Напоминание

"Закружила листва золотая"


Автор: Алина Александровна Шерстнева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Перевальская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: г.Перевальск
Наименование материала: Тематическая экскурсия
Тема: "Закружила листва золотая"
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ ЛНР «Перевальская специальная (коррекционная) школа-

интернат»

Тематическая экскурсия «Закружила листва золотая» для детей с ОВЗ

Подготовила воспитатель Шерстнева А.А.

Тип экскурсии: обобщение ранее изученного материала.

Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением

осени.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «окружающий мир»;

расширить представление обучающихся о приметах осени;

формировать у детей понятия «живая и неживая природа».

Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в

природе, память, мышление, внимание, связную устную речь

учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте

осенней природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение

работать в коллективе, в малой группе.

Оборудование: Карандаши, блокнот, линейки, фотоаппарат.

Место проведения экскурсии: парк имени Воровского г.Перевальск

Время проведения: 20 октября.

Возраст воспитанников группы: 11-15 лет

Подготовка воспитателя к экскурсии:

• Спланировать маршрут экскурсии

• Провести инструктаж по ТБ.

• Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об

одежде.

• Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка воспитанников к экскурсии:

• Найти материал о различных периодах осени (погодными особенностями,

изменениями в растительном и животном мире).

• Вспомнить какие деревья и кустарники, произрастают на Донбассе..

• Повторить правила правильного поведения в парке.

Ход экскурсии:

I.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня в такой солнечный октябрьский день наш

воспитательное мероприятие пройдёт здесь, в парке имени Воровского, на

свежем воздухе. Нам улыбается солнышко, давайте и мы улыбнёмся друг

другу.

II. Введение в тему экскурсии.

Актуализация знаний

-Ребята, послушайте стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

- О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)

-Кто автор? (А.С.Пушкин)

-Вот сегодня наш экскурсия посвящается осени. Тема нашей экскурсии

«Закружила листва золотая». Сегодня мы пришли в гости очень яркой и

щедрой даме. Кто же она такая, угадайте:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправлю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Я – щедрая задумчивая … (осень).

- Да, ребята, это - Матушка – Осень. Она рада вас видеть! Она и её сыновья-

месяцы. Как их звать величать, помните? (дети называют месяцы осени).

- Сегодня она проверит, как хорошо вы её знаете. Какой же самый первый

признак осени знают все без исключения?

В парке, в сквере и в саду

В вальсе тихо на ветру

Листья жёлтые кружат.

Что же это? (Листопад).

. Ознакомление учащихся с правилами поведения в парке..

Ребята, а кто мне назовет какие правила нужно соблюдать, приходя в парк на

отдых?.

Воспитанники:

•Вероника:Находясь на территории, нельзя срывать, топтать и выдергивать

растения. • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Многие вредители

или болезни растений, проникают в ранки деревьев, поражают древесину,

почки и могут погубить растение.

Вика:• Нельзя есть ягоды незнакомых растений. Они могут быть ядовитыми.

• Нельзя бросать мусор, выгуливать собак, разводить огонь. .

Воспитатель:: Правильно, молодцы! Вы не только назвали правила

поведения, но и сумели их объяснить. Итак, давайте начнем экскурсию!

III. Основная часть

Сегодня на экскурсии мы с вами находимся в парке имени Воровского

города Перевальска и поговорим о том, какие изменения происходят в

природе с приходом осени.

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

Никита: Дни становятся короче, ночи длиннее, солнце греет не так горячо

как летом; частая и сплошная облачность, часто выпадают дожди, дни

становятся прохладнее.

Воспитатель: Реагируют ли растения на происходящие изменения?

Воспитанники: Да

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг. Какие деревья и кустарники

здесь произрастают?

Воспитанники: Клен, береза, ель, шиповник.каштан,дуб,липа.

Воспитатель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками

осенью?

Воспитанники: Листья деревьев окрашиваются в разные цвета; созревают

семена и ягоды, почки становятся крупнее, молодые побеги деревьев меняют

цвет коры.

Воспитатель-Ко мне на руки упали разноцветные листья. Дети, предлагаю

вам взять по одному понравившемуся вам листочку. У кого кленовый

листочек? Вы объединяетесь в первую группу. У кого дубовый – во вторую,

берёзовый – в третью, у кого липовый – в четвёртую группу. Расположитесь

со своими группами на лавочках.

III.Применение знаний.

Игра «Листок – листочек».

- Каждая из групп получает рабочую карту. На карте изображены деревья.

Задача каждой группы найти в опаде листочки, подходящие вашим деревьям

и прикрепит их к соответствующий кармашек скрепкой.(Дети собирают по

одному листу к каждой картинке).

- Листья каких деревьев вы искали?

- Как думаете, какие деревья я не включила? Почему?

- Молодцы! Вы очень быстро справились с моей задачей! И собрали

прекрасный материал для гербария.

Игра «Летят перелетные птицы»

-Когда я прихожу, улетают птицы. Но не все. Некоторые виды птиц остаются

в городах и переживают зиму.

- Как называются птицы, которые улетают? (Перелётные). А которые

остаются? (Оседлые).

- Вспомним, какие птицы уже готовятся улететь. На обратной стороне

рабочей карты найдите картинку с птицами. Среди всех птиц найдите тех,

которые летят на юг, раскрасьте кружок рядом с ними в красный цвет.

Назовите этих птиц. (Дети называют перелетных птиц). Кружки рядом с

оседлыми птицами раскрасьте в синий. Какие птицы остаются? (Дети

называют оседлых птиц)

IV.Физкультминутка подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние

листочки» Слова (движение показывает воспитательь, дети повторяют).

Мы – листочки, мы – листочки, Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали! Перестал дуть ветерок – Все уселись в кружок.

Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул, Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

«Перелетные птицы»

Воспитатель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, в

змахивают

руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и зам

ирают.

Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, ст

риж, жаворонок, галка. Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?

Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хво

йных деревьев

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуютс

я

разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

Релаксация. Игра «Верю – не верю»

Воспитатель зачитывает утверждения. Воспитанники внимательно слу

шают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» -

если неверное.

Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежн

ики («не верю»),

а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»),

сушатся грибы ( «не верю»),

сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»).

Залаяла собака («верю»),

из травы выскочил белый заяц («не верю»),

и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при

этом он испугал жаворонка ( «не верю»)

и куропатку, которые поднялись высоко в небо и

запели песни ( « не верю»),

а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»),

нырнул в свой домик ( «не верю» ),

забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую

зиму ( « не верю»).

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, у каждого из вас остались листики с начала экскурсии. На обратной

стороне вы видите слова с номерами. Расположите листочки по порядку

номеров и приклейте на рабочую карту группы. Прочитайте, что у вас

получилось.

Осень – погоды перемен восемь. (кленовый лист)

Осенью и у воробья пир. (дубовый лист)

Тёплая осень – к долгой зиме. (берёзовый лист)

Осень велика, зима долга. (липовый лист)

- Умницы! Вы очень хорошо работали. Осень благодарна вам за то, что вы

пожаловали к ней в гости. И ждёт вас снова и снова! До скорых встреч!

Фотосессия.



В раздел образования