Напоминание

Наглядное моделирование как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста с ТНР


Автор: Абсалямова Фарида Миначевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Наглядное моделирование как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 226 «Капитошка»

Тема «Наглядное моделирование как средство развития

речевой активности детей с ТНР»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ д/с №226 «Капитошка»

Абсалямова Фарида Миначевна

Тема: «Наглядное моделирование как средство развития

речевой активности детей с ТНР»

Педагоги прекрасно знают, как трудно детям даётся построение связного

рассказа, особенно с детьми с ТНР. Детей часто сбивают детали произведения,

которые они могут повторить неоднократно, но забыть о дальнейшем развитии

событий, что очень мешает, усложняет работу по автоматизации звуков.

В своей работе я использую традиционные методы и приёмы - напоминаю,

подсказываю, задаю наводящие вопросы "А что, дальше?", "А как это

произошло?", "Почему это случилось?", ещё использую и нетрадиционные

методы.

Особенно мне нравится приём ТРКМ – наглядное моделирование.

Наглядная модель облегчает ребёнку выполнить связный рассказ и

выступает в роли плана, который обеспечивает связность и последовательность

рассказов ребенка.

Что же делать, чтобы ответ ребенка был максимально самостоятельным?

Отличным помощником на моих занятиях по речевому развитию выступают

наглядные модели. В первую очередь, я использую мнемосхемы,

в помощь детям.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование-это замещения реальных предметов,

предметами, изображенными схематично или знаками (заместителя) и работа с

Мнемосхема даёт возможность выделить существенные черты объекта и

отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. А ещё изложить

изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался

долговременной памяти ребёнка.

Выделяют три вида модели:.

1 предметное моделирование – где присутствуют только картинки, модели,

предметы в реальном изображении

2 предметно-схематичное моделирование – сочетаются картинки со схемами

3 Графическое моделирование – используются только схемы и графики.

С помощью метода наглядного моделирования

на первом этапе: - дети знакомятся с графическим способом представления

информации: ребёнок способен составить слова, предложения по указанной карточке-

схеме;

на втором этапе:- у ребенка формируются навыки дешифровки модели:

• дети учатся самостоятельно провести гимнастику языка, что формирует у

них ответственность к проводимой работе;

• самостоятельно проводят пальчиковую гимнастику; ребёнок способен

провести пересказ сказки или другого художественного произведения

без наводящих вопросов;

быстро проходит процесс заучивания стихотворений, пословиц, поговорок;

на третьем этапе:- у ребенка формируются навыки самостоятельного

моделирования, умение самостоятельной зарисовки мнемотаблице:

на четвёртом этапе:- каждая таблица может быть воспроизведена ребенком

при ее показе ему (этап автоматизации):

• при воспроизведении сказки основной упор делается на изображение

главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в

таблице? Про кого эта сказка?».

Зачастую многим детям сложно вступить в диалог, выразить и отстоять

свое мнение, найти общий язык со взрослыми и сверстниками. Дети ещё не

умеют правильно строить диалог, поэтому в работе по развитию диалогического

общения использую систему наглядного

моделирования. Мы используем разные мнемосхемы по теме занятий: о

временах года, о фруктах о животных и другие.

Данные мнемосхемы помогают детям уверенно беседовать по теме занятия,

построить правильный диалог в разных жизненных ситуациях (например,

обращение за помощью, беседа в магазине, общественных местах и т.д.). Более

того, наглядные модели остаются в памяти детей надолго, позволяя им

вспомнить даже незначительные характеристики предмета. Все это помогает

ребенку быть уверенным в общении, находить нужные слова в той или иной

ситуации.

Опыт работы в моей группе показывает - формирование умения у детей

самостоятельно придумывать символы и оперировать ими, а это в свою очередь

способствует символическому письму у дошкольников или обеспечивает

успешность в заучивании стихотворений.

Дети в игровой форме в коллективе сверстников в свободном общении (что

важно для детей с ТНР) выполняют различные задания, в том числе по

автоматизации звуков. Важно и то, что ребёнок выступает не только в роли

ученика, но и в роли учителя, когда учится оценивать ответы своих друзей и в

тоже время учится сам.

Подведём итоги сказанного. Наглядное моделирование оказывает помощь

ребёнку:

1 Самостоятельно построить связный рассказ.

2 Пересказать знакомый текст.

3 Выучить стихотворение.

4 Надолго отпечататься в долговременной памяти.



В раздел образования