Автор: Абсалямова Фарида Миначевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Наглядное моделирование как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 226 «Капитошка»
Тема «Наглядное моделирование как средство развития
речевой активности детей с ТНР»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ д/с №226 «Капитошка»
Абсалямова Фарида Миначевна
Тема: «Наглядное моделирование как средство развития
речевой активности детей с ТНР»
Педагоги прекрасно знают, как трудно детям даётся построение связного
рассказа, особенно с детьми с ТНР. Детей часто сбивают детали произведения,
которые они могут повторить неоднократно, но забыть о дальнейшем развитии
событий, что очень мешает, усложняет работу по автоматизации звуков.
В своей работе я использую традиционные методы и приёмы - напоминаю,
подсказываю, задаю наводящие вопросы "А что, дальше?", "А как это
произошло?", "Почему это случилось?", ещё использую и нетрадиционные
методы.
Особенно мне нравится приём ТРКМ – наглядное моделирование.
Наглядная модель облегчает ребёнку выполнить связный рассказ и
выступает в роли плана, который обеспечивает связность и последовательность
рассказов ребенка.
Что же делать, чтобы ответ ребенка был максимально самостоятельным?
Отличным помощником на моих занятиях по речевому развитию выступают
наглядные модели. В первую очередь, я использую мнемосхемы,
в помощь детям.
Что же такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование-это замещения реальных предметов,
предметами, изображенными схематично или знаками (заместителя) и работа с
Мнемосхема даёт возможность выделить существенные черты объекта и
отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. А ещё изложить
изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался
долговременной памяти ребёнка.
Выделяют три вида модели:.
1 предметное моделирование – где присутствуют только картинки, модели,
предметы в реальном изображении
2 предметно-схематичное моделирование – сочетаются картинки со схемами
3 Графическое моделирование – используются только схемы и графики.
С помощью метода наглядного моделирования
на первом этапе: - дети знакомятся с графическим способом представления
информации: ребёнок способен составить слова, предложения по указанной карточке-
схеме;
на втором этапе:- у ребенка формируются навыки дешифровки модели:
• дети учатся самостоятельно провести гимнастику языка, что формирует у
них ответственность к проводимой работе;
• самостоятельно проводят пальчиковую гимнастику; ребёнок способен
провести пересказ сказки или другого художественного произведения
без наводящих вопросов;
быстро проходит процесс заучивания стихотворений, пословиц, поговорок;
на третьем этапе:- у ребенка формируются навыки самостоятельного
моделирования, умение самостоятельной зарисовки мнемотаблице:
на четвёртом этапе:- каждая таблица может быть воспроизведена ребенком
при ее показе ему (этап автоматизации):
• при воспроизведении сказки основной упор делается на изображение
главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в
таблице? Про кого эта сказка?».
Зачастую многим детям сложно вступить в диалог, выразить и отстоять
свое мнение, найти общий язык со взрослыми и сверстниками. Дети ещё не
умеют правильно строить диалог, поэтому в работе по развитию диалогического
общения использую систему наглядного
моделирования. Мы используем разные мнемосхемы по теме занятий: о
временах года, о фруктах о животных и другие.
Данные мнемосхемы помогают детям уверенно беседовать по теме занятия,
построить правильный диалог в разных жизненных ситуациях (например,
обращение за помощью, беседа в магазине, общественных местах и т.д.). Более
того, наглядные модели остаются в памяти детей надолго, позволяя им
вспомнить даже незначительные характеристики предмета. Все это помогает
ребенку быть уверенным в общении, находить нужные слова в той или иной
ситуации.
Опыт работы в моей группе показывает - формирование умения у детей
самостоятельно придумывать символы и оперировать ими, а это в свою очередь
способствует символическому письму у дошкольников или обеспечивает
успешность в заучивании стихотворений.
Дети в игровой форме в коллективе сверстников в свободном общении (что
важно для детей с ТНР) выполняют различные задания, в том числе по
автоматизации звуков. Важно и то, что ребёнок выступает не только в роли
ученика, но и в роли учителя, когда учится оценивать ответы своих друзей и в
тоже время учится сам.
Подведём итоги сказанного. Наглядное моделирование оказывает помощь
ребёнку:
1 Самостоятельно построить связный рассказ.
2 Пересказать знакомый текст.
3 Выучить стихотворение.
4 Надолго отпечататься в долговременной памяти.