Автор: Максимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 56 УИМ" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация обучающихся как одна из составляющих процесса социализации личности
Раздел: начальное образование
Мотивация обучающихся как одна из составляющих процесса социализации личности
Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни.
Д. Дьюи
Одна из основных задач обучения и воспитания сегодня – формирование личности с активной
жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. Гражданская
позиция, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно
формировать.
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет»
выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной
социализации обучающегося:
- готовность и способность и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
- социальные компетенции.
Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и
метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в
воспитательном, но и в образовательном процессе школы.
Мы выделили три базовых понятия: социализация, деятельность и мотивация. Социализация
напрямую связана с деятельностью, а деятельность невозможна без мотивации.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью
социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны,
процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счёт её активной
деятельности, активного включения в социальную среду.
Деятельность – это процесс, связанный, с одной стороны, с освоением культурных ценностей, а с
другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное
самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Мотивация – это вся совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание,
направленность и характер деятельности личности, её поведения.
Рассмотрим каждый блок. Социализация личности.
Этапы социализации:
Адаптация (1-7 лет) Освоение норм и овладение приёмами деятельности и общения.
Индивидуализация (7-17 (25) лет) Поиски средств для выражения своей индивидуальности.
Интеграция (17 (25) лет и старше) Через собственные потребности осуществить вклад в жизнь группы.
Принципы социализации:
1. Социальная мотивация;
2. Социальное содержание обучения;
3. Социальные формы и активные (интерактивные) методы;
4. Социально значимый для ученика результат.
Направления социализации:
- освоение социального опыта;
- освоение способов деятельности;
- освоение социальных ролей;
- формирование социально-значимых качеств.
Типы социализации:
- имитация жизненных ситуаций;
- организация рефлексивной деятельности;
- создание условий для личностного выбора;
- поиск противоречий между содержанием образования и личностным выбором
В основе процесса социализации лежит деятельностный подход. Это взаимодействие личности с
окружающим миром, где субъект воздействует на объект, целенаправленно для удовлетворения своих
желаний. Социально-педагогическая стратегия деятельностного подхода: делай сам и вместе со мной.
Важно не что делает ребёнок, а зачем. Деятельность рассмотрим на примере проектной задачи.
Проектная задача - система или набор заданий, целенаправленно стимулирующих систему
детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка
результата.
Предлагаем рассмотреть один из сценариев проекта. Проект «5П»
День первый – «Правовой». Обсудить единые правила.
Второй день - «Понятийный». Рефлексия, распределение групп по областям.
Третий день - «Плановый». Составление плана проекта.
День четвертый - «Перспективный». Чего хотят достичь?
Пятый день - «Представительный». Представляют продукт.
Для чего нужна мотивация? Вызвать у детей интерес к деятельности, создать условия
увлечённости, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение компетенций.
-
Саморазвитие
-
Самовыражение
-
Самоутверждение
-
Самоопределение
-
Самоуправление
Мотивация может быть словесная и предметно-действенная. Методы (способы) мотивации:
сюрпризный момент, создание проблемной или воображаемой ситуации.
Факторы повышения мотивации
Условия успешности урока:
нетрадиционные уроки (игровые и интегрированные);
положительная эмоциональная обстановка;
уровневая система обучения;
стимулирующее оценивание;
волевые методы мотивации.
Все три составляющих: социализация, деятельность и мотивация, мы можем увидеть на примере
портфолио:
- Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
- Содействовать успешной дальнейшей социализации обучающихся.
Несомненно, получение знаний на основе интересов – мощная мотивация, ведущая к
приобретению прочных качественных знаний, рациональное применение которых в интересной значимой
и полезной для индивида и окружающих деятельности, приводит к успешной социализации личности.
Позитивная социализация:
- уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности;
- уровень сформированности адекватно-высокой самооценки обучающихся;
- устойчивая мотивация на здоровый образ жизни;
- уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся.
К критериям успешной социализации можно отнести:
когнитивный (степень осознания конкретного социального опыта);
мотивационный (удовлетворенность межличностными отношениями, стремление к
самоопределению);
деятельностный (участие в поиске путей и реализации своих возможностей)
Педагогический потенциал будет успешным в инновационной образовательной среде, если учесть:
-
Индивидуализация учебного процесса;
-
Создание ситуации успеха для обучающихся;
-
Реализация системно-деятельностного подхода;
-
Организация коллективной деятельности и работы в группах;
-
Интенсификация процесса обучения;
-
Мотивация к самообразованию;
-
Социализация обучающихся;
-
Разноуровневость содержания образовательного ресурса.
И снова в заключении вернёмся к целям и задачам образования. Социализация напрямую связана с
деятельностью, а деятельность невозможна без мотивации.
-
Социализация
-
Повышение мотивации к самореализации
-
Развитие личностных качеств
-
Расширение образовательных возможностей