Напоминание

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»


Автор: Виневская Анна Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ольховецкая ООШ"
Населённый пункт: д.Ольховец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
Раздел: начальное образование





Назад




Виневская Анна Александровна

1. Родительское собрание в 1 классе – « клуб полезных советов и рекомендаций» по

теме: «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

Приветствие. Вступительное слово учителя.

Встречи этой искренне мы ждали.

И не терпелось: всё ли друг о друге мы узнали?

Вам интересно, кто будет детей ваших обучать,

А мне, как будем ладить, детям нашим помогать.

Здравствуйте, уважаемые родители!

2

Ваши дети

вот уже несколько месяцев они находятся в школе, живут по законам школьной жизни.

Многие ребята уже адаптировались, но многие всё ещё привыкают к новым условиям своего

существования, к перемене режимных моментов, необходимости выполнения тех требований, которые им

предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.

Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни.

Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.

Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает

сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому

возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и

разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

3.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и

быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

Хочется посоветовать

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л.Кьюби

Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди

увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребёнок жизнерадостен, энергичен,

переполнен мечтами и идеями.

4.

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям,

требованиям, видам деятельности, режиму дня.

5. ВИДЫ АДАПТАЦИИ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ

ЛИЧНОСТНАЯ)

6. СТЕПЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ(1группа, 2гр, 3гр).

7. (1 группа )

АДАПТИРУЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ОБУЧЕНИЯ.

ОТНОСИТЕЛЬНО БЫСТРО ВЛИВАЮТСЯ В КОЛЛЕКТИВ,

ОСВАИВАЮТСЯ В ШКОЛЕ, ПРИОБРЕТАЮТ НОВЫХ ДРУЗЕЙ.

ВСЕГДА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

СПОКОЙНЫ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ, ДОБРОСОВЕСТНЫ.

БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

8. (2 группа)

У ДЕТЕЙ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

НЕ МОГУТ ПРИНЯТЬ НОВУЮ СИТУАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ,

ОБЩЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ, ДЕТЬМИ.

МОГУТ ИГРАТЬ НА УРОКАХ, ВЫЯСНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ С

Виневская Анна Александровна

ТОВАРИЩЕМ.

НЕ РЕАГИРУЕТ НА ЗАМЕЧАНИЯ УЧИТЕЛЯ

9. (3 группа)

НЕГАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ.

РЕЗКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.

С БОЛЬШИМ ТРУДОМ УСВАИВАЮТ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ.

10. Для первоклассника особенно важно:

Сформировать « внутреннюю позицию школьника»;

Режим дня школьника;

Ввести понятие оценки, самооценки;

Развивать способность управлять своими эмоциями.

11. Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации к обучению.

Оптимальный годовой календарный учебный график;

Обучение в 1 –ю смену;

Пятидневный режим обучения;

Облегчённый день к концу учебной недели;

Ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе.

12. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с

проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты

должны обратить внимание родителей на:

• Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной

активности ребенка между выполнением уроков.

• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил

освещения рабочего места.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

13. Психологическая готовность ребёнка к школе (советы психолога).

Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней

собственно учебная. С ними не бывает хлопот.

А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребёнок дома не усвоил

простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

• Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов

семьи.

• Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка

в школе).

• Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому

прожитому им школьному дню.

• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в

присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и

малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе,

Виневская Анна Александровна

14 Шкала общения родителей с ребенком.

Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от

Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что

чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала

общения родителей с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка положительные эмоции, отрицательные эмоции.

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком) хвалили упрекали поощряли подавляли?

15. Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников,

родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям

подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период

адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью,

готовить ребенка к взрослой жизни.

> Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

> Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

> Не дерись без причины.

> Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

> Играй честно, не подводи своих товарищей.

> Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

> Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

> Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не

обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

> Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

> Старайся быть аккуратным.

> Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

> Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей,

друзей!

16. Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения:

-Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

17. Рекомендуемые фразы для общения:

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

18

18

.

. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут

нарушаться сон, аппетит, повышается температура

Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны

Виневская Анна Александровна

Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью

Для детей характерна высокая утомляемость

19. Признаки успешной адаптации:

Ребенок легко справляется с программой;

Удовлетворенность ребенка процессом обучения;

Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть

к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

20. Признаки дезадаптации:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;

Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

Нежелания выполнять домашние задания;

Жалобы на те или иные события, связанные со школой;

Беспокойный сон;

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

21. Способы преодоления тревожности:

Не сравнивайте ребенка с окружающими;

Доверяйте ребенку;

Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Используйте наказание лишь в крайних случаях;

Не унижайте ребенка, наказывая его;

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например,

нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

22. Помните про перерывы во время выполнения домашнего задания

Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы – 15-20 минут

К концу начальной школы – 30-40 минут

(для перерыва достаточно 5 минут)

23. Анкета для родителей

24. Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью

Адаптация

ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы

маленький ученик освоился в школе по-настоящему.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит

классному руководителю и родителям.

25.

25.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Пусть помнят, что с лихвой

получат

Всё то, чему его научат…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.



В раздел образования