эмоциональной отдачи и без должного

творческого подъема, правильного звучания он не получит.

Повторяйте каждую ноту до тех пор, пока вы не достигнете

удовлетворительного результата. Нужно добиться умения дышать без шума и

усилия, не форсировать нижние ноты и не злоупотреблять верхними, беречь

свой голосовой аппарат.

Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой

особый психологический склад, характер. Волевые качества, в той или иной

мере выражены музыкальные способности, к каждому нужен особый

индивидуальный подход. В классе сольного пения на передний план выходит

необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования

каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы

его голосового аппарата. Каждый ученик для педагога – вокалиста

оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко

преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия. Можно

учить, но научиться в силах лишь сам ученик. ( У.Мазетти).

Список используемой литературы:

1.

Андгуладзе Н. «Очерки вокального искусства». Кишинев «Аграф»

1981 г.

2.

Аникеев Ф.М. «Как развить певческий голос»

3.

Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»

4.

Гарсиа М. «Советы по пению». «Планета музыки» 2014 г.

5.

Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». Москва, «Музыка»

2007 г., «Голосообразование у певцов». Москва, «Просвещение»

1962 г.

6.

Зданович А.П. «Некоторые вопросы вокальной методики». Москва,

«Музыка» 1965 г.

7.

Ламперти Ф. «Искусство пения». «Планета музыки» 2014 г.

8.

Мазетти У. «44 указания вокалистам». «Центр современного

искусства», 2011 г.

9.

Маркези М. «10 уроков пения». «Планета музыки» 2015 г.

10.Менибени А.Г. «Методика обучения сольному пению». Москва,

«Просвещение» 1987 г.

11.Морозов Л. «Школа классического вокала». «Планета музыки» 2013г.

12.Назаренко И.К. «Искусство пения». Москва, «Музыка», 1968 г.

13.Огороднов Д. «Методика музыкально-певческого воспитания».

«Планета музыки», 2014 г.



В раздел образования