"Формирование у ребенка желания трудиться. Значение семейных традиций"
Автор: Соломко Валентина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Перхушковская ООШ Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, с.Перхушково Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование у ребенка желания трудиться. Значение семейных традиций" Раздел: начальное образование
МБОУ Перхушковская Основная
Общеобразовательная школа
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 3 КЛАССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА ЖЕЛАНИЯ ТРУДИТЬСЯ.
ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ.
подготовила
УЧИТЕЛЬ
начальных классов
Соломко Валентина Владимировна
2016 год
ЛУЧШАЯ
ФОРМА
НАСЛЕДСТВА,
ОСТАВЛЯЕМАЯ
РОДИТЕЛЯМИ
СВОИМ
ДЕТЯМ,
ЭТО
НЕ
ДЕНЬГИ,
НЕ
ВЕЩИ
И
ДАЖЕ
НЕ
ОБРАЗОВАНИЕ, А ВОСПИТАНИЕ БЕЗГРАНИЧНОГО ТРУДОЛЮБИЯ.
К. Д. УШИНСКИЙ
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в
семье.
2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности
выполнения трудовых обязанностей в семье.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа
Вопросы для обсуждения:
- Труд и его значение в жизни ребёнка.
- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка.
- Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
ХОД СОБРАНИЯ:
Уважаемые родители!
Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях,
уважением
и
почитанием
к
женщине
и
старшему
поколению.
В
семье
воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей Родине. К
сожалению, сейчас многие устои и ценности забыты.
«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-
исторических,
культурных,
семейных
традициях
многонационального
народа
России,
передаваемые
от
поколения
к
поколению».
Об
этом
нам
говорит
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Одной из базовых национальных ценностей являетсясемья.
Семья
–
это
любовь
и
верность,
здоровье,
достаток,
уважение
к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
начинается
в
семье . Ценности семейной жизни имеют большое значение для человека в
любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в
обществе.
Процесс
принятия
семейных
ценностей
начинается
с
дошкольного
возраста
и
продолжается
всю
жизнь.
Однако
важно
научить
младших
школьников умению раскрыть, понять и принять эти ценности.
Важной
семейной
ценностью
является
передача
духовного
опыта
от
поколения к поколению, т.е. традиция.
«Традиция
–
то,
что
перешло
от
одного
поколения
к
другому,
что
унаследовано
от
предшествующих
поколений
(идеи,
взгляды,
вкусы,
образ
действий, обычаи)». С.И.Ожегов
Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками
опытом,
знаниями.
Семейные
традиции
один
из
способов
воспитания,
т.к.
сначала ребёнок познаёт себя в семье.
Изучение
семейных
традиций
младшими
школьниками
позволяют
им
понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.
Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании
необходимости сохранять и бережно относитьсяк семейным ценностям. Он
призван
ознакомить
ученика
с
основными
нормами
нравственности,
дать
первичное представление о морали, воспитывать любовь к родителям, близким,
а так же создать условия для изучения семейных традиций.
Одной
из
целей
моей
воспитательной
работы
является
изучение
семейных традиций.
Для
достижения
поставленной
цели
в
своей
работе
я
использую
различные формы: урок, внеклассная работа, внешкольная работа.
Основными
методами
воспитания
ценностного
отношения
к
семье
и
семейным
традициям
являются:
беседа
с
элементами
дискуссии,
воспитывающие ситуации, частично-поисковый метод, презентации.
Важно выстроить свою работу так, чтобы она имела систему.
Подготовительная работа к собранию:
В начале учебного года было проведено родительское собрание в форме
круглого стола по теме: «Роль семейных традиций в воспитании детей».
В начале собрания я предложила родителям задуматься над вопросами.
1.
Какие традиции хранятся в вашей семье издавна?
2.
Как в вашей семье проводятся праздники?
3.
Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?
4.
Влияют ли семейные традиции на воспитание детей?
После чего родителям были предложены вопросы для обсуждения:
1.
Чем важны семейные традиции?
2.
Могут
ли
семейные
традиции
повлиять
на
создание
семейных
отношений детьми в будущем?
В
ходе
обсуждения
этих
вопросов
родители
пришли
к
выводу,
что
приобщение
детей
к
семейным
традициям
скрепляют
семейные
узы,
способствуют развитию трудовых навыков, помогают в воспитании детей.
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
- Любит ли ваш ребёнок трудиться?
- Что он любит делать по дому?
- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей
помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребёнок?
- Работа выполняется увлечённо или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
- Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу?
- Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса?
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни
класса и школы?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего
ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах.
Я знаю, что мой ребёнок в школе: Мой ребёнок дома:
Дежурит по классу выносит мусор
Дежурит в столовой моет посуду
Имеет трудовые поручения убирает свою комнату
Участвует в трудовых делах классах убирает квартиру
Занимается в кружке делает покупки
Занимается в секции ухаживает за младшими
Если какие-то трудовые поручения ребёнка в анкете не указаны, необходимо
их дописать.
Анкета для учащихся № 1.
Дома я: всегда часто иногда никогда
Убираю свою постель
Убираю свою комнату
Мою посуду
Хожу в магазин
Стираю мелкие вещи
Помогаю в уборке квартиры
Ухаживаю за младшими
Умею кое-что готовить
Помогаю родителям по их
просьбе во всех делах
помогаю родителям на даче
Анкета для учащихся № 2.
- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
- Что тебе не нравится делать по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это
делать?
- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?
- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
2. Классный час с учащимися « Наши домашние помощники ».
Конкурс проектов «Наши домашние помощники».
Учащиеся
разделяются
на
группы
(по
желанию)
и
получают
задание
для
выполнения
проекта.
Им
необходимо
сконструировать
домашние
машины,
которые
смогут
облегчить
домашний
труд
и
сделать
затраты
на
него
минимальными.
Проекты выставляются на родительском собрании, и родительское жюри
подводит итоги конкурса проектов.
Примеры работ учащихся 3 класса.
« Кастрюля будущего»
-
все
продукты
в
кастрюлю
засыпаются
сразу,
кастрюля-компьютер
сама
устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
- после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает
об этом членам семьи;
- кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится
одновременно;
- приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по
их запросу);
- кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка
забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги;
- каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость
такой домашней машины в хозяйстве человека.
3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.
Ситуация 1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне
вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что
ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в
таких делах.
Ситуация 2.
В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у
мамы
выходной.
Она
может
делать
то,
что
считает
полезным
для
себя.
Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей
это иногда злит…
Ситуация 3.
В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать
ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в
доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже
обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.
Ситуация 4.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей
присматривать
за
малышом.
Может
это
делать
часами.
Соседки
просят
поделиться
секретом
воспитания
такого
внимания
старшего
ребёнка
к
младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый
час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 5.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают
родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли
бы не гонять маленького ребёнка».
4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»:
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и
каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел
аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и
предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим
ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё
лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли
вы вырастить чёрствого и эгоистического человека?
В дневник мальчика и девочки.
Как развить в себе желание выполнять домашние дела.
Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя это не всегда
получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.
Сначала представь себе такую картину – приходят папа и мама с работы
усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько
благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться
выполнять домашнюю работу!
- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая
возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее.
Можешь даже мурлыкать себе под нос.
- Выполнив
какую-то часть работы, оцени её, и … похвали самого себя,
полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть отдохни.
- Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь
огрехи, похвали себя за сделанное дело.
- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою
квартиру или нет.
- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты
сумел
преодолеть
себя,
свою
лень,
своё
нежелание
трудиться.
Значит,
ты
сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ХОДА СОБРАНИЯ:
Уважаемые родители!
Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших
детей
культуры
выполнения
трудовых
обязанностей.
Очень
часто
мы
сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые
люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном
умении – умении иметь семью и быть счастливым.
Вы можете задать мне вопрос: а как это относится к теме нашего
сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек,
который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же
обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто
становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой
жизни
на
страдания
и
одиночество,
не
приучая
их
в
детстве
постоянно
трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма
обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи,
женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8
часов,
на
закупку
продуктов
6-8
часов,
на
уборку
квартиры
4-8
часов.
Согласитесь,
для
того,
чтобы
добровольно
выполнять
такие
нагрузки,
необходимо
большое
чувство,
умение
жертвовать
своими
желаниями
для
других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них
неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только
их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
2. Анализ полученных результатов по анкетам (лучше это сделать в виде
газеты-плаката)
3. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.
4. Приглашение в класс учащихся.
Защита учащимися проектов «Наши домашние помощники». Родители
выступают
в
роли
экспертов.
После
защиты
проектов
ребята
выходят,
и
родители путём голосования определяют лучший проект.
5. Продолжение выступления классного руководителя.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась
школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»:
всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет
вероятнее всего требовать такого же себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать
потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые
навыки
–
тяжкий
труд.
Надо
вначале
показать,
затем
помочь,
а
потом
и
проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей,
своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и
терпение. А это не всегда просто.
Сегодня не просто. Просто будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет
трудиться
и
в
рабочем
коллективе,
и
в
своём
доме,
не
испытывая
психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии
трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
Домашнее задание.
1. Расскажите своему ребёнку из чего состоит «семейный бюджет».
2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
3. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
4. Составьте с ним план уборки квартиры.
4. Научите его стирать собственное бельё.
5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
6. Поделитесь секретами своего трудового детства.
Поверьте, ему будет очень интересно узнать, как проходило ваше детство.
Список использованной литературы
1.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М. , Тишков В. А. « Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России». –
М.: Просвещение, 2011.
2.
Разумихина Г.П. «Мир семьи». М.: Просвещение. 1986.
3.
Фопель К. «Создание команды». М.: Генезис. 2002.
4.
Дереклеева Н.И. « Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 класс».
М.: ВАКО. 2004.
5.
С.И.Ожегов « Толковый словарь русского языка»
.
М.: Оникс.2008.