Напоминание

" Духовно-нравственное воспитание младших школьников"


Автор: Нагорная Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ- гимназия № 34
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: " Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно – нравственное

воспитание младших

школьников.

Нравственность младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек,

связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только

тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и

неуклонно соблюдаться.

Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его

собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не

имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними

обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда

не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им

привычек составляет цель нравственного воспитания.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом

этапе

обучения

ребенка

доминирует

своя

сторона

воспитания.

В

воспитании

младших

школьников, такой стороной будет нравственное развитие: дети овладевают простыми нормами

нравственности,

научатся

следовать

им

в

различных

ситуациях.

Целостный

учебно-

воспитательный процесс тесно связан с нравственным развитием. В условиях современной

школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей

внутренней структуре, в нравственном развитии возрастает роль образовательного процесса.

Содержательная

сторона

моральных

понятий

обусловлена

научными

знаниями,

которые

учащиеся получают, изучая учебные предметы.

Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается

постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением

единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании

учащихся. Готовя младших школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них

ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство,

любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное

отношение к труду и т.д.

Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике

личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее

трудовой и общественной деятельности.

Уровень духовно-нравственной воспитанности

– это мера соответствия развитых

социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих

полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество

на данный момент своего исторического развития.

«Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии

применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и

взаимодействии» – пишет советский педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное

воспитание школьников: вопросы теории» [8, с. 132].

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания

эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости,

последующей их корректировки.

Цель:

выявление качества и

уровня духовно-нравственного воспитания младших

школьников.

Опрос проводился во 2 классе.

1. Комплексная диагностическая программа, которая включает в себя следующие

методики:

методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у

учащихся;

методика №2: диагностика нравственной самооценки;

методика №3: диагностика этики поведения;

методика №4: диагностика отношения к жизненным ценностям;

методика №5: диагностика нравственной мотивации.

2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.

Основными

методами

исследования

были

наблюдение,

анкетирование,

беседа,

индивидуальный опрос.

Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных

понятий у учащихся.

Анкета «Нравственные понятия»

Задание: Как ты понимаешь следующие слова?

Добро

Зло

Мудрость

Мужество

Умеренность

Справедливость

Счастье

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Учащимся 2-го класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им

слова. Опрос проводился индивидуально.

Диаграмма 1.

Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся.

Итак,

учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,

«добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети

давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.

Труднее

детям

было

объяснить

такие

понятия

как

«милосердие»,

«мудрость»,

«умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.

Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки.

Инструкция:

– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);

– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);

– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);

– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

8. Мне приятно делать людям радость.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

Д

о

б

р

о

З

л

о

М

у

д

р

о

с

т

ь

М

у

ж

е

с

т

в

о

У

м

е

р

е

н

н

о

с

т

ь

С

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

С

ч

а

с

т

ь

е

Д

р

у

ж

б

а

М

и

л

о

с

е

р

д

и

е

Д

о

л

г

В

и

н

а

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

100 %

80 %

60 %

80 %

40 %

100 %

90 %

100 %

60 %

80 %

90 %

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

- всегда;

- часто;

- редко;

- никогда.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются

следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2

единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

По итогам данной методики можно сделать вывод, что высоким уровнем нравственной

самооценки обладают 80%; средний уровень нравственной самооценки 20 %, У некоторых детей

нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением

учащихся.

Вывод:

Необходимо

cодействовать

воспитанию

реальной

самооценки

младших

школьников,

пополнять

их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке

реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в

себе, радость от успеха.

Методика №3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения)

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений.

Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть

предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

80

%

20

%

Диаграмма 2.

Диагностика нравственной самооценки.

Высокий уровень

Средний уровень

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

равнодушие,

агрессия,

легкомысленное

отношение.

Положительный

результат:

помощь,

сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического

подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание

своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный

результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая

позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия,

раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания,

мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый

вопрос:

Отрицательный

результат:

Грубость,

агрессия,

нетактичность.

Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Проанализировав высказывания детей, можно сделать вывод, что половина учащихся

соблюдают этические нормы поведения в общении со сверстниками, у половины человек не

достаточно развиты навыки общения, взаимопонимание.

Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной

устанавливать

дружеские

связи,

испытывать

удовлетворение

от

общения,

учить

взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.

Методика №4: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний,

выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

86%

14 %

Диаграмма 3.

Диагностика этики поведения.

Положительные

ответы

Отрицательные

ответы

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

3 - 4 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

0 - 1 – низкий уровень.

Диаграмма 3.

Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Исходя

из

ответов

детей

можно

сделать

вывод,

что

высокий

уровень

отношения

к

жизненным

ценностям

у

30%,

средний

уровень

60%

,

ниже

среднего

уровня – 10%

В

представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика.

Духовные ценности преобладают над материальными, узколичностными и "продовольственно-

вещевыми" потребностями.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №5: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ."

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет

такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

30

%

60 %

10 %

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. За каждый положительный ответ дается 1

балл.

4 балла – высокий уровень; 2 - 3 балла – средний уровень; 0 - 1 балл – низкий уровень.

Таким образом, диагностика показала, что высоким уровнем нравственной мотивации

обладают 30 %, средний уровень нравственной мотивации у 70 %.

2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Диагностическая программа изучения уровней проявления

нравственной воспитанности младшего школьника (методика М.И.Шиловой)

Фамилия , Имя ______________________________ Класс __________

Основные

отношения-

показатели

воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого

уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной

природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2.

Гордость

за

свою

страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает

об этом другим;

30 %

70 %

Диаграмма 4.

Диагностика нравственной мотивации.

Высокий уровень

Средний уровень

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3.

Служение

своими

силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и

поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5.

Познавательная

активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6.

Стремление

реализовать

свои

интеллектуальные

способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности

участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8.

Организованность

в

учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно,

помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9.

Инициативность

и

творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на

творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не

проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому

товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение

к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небрежлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12.

Осознание

значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает

товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении

работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13.

Уважительное

отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны

сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14.

Дружелюбное

отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам,

осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и

старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на

это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16.

Честность

в

отношениях

с

товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления

лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.

Самообладание

и

сила воли

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится

развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к

безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко

подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18.

Самоуважение,

соблюдение

правил

культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от

других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о

других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и

пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от

других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20.

Требовательность

к

себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших

делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и

поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и

поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять

основных показателей нравственной воспитанности школьника (см.: Приложние выше):

Отношение к обществу, патриотизм;

Отношение к умственному труду, любознательность;

Отношение к физическому труду, трудолюбие;

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);

Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от

3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга

выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому

показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому

показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются.

Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности

ученика:

Низкий

(0)

уровень

-

невоспитанность

(от

0

до

10

баллов)

характеризуется

отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется

под влиянием

педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Уровень воспитанности ниже среднего (1 уровень - от 11 до 20 баллов) представляется

слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в

основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом

саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний

(2)

уровень

воспитанности

(от

21

до

30

баллов)

характеризуется

самостоятельностью,

проявлениями

саморегуляции

и

самоорганизации,

хотя

активная

общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий (3) уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и

положительной

самостоятельностью

в

деятельности

и

поведении

на

основе

активной

общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо,

однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь

выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть

целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.

В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который

преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

Преобладание

ярких

проявлений

(3

уровень)

отражает

самостоятельность,

высоконравственность

деятельности

и

поведения,

признаки

продуктивного,

деятельного

характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда

саморегулирует

свою

деятельность,

активную

нравственную

позицию.

В

этом

случае

«воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и

отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят:

«недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание отрицательных проявлений 0 уровня, вредных привычек в поведении

ребенка характеризует его как невоспитанного.

Диаграмма 5.

Уровень нравственной воспитанности.

Из

представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 2 класса преобладают признаки

среднего уровня воспитанности у 40%, у 30% - высокий уровень нравственной воспитанности,

уровень воспитанности ниже среднего наблюдается у 20%, у 10% низкий уровень проявления

нравственно-волевых

качеств

личности.

Наиболее

яркими

качествами

формирующейся

нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному труду,

отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у

ребят отношений к обществу и отношения к себе.

Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным

методикам,

позволяет

определить

процесс

развития

личности,

динамический

аспект

ее

становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют

человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей

диагностической

картине

в

коллективе,

учитель

-

воспитатель

может

моделировать

воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к

воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Опыт нашей работы свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться

понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети

легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто

грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не

читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их

знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции.

Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям

подняться нравственно и воспитать себя, как личность.

30

%

40 %

20 %

10 %

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень



В раздел образования