Напоминание

Мотивация обучающихся как одна из составляющих процесса социализации личности


Автор: Максимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 56 УИМ" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация обучающихся как одна из составляющих процесса социализации личности
Раздел: начальное образование





Назад




Мотивация обучающихся как одна из составляющих процесса социализации личности

Добрая школа – это хорошо,

умная школа – это великолепно,

но ребенок должен быть еще и

подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

Одна из основных задач обучения и воспитания сегодня – формирование личности с активной

жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. Гражданская

позиция, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно

формировать.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет»

выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной

социализации обучающегося:

- готовность и способность и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- социальные компетенции.

Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и

метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в

воспитательном, но и в образовательном процессе школы.

Мы выделили три базовых понятия: социализация, деятельность и мотивация. Социализация

напрямую связана с деятельностью, а деятельность невозможна без мотивации.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью

социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны,

процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счёт её активной

деятельности, активного включения в социальную среду.

Деятельность – это процесс, связанный, с одной стороны, с освоением культурных ценностей, а с

другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное

самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Мотивация – это вся совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание,

направленность и характер деятельности личности, её поведения.

Рассмотрим каждый блок. Социализация личности.

Этапы социализации:

Адаптация (1-7 лет) Освоение норм и овладение приёмами деятельности и общения.

Индивидуализация (7-17 (25) лет) Поиски средств для выражения своей индивидуальности.

Интеграция (17 (25) лет и старше) Через собственные потребности осуществить вклад в жизнь группы.

Принципы социализации:

1. Социальная мотивация;

2. Социальное содержание обучения;

3. Социальные формы и активные (интерактивные) методы;

4. Социально значимый для ученика результат.

Направления социализации:

- освоение социального опыта;

- освоение способов деятельности;

- освоение социальных ролей;

- формирование социально-значимых качеств.

Типы социализации:

- имитация жизненных ситуаций;

- организация рефлексивной деятельности;

- создание условий для личностного выбора;

- поиск противоречий между содержанием образования и личностным выбором

В основе процесса социализации лежит деятельностный подход. Это взаимодействие личности с

окружающим миром, где субъект воздействует на объект, целенаправленно для удовлетворения своих

желаний. Социально-педагогическая стратегия деятельностного подхода: делай сам и вместе со мной.

Важно не что делает ребёнок, а зачем. Деятельность рассмотрим на примере проектной задачи.

Проектная задача - система или набор заданий, целенаправленно стимулирующих систему

детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка

результата.

Предлагаем рассмотреть один из сценариев проекта. Проект «5П»

День первый – «Правовой». Обсудить единые правила.

Второй день - «Понятийный». Рефлексия, распределение групп по областям.

Третий день - «Плановый». Составление плана проекта.

День четвертый - «Перспективный». Чего хотят достичь?

Пятый день - «Представительный». Представляют продукт.

Для чего нужна мотивация? Вызвать у детей интерес к деятельности, создать условия

увлечённости, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение компетенций.

-

Саморазвитие

-

Самовыражение

-

Самоутверждение

-

Самоопределение

-

Самоуправление

Мотивация может быть словесная и предметно-действенная. Методы (способы) мотивации:

сюрпризный момент, создание проблемной или воображаемой ситуации.

Факторы повышения мотивации

Условия успешности урока:

нетрадиционные уроки (игровые и интегрированные);

положительная эмоциональная обстановка;

уровневая система обучения;

стимулирующее оценивание;

волевые методы мотивации.

Все три составляющих: социализация, деятельность и мотивация, мы можем увидеть на примере

портфолио:

- Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;

- Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

- Содействовать успешной дальнейшей социализации обучающихся.

Несомненно, получение знаний на основе интересов – мощная мотивация, ведущая к

приобретению прочных качественных знаний, рациональное применение которых в интересной значимой

и полезной для индивида и окружающих деятельности, приводит к успешной социализации личности.

Позитивная социализация:

- уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности;

- уровень сформированности адекватно-высокой самооценки обучающихся;

- устойчивая мотивация на здоровый образ жизни;

- уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся.

К критериям успешной социализации можно отнести:

когнитивный (степень осознания конкретного социального опыта);

мотивационный (удовлетворенность межличностными отношениями, стремление к

самоопределению);

деятельностный (участие в поиске путей и реализации своих возможностей)

Педагогический потенциал будет успешным в инновационной образовательной среде, если учесть:

-

Индивидуализация учебного процесса;

-

Создание ситуации успеха для обучающихся;

-

Реализация системно-деятельностного подхода;

-

Организация коллективной деятельности и работы в группах;

-

Интенсификация процесса обучения;

-

Мотивация к самообразованию;

-

Социализация обучающихся;

-

Разноуровневость содержания образовательного ресурса.

И снова в заключении вернёмся к целям и задачам образования. Социализация напрямую связана с

деятельностью, а деятельность невозможна без мотивации.

-

Социализация

-

Повышение мотивации к самореализации

-

Развитие личностных качеств

-

Расширение образовательных возможностей



В раздел образования