Автор: Алина Александровна Шерстнева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Перевальская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: г.Перевальск
Наименование материала: Тематическая экскурсия
Тема: "Закружила листва золотая"
Раздел: начальное образование
ГБОУ ЛНР «Перевальская специальная (коррекционная) школа-
интернат»
Тематическая экскурсия «Закружила листва золотая» для детей с ОВЗ
Подготовила воспитатель Шерстнева А.А.
Тип экскурсии: обобщение ранее изученного материала.
Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением
осени.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «окружающий мир»;
расширить представление обучающихся о приметах осени;
формировать у детей понятия «живая и неживая природа».
Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в
природе, память, мышление, внимание, связную устную речь
учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте
осенней природы.
Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение
работать в коллективе, в малой группе.
Оборудование: Карандаши, блокнот, линейки, фотоаппарат.
Место проведения экскурсии: парк имени Воровского г.Перевальск
Время проведения: 20 октября.
Возраст воспитанников группы: 11-15 лет
Подготовка воспитателя к экскурсии:
• Спланировать маршрут экскурсии
• Провести инструктаж по ТБ.
• Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об
одежде.
• Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка воспитанников к экскурсии:
• Найти материал о различных периодах осени (погодными особенностями,
изменениями в растительном и животном мире).
• Вспомнить какие деревья и кустарники, произрастают на Донбассе..
• Повторить правила правильного поведения в парке.
Ход экскурсии:
I.Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня в такой солнечный октябрьский день наш
воспитательное мероприятие пройдёт здесь, в парке имени Воровского, на
свежем воздухе. Нам улыбается солнышко, давайте и мы улыбнёмся друг
другу.
II. Введение в тему экскурсии.
Актуализация знаний
-Ребята, послушайте стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)
-Кто автор? (А.С.Пушкин)
-Вот сегодня наш экскурсия посвящается осени. Тема нашей экскурсии
«Закружила листва золотая». Сегодня мы пришли в гости очень яркой и
щедрой даме. Кто же она такая, угадайте:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправлю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Я – щедрая задумчивая … (осень).
- Да, ребята, это - Матушка – Осень. Она рада вас видеть! Она и её сыновья-
месяцы. Как их звать величать, помните? (дети называют месяцы осени).
- Сегодня она проверит, как хорошо вы её знаете. Какой же самый первый
признак осени знают все без исключения?
В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это? (Листопад).
. Ознакомление учащихся с правилами поведения в парке..
Ребята, а кто мне назовет какие правила нужно соблюдать, приходя в парк на
отдых?.
Воспитанники:
•Вероника:Находясь на территории, нельзя срывать, топтать и выдергивать
растения. • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Многие вредители
или болезни растений, проникают в ранки деревьев, поражают древесину,
почки и могут погубить растение.
Вика:• Нельзя есть ягоды незнакомых растений. Они могут быть ядовитыми.
• Нельзя бросать мусор, выгуливать собак, разводить огонь. .
Воспитатель:: Правильно, молодцы! Вы не только назвали правила
поведения, но и сумели их объяснить. Итак, давайте начнем экскурсию!
III. Основная часть
Сегодня на экскурсии мы с вами находимся в парке имени Воровского
города Перевальска и поговорим о том, какие изменения происходят в
природе с приходом осени.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Никита: Дни становятся короче, ночи длиннее, солнце греет не так горячо
как летом; частая и сплошная облачность, часто выпадают дожди, дни
становятся прохладнее.
Воспитатель: Реагируют ли растения на происходящие изменения?
Воспитанники: Да
Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг. Какие деревья и кустарники
здесь произрастают?
Воспитанники: Клен, береза, ель, шиповник.каштан,дуб,липа.
Воспитатель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками
осенью?
Воспитанники: Листья деревьев окрашиваются в разные цвета; созревают
семена и ягоды, почки становятся крупнее, молодые побеги деревьев меняют
цвет коры.
Воспитатель-Ко мне на руки упали разноцветные листья. Дети, предлагаю
вам взять по одному понравившемуся вам листочку. У кого кленовый
листочек? Вы объединяетесь в первую группу. У кого дубовый – во вторую,
берёзовый – в третью, у кого липовый – в четвёртую группу. Расположитесь
со своими группами на лавочках.
III.Применение знаний.
Игра «Листок – листочек».
- Каждая из групп получает рабочую карту. На карте изображены деревья.
Задача каждой группы найти в опаде листочки, подходящие вашим деревьям
и прикрепит их к соответствующий кармашек скрепкой.(Дети собирают по
одному листу к каждой картинке).
- Листья каких деревьев вы искали?
- Как думаете, какие деревья я не включила? Почему?
- Молодцы! Вы очень быстро справились с моей задачей! И собрали
прекрасный материал для гербария.
Игра «Летят перелетные птицы»
-Когда я прихожу, улетают птицы. Но не все. Некоторые виды птиц остаются
в городах и переживают зиму.
- Как называются птицы, которые улетают? (Перелётные). А которые
остаются? (Оседлые).
- Вспомним, какие птицы уже готовятся улететь. На обратной стороне
рабочей карты найдите картинку с птицами. Среди всех птиц найдите тех,
которые летят на юг, раскрасьте кружок рядом с ними в красный цвет.
Назовите этих птиц. (Дети называют перелетных птиц). Кружки рядом с
оседлыми птицами раскрасьте в синий. Какие птицы остаются? (Дети
называют оседлых птиц)
IV.Физкультминутка подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние
листочки» Слова (движение показывает воспитательь, дети повторяют).
Мы – листочки, мы – листочки, Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели, Ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали –
Все листочки так устали! Перестал дуть ветерок – Все уселись в кружок.
Ветер снова вдруг подул И листочки с веток сдул, Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
«Перелетные птицы»
Воспитатель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, в
змахивают
руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и зам
ирают.
Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, ст
риж, жаворонок, галка. Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?
Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хво
йных деревьев
Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуютс
я
разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.
Релаксация. Игра «Верю – не верю»
Воспитатель зачитывает утверждения. Воспитанники внимательно слу
шают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» -
если неверное.
Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежн
ики («не верю»),
а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»),
сушатся грибы ( «не верю»),
сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»).
Залаяла собака («верю»),
из травы выскочил белый заяц («не верю»),
и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при
этом он испугал жаворонка ( «не верю»)
и куропатку, которые поднялись высоко в небо и
запели песни ( « не верю»),
а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»),
нырнул в свой домик ( «не верю» ),
забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую
зиму ( « не верю»).
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, у каждого из вас остались листики с начала экскурсии. На обратной
стороне вы видите слова с номерами. Расположите листочки по порядку
номеров и приклейте на рабочую карту группы. Прочитайте, что у вас
получилось.
Осень – погоды перемен восемь. (кленовый лист)
Осенью и у воробья пир. (дубовый лист)
Тёплая осень – к долгой зиме. (берёзовый лист)
Осень велика, зима долга. (липовый лист)
- Умницы! Вы очень хорошо работали. Осень благодарна вам за то, что вы
пожаловали к ней в гости. И ждёт вас снова и снова! До скорых встреч!
Фотосессия.