Автор: Липатова Алина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Набережночелнинская школа №67"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: программа дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема: "Город мастеров"
Раздел: начальное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская
школа №67 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Зам.директор по УР Директор ГБОУ «Набережночелнинская
Протокол № __________ ___________ С.Г.Кочина школа №67»
От «_____»____________ «_____»_______________ _________ Н.Д.Тузова
«____»______________
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Город мастеров»
для обучающихся 1 классов
Учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Липатовой Алины Владимировны
г. Набережные Челны
Пояснительная записка
Данная программа кружковых занятий «Город мастеров» разработана для занятий с
учащимися 1 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС
начального общего образования второго поколения на основе программы «Город мастеров»
Т.М.Рагозиной
Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и
умений о простейших приемах и техниках работы с материалами (пластилин, бумага и картон, ткань
и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление
простейших декоративно-художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Цель программы:
-развитие личности обучающихся через творческую деятельность,
формирование
художественно-творческих
способностей
детей
через
обеспечение
эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и
представлений.
Задачи программы:
• развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к
истории родного края, его культуре;
• учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани,
бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
•
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших
школьников
• воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Общая характеристика
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с
бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом ) и
направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и
дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и
теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный
интерес
к
конкретным
видам
практической
трудовой
деятельности:
конструированию
и
изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Программа «Город мастеров» развивает творческие способности – процесс, который
пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя
в
активной
деятельности
широкого
диапазона.
Наиболее
эффективный
путь
развития
индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к
продуктивно творческой деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения. На проведение занятий отводится в 1 классе -33
часа из расчета 1 час в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность
занятий 45 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Название
раздела
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Личностные результаты
Работа
с
природн
ым
материал
ом
1.
Называть
материалы,
операции,
инструменты,
приспособления,
объекты
работы.
2.Ориентироваться
в
задании,
сравнивать
образец
с
натуральным
объектом
с
частичной
помощью руководителя.
3.Изготавливать изделие с
планированием ближайшей
операции
по
предметной
карте и без нее.
4.Контролировать
правильность
выполнения
изделий
с
помощью
руководителя.
5.Ориентироваться
в
пространстве:
правильно
располагать
детали,
соблюдая
пропорции
и
размеры
Коммуникативные учебные
действия:
1.Вступать в контакт и
работать
в
коллективе
(учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс,
учитель-класс)
2.Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками
и
учителем
3.Обращаться за помощью
и принимать помощь
4.Слушать
и
понимать
инструкцию
к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту
5.Сотрудничать
со
взрослыми и сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях
6.Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать
с
людьми
Регулятивные учебные
действия:
1. Входить и выходить из
учебного
помещения
со
звонком;
2.Ориентироваться
в
пространстве класса (зала,
учебного помещения);
3.Пользоваться
учебной
мебелью;
4.Адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из – за
парты и т.д.);
5.Работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами)
и
организовывать
своё
рабочее место;
6.Принимать
цели
и
произвольно включаться в
деятельность,
следовать
1.Способность
к
осмыслению
социального
окружения,
своего
места
в
нем,
принятие соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных ролей
2.Положительное
отношение к окружающей
действительности,
готовность
к
организации
взаимодействия с ней и
эстетическому
ее
восприятию;
3.Самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей
4.Понимание
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе
представлений о этических
нормах
и
правилах
поведения
в
современном
обществе
Работа
с
бумагой
и
картоном
1.Называть
материалы,
операции,
инструменты,
приспособления,
объекты
работы.
2.Использовать
пространственные
характеристики:
«вверху»,
«внизу», «слева», «справа»,
« в центре», «в углу» при
работе с листом бумаги.
3.Анализировать образец с
подсчётом его деталей и
определением формы.
4.Определять
место
приклеивания аппликации,
присоединение
дополнительных деталей с
опорой на образец.
5.Самостоятельно
организовывать
работу
с
ножницами.
6.Пользоваться предметной
инструкционной картой.
Техничес
кое
моделиро
вание
1.Называть
применяемые
материалы и инструменты,
приспособления
и
их
назначение.
2.Называть геометрические
фигуры и геометрические
тела.
3.Соблюдать
правила
безопасности труда.
4.С помощью руководителя
организовывать
рабочее
место
и
поддерживать
порядок в процессе работы.
5.Экономно
расходовать
материалы.
6.Правильно
пользоваться
инструментами.
7.Соединять
детали
при
помощи клея, проволоки, в
«замок».
8.Работать в коллективе.
предложенному
плану
и
работать в общем темпе;
7.Активно
участвовать
в
деятельности,
контролировать
и
оценивать свои действия и
действия одноклассников;
8.Соотносить свои действия
и
их
результаты
с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности, оценивать её
с
учётом
предложенных
критериев, корректировать
свою деятельность с учётом
выявленных недочётов;
Познавательные учебные
действия:
1Делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале
2.Наблюдать; работать с
информацией
(понимать
изображение, текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные
на
бумажных и электронных
и других носителях)
Работа
с
пластили
ном
1.Называть
материалы,
операции,
инструменты,
приспособления,
объекты
работы.
2.Ориентироваться
в
задании,
сравнивать
образец
с
натуральным
объектом
с
частичной
помощью руководителя.
3.Изготавливать изделие с
планированием ближайшей
операции
по
предметной
карте и без нее.
4.Контролировать
правильность
выполнения
изделий
с
помощью
руководителя.
5.Ориентироваться
в
пространстве:
правильно
располагать
детали,
соблюдая
пропорции
и
размеры,
рационально
располагать
материал
на
рабочем
месте,
детали
макета на подставке.
Работа
с
тканью
1.Ориентироваться
в
пространстве:
правильно
располагать
детали,
соблюдая
пропорции
и
размеры
2.Соблюдать
правила
безопасности труда.
Содержание курса внеурочной деятельности программы
Название раздела
Краткое содержание
Кол-
во
часов
Работа
с
природными
материалами
Знакомство
с историей лепки. Выполнение узора на тонком слое
пластилина
с
помощью
стеки.
Развитие
внимания,
фантазии,
творческих способностей, аккуратности, терпения.
Знакомство с понятием «мозаика», историей мозаики. Выполнение
мозаики из бумаги. Развитие внимания, пространственного мышления,
творческих способностей, аккуратности.
7 ч
Работа с бумагой и
картоном
Знакомство
со свойствами гофрированной бумаги. Выполнение
мозаики из гофрированной бумаги. Развитие мышления, внимания,
творческих способностей.
Выполнение
мозаики
с
использованием
различных
материалов
(карандашная стружка, фольга, газетные комки, ватные шарики,
поролон, яичная скорлупа и др.) Изготовление изделий из бумаги:
правка и резка заготовок. Разметка заготовки, резание ножницами по
контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей
склеиванием.
Знакомство
с
историей
аппликации.
Выполнение
плоскостной
аппликации путем обрывания бумаги. Формирование навыков работы с
бумагой, клеем. Развитие внимания, воображения, пространственного
мышления, творческих способностей, аккуратности.
Выполнение объемной аппликации из бумаги по эскизу путем
приклеивания на бумажную (картонную) основу.
13 ч
Техническое
моделирование
Знакомство с понятием «коллаж». Выполнение объемной аппликации
из природных материалов по эскизу путем приклеивания на бумажную
(картонную) основу. Формирование навыка работы с природными
материалами,
клеем,
ножницами.
Развитие
внимания,
пространственного мышления, творческих способностей, аккуратности.
Выполнение объемной аппликации, используя разные материалы, на
картонной основе. Выбор заготовки с учетом свойств и размеров
изделия; экономная разметка заготовки, резание ножницами по
контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей
склеиванием.
8 ч
Работа
с
пластилином
Упражнения в подготовке материала к лепке.
Знакомство с понятием «Аппликация». Аппликация из пластилина
«Яблоко»
Знакомство
с историей лепки. Выполнение узора на тонком слое
пластилина
с
помощью
стеки.
Развитие
внимания,
фантазии,
творческих способностей, аккуратности, терпения.
2 ч
Работа с тканью
Упражнения в подготовке материала к работе. Формирование навыков
работы
с
тканью.
Изготовление
плоской
аппликации
путем
приклеивания ткани на бумажную основу. Повторение правила
безопасности
при
работе
с
ножницами.
Развитие
внимания,
пространственного мышления, творческих способностей, аккуратности.
3 ч
Календарно-тематическое планирование программы
№п/
п
Название
разделов
Тема занятий
Основные формы
организации
учебных занятий
Основные виды учебной
деятельности
обучающихся
1.
Работа с
природ-
ными
материала-
ми
Правила сбора семян цветов.
Безопасность труда. Личная
гигиена.
Экскурсия
Устное составление правил
сбора
семян
и
их
хранения.
2.
Аппликация
из
семян
растений.
Самостоятельная
работа.
Наблюдение
Выполнение
аппликации
из семян растений.
3.
Аппликация
из
семян
кабачков, тыквы.
Работа
в
малых
группах.
Наблюдение.
Выполнение
аппликации
из семян кабачков, тыквы.
(Работа в паре).
4.
Поделки
из
шишек
и
желудей.
Работа в парах.
Дидактическая игра
Изготовление поделок из
шишек и желудей.
5.
Поделки
из
шишек
и
желудей.
Художественное
слово
(чтение
сказок,
потешек,
стихотворений.)
Изготовление поделок из
шишек
и
желудей.
(Работа в паре).
6.
Мозаика из крупы. Фрукты.
Творческий
вид
(лепка)
Выполнение
плоской
аппликации-
мозаики
из
крупы
7.
Мозаика из крупы. Герой
мультфильма.
Творческий
вид
(лепка,
конструирование)
Выполнение
плоской
аппликации-
мозаики
из
крупы. (Работа в паре).
8.
Работа с
бумагой и
картоном
Аппликация из бумаги
Индивидуальная
работа.
Творческий
вид
(аппликация)
Выполнение
плоской
аппликации,
используя
разные виды
бумаги
и
картона.
9.
Аппликация из бумаги
Дидактическая игра
Работа в парах.
Выполнение
плоской
аппликации,
используя
разные
виды
бумаги.
(Работа в паре).
10.
Аппликация из бумаги
Работа в парах.
Дидактическая игра
Выполнение
плоской
аппликации,
используя
разные виды бумаги.
11.
Аппликация
из кусочков
бумаги
.
Работа в парах.
Дидактическая игра
Выполнение
плоской
аппликации,
используя
кусочки бумаги.
12.
Аппликация
из кусочков
Работа в парах
Выполнение
плоской
бумаги.
аппликации,
используя
кусочки бумаги. (Работа в
паре).
13.
Аппликация
из
гофрированной бумаги.
Индивидуальная
работа.
Наблюдение
Выполнение аппликации
из гофрированной бумаги
14.
Цветы
из
гофрированной
бумаги.
Работа в парах.
Дидактическая игра
Выполнение
аппликации,
используя гофрированную
бумагу. (Работа в паре).
15.
Цветы
из
гофрированной
бумаги.
Работа в парах.
Выполнение
аппликации,
используя гофрированную
бумагу.
16.
Цветы
из
гофрированной
бумаги.
Систематизация
и
закрепление
пройденного.
Изготовление
цветов,
используя гофрированную
бумагу.
17.
Цепочки и гирлянды.
Работа в парах.
Изделие, деталь изделия.
(Работа в группе).
18.
Новогодние украшения
из
бумаги.
Работа в парах.
Изделие, деталь изделия.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов
19.
Оригами
Индивидуальная
работа
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов.
Трансформирование листа
бумаги
в
объемное
геометрическое тело
20.
Оригами
Индивидуальная
работа
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов.
Трансформирование листа
бумаги
в
объемное
геометрическое
тело
(работа в группе).
21. Техничес-
кое
моделиро-
вание
Игрушки
из
спичечных
коробков. Мебель.
Групповая работа
Изделие, деталь изделия.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов.
22.
Игрушки
из
спичечных
коробков. Мебель.
Работа в парах
Изделие, деталь изделия.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов.
23.
Открытки к 8 марта
Индивидуальная
работа
Исследовать
(наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять)
доступные материалы.
24.
Игрушки
из
спичечных
коробков. Животные.
Работа в парах.
Изделие, деталь изделия.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов.
(Работа
в
группе).
25.
Украшения из бумаги для
праздничного стола
Групповая работа.
Исследование
(наблюдение,
сравнение,
сопоставление) доступных
материалов:
их
видов,
физических свойств (цвета,
фактуры, формы и др.),
технологических свойств -
способов
обработки
материалов.
Трансформирование листа
бумаги
в
объемное
геометрическое
тело
(работа в группе).
26.
Игрушки из флаконов
Работа в парах.
Изготовление игрушек из
флаконов
(Работа в группе).
27.
Игрушки
из
разного
материала
Художественное
слово
(чтение
сказок
потешек,
стихотворений.)
Изготовление игрушки из
разного
материала.
(Работа в группе).
28.
Игрушки
из
разного
материала
Работа в парах.
Художественное
слово
(потешеки,
стихотворения.)
Изготовление игрушки из
разного
материала.
(Работа в группе).
29. Работа с
пластили-
ном
Игрушки из пластилина.
Индивидуальная
работа.
Художественное
слово
(потешеки,
стихотворения.)
Определение
технологии
лепки.
Смешивание
пластилина
близких
оттенков
для
создания
нового оттеночного цвета.
30.
Игрушки из пластилина.
Индивидуальная
работа.
Художественное
слово
(потешеки,
стихотворения.)
Определение
технологии
лепки.
Смешивание
пластилина
близких
оттенков
для
создания
нового оттеночного цвета.
31. Работа с
тканью
Аппликация из ткани.
Индивидуальная
работа
Выполнение
аппликации
из
ткани
(работа
в
группе).
32.
Аппликация из ткани.
Индивидуальная
работа.
Художественное
слово
(чтение
стихотворения.)
Выполнение
аппликации
из
ткани
(работа
в
группе).
33.
Аппликация из ткани
Индивидуальная
работа.
Систематизация
и
закрепление
пройденного.
Подготовка
работ
к
выставке.
Организация
выставки
работ
для
родителей.
Список литературы
1.
Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,2000.
2.
Ю.Б.Гомозова Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
3.
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
4.
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 2004г.
5.
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
6.
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
7.
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
8.
Г.И. Перевертень “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
9.
Т.М. Геронимус “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
10. Агапова И., Давыдова М. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г.
11. В.В.Выгонов « Игрушки и поделки из бумаги» ,Москва Издательский Дом МСП 2006г.
12. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», Москва, 2006г.
13. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1988
г.