Автор: Виневская Анна Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ольховецкая ООШ"
Населённый пункт: д.Ольховец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
Раздел: начальное образование
Виневская Анна Александровна
1. Родительское собрание в 1 классе – « клуб полезных советов и рекомендаций» по
теме: «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
Приветствие. Вступительное слово учителя.
Встречи этой искренне мы ждали.
И не терпелось: всё ли друг о друге мы узнали?
Вам интересно, кто будет детей ваших обучать,
А мне, как будем ладить, детям нашим помогать.
Здравствуйте, уважаемые родители!
2
Ваши дети
вот уже несколько месяцев они находятся в школе, живут по законам школьной жизни.
Многие ребята уже адаптировались, но многие всё ещё привыкают к новым условиям своего
существования, к перемене режимных моментов, необходимости выполнения тех требований, которые им
предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни.
Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.
Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает
сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому
возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и
разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
3.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и
быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.
Хочется посоветовать
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди
увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребёнок жизнерадостен, энергичен,
переполнен мечтами и идеями.
4.
Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям,
требованиям, видам деятельности, режиму дня.
5. ВИДЫ АДАПТАЦИИ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ
ЛИЧНОСТНАЯ)
6. СТЕПЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ(1группа, 2гр, 3гр).
7. (1 группа )
АДАПТИРУЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ОБУЧЕНИЯ.
ОТНОСИТЕЛЬНО БЫСТРО ВЛИВАЮТСЯ В КОЛЛЕКТИВ,
ОСВАИВАЮТСЯ В ШКОЛЕ, ПРИОБРЕТАЮТ НОВЫХ ДРУЗЕЙ.
ВСЕГДА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
СПОКОЙНЫ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ, ДОБРОСОВЕСТНЫ.
БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
8. (2 группа)
У ДЕТЕЙ БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
НЕ МОГУТ ПРИНЯТЬ НОВУЮ СИТУАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ,
ОБЩЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ, ДЕТЬМИ.
МОГУТ ИГРАТЬ НА УРОКАХ, ВЫЯСНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ С
Виневская Анна Александровна
ТОВАРИЩЕМ.
НЕ РЕАГИРУЕТ НА ЗАМЕЧАНИЯ УЧИТЕЛЯ
9. (3 группа)
НЕГАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ.
РЕЗКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
С БОЛЬШИМ ТРУДОМ УСВАИВАЮТ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ.
10. Для первоклассника особенно важно:
Сформировать « внутреннюю позицию школьника»;
Режим дня школьника;
Ввести понятие оценки, самооценки;
Развивать способность управлять своими эмоциями.
11. Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации к обучению.
Оптимальный годовой календарный учебный график;
Обучение в 1 –ю смену;
Пятидневный режим обучения;
Облегчённый день к концу учебной недели;
Ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе.
12. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе».
Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с
проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты
должны обратить внимание родителей на:
• Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной
активности ребенка между выполнением уроков.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил
освещения рабочего места.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
13. Психологическая готовность ребёнка к школе (советы психолога).
Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней
собственно учебная. С ними не бывает хлопот.
А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребёнок дома не усвоил
простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.
Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».
• Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов
семьи.
• Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка
в школе).
• Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому
прожитому им школьному дню.
• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе,
Виневская Анна Александровна
14 Шкала общения родителей с ребенком.
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от
Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что
чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала
общения родителей с ребенком.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка положительные эмоции, отрицательные эмоции.
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком) хвалили упрекали поощряли подавляли?
15. Правила, которые помогут ребёнку в общении.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников,
родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям
подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период
адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью,
готовить ребенка к взрослой жизни.
> Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
> Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
> Не дерись без причины.
> Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
> Играй честно, не подводи своих товарищей.
> Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
> Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
> Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не
обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
> Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
> Старайся быть аккуратным.
> Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
> Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей,
друзей!
16. Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
17. Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
18
18
.
. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников
•
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут
нарушаться сон, аппетит, повышается температура
•
Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны
Виневская Анна Александровна
•
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью
•
Для детей характерна высокая утомляемость
19. Признаки успешной адаптации:
•
Ребенок легко справляется с программой;
•
Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
•
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть
к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
•
Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
20. Признаки дезадаптации:
•
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
•
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
•
Нежелания выполнять домашние задания;
•
Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
•
Беспокойный сон;
•
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
21. Способы преодоления тревожности:
•
Не сравнивайте ребенка с окружающими;
•
Доверяйте ребенку;
•
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Используйте наказание лишь в крайних случаях;
•
Не унижайте ребенка, наказывая его;
•
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например,
нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
22. Помните про перерывы во время выполнения домашнего задания
•
Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы – 15-20 минут
•
К концу начальной школы – 30-40 минут
•
(для перерыва достаточно 5 минут)
23. Анкета для родителей
24. Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью
Адаптация
ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы
маленький ученик освоился в школе по-настоящему.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит
классному руководителю и родителям.
25.
25.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Пусть помнят, что с лихвой
получат
Всё то, чему его научат…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.