Автор: Нагорная Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ- гимназия № 34
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: " Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
Духовно – нравственное
воспитание младших
школьников.
Нравственность младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек,
связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только
тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и
неуклонно соблюдаться.
Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его
собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не
имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними
обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда
не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им
привычек составляет цель нравственного воспитания.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом
этапе
обучения
ребенка
доминирует
своя
сторона
воспитания.
В
воспитании
младших
школьников, такой стороной будет нравственное развитие: дети овладевают простыми нормами
нравственности,
научатся
следовать
им
в
различных
ситуациях.
Целостный
учебно-
воспитательный процесс тесно связан с нравственным развитием. В условиях современной
школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей
внутренней структуре, в нравственном развитии возрастает роль образовательного процесса.
Содержательная
сторона
моральных
понятий
обусловлена
научными
знаниями,
которые
учащиеся получают, изучая учебные предметы.
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается
постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением
единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании
учащихся. Готовя младших школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них
ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство,
любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное
отношение к труду и т.д.
Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике
личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее
трудовой и общественной деятельности.
Уровень духовно-нравственной воспитанности
– это мера соответствия развитых
социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих
полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество
на данный момент своего исторического развития.
«Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии
применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и
взаимодействии» – пишет советский педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное
воспитание школьников: вопросы теории» [8, с. 132].
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания
эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости,
последующей их корректировки.
Цель:
выявление качества и
уровня духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
Опрос проводился во 2 классе.
1. Комплексная диагностическая программа, которая включает в себя следующие
методики:
методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у
учащихся;
методика №2: диагностика нравственной самооценки;
методика №3: диагностика этики поведения;
методика №4: диагностика отношения к жизненным ценностям;
методика №5: диагностика нравственной мотивации.
2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
Основными
методами
исследования
были
наблюдение,
анкетирование,
беседа,
индивидуальный опрос.
Методика №1: диагностика изучения уровня сформированности нравственных
понятий у учащихся.
Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
Добро
Зло
Мудрость
Мужество
Умеренность
Справедливость
Счастье
Дружба
Милосердие
Долг
Вина
Учащимся 2-го класса было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им
слова. Опрос проводился индивидуально.
Диаграмма 1.
Уровень сформированности нравственных понятий у учащихся.
Итак,
учащимся проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,
«добро», «долг», «вина», «счастье», «справедливость». Раскрывая смысл этих категорий, дети
давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия.
Труднее
детям
было
объяснить
такие
понятия
как
«милосердие»,
«мудрость»,
«умеренность». Понимание этих понятий далеко от действительного.
Методика №2: диагностика уровня нравственной самооценки.
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
Д
о
б
р
о
З
л
о
М
у
д
р
о
с
т
ь
М
у
ж
е
с
т
в
о
У
м
е
р
е
н
н
о
с
т
ь
С
п
р
а
в
е
д
л
и
в
о
с
т
ь
С
ч
а
с
т
ь
е
Д
р
у
ж
б
а
М
и
л
о
с
е
р
д
и
е
Д
о
л
г
В
и
н
а
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
100 %
80 %
60 %
80 %
40 %
100 %
90 %
100 %
60 %
80 %
90 %
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
- всегда;
- часто;
- редко;
- никогда.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются
следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2
единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
По итогам данной методики можно сделать вывод, что высоким уровнем нравственной
самооценки обладают 80%; средний уровень нравственной самооценки 20 %, У некоторых детей
нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением
учащихся.
Вывод:
Необходимо
cодействовать
воспитанию
реальной
самооценки
младших
школьников,
пополнять
их знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, способствовать выработке
реальной самооценки, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в
себе, радость от успеха.
Методика №3: Диагностика этики поведения (толерантного поведения)
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений.
Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть
предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
80
%
20
%
Диаграмма 2.
Диагностика нравственной самооценки.
Высокий уровень
Средний уровень
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
равнодушие,
агрессия,
легкомысленное
отношение.
Положительный
результат:
помощь,
сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического
подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание
своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный
результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая
позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия,
раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания,
мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый
вопрос:
Отрицательный
результат:
Грубость,
агрессия,
нетактичность.
Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Проанализировав высказывания детей, можно сделать вывод, что половина учащихся
соблюдают этические нормы поведения в общении со сверстниками, у половины человек не
достаточно развиты навыки общения, взаимопонимание.
Проведённый тест показал, что необходимо содействовать развитию личности, способной
устанавливать
дружеские
связи,
испытывать
удовлетворение
от
общения,
учить
взаимопониманию, сопереживанию, доброму отношению друг с другом.
Методика №4: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний,
выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
86%
14 %
Диаграмма 3.
Диагностика этики поведения.
Положительные
ответы
Отрицательные
ответы
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
3 - 4 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0 - 1 – низкий уровень.
Диаграмма 3.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Исходя
из
ответов
детей
можно
сделать
вывод,
что
высокий
уровень
отношения
к
жизненным
ценностям
у
30%,
средний
уровень
–
60%
,
ниже
среднего
уровня – 10%
В
представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика.
Духовные ценности преобладают над материальными, узколичностными и "продовольственно-
вещевыми" потребностями.
Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.
Методика №5: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ."
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет
такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
30
%
60 %
10 %
Высокий уровень
Средний уровень
Ниже среднего
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. За каждый положительный ответ дается 1
балл.
4 балла – высокий уровень; 2 - 3 балла – средний уровень; 0 - 1 балл – низкий уровень.
Таким образом, диагностика показала, что высоким уровнем нравственной мотивации
обладают 30 %, средний уровень нравственной мотивации у 70 %.
2. Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая программа изучения уровней проявления
нравственной воспитанности младшего школьника (методика М.И.Шиловой)
Фамилия , Имя ______________________________ Класс __________
Основные
отношения-
показатели
воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого
уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной
природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2.
Гордость
за
свою
страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает
об этом другим;
30 %
70 %
Диаграмма 4.
Диагностика нравственной мотивации.
Высокий уровень
Средний уровень
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3.
Служение
своими
силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и
поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5.
Познавательная
активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6.
Стремление
реализовать
свои
интеллектуальные
способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности
участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8.
Организованность
в
учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно,
помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9.
Инициативность
и
творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на
творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не
проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому
товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение
к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небрежлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12.
Осознание
значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает
товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении
работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13.
Уважительное
отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны
сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14.
Дружелюбное
отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам,
осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и
старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на
это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
16.
Честность
в
отношениях
с
товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления
лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17.
Самообладание
и
сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится
развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к
безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко
подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18.
Самоуважение,
соблюдение
правил
культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от
других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о
других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и
пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от
других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20.
Требовательность
к
себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших
делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять
основных показателей нравственной воспитанности школьника (см.: Приложние выше):
Отношение к обществу, патриотизм;
Отношение к умственному труду, любознательность;
Отношение к физическому труду, трудолюбие;
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от
3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга
выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому
показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому
показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются.
Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности
ученика:
Низкий
(0)
уровень
-
невоспитанность
(от
0
до
10
баллов)
характеризуется
отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется
под влиянием
педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Уровень воспитанности ниже среднего (1 уровень - от 11 до 20 баллов) представляется
слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в
основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом
саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний
(2)
уровень
воспитанности
(от
21
до
30
баллов)
характеризуется
самостоятельностью,
проявлениями
саморегуляции
и
самоорганизации,
хотя
активная
общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий (3) уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и
положительной
самостоятельностью
в
деятельности
и
поведении
на
основе
активной
общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо,
однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь
выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть
целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который
преобладает на данный момент у конкретного ребенка.
Преобладание
ярких
проявлений
(3
уровень)
отражает
самостоятельность,
высоконравственность
деятельности
и
поведения,
признаки
продуктивного,
деятельного
характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».
Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда
саморегулирует
свою
деятельность,
активную
нравственную
позицию.
В
этом
случае
«воспитанный ребенок».
Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и
отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят:
«недостаточно воспитанный ребенок».
Преобладание отрицательных проявлений 0 уровня, вредных привычек в поведении
ребенка характеризует его как невоспитанного.
Диаграмма 5.
Уровень нравственной воспитанности.
Из
представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 2 класса преобладают признаки
среднего уровня воспитанности у 40%, у 30% - высокий уровень нравственной воспитанности,
уровень воспитанности ниже среднего наблюдается у 20%, у 10% низкий уровень проявления
нравственно-волевых
качеств
личности.
Наиболее
яркими
качествами
формирующейся
нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к умственному труду,
отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у
ребят отношений к обществу и отношения к себе.
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данным
методикам,
позволяет
определить
процесс
развития
личности,
динамический
аспект
ее
становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют
человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей
диагностической
картине
в
коллективе,
учитель
-
воспитатель
может
моделировать
воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к
воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
Опыт нашей работы свидетельствует о том, что у современных детей стало теряться
понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети
легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто
грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не
читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их
знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции.
Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям
подняться нравственно и воспитать себя, как личность.
30
%
40 %
20 %
10 %
Высокий уровень
Средний уровень
Уровень ниже среднего
Низкий уровень